Устный журнал: «Хлеб – всему голова»
методическая разработка на тему
О труде хлебороба все колосья поют-
Значит, это особый, замечательный труд.
И живут не случайно среди наших друзей
Капитаны комбайнов, адмиралы полей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_-_vsemu_golova.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал: «Хлеб – всему голова»
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Швачкина Елена Анатольевна
О труде хлебороба все колосья поют-
Значит, это особый, замечательный труд.
И живут не случайно среди наших друзей
Капитаны комбайнов, адмиралы полей!
Цели: обогащение учащихся знаниями по русскому языку, пропаганда знаний о сельскохозяйственных профессиях, пополнение сведений о происхождении названий профессий, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание любви к Родине, к людям труда.
Задача учителя: учить детей видеть богатство и красоту русского языка.
Отчётные материалы: накопительные папки групп.
Задания по группам давались с учётом психологических особенностей детей.
1-я группа – подобрать стихотворения, пословицы, поговорки о хлебе, о земле;
2-я группа – подобрать загадки о хлебе, о земле, о людях труда;
3-я группа – подготовить сообщения о сельскохозяйственных профессиях.
Ход мероприятия:
Страница первая «Хлеб – всему голова».
1-й ученик: Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль – это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
И наш хлеб без колосьев пшеничных
Не имел бы такой красоты!
Учитель: Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был и остаётся продуктом, вызывающим особое, святое чувство.
2- ученик: За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свою жизнь сотни людей. Хлеб войны, замешенный на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.
Учитель: У хлеба есть ещё одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли «жито». В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова «житии» с помощью суффикса –то.
3-й ученик: Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлебушко – калачу дедушка.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
4-й ученик: А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово хлеб.
-Даром хлеб есть. (Жить напрасно, не принося пользы.)
-Хлеб да соль. (Приятного, хорошего аппетита.)
-Хлеб насущный. (Необходимые средства для жизни.)
-Хлеб – соль. (Угощение.)
Страница вторая «Хлебороб вчера»
5-й ученик: С детства знакомо нам слово «хлебороб». Раньше хлебороба на Руси называли хлебопашцем. В словаре русского языка оба слова толкуются следующим образом: «Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец».
1-й ученик: Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки: «Работы у крестьянина осенью заметно убывает, но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать, боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свёзши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах».
2-й ученик: В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке. Но знать значение этих слов – значит, знать историю своего народа. Познакомимся с тем, как толкуются некоторые из них в словаре В.И.Даля.
Рига – молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом.
Овин – строение для сушки хлеба в снопах. Главная часть его – яма, в которой разводится огонь.
Цеп – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и короткого деревянного била.
Гумно – место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.
3-й ученик: Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках:
-У нашего господина ни ржи, ни овина.
-Хоть овин гори, молотильщиков корми.
-У богатого гумна и свинья умна.
-Кто ленив с сохой, тому и год плохой.
-Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Страница третья «Хлебороб сегодня»
4-й ученик: Ты, на земле рождённый, в высь ли
Глядишь на звёздное руно,
Или веленьем острой мысли
Спешишь в глубины, - сей зерно!
Земля твоя! Она качала
Твоей судьбы веретено.
И нет конца и нет начала
У вечной песни – сей зерно!
5-й ученик: Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей: селекционер, агроном, машиностроитель, лётчик сельскохозяйственной авиации, пекарь и многие другие.
1-й ученик: Вчера пахарь – сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю пришли новые профессии: тракторист – машинист, комбайнёр, инженер, агроном-семеновод, почвовед и другие.
Сегодня агроном – хозяин полей! Как же объясняется название этой профессии? Агроном – специалист по агрономии, науке о законах полеводства.
2-й ученик: Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит, без тракториста-машиниста. Появилась эта профессия довольно давно. Давайте обратимся к небольшой исторической справке: «Первые колёсные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1930-м году, с 1932-го года – в США, затем и в других странах. В СССР первые тракторы изготовлены в начале 20-х годов. В русский язык это слово пришло в начале 20-го века из английского языка».
3-й ученик: Труд современного земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах, поговорках и загадках. Давайте вспомним их:
-Тот же Савка, да на иных санках.
-Идёт силач добывать калач.
-Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.
Страница четвёртая «И в шутку и всерьёз».
4-й ученик: Хлеб для космонавтов. Какую же пищу будут есть космонавты в дальних межпланетных странствиях? Пока неизвестно, что будет в далёком будущем, пока космонавты едят хлеб. И без хлеба обойтись не могут! В каждом бортовом пайке лежит блок пакетиков с буханочками по 4,5 грамма каждая. Хлеб, подаваемый космонавтам, почти десятка наименований: тут и ржаной, и бородинский, и медовая коврижка… Почему такой вес? Чтобы не резать в невесомости. Кусок на один укус. Почему буханочкой? Чтобы корочка была – она всегда полезнее.
5-й ученик: Знаете ли вы, что…
…из одного зёрнышка получается около 20 миллиграммов муки, это значит, что для выпечки батона требуется мука от помола 10 тысяч зёрен.
…в каждой школе страны выбрасывается 2-3 килограмма хлеба. Это цена недоеденных кусков.
1-й ученик: А теперь конкурс «Отгадай загадку!»
-Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами.
-Мала малышка, золотая кубышка.
-В поле едет на спине, а по полю на ногах.
-И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, и всех милей.
-Сидит в ложке, свесив ножки.
-Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.
-Не море, а волнуется.
Наиболее активные участники мероприятия награждаются памятными призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
Хлеб всему голова!
Классный час о хлебе....
"Хлеб - всему голова" Сценарий
Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....
Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.
«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он настолько приспособлен д...
Хлеб - всему голова
Концерт для тружеников села...
Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе
В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...
Устный журнал по теме "Хлеб - всему голова".
«Устный журнал по теме «Хлеб – всему голова» для учащихся 5-7 классов»....