Рабочая программа по литературе для 6 класса по программе В.Я.Коровиной
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена по литературе для учащихся 6 класса по программе В.Я. Коровиной. Состалена в соответствии с требованимия ФГОС вторго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе, авторской программы В.Я.Коровиной и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В програаму включен необходимый перечень видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания произведений наизусть, произведения для самостоятельного чтения. Программа рассчитана на два часа в неделю (70 часов). Дается календарно - тематическое планирование, состоящее из 9 пунктов: номер, тема урока, количество часов, тип урока, характеристика видов деятельности учащихся, виды контроля и измерители, планируемые результаты освоения материала, домашнее задание, дата проведения. Имеется перечень учебно - методической литературы, планируемые результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit-re_6_kl_pofgos.docx | 125.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено « «Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель руководителя по УВР Руководитель МБОУ
______/Халиуллина Е. Н./ МБОУ Среднедевятовской сош Среднедевятовской сош
Протокол № от ___________/Бартеньева Е. В./ ________/Жесткова А. П./
« » августа 2013г. « » августа 2013 г. Приказ №
« » августа 2013 г.
Рабочая программа
по литературе в 6 классе
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Среднедевятовской средней общеобразовательной школы
Бартеньевой Елены Васильевны
первой квалификационной категории
2013 – 2014 учебный год.
I. Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Данная рабочая программа представляет собой целостный документ и включает в себя следующие разделы:
- Пояснительную записку.
- Содержание тем учебного курса
- Учебно – тематический план
- Планирование уроков.
- Учебно – методическую литературу
6. Планируемые результаты изучения литературы в 6 классе
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.
Место предмета
На обучение литературе в 6 классе базисным учебным планом Республики Татарстан в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 6 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2009
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
II. Содержание тем учебного предмета.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Г.Тукай. Стихотворения Родная деревня», «Книга».
К.Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Планируемые результаты |
1. | Введение. Книга в жизни человека | 1 | Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
2. | Устное народное творчество | 3 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. |
3. | Из древнерусской литературы | 1 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
4. | Из литературы XVIII века | 4 | Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. |
5. | Из литературы XIX века | 27 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
6. | Из русской литературы XX века | 21 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. |
7. | Из зарубежной литературы | 11 | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. |
8. | Итоги года | 1 | Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. |
9 | 70 |
Планирование прохождение программы.
Содержание | Внеклассное чтение | Развитие речи | Кол-во часов |
Введение. | 1 | ||
Устное народное творчество. | 1 | 3 | |
Из древнерусской литературы. | 1 | ||
Из русской литературы 18 века | 1 | 4 | |
Из русской литературы XIX века. | 2 | 6 | 27 |
Из русской литературы XX века. | 2 | 2 | 21 |
Из литературы народов мира | 2 | ||
Зарубежная литература. | 1 | 11 | |
Всего часов | 7 | 8 | 70 |
IV.КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности уч-ся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ | |||||||||
1 | В дорогу зовущие, или Литература открывает мир | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, тестирование, | Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? | Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг | Подготовить устный рассказ на темы (по выбору): «Книга, которая по- могла мне понять самого себя (других людей)», «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». | 04.09 13 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | |||||||||
2 | Календарно-обрядовые песни | 1 | Комбинированный | Прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника, ответы на вопросы, выразительное чтение; | Ответить на вопрос: Выразительное чтение одной из обрядовых песен | Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику | Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстрацию. Подготовить её защиту | 06.09 13 | |
3 | Пословицы и поговорки | 1 | Комбинированный | Чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок, ответы на вопросы, мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам; | Подобрать синонимы к поговоркам.Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка» | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи | Придумать рассказ по пословице | 11.09 13 | |
4 | Вн. чтение. В чем красота русского фольклора? | 1 | Внеклассное чтение | Выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование по пословицам; | Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций. Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц. | Уметь исполнять обрядовые песни, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них | Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси | 13.09 13 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |||||||||
