Урок внеклассного чтения 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Разработка урока и презентация по повести А.С.Пушкина "Барышня - крестьянка". Использованы разные приемы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_povesti_a._s._pushkina_baryshnya-krest.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Человеческая ценность повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы.
Цель: расширить представление учеников о творчестве А.С.Пушкина;
учиться видеть за внешней простотой текста его глубину;
развивать умение анализа прозаического текста;
продолжить обогащение словарного запаса учащихся;
продолжить знакомство с жизнью поместных дворян 19 века.
I. Оборудование урока
Портрет А.С.Пушкина
Иллюстрации к повести
Презентация
II. Оформление доски:
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша
Словарная работа
лексика: англоман, зоил, мистификация,
литературные понятия: цикл повестей, пейзаж, жанр
Ход урока
1.Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат: Слайд 3
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Вот из моря вылез старый Бес:
"Зачем ты, Балда, к нам залез?"-
"Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить".
2. Слово учителя.
Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)
А сегодня мы с вами поговорим о его повестях под названием «Повести Белкина» Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) – слайд 6
"Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству".
В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
3. История создания «Повестей Белкина» (Презентация) Слайд 6,4
1. Полное название этого произведения «Повести покойного Ивана Петровича Белкина,
изданные А. П.» были написаны Пушкиным осенью 1830 года в его поместье Болдино
(знаменитая болдинская осень – самый плодотворный период в творчестве Александра
Сергеевича), это цикл (группа) повестей, состоящий из 5 произведений, перечислите их
/«Выстрел»
«Метель»
«Гробовщик»
«Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»/
2. Автором повестей заявлен некий Иван Петрович Белкин, к тому же покойный.
Это, конечно, литературная мистификация
/литературная мистификация – намеренное введение в обман, в заблуждение/
Почему так поступил Пушкин? Версий много, это и дань своему времени (тогда это было модно), и возможность писать от лица человека простого, якобы слышавшего эти истории от разных людей – все это должно было придать рассказам достоверность, жизненность.
Но, конечно, широкая публика очень скоро узнала настоящего автора.
4.Слово учителя:
Обратимся к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Проблемный вопрос:
повесть «Барышня-крестьянка» настолько легка в восприятии, что кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Так ли это? Ответу на этот вопрос мы и посвятим свой урок
5. Жанровые особенности повести
Итак, ребята мы с вами начнем работу с жанра произведения. Это повесть - новое для вас понятие. Давайте рассмотрим жанровые особенности повести.
- Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?
1.(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 8
(Проверка)
1. Герои повести.
Учитель: Поговорим, о героях, о сюжете повести слайд7
Опишите героев, здесь представлены два поколения:
старшее поколение – Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский
Иван Петрович Берестов - подготовленный пересказ ученика:
«В одной из отдаленных губерний…
…Вообще его любили, хотя и почитали гордым»
- Каков же его сосед?
Григорий Иванович Муромский – подготовленный пересказ ученика:
«Это был настоящий русский барин…
…оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым»
- Каковы отношения между ними?
/«Из всех людей, осуждавших его /Муромского/, Берестов отзывался строже всех.
Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера»/
- Как реагировал Муромский?
/«Англоман выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты. Он
бесился и… прозвал своего зоила медведем и провинциалом»/
- Объясните значение слов «англоман»? «зоил»?
/зоил – завистливый критик, по словарю В.И.Даля; англоман – человек,
испытывающий пристрастие ко всему английскому/
Вывод: перед нами типичные помещики того времени: один – настоящий хозяин своего поместья; другой – оригинал, живущий на иностранный манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы.
Вернемся к сюжету: но между ними непримиримая вражда!
- Каково же молодое поколение? слайд
Алексей Берестов – выразительное чтение учащимися описания героя:
«Алексей был в самом деле молодец…
…ходил по рукам список с адреса одного из его писем: Акулине Петровне Курочкиной,
в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника Савельева, а вас
покорнейше прошу доставить письмо сие А.Н.Р.»
Лиза Муромская (Бетси) –– выразительное чтение учащимися описания героини:
«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое очень и приятное лицо…и
приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон…»
6.Чтение по ролям «Первая встреча Лизы-Акулины и Алексея в лесу»
- Как дальше развиваются отношения?
/Алексей влюбляется в крестьянку Акулину, Лиза-Акулина испытывает те же чувства/
-Что привлекает Алексея в Акулине?
/ее непосредственность, живость, ум, естественность/
Перед нами как будто классический сюжет: враждующие родители – влюбленные дети
Трагедия неизбежна?!
- Как развиваются отношения между родителями?
/Берестов-старший помог Муромскому-старшему, упавшему на охоте, в ответ был приглашен вместе с сыном в гости/
-Что придумала Лиза, чтобы не быть узнанной?
/воспользовалась белилами, румянами мадам Жаксон/
7.Чтение сцены « В гостях у Муромских»
«Лиза, его смуглая Лиза…не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барыни;
- Как ведет себя Лиза? (Она жеманилась и говорила только по – французски)
Жеманность – отсутствие простоты.
- Что не понравилось Алексею в Лизе?
(Жеманность, неестественность, позирование)
_Почему Алексей решил объясниться с Лизой? На что он был готов ради Лизы?
Алексей готов был жениться на крестьянке!
8.Сцена «Вторая встреча с Лизой» - выразительное чтение учащимися описания героини:
«Все будет решено…» - до конца повести.
- Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза - одна и та же девушка. Теперь герои
могут не скрывать своих чувств. Повесть заканчивается счастливо.
- Почему автор одаривает своих героев счастьем?
- Почему они этого заслуживают?
- Что ценит автор в человеке?
9.Иллюстрация к повести - комментарии уч-ся к иллюстрациям Слайды 9-10 , иллюстрации
- Что хотели подчеркнуть в своих героинях? Соотнесите с эпиграфом:
«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»
Учитель: глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями
в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - действительно заслуживает слов эпиграфа Слайд 12
10. Художественные особенности повести
1. Описания природы, роль пейзажа в повести Слайд 11
- Что делает повесть такой лиричной, светлой?
Обратимся к описаниям природы
«Заря сияла…в шестом часу весеннего утра?»
- Какова роль природы?
1. создает лирический фон для романтической сцены свидания
2. автор описывает весну, утро, весенний лес – это зарождение
чувств героев
3. помогает передать настроение героини
4. создать образ героини
11.Вывод по теме урока: (ответ на проблемный вопрос)
Мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной: оно говорит о ценности простоты в человеке, естественности в проявлении
чувств, о верности в любви – Пушкин потом не раз будет подчеркивать значение этих качеств в своих героях (например, в образе Татьяны Лариной - главной героини его романа «Евгений Онегин», Маши Мироновой – героини повести «Капитанская дочка»).
Да и незатейливость повествования – кажущаяся: автор продумал и сюжет, и композицию,
и поэтические описания природы, это и делает произведение легким, жизнерадостным и
удивительно гармоничным
12. Рефлексия.
- Кто вам больше всех понравился в повести ?
- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?
13. Оценки за урок
14.Домашнее задание : прочитать другие повести А.С.Пушкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.
Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...