Её величество - Муза.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Кузнецова Людмила Петровна

Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству А.А.Ахматовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akhmatova._urok.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

             

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

               «Микшинская средняя общеобразовательная школа»

                         Лихославльского района Тверской области

                                              ПЛАН-КОНСПЕКТ

                        урока  литературы  в  11 классе  по  теме:

                      «Её  величество – МУЗА»

                (по творчеству Анны Андреевны Ахматовой)

                                          Учитель        Кузнецова Людмила Петровна

                                                 с. Микшино, 2013 г.

Тема урока: Её величество – МУЗА.

Цель урока: продолжить изучение творчества А.А.Ахматовой.

Задачи:

1)учить вчитываться в строки поэзии, вдумываться в читаемое, рассуждать на основе прочитанного;

2)провести ряд исследований по творчеству поэтессы; сопоставить её философию с философией М.И.Цветаевой;

3)Прививать любовь к поэзии А.Ахматовой.

Оборудование, наглядно-иллюстративный материал:

словарь Ожегова С.И., портрет Анны Ахматовой и книги её стихов, портреты М.И.Цветаевой, Н.С.Гумилёва, Льва Гумилёва, А.А.Блока;

 компьютер, экран настенный, записи песен на слова поэтессы.

ХОД  УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Вступление в тему.

 Звучит скрипка (плавная, тонкая мелодия уносит в мир прекрасного, возвышенного).

(Окна класса затемнены).

Входит учащаяся, одетая в лёгкое нарядное платье, торжественная, со свечами в руках.

Читает:

                     О знала ль я, когда в одежде белой

                     Входила Муза в тесный мой приют,

                     Что к лире, навсегда окаменелой,

                     Мои живые руки припадут.

                     О знала ль я, когда неслась, играя,

                     Моей души последняя гроза,

                     Что лучшему из юношей, рыдая,

                      Закрою я орлиные глаза.

                      О знала ль я, когда, томясь успехом,

                     Я искушала дивную судьбу,

                     Что скоро люди беспощадным смехом

                     Ответят на предсмертную мольбу.

-Здравствуй, Муза! Наступает бессонная ночь, и снова я обращаюсь к тебе. Ты – моя спасительница, в тебе – моя радость, моя печаль, моя тоска, моё вдохновение, мои слёзы, моё упоение, мои мечты, мои утешения. В тебе – я вся, мы повенчаны с тобой. Здравствуй, МУЗА!

                   Ты опять, опять со мной, бессонница!

                   Неподвижный лик твой узнаю.

                   Что, красавица, что, беззаконница,

                   Разве плохо я тебе пою?

                   Окна тканью белою завешены,

                   Полумрак струится голубой…

                   Или дальней вестью мы утешены?

                   Отчего мне так легко с тобой?

   Догорают свечи, начинается утро, но трудно расставаться с тобой. Я тобой дышу, тобой живу, без тебя не мыслю себя. В моей повседневной жизни ты как свет, тепло, утешение, любовь. Мне хорошо, когда ты входишь в мою комнату и говоришь со мной. Но вот утро.

                   (на экране появляется портрет А.А.Ахматовой)

                        И недописанную мной страницу –

                       Божественно спокойна и легка

                       Допишет Музы смуглая рука…

   Здравствуй, Муза!

Учитель:

Вот такая Муза, как одна из богинь, покровительница наук и искусств, и как творчество, как вдохновение (ибо оба значения имеют отношение к творчеству Анны Ахматовой) явилась к нам сегодня и предстала перед нами торжественно, приподнято. Поэзия Анны Ахматовой – удивительная Муза, к которой она относилась по-особому, с восхищением. И слово Муза писала с большой буквы.

Так какова же она, Муза Ахматовой?

Ученица:

- Она очень многогранна, представлена звуками, красками, характером. Её можно изучать и изучать, наслаждаясь упоительными строками. Я исследовала гамму красок, которые использовала Ахматова в своём поэтическом творчестве, и пришла к выводу о том, что поэтесса очень сдержанна в выборе художественных средств. В поэзии преобладает матовый колорит. Даже, казалось бы, яркие краски светятся лишь единичными мазками: изумруд листвы, лазурь неба и моря, золото или багряный пожар осени. Эти краски представлены на общем фоне сдержанных, тусклых тонов.