5 | Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Комбинированный | Чтение статьи в учебнике, прослушивание тек-та сказания по фонохрестоматии, связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи | Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания. Письменно ответить на вопросы | Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание»,; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества | Задание с.64 Индивидуальные задания: прочитать и подготовить устные сообщения о Крылове | 18.09 13 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА | |||||||||
6 | Произведения 18 века. Русская басня | 1 | Усвоение новых знаний | Комментированное чтение. Работа над выразительным чтением басен. | Выразительное чтение, сообщения учащихся по теме | Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Уметь анализировать басню. | Выразительное чтение басни Дмитриева | 20.09 13 | |
7 | И .А. Крылов «Осёл и Соловей» | 1 | Комбинированный | Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением басен. | Выразительное чтение | Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Уметь анализировать басню. | Наизусть басню «Осел и Соловей» | 25.09 13 | |
8 | Басни А.И. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик» | 1 | Комбинированный | Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка , чтение по ролям. | Выразительное чтение, чтение наизусть | Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях. Уметь анализировать басню,. | Наизусть «Листы и корни» или «Ларчик», инсценировка в парах | 27.09 13 | |
9 | Вн. чт. И.А. Крылов «Баснописец, каких не было». | 1 | Внеклассное чтение | Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка , чтение по ролям. | Инсценировка, сообщения | Знать: жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.); термины (басня, аллегория, мораль, басенный стих); Уметь:работать со статьей учебника; определять жанровые признаки басни; читать по ролям. | Сообщение о Пушкине, групповая газета | 02.10 13 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА | |||||||||
10 | А.С.Пушкин Лицейская лирика . Стихотворение «И.И. Пущину» | 1 | Комбинированный | Чтение статьи учебника, прослушивание стихотворения; выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; анализ текста | Ответы на вопросы выразительное чтение стихотворения. | Знать: факты биографии А.С., уметь: находить в стихотворении признаки жанра послания. | Выучить стихотворение «И.И.Пущину» наизусть. | 04.10 13 | |
11 | Стихотворения А.С. Пушкина «Узник», «Зимнее утро» | 1 | Комбинированный | Прослушивание и восприятие стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения. | Ответ на вопросы. Подготовить выразительное чтение стихотворения. Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты? | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения; : какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа уметь анализировать стихотворение | Выучить стихотворения «Узник», «Зимнее утро» наизусть.(на выбор) Прочитать стихотворение «Зимняя дорога» | 09.10 13 | |
12 | Р.р.Двусложные размеры стиха. | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника; определение размера стихотворения; литературоведческий анализ текста. | Выполнить задания: расставить ударения в отдельной строке стихотворения; определить ударные и безударные слоги; составить схему расположения ударных и безударных слогов в строках; установить стихотворный размер | Знать: определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа»,«стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему. | 11.10 13 | ||
13 | Р.р. Анализ лирического произведения | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение и восприятие стихотворения, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование .Анализ лирического произведения на примере стихотворения «Зимнее утро» | Выразительное чтение стихотворения наизусть. Ответы на вопросы. | Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; уметь определять выразительные средства языка расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения | . Прочитать 1-4 главы романа А.С.Пушкина «Дубровский». Прочитать в учебнике статью «О романе «Дубровский». | 16.10 13 | |
14 | Роман А.С. Пушкина «Дубровский» (гл.1-4) | 1 | Усвоение новых знаний | Прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; выразительное чтение эпизодов; комментирование художественного произведения; анализ текста | Работа с вопросами к 1-4 гл. | Знать историю создания романа; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев,. | Прочитать 5--7 гл., составить план событий,» | 18.10 13 | |
15 | Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» (гл.5-7) | 1 | Комбинированный | Выборочное чтение эпизодов, обсуждение плана основных событий; анализ текста. | Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы. | Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. | Читать главы: 8-12.озаглавить главы. пересказ эпизода «Обед в Покровском | 23.10 13 | |
16 | Роман А.С. Пушкина «Дубровский» (гл.8-12). Учитель– француз. | 1 | Комбинированный | Выборочное чтение эпизодов; ответы на вопросы; художественный пересказ эпизода; анализ 8-12 глав романа, составление плана к гл 8 и 11 | Пересказать близко к тексту эпизод «Обед в Покровском». Ответить на вопросы. | Знать: содержание анализируемых глав; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа. | Прочитать гл. 13-19, озаглавить, составить план к гл 12,13. Устно на вопросы3,5 стр 147 | 25.10 13 | |
