Урок литературы в 6 классе. «И.С. Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Москаленко Светлана Васильевна

Данный материал представляет разработку урока литературы в 6 классе по теме "И.С. Тургенев "Бежин луг". Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 85

имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»

Урок литературы  в 6 классе

«И.С. Тургенев. «Бежин луг».

Портреты и рассказы мальчиков,

их духовный мир»

                                                                         

                                                                                                              Выполнила: учитель  русского языка

                                                                                                           и литературы МКОУ «СОШ № 85»                                                                                            

                                                                                                         Москаленко Светлана Васильевна

                                                                                                                         

Тайшет, 2016 г.

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

ФИО

Москаленко Светлана Васильевна

Предмет

Литература

УМК

Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.: ил.

Класс

6 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология

Технология активных методов обучения

Тема

И.С. Тургенев. «Бежин луг».  Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.

Цель

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, с рассказом «Бежин луг».

Задачи

Образовательные:  показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

Развивающие:  развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; обеспечить развитие мотивации к изучению темы;

Воспитательные:  воспитывать  хороший эстетический вкус; возбудить интерес к предмету, разрушить стереотипы, побудить  к творческому мышлению и формированию продуктивных знаний.

Планируемые результаты

Предметные: обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владение  навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составления  словесного портрет на основе полученных знаний и представлений;

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации  к обучению; формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, осознание  готовности к саморазвитию;

Метапредметные: способствовать формированию умения самостоятельно ставить цель, планировать пути ее достижения; умения работать с информацией; умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем, сверстниками; работать индивидуально, в паре; умения аргументировать своё мнение;

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, овладевать способностью  понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  работать индивидуально и в группе уметь корректно контролировать и оценивать действия партнера;

Познавательные УУД: формировать самостоятельное умение выделять и формулировать проблему при изучении темы:  ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета.

Основные понятия

Описание, портрет

Межпредметные связи

ИЗО

Ресурсы

Основные: учебник

Формы деятельности учащихся

групповая

Дидактическая структура урока (указать время для каждого этапа урока):

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Способы оценивания

Организационный момент

(2 мин)

АМО: «Поздоровайся локтями»

Цель: создать комфортную обстановку начала урока, настроить учащихся на предстоящую работу.

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Участники: все учащиеся класса

Подготовка: предварительно класс разбивается на 5 групп по 5 человек;

по кабинету расставлены столы по количеству групп.

Технология проведения:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок мы начнём с приветствия.

Ученики из первой группы складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

учащиеся второй группы складывают руки на плечах так, чтобы локти были расставлены в разные стороны;

участники третьей группы ставят руки на пояс так, чтобы локти были расставлены в разные стороны.

Дети приветствуют друг друга, коснувшись локтями. Через три минуты ребята собираются в круг.

Результат: ребята поздоровались друг с другом

Проверка домашнего задания (2мин.)

-Дома вы должны были прочитать текст и выписать слова, дав им определение.

Поверье 

Россказни 

Предание 

Быличка 

- Молодцы! С домашним заданием вы справились. А теперь обратите внимание на слайд:

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

Изучение нового материала (15 минут)

На столах у учащихся  тексты стихотворений И.З. Сурикова «В ночном».

-Ребята, прочитайте самостоятельно стихотворение И.З.  Сурикова.

-Как вы думаете, это стихотворение связано с темой нашего сегодняшнего урока?

-О чем мы будем говорить на уроке? (учащиеся определяют тему и цель урока)

АМО «Дерево ожидания»

Следующий этап нашей работы – это тема сегодняшнего урока: «И.С. Тургенев. «Бежин луг».  Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир».  А начнём мы с того, что вы на дерево, прикреплённое на доске, поместите яблоки.  А на яблоках с обратной стороны напишите, что ожидаете от урока. (Ребята подходят к доске и помещают яблоки на дерево) В конце урока мы проверим, оправдались ли ваши надежды.

АМО «Тайное всегда становится явным»

Учащиеся сидят за столами группами по пять человек. На столах у них тексты рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенева. Задание: пользуясь текстом, представить одного героя (мальчика) из  рассказа по своему принципу, определив наиболее важные его особенности.

1 группа  раскрывает образ героя, используя таблицу.

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

2 группа составляет Кластер:  на ватмане чётко записывает необходимую информацию в той форме, которую считают важной.

3 группа представляет героя  по принципу «Акрослово». При помощи прилагательного дают характеристику герою:

П - простой

А - активный

В - великодушный

Л - внимательный

У - умный

Ш - щутливый

А  - аккуратный

ФИЗМИНУТКА (электронная гимнастика для глаз)  (1мин.)

4 группа составляет Синквейн (1-сущ, 2- 2 прил., 3-3 глаг., 4 – фраза из 4-х слов, 5- одно слово, чётко характеризующее образ)

5 группа сопоставляет работу художника с  описанием  мальчика по тексту.

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.(Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя)
  5. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь. (Ваня)

ФИЗМИНУТКА (электронная гимнастика для глаз)  (1мин)

(В течение 15 минут учащиеся работают в группах, выполняют задания. Затем защищают свою работу. После 3 выступления физминутка. Две 4 и 5 группа завершают)

-Ребята, в начале урока вы прикрепили на дерево яблоки, давайте посмотрим, оправдались ли ваши ожидания от урока (учитель переворачивает яблоки и вместе с учащимися комментирует ожидаемый результат)

Домашнее задание (2мин.)

-Найдите в тексте описание природы,  перескажите эпизод или нарисуйте иллюстрацию к этому описанию.

Рефлексия (3мин.)

-  Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания учащихся)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?

- А теперь оцените свою работу и работу вашей группы на уроке, заполнив лист самооценки.

Моя самооценка и оценка работы группы

                                 

  Моя самооценка и оценка работы группы

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по теме: И.С.Тургенев "Бежин луг. Образы крестьянских мальчиков"

Показано богатство духовного мира крестьянских мальчиков. Тургенев создал портрет и сравнительную характеристику героев....

Конспект урока по литературе. 6 класс "И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика".

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева. И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён ...

Презентация к уроку по литературе.6 класс. И.С. Тургенев "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе.6 класс. И.С. Тургенев "Бежин луг"...

Презентация к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"

Презентация к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"...

Технологическая карта к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"

Технологическая карта к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"...