Только что прозвучало из уст Музы:

                          Окна тканью белю завешены,

                          Полумрак струится голубой…

Белая ткань, голубой полумрак – цвет приглушённый, даже холодный.

Ещё муж Ахматовой, Николай Степанович Гумилёв, отмечал, что она вводит в свою палитру очень редкие серые и бледно-жёлтые тона, использует традиционный белый цвет, который часто представлен в контрасте с чёрным.

Цвет передан через конкретные предметы. Например, в стихотворении «Белый дом» она пишет:

                            Здесь помню каждую ветку

                           И каждый силуэт

                           Сквозь инея белую сетку

                          Малиновый каплет свет.

                           Здесь дом был почти что белый,

                           Стеклянное крыльцо,

                           Столько раз рукой помертвелой

                           Я держала звонок-кольцо.

   Мы зрительно видим, сколько здесь светлых, белых тонов, прозрачности: белый дом, стеклянное крыльцо, рука бледно-белая (помертвелая). А что касается малинового цвета, то автор пишет, что он «каплет» «сквозь инея белую сетку», то есть через призму явления природы – инея. Это значит, что цвет не такой и яркий, а приглушённый.

  В других стихах Ахматовой встречаются в своём описании живые и неживые предметы: сереющее облачко, серая Мурка, белая штора, белое окно, белая птица. Однако эти тона не только в изображении предметов, они присутствуют и в природных явлениях.

Белый иней, белые туманы, бледный лик солнца, бледные свечи… Матово-бледному колориту ахматовского мира соответствуют времена года: осень, зима, ранняя весна, частые упоминания ветра, холода, озноба. Бледный колорит мы ощущаем во времени суток: вечер, раннее утро, сумерки. В зависимости от времени появляются новые тона (светлый луч солнца, жёлтый цвет, медный цвет):

                          Молюсь оконному лучу –

                          Он бледен, тонок, прям.

                          Сегодня я с утра молчу,

                          А сердце – пополам.

                          На рукомойнике моём

                          Позеленела медь,

                          Но так играет луч на нём,

                          Что весело глядеть.

                          Такой невинный и простой

                          В вечерней тишине,

                       Но в этой храмине пустой

                       Он словно праздник золотой

                       И утешенье мне.

  Мы убеждаемся в том, что появляются более яркие, живые тона – и чувствуется хорошее настроение автора: ей весело глядеть, в этой обстановке она чувствует себя, как гостья на празднике. Эта добрая атмосфера, слегка торжественная – утешение автора. Много жёлтых красок с наступлением августа и первой половины осени, появляются не просто жёлтые, а и ярко-жёлтые, рябиновые тона. Скользнёт в стихах и приглушённый малиновый цвет, и розовый,  закатный цвет, но это всё сдержанные тона, доходящие до нас сквозь призму тумана, дождя, инея. Гамму всех оттенков можно изобразить так.

(На доске прикрепляются полоски бумаги, выкрашенные цветной акварелью). Гамма получается достаточно разнообразной, многоцветной.

  Изучая поэзию Ахматовой, для себя я открыла много интересного, неповторимого, увлекательного, философского.

2-ая ученица.

-Я исследовала характер Музы. В поэзии Анны Андреевны можно проследить массу настроений, массу движений (быстрых или медлительных). В стихах – и душевное тепло, и равнодушие, и нервозность, когда душа «кричит», рыдает. В цикле стихов о любви мы читаем:

                                Сердце к сердцу не приковано,

                                Если хочешь, уходи.

                                Много счастья уготовано

                                Тем, кто волен на пути.

                                Я не плачу, я не жалуюсь,

                                Мне счастливой не бывать.

                                Не целуй меня, усталую,-

                                Смерть придёт поцеловать.

Стихотворение написано в 1911 году, в год, когда Ахматова вышла замуж за Гумилёва. Казалось бы, такое ли настроение должно быть? Впрочем, стихотворение вовсе не о том, «кто виноват». Оно о более сложном и трагическом – взаимопонимании людей, даже когда они любят. Кстати, таких стихов достаточно много.

Характер Музы – это характер самой Анны, её жизнь, её миропонимание, её тревоги, её ощущения.