17 | Роман А.С. Пушкина «Дубровский» (гл.13-19). Сюжет и композиция романа. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, анализ эпизодов текста, устное сообщение, характеристика героев, работа с учебником, работа с иллюстрацией, прослушивание эпизодов романа в записи. | Комментированное чтение и обсуждение. Проверка плана, составленного дома. | Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; уметь составлять сложный план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; создавать устное или письменное сочинение – рассуждение о героях произведения. | Подготовить характеристику Троекурова (устно) | 30.10 13 | |
18-19 | Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | 2 | Развитие речи | Подготовка к сочинению – рассуждению о героях изучаемого произведения, обучение составлению сложного плана. | Составление плана характеристики | Знать: содержание романа,; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); | Дописать сочинение дома. Прочитать к уроку внеклассного чтения повесть А.С. Пушкина«Барышня-крестьянка | 01.11 13 13.11 13 | |
20 | Вн.чт «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел» | Внеклассное чтение | Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы: инсценировка эпизодов | Тест по роману | Знать: сюжет и героев повести Пушкина,; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести. | Инд. задания: подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове (детские годы поэта в Тарханах, жизнь Лермонтова в Москве | 15.11 13 | ||
21 | М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | 1 | Комбинированный | Прослушивание стихотворения , ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; | Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек? | Знать: биографию поэта и историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»;;уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка | Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию). | 20.11 13 | |
22 | Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | 1 | Комбинированный | Прослушивание стихотворения ,чтение и восприятие художественного текста,ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; анализ текста | Ответить на вопросы: какое впечатление произвело на вас чтение актером стихотворения? | Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение»; уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, выразительно читать, | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Прочитать стихотворение «Утес», «Листок», «На севере диком» | 22.11 13 | |
23 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» | 1 | Комбинированный | Прослушивание стихотворений ,ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование; анализ тек ста, сопоставление произведений художественной литературы (черновых вариантов с окончательной редакцией и со стихотворением Ф.И.Тютчева) | Ответить на вопрос. Выразительное чтение стихотворения. | Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; уметь определять средства художественной выразительности в тексте, | Выучить одно из понравившихся стихотворений наизусть. Прочитать рассказ «Бежин луг». Инд. задание: подготовить по материалам учебника устный рассказ-сообщение о И.С.Тургеневе | 27.11 13 | |
24 | И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг | 1 | Усвоение новых знаний | Прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение , художественный рассказ «Бежин луг» с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста, ответы на вопросы; устное словесное рисование; комментирование отдельных фрагментов рассказа; анализ текста. | Сопоставительный анализ ночного и утреннего пейзажа, характеристика героев. | Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст | Подготовить пересказ историй, рассказанных мальчиками. Задание 3 стр.199 | 29.11 13 | |
25 | Мастерство И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей» | 1 | Комбинированный | Прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа; художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы; устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; комментирование отдельных фрагментов текста, анализ текста | Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актера? Как можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями? Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям? | Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать. | Написать сочинение «Кто из мальчиков в рассказе мне запомнился и понравился»? « Каким предстает перед нами автор – рассказчик в рассказе «Бежин луг?» | 04.12 13 | |
26 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело..» | 1 | Комбинированный | Прослушивание стихотворений; заочная экскурсия в дом-музей Овстуг: анализ текста лирического произведения. | Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений. | Знать: жизнь и творчество поэта, определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» уметь: объяснять роль восклицания, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении | Выучить наизусть стихотворение по выбору. Инд. Задание: подготовить сообщение о А.А. Фете. | 06.12 13 | |
27 | А.А.Фет. Стихотворения. «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь» и др. | 1 | Усвоение новых знаний | Прослушивание стихотворений, чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; анализ текста, работа с учебником. | Ответы на вопросы . Подготовить выразительное чтение стихотворений. | Знать: жизнь и творчество поэта, определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» уметь: объяснять роль восклицания, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении | Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Инд. задание: подготовить устное сообщение о Н.А. Некрасове по материалам учебника. Прочитать стихотворение «Железная дорога- | 11.12 13 | |
