Урок внеклассного чтения 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Разработка урока и презентация по  повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка".  Использованы разные приемы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема: Человеческая ценность повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

  Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы.

 Цель: расширить представление учеников о творчестве А.С.Пушкина;

          учиться видеть за внешней простотой текста его глубину;    

          развивать умение анализа прозаического текста;

          продолжить обогащение словарного запаса учащихся;

          продолжить знакомство с жизнью поместных дворян 19 века.

I. Оборудование урока

  Портрет А.С.Пушкина

  Иллюстрации к повести

Презентация

II. Оформление доски:

           Во всех ты, Душенька, нарядах хороша

 Словарная работа

              лексика: англоман, зоил, мистификация,

              литературные понятия: цикл повестей,  пейзаж, жанр

Ход урока

1.Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат: Слайд 3

 

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом...

 

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 

Вот из моря вылез старый Бес:

"Зачем ты, Балда, к нам залез?"-

"Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить".

2. Слово учителя.

Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)

 А сегодня мы с вами поговорим о его повестях под названием «Повести Белкина» Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) – слайд 6

"Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству".

В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.

3.  История создания «Повестей Белкина» (Презентация) Слайд 6,4

  1. Полное название этого произведения «Повести  покойного Ивана Петровича Белкина,

  изданные А. П.» были написаны Пушкиным осенью 1830 года в его поместье Болдино

  (знаменитая болдинская осень – самый плодотворный период в творчестве Александра

  Сергеевича), это цикл (группа) повестей, состоящий из 5 произведений, перечислите их

      /«Выстрел»

       «Метель»

       «Гробовщик»

       «Станционный смотритель»

       «Барышня-крестьянка»/    

 2.   Автором повестей заявлен некий Иван Петрович Белкин, к тому же покойный.

  Это, конечно, литературная мистификация

                /литературная мистификация – намеренное введение в обман, в заблуждение/

Почему так поступил Пушкин? Версий много, это и дань своему времени (тогда это было модно), и возможность писать от лица человека простого, якобы слышавшего эти истории от разных людей – все это должно было придать рассказам достоверность, жизненность.

Но, конечно, широкая публика очень скоро узнала настоящего автора.

4.Слово учителя:

Обратимся  к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.

Проблемный вопрос:

  повесть «Барышня-крестьянка» настолько легка в восприятии, что кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых  авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Так ли это? Ответу на этот вопрос мы и посвятим свой урок

5. Жанровые особенности повести

Итак, ребята  мы с вами начнем работу  с жанра произведения. Это повесть - новое для вас понятие. Давайте рассмотрим жанровые особенности повести.

- Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?

1.(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 8

(Проверка)

 1. Герои повести.

Учитель:    Поговорим, о героях, о сюжете повести слайд7

Опишите героев, здесь представлены два поколения:

старшее поколение – Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский

Иван Петрович Берестов - подготовленный пересказ ученика:

     «В одной из отдаленных губерний…

     …Вообще его любили, хотя и почитали гордым»

- Каков же его сосед?

Григорий Иванович Муромский – подготовленный пересказ ученика:

     «Это был настоящий русский барин…

     …оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым»

- Каковы отношения между ними?

     /«Из всех людей, осуждавших его /Муромского/, Берестов отзывался строже всех.

   Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера»/

- Как реагировал Муромский?

    /«Англоман выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты. Он

    бесился и… прозвал своего зоила медведем и провинциалом»/

- Объясните значение слов «англоман»? «зоил»?

     /зоил – завистливый критик, по словарю В.И.Даля; англоман – человек,

       испытывающий пристрастие ко всему английскому/

Вывод: перед нами типичные помещики того времени: один – настоящий хозяин своего поместья; другой – оригинал, живущий на иностранный манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы.

Вернемся к сюжету: но между ними непримиримая вражда!

- Каково же молодое поколение? слайд

Алексей Берестов – выразительное чтение учащимися описания героя:

     «Алексей был в самом деле молодец…

    …ходил по рукам список с адреса одного из его писем: Акулине Петровне Курочкиной,

     в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника Савельева, а вас

     покорнейше прошу доставить письмо сие А.Н.Р.»

Лиза Муромская (Бетси) –– выразительное чтение учащимися описания героини:

  «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое очень и  приятное лицо…и  

  приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон…»

6.Чтение по ролям  «Первая встреча Лизы-Акулины и Алексея в лесу»

- Как дальше развиваются отношения?

     /Алексей влюбляется в крестьянку Акулину, Лиза-Акулина испытывает те же чувства/

-Что привлекает Алексея в Акулине?

       /ее непосредственность, живость, ум, естественность/

Перед нами как будто классический сюжет: враждующие родители – влюбленные дети

Трагедия неизбежна?!

- Как развиваются отношения между родителями?

      /Берестов-старший помог Муромскому-старшему, упавшему на охоте, в ответ был приглашен вместе с сыном в гости/

-Что придумала Лиза, чтобы не быть узнанной?

     /воспользовалась белилами, румянами мадам Жаксон/

7.Чтение сцены « В гостях у Муромских»

«Лиза, его смуглая Лиза…не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барыни;

- Как ведет себя Лиза?  (Она жеманилась и говорила только по – французски)

Жеманность – отсутствие простоты.

- Что не понравилось Алексею в Лизе?

(Жеманность, неестественность, позирование)

_Почему Алексей решил объясниться с Лизой? На что он был готов ради Лизы?

Алексей готов был жениться на крестьянке!

8.Сцена «Вторая встреча с Лизой» - выразительное чтение учащимися описания героини:

 «Все будет решено…» - до конца повести.

- Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза - одна и та же девушка. Теперь герои

могут не скрывать своих чувств. Повесть заканчивается счастливо.

- Почему автор одаривает своих героев счастьем?

- Почему они этого заслуживают?

- Что ценит  автор в человеке?  

   9.Иллюстрация  к повести  - комментарии уч-ся к иллюстрациям      Слайды 9-10 , иллюстрации  

 - Что хотели подчеркнуть в своих героинях? Соотнесите с эпиграфом:

 «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»

Учитель: глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями

в человеке простоту, ум, живость,  способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - действительно заслуживает  слов эпиграфа  Слайд 12

10. Художественные особенности повести

1. Описания природы, роль пейзажа в повести Слайд 11

     - Что делает повесть такой лиричной, светлой?

        Обратимся к описаниям природы

        «Заря сияла…в шестом часу весеннего утра?»

- Какова роль природы?

               1. создает лирический фон для романтической сцены свидания

               2. автор описывает весну, утро, весенний лес – это зарождение

              чувств героев

               3. помогает передать настроение героини

               4. создать образ героини

11.Вывод по теме урока: (ответ на проблемный вопрос)

Мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной: оно говорит о ценности простоты в человеке, естественности в проявлении

чувств, о верности в любви – Пушкин потом не раз будет подчеркивать значение этих качеств в своих героях (например, в образе Татьяны Лариной - главной героини его романа «Евгений Онегин», Маши Мироновой – героини повести «Капитанская дочка»).

Да и незатейливость повествования – кажущаяся: автор продумал и сюжет, и композицию,

и поэтические описания природы, это и делает  произведение  легким, жизнерадостным и

удивительно гармоничным

12. Рефлексия.

 - Кто вам больше всех понравился в повести ?

- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С.  Пушкина? 

13. Оценки за урок

 14.Домашнее задание : прочитать другие повести А.С.Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...