В 1911 году она познакомилась с Александром Блоком.  (На экране появляется портрет А.Блока). Его поэзию она очень любила и сохранила дружеское отношение к поэту до его смерти. Анна идёт на встречу с поэтом – сердце замирает, сердце неровно бьётся, в душе – чувство таинственной тревоги. Казалось бы, всё привычно, всё ясно, ничего не скрыто от постороннего: идёт в гости, идёт в полдень, в воскресный день. Но очень неспокойно Анне: хозяин молчаливый, но каков его взгляд! Его глаза нельзя не запомнить, но лучше в них не глядеть.

                           Я пришла к поэту в гости.

                          Рано в полдень. В воскресенье.

                          Тихо в комнате просторной,

                          А за окнами мороз.

                          И малиновое солнце

                          Над лохматым сизым дымом…

                          Как хозяин молчаливый

                          Ясно смотрит на меня!

                          У него глаза такие,

                          Что запомнить каждый должен,

                         Мне же лучше, осторожной,

                         В них и вовсе не глядеть,

                         Но запомнится беседа,

                         Дымный полдень, воскресенье,

                           В доме сером и высоком

                           У морских ворот Невы.

   Столько приятной тревоги в стихотворении, столько чувств, столько недоговорённого. Недаром читательская молва связывала их имена. Литературовед Скатов говорил: «У Ахматовой был роман с Блоком, но особый, это был роман в стихах». Кстати, Блок на эту встречу откликнулся тоже стихами. И муза Блока действительно оказалась повенчана с Музой Ахматовой.

  Когда я читала стихи Анны Андреевны, было много непонятного: откуда такое настроение автора? Откуда столько слёз? Столько мольбы, горечи в душе? Неужели это всё она испытала? Однако, изучив подробнее её творчество, пришла к такому выводу: Ахматова в любовной лирике создаёт свою лирическую героиню, создаёт по своим художественным воображениям.

   Но лирическая героиня не совпадает с личностью автора. Она –  лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. Естественно, Анна Андреевна не переживала всех тех ситуаций, которые присутствуют в её поэзии, но она сумела воплотить их силой художественного воображения. Это мне показалось сильным в ахматовской Музе. Если проследить по стихам, то можно установить следующее: то юная девушка ожидает любви, то зрелая женщина, соблазнённая и соблазняемая, поглощена сложной борьбой, любовью-борьбой, долей-мукой. Это и неверная жена.

(На экране появляется портрет Н.С.Гумилёва)

  В  1918 году Н.С.Гумилёв писал: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний». В своём творчестве создала универсальный лирический характер женщины. Ведь она женщина-поэт. Гумилёв даже высказывал обиду, что из-за ранних стихов жены публика его восприняла как деспота, чуть ли не садиста. И действительно, как, не зная характера Ахматовой, её задумок, её тайн, понять это стихотворение?

                      Муж хлестал меня узорчатым,

                      Вдвое сложенным ремнём.

                      Для тебя в окошке створчатом

                             Я всю ночь сижу с огнём.

                             Рассветет.  И над кузницей

                             Подымается  дымок.

                             Ах, со мной, печальной узницей,

                             Ты опять побыть не мог.

                             Для тебя я долю хмурую,

                             Долю-муку приняла.

                             Или любишь белокурую,

                             Или рыжая мила?

                            Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

                            В сердце тёмный душный хмель,

                            А лучи ложатся тонкие

                            На несмятую постель.

   Я  считаю, что это только благодаря характеру Ахматовой, её небоязни перед читателями, могли родиться такие смелые стихи. А в этих стихах масса женщин читала свою судьбу. То есть Анна, как поэт, была с ними, с их долей-мукой. Значит, в стихах о любви – характер Ахматовой, а значит, и характер её Музы.

Учитель:

-А в каких стихах мы ощущаем неспокойную Музу?

Учащийся:

-Муза Ахматовой и рыдает, и кричит, и протестует. Когда арестовали её сына Льва Гумилёва, она просит о помощи, просит у Бога облегчения его судьбы. Душа Анны рвётся, мечется, рыдает. Она – мать. (На экране – портрет Льва Гумилёва)

                   Семнадцать месяцев кричу,

                   Зову тебя домой,

                   Кидалась в ноги палачу,

                   Ты сын и ужас мой.