28 | Н.А.НекрасовСтихотворение «Железная дорога». | 1 | Усвоение новых знаний | Прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; анализ текста, словарная работа, работа с иллюстрацией. | Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А. Некрасове. | Знать: жизнь и творчество поэта, определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами | Выучить наизусть отрывок из стихотворения Некрасова «Железная дорога»: от слов «Славная осень!..» -до «...думаю думу свою». Прочитать поэму «Дедушка». Подготовить художественный рассказ об истории жизни главного героя | 13.12 13 | |
29 | Вн/чт. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка» | 1 | Внеклассное чтение | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; художественный рассказ о жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов. | Ответы на вопросы. | Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя, уметь: выразительно читать лирическое повествование | Наизусть одну гл.на выбор. Стр. 244 задания 1и2 письменно. | 18.12 13 | |
30 | Р.р.Трехсложные размеры стиха | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника о трехсложных размерах стиха; ответы на вопросы; сочинение на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России»; | Составить сводную таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха» на основании прочитанной статьи учебника. Определить размер стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «На севере диком» | Знать: определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений | Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Левша». Подготовить рассказ о тульском мастеровом...» | 20.12 13 | |
31 | Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение и восприятие художественного текста; ответы на вопросы; выразительное чтение, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о тульском мастеровом; анализ текста | Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике. Ответить на вопросы | Знать: определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя | Подготовить чтение по ролям сцен «Платов у туляков». | 25.12 13 | |
32 | Народ и власть в сказе о Левше. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы; выразительное чтение сцены «Левша во дворце»; чтение по ролям одной из сцен сказа, комментирование художественного произведения, анализ художественного текста | Ответить на вопросы .Сравнить императора Александра с императором Николаем; казачьего генерала Платова и императора Александра | Знать содержание рассказа;, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе | Выписать из текста сказа приемы сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов. Ответить на вопрос: кто и когда их произносит? | 27.12 13 | |
33 | Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» | 1 | Комбинированный | Презентация «Приемы сказочного повествования»; комментирование художественного произведения; | Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвертый абзацы). | Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной ,уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении | Написать сочинение на тему «За словесной игрой - не только забава, но и обличение» (по сказу Н.С. Лескова «Левша»). (черновой вариант) Подготовиться к контрольной работе | 15.01 14 | |
34 | Р.Р.Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова (ответ на вопрос) | 1 | Комбинированный | Сочинение- рассуждение. | Тест | Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении | Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах». Инд. задание: подготовить сообщение о порядках в русской армии времен царствования Николая I | 17.01 14 | |
35 | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» | 1 | Комбинированный | Рассказ о писателе, ответы на вопросы; комментирование художественного произведения; анализ текста. | Ответы на вопросы учебника. | Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; уметь рассказывать о героях | Пересказ рассказа «Смерть чиновника» | 22.01 14 | |
36 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Я.Полонского, Е.Баратынского, А Толстого. | 1 | Усвоение новых знаний | Рассказ о поэтах, ответы на вопросы; комментирование художественного произведения; анализ стихотворений, работа с уебником | Письменный ответ на вопрос « каким человеком предстает перед нами А.П.Чехов?» | Знать: факты биографий поэтов; уметь: выразительно читать стихотворения, находить образы и настроения пейзажной лирики. | Одно стихотворение наизусть. Вопросы стр. 308-309 | 24.01 14 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА | |||||||||
37-38 | А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». | 2 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника об А.С. Грине; прослушивание инсценированного фрагмента феерии, ответы на вопросы, пересказ; сообщение об А. Грине, устное словесное рисование, сочинение по рассказам А.П.Чехова; | Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. | Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; | Прочитать сказку-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Инд. задания: подготовить сообщение о писателе по материалам учебника; об истории создания сказки-были «Неизвестный цветок». | 29.01 31.01 14 | |
39 | А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». | 1 | Усвоение новых знаний | Художественный пересказ, ответы на вопросы; сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были; устное словесное рисование; | Ответить на вопросы | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное | Прочитать сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца».Инд. задание: подготовить сообщение о писателе. | 05.02.14 | |
40 | М.М. Пришвин Философская притча «Кладовая солнца». | 1 | Усвоение новых знаний | Рассказ о жизни и произведениях М.Пришвина; ответы на вопросы, выборочный пересказ; выразительное чтение; комментирование художественного произведения; анализ текста | Отметить художественные образы, отдельные эпизоды сказки-были, которые можно назвать сказочными. | Знать автора, содержание сказки-были; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать | Выделить в тексте эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить план рассказа о героине произведения | 07.02.14 | |
41 | Тропа Насти | 1 | Комбинированный | Осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы; устное словесное рисование, рассказ о Насте по плану; комментирование художественного произведения; анализ текста | Ответить на вопросы. | Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их | Выделить в тексте все эпизоды, связанные с образом Митраши, составить план его характеристики | 12.02 14 | |
42 | Тропа Митраши. | 1 | Комбинированный | Осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы: устное словесное рисование, обсуждение плана характеристики Митраши; комментирование художественного произведения, анализ сцен-эпизодов между Митрашей и Травкой. | Русский язык: найти в описании Митраши слова, которые помогают понять авторское отношение к мальчику | Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды; уметь прийти к выводу. | Ответить на вопросы: что заставило Митрашу пойти по неизведанному пути; чему учит нас автор, изображая в повествовании тропу Митраши? | 14.02 14 | |
43 | Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. | 1 | Развития речи | Систематизация материала. Составление плана сравнительной характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения | Сочинение — сравнительная характеристика Насти и Митраши | Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения. | Дописать сочинение дома. | 19.02 14 | |
44 | В.Ч. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...» | 1 | Внеклассное чтение | Ответы на вопросы; сообщение о писателе, презентация сочинений по «Кладовой солнца» М.Пришвина; устное словесное рисование (портрет Павлика);: анализ текста | Ответить на вопросы: как характеризует героев рассказа возникший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобновилась? «Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват? | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа | Инд. задания: подготовить устные сообщения о жизни и творчестве поэтов фронтового поколения: К.М. Симонове, Д.С. Самойлове | 21.02 14 | |
45 | Стихотворения о Великой Отечественной войне.К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д.Самойлов «Сороковые» | 1 | Комбинированный | Чтение статьи учебника, устные сообщения о поэтах фронтового поколения ,прослушивание стихотворений в записи; выразительное чтение и анализ стихотворений; | Ответить на вопросы. Обсуждение прочитанного | Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких; уметь выразительно читать. | Выразительно читать или выучить наизусть одно из стихотворений. Прочитать рассказ А.Астафьева «Конь с розовой гривой». Инд. задания: подготовить устный рассказ о писателе В.П.Астафьеве; | 26.02 14 | |
46-47 | В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» | 2 | Комбинированный | Пересказ эпизодов рассказа; устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; анализ текста, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...» | Ответить на вопросы. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды. | Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумать над вопросом: почему писатель использовал их в своем произведении? Прочитать рассказ В.Распутина « Уроки французского» | 28.02 05.03 14 | |
48 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника ответы на вопросы; комментирование рассказа, анализ текста (сравнить два описания места, в котором дети играют на деньги) | Ответить на вопросы. Сравнить два описания полянки, на которой ребята играют на деньги . | Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды. | Отобрать материал, связанный с историей игры в «замеряшки». | 07.03 14 | |
49 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, комментирование рассказа, сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств | Ответить на вопросы. | Понимать скрытый смысл названия рассказа; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства | Подготовиться к классному сочинению на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказам В. Астафьева и В.Распутина) | 12.03 14 | |
50 | Р.р. Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина | 1 | Урок контроля. | Продуктивная, творческая: сочинение | Сочинение | Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью | Прочитать рассказ В. Шукшина «Срезал». | 14.03 14 | |
51 | Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Шукшина. Рассказ «Срезал» | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы;: заочная экскурсия в село Сростки, устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода, комментирование рассказа, | Ответить на вопросы. | Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям | Прочитать рассказ В.Шукшина «Сельские жители». | 19.03 14 | |
52 | Внеклассное чтение Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | 1 | Внеклассное чтение | Ответы на вопросы; чтение по ролям эпизода составления письма; комментирование художественного произведения. | Ответить на вопросы: почему бабка Маланья и Шурка так и не решились лететь в Москву на самолете? Как относится автор к своим героям? | Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь читать по ролям | Прочитать рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 21.03 14 | |
53 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы; импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ отрывка из автобиографического рассказа Ф.Искандера «Начало»; комментирование рассказа, анализ художественного текста | Ответить на вопросы. | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; уметь анализировать юмористические эпизоды повествования, | Вспомнить смешной случай из школьной жизни. Написать о нем сочинение: например, «Однажды я не выучил урок...». Инд. задание: подготовить устный рассказ об А.Блоке | 02.04 14 | |
54 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения. | 1 | Комбинированный | Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; устный рассказ об А.Блоке, выразительное чтение стихотворений А.А. Блока, создание иллюстраций к ним; анализ текста | Ответить на вопрос: какие художественные средства использует А. Блок, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова? Почему в пейзажном стихотворении «Летний вечер» в заключительной строфе появляется образ человека? | Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза. уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, выразительно читать стихотворения. | Подготовить выразительное чтение стихотворений. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению (по желанию). Инд. задание: подготовить краткий связный рассказ о поэзии С. Есенина | 04.04 14 | |
55 | С.А.Есенин. Стихотворения. | 1 | Комбинированный | Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, прослушивание песни на слова С.Есенина, ответы на вопросы; рассказ о С.А. Есенине, выразительное чтение стихотворений; | Ответить на вопросы: почему поэт, говоря о дорогой его сердцу природе, не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»? | Знать: автора стихотворении, определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; уметь выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность) | Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворении С.Есенина,. Инд. задание: подготовить сообщение об А.А.Ахматовой | 09.04 14 | |
56 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в , ответы на вопросы; сообщение об А. Ахматовой, выразительное чтение стихотворений; анализ текста | Ответить на вопросы: как, по мнению поэта, весна преображает чувства, ощущения, физическое состояние человека, выразительное чтение стихотворение | Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя | Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию); выучить наизусть стихотворение «Перед весной бывают дни такие...» | 11.04 14 | |
57 | Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика. | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений; анализ текста | Ответить на вопросы: как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? Почему лирику Н.Рубцова принято называть «тихой» | Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); уметь устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений. | Выучить одно понравившееся стихотворение наизусть. Инд. задание: подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Верю ли я в спасительную силу книги?» | 16.04 14 | |
Из литературы народов России | |||||||||
58 | Поэт Габдулла Тукай Стихотворения «Родная деревня», «Книга» | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений; | Чтение наизусть стихотворения Н Рубцова. | Знать: биографию татарского поэта Г.Тукая : уметь: определять основную мысль стихотворений, выразительно читать стихотворения, воспитание любви к малой родине | Выучить наизусть ( на выбор) одно стихотворение Тукая | 18.04 14 | |
59 | К. Кулиев. Стихотворения « Когда на меня навалилась беда..» , «Каким бы малым не был мой народ» | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника; прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений | Чтение наизусть стихотворений Тукая | Знать: биографию поэта : уметь: определять основную мысль стихотворений, выразительно читать стихотворения., воспитание любви к малой родине. | Выразительное чтение одного стихотворения Кулиева. | 23.04 14 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |||||||||
60 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 1 | Комбинированный | Пересказ, ответы на вопросы; выразительное чтение сопоставление произведений художественной литературы (мифологический сюжет о спасении Гесионы Н.А.Куна и Р.Грейвса) | Ответить на вопросы: почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию? Названия каких планет солнечной системы, звезд и созвездий, известных вам, взяты из античной мифологии? | Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки | Написать сочинение об одном из подвигов Геракла. Самостоятельно прочитать про остальные подвиги Геракла, легенды о его жизни по книге Н.Куна. Прочитать легенду об Арионе. Инд. задание: выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Арион» | 25.04 14 | |
61 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии.Геродот. Легенда об Арионе | 1 | Внеклассное чтение | Чтение легенды; ответы на вопросы; выразительное чтение, художественный рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий и др.), обсуждение сочинений о подвигах Геракла; сопоставление произведений художественной литературы . | Ответить на проблемный вопрос: почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ? | Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; уметь находить в легенде черты реальности и черты мифа,уметь составлять художественный рассказ о герое | Прочитать отрывок из «Илиады» (песнь 18) и «Одиссеи» («Одиссей на острове циклопов»). Подготовить выразительное чтение отрывков. | 30.04 14 | |
62-63 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 2 | Усвоение новых знаний | Ответы на вопросы; рассказ о главных героях, выразительное чтение, сопостав ление произведений художественной литературы (сюжетных основ двух поэм) | Ответить на вопросы: | Знать: понятие «героического эпос , определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, давать характеристику героям, выразительно читать, | . Прочитать 4,6,7 главы из романа «Дон Кихот». Инд. задание: подготовить устное сообщение о Мигеле де Сервантесе(на материале книги «Читаем, думаем, спорим...») | 02.05 07.05 14 | |
64 | В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 1 | Усвоение новых знаний | Ответы на вопросы, художественный пересказ ,сообщение о писателе, рассказ о главных героях романа, комментирование фрагментов глав, сравнение двух героев; сопоставление произведений художественной литературы друг с другом (глав из романа Сервантеса со стихотворением Д.С.Мережковско го «Дон Кихот») и с иллюстрацией художника | Ответить на вопросы | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; уметь сравнивать героев,. | Ответить письменно на один из вопросов (по выбору): «Чем близок и дорог роман Сервантеса «Дон Кихот» людям нашего времени?» или «Почему роман .Выразительное чтение баллады Ф. Шиллера «Перчатка» в переводах М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. Инд. задание: подготовить устное сообщение о поэте и драматурге | 09.05 14 | |
65 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» | 1 | Усвоение новых знаний | Сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; выразительное чтение; сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского) | Ответить на вопросы. Сравнить два перевода, сделанные В.А. Жуковским и М.Ю. Лермонтовым: какой из переводов легче читается? В каком ярче выражена мысль об игре жизнью человека и более резко и выразительно прозвучал ответ рыцаря? Жанр «Перчатки» определяют по-разному: баллада, повесть, рассказ. К какому жанру вы склонны отнести это произведение? | Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы,; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; | Написать мини-сочинение на тему: «В чем заключается смысл названия баллады И.Ф.Шиллера?» Прочитать новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе». Инд. задание: подготовить сообщение о П.Мериме | 14.05 14 | |
66 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 1 | Усвоение новых знаний | Чтение статьи учебника, сообщение о писателе, ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; анализ текста (сравнение прозаического текста новеллы и стихотворного | Ответить на вопросы: как сочетаются романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порожденного окружающей дикостью? Свой ответ подтвердить цитатами. В чем смысл названия новеллы? Сравнить прозаический и стихотворный тексты: какова разница в чтении двух отрывков? | Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение | Прочитать главы из романа «Приключения Гекльберри Финна». Инд.задания: подготовить сообщение о писателе. | 16.04 14 | |
67-68 | В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Сообщение о писателе, ответы на вопросы; чтение фрагментов эпизодов по ролям (гл.34,35);: сравнительная характеристика героев романа, сопоставление произведений художественной литературы | Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Ответить на вопросы; как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея и или что-то еще? | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия | .Прочитать отрывки из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Инд. задание: подготовить сообщение о писателе | 21.05 23.05 14 | |
69 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 1 | Усвоение новых знаний | Сообщение о писателе, ответы на вопросы; рассказ о героях сказки; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Ответить на вопросы: кому принадлежат эти слова | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); понимать философский; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки | Подготовиться к итоговой контрольной викторине. | 28.05 14 | |
70 | Итоговый урок.. | 1 | Урок контроля | Письменная работа | Тест | Подвести итоги года и выявить уровень знаний учащихся | Список чтения на лето. | 30.04 14 |
V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
1.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.
2.Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.
3.Энциклопедический словарь юного литературоведа
4. М.Засецкая. 100 русских поэтов. Санкт – Петербург «Золотой век» 1999 г.
5. В.Даль. Толковый словарь русского языка
6. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим. – М.!Просвещение 2004 г.
7. Н.С.Королева. КИМ. Литература 6 класс. – М. «Вако» -2013
Для учителя:
1.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
2.Камалова Л.А.Технология нестандартного урока литературы. Книга для учителя. Зеленодольск, 2002.
3. Скоркина Н.В. Нестандартные уроки по литературе. Волгоград. – «Учитель – АСТ» 2001 г
4. Н.В Егорова, Б.А. Макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2011
5. . Н.В Егорова, Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2005
6. Б.И.Турьянская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово» 2001 г.
7. О.Г.Черных Практикум по литературе. 6 класс. – М. «Вако» - 2011.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
VI. Планируемые результаты изучения литературы в 6 классе.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю
Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной (М.: Просвещение)
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в ...