ФИО | Москаленко Светлана Васильевна |
Предмет | Литература |
УМК | Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.: ил. |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Технология | Технология активных методов обучения |
Тема | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. |
Цель | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, с рассказом «Бежин луг». |
Задачи | Образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; обеспечить развитие мотивации к изучению темы; Воспитательные: воспитывать хороший эстетический вкус; возбудить интерес к предмету, разрушить стереотипы, побудить к творческому мышлению и формированию продуктивных знаний. |
Планируемые результаты
| Предметные: обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владение навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составления словесного портрет на основе полученных знаний и представлений; Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению; формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, осознание готовности к саморазвитию; Метапредметные: способствовать формированию умения самостоятельно ставить цель, планировать пути ее достижения; умения работать с информацией; умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками; работать индивидуально, в паре; умения аргументировать своё мнение; Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, овладевать способностью понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; работать индивидуально и в группе уметь корректно контролировать и оценивать действия партнера; Познавательные УУД: формировать самостоятельное умение выделять и формулировать проблему при изучении темы: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета. |
Основные понятия | Описание, портрет |
Межпредметные связи | ИЗО |
Ресурсы | Основные: учебник
|
Формы деятельности учащихся | групповая |
Дидактическая структура урока (указать время для каждого этапа урока): | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Способы оценивания |
|
|
Организационный момент (2 мин) | АМО: «Поздоровайся локтями» Цель: создать комфортную обстановку начала урока, настроить учащихся на предстоящую работу. Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Участники: все учащиеся класса Подготовка: предварительно класс разбивается на 5 групп по 5 человек; по кабинету расставлены столы по количеству групп. Технология проведения: - Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок мы начнём с приветствия. Ученики из первой группы складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; учащиеся второй группы складывают руки на плечах так, чтобы локти были расставлены в разные стороны; участники третьей группы ставят руки на пояс так, чтобы локти были расставлены в разные стороны. Дети приветствуют друг друга, коснувшись локтями. Через три минуты ребята собираются в круг. Результат: ребята поздоровались друг с другом |
|
Проверка домашнего задания (2мин.)
| -Дома вы должны были прочитать текст и выписать слова, дав им определение. Поверье Россказни Предание Быличка - Молодцы! С домашним заданием вы справились. А теперь обратите внимание на слайд: Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета. Россказни – измышления, выдумки. Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда. Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик. |
|
Изучение нового материала (15 минут)
| На столах у учащихся тексты стихотворений И.З. Сурикова «В ночном». -Ребята, прочитайте самостоятельно стихотворение И.З. Сурикова. -Как вы думаете, это стихотворение связано с темой нашего сегодняшнего урока? -О чем мы будем говорить на уроке? (учащиеся определяют тему и цель урока) АМО «Дерево ожидания» Следующий этап нашей работы – это тема сегодняшнего урока: «И.С. Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир». А начнём мы с того, что вы на дерево, прикреплённое на доске, поместите яблоки. А на яблоках с обратной стороны напишите, что ожидаете от урока. (Ребята подходят к доске и помещают яблоки на дерево) В конце урока мы проверим, оправдались ли ваши надежды.
|
|
АМО «Тайное всегда становится явным» Учащиеся сидят за столами группами по пять человек. На столах у них тексты рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенева. Задание: пользуясь текстом, представить одного героя (мальчика) из рассказа по своему принципу, определив наиболее важные его особенности. 1 группа раскрывает образ героя, используя таблицу. Персонаж | Возраст | Семья, положение | Одежда | Почему попал в ночное | Характер | Основные черты | Где и в чём проявились | Впечатление автора |
2 группа составляет Кластер: на ватмане чётко записывает необходимую информацию в той форме, которую считают важной. 3 группа представляет героя по принципу «Акрослово». При помощи прилагательного дают характеристику герою: П - простой А - активный В - великодушный Л - внимательный У - умный Ш - щутливый А - аккуратный ФИЗМИНУТКА (электронная гимнастика для глаз) (1мин.) 4 группа составляет Синквейн (1-сущ, 2- 2 прил., 3-3 глаг., 4 – фраза из 4-х слов, 5- одно слово, чётко характеризующее образ) 5 группа сопоставляет работу художника с описанием мальчика по тексту. - Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.(Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя)
- Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь. (Ваня)
ФИЗМИНУТКА (электронная гимнастика для глаз) (1мин) (В течение 15 минут учащиеся работают в группах, выполняют задания. Затем защищают свою работу. После 3 выступления физминутка. Две 4 и 5 группа завершают) -Ребята, в начале урока вы прикрепили на дерево яблоки, давайте посмотрим, оправдались ли ваши ожидания от урока (учитель переворачивает яблоки и вместе с учащимися комментирует ожидаемый результат) |
Домашнее задание (2мин.) | -Найдите в тексте описание природы, перескажите эпизод или нарисуйте иллюстрацию к этому описанию. |
|
Рефлексия (3мин.) | - Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания учащихся) - Что нового вы узнали на уроке? - Какую тему разговора вы хотели бы продолжить? - А теперь оцените свою работу и работу вашей группы на уроке, заполнив лист самооценки. | Моя самооценка и оценка работы группы
|