                   Всё перепуталось навек,

                   И мне не разобрать

                   Теперь, кто зверь, кто человек

                   И долго ль казни ждать.

                  И только пышные цветы

                  И звон кадильный, и следы

                  Куда-то в никуда

                  И прямо мне в глаза глядит

                 И скорбной гибелью грозит

                 Огромная звезда.

  Эта Муза беспокойная, в ней – ужас, муки. Во второй половине стихотворения – чувство какого-то смирения с судьбой, появление огромной звезды – символа отдалённости и недосягаемости.

Учитель:

-Рыдания слышатся и в других стихах Ахматовой. Много слёз, горечи, обид и тревоги в поэтических строках о блокадном Ленинграде в годы войны.  Ахматова переживает за свой город, за разруху, скорбит вместе с народом за тех, кто покидает этот мир, кто навсегда уходит от родных. Недаром Анна Андреевна писала, что она всегда была с народом. Ужасы войны томили её душу.

                      Нет, я не выплакала их.

                      Они внутри скипелись сами.

                      И всё проходит пред глазами

                      Давно без них, всегда без них.

                      Без них меня томит и душит

                      Обиды и разлуки боль,

                 Проникла в кровь – трезвит и сушит

                  Их всесжигающая соль…

   Это Муза скорби, страдания, плача. Во многих других стихах чувствуется какая-то тяжесть на душе, будто камнем висит и нет сил избавиться от мук. Этому настроению часто сопутствуют камни: унылые валуны, каменные склепы, камень на сердце, камень вместо хлеба, библейские камни, которые приходит время разбрасывать и время собирать. Это Муза тоски, душевной тяжести.

                     Словно тяжким огромным молотом

                     Раздробили слабую грудь,

                     Откупиться бы ярким золотом –

                     Только раз, только раз отдохнуть.

                     Приподняться бы над подушками,

                     Снова видеть широкий пруд,

                     Снова видеть, как над верхушками

                     Сизых елей тучи плывут.

                   (стихотворение «Приговор», 1939 г.)

   Камень – символ смерти, холода, зла, душевной тяжести. Слишком много «камней» было в её жизни, поэтому и поэзия рождалась на «каменистой» почве.

А что можно сказать о философской направленности стихов Ахматовой? И напоминает ли она философию другого какого-нибудь поэта?

Учащаяся:

-Многие стихи Анны Андреевны, я считаю, близки по философии со стихами Марины Цветаевой. Особенно те стихи, где две поэтессы говорят о жизни. Они обе спрашивают: кто я в этом мире? Каково моё назначение как поэта, как человека? В поэзии Ахматовой и Цветаевой – размышления над судьбой человека.

  Ахматова нередко обращается к Богу, пишет библейские стихи, в них тоже мудрая философия. Автор раздумывает о беге времени, о быстротечности жизни, о надломленности судьбы. Ей небезразличны вопросы: кто я? Какая я? Она называет себя канатной плясуньей, хотя циркачкой никогда не была. Куда дунет ветер? Куда качнётся канат? Как долго можно на нём «увисеть»? Нужны силы!

Подобное читаем у Цветаевой:

(На экране – портрет  Марины Цветаевой)

                       На, кажется, надрезанном канате

                       Я – маленький плясун.

                       Я – тень от чьей-то тени,

                      Я – лунатик двух тёмных лун.

  Автор утверждает, что жизнь порой так ничтожна, ничего не значит. Поэтесса на её фоне – всего лишь лунатик, тень от чьей-то тени. То есть, я так полагаю, повторяется чья-то тёмная полоса жизни. Об этом свидетельствует надрезанный канат, символ надломленной жизни, тяжёлой судьбы. На надрезанном канате опасно висеть: в любую минуту он может оборваться.

   В стихах Ахматовой и Цветаевой выражено состояние души, ощущение своей невысокой планки в этом сложном мире, в этой безрадостной жизни.

Учитель:

-И всё же, несмотря на то, что много безрадостного описано в стихах Анны Андреевны, какой ещё можно назвать её поэзию?

Ученик:

-Я бы назвал величественной. Поэзия Ахматовой красива, изящна. Сколько в ней эпитетов, метафор, других выразительных художественных средств! «Мраморный двойник», «солнечный восход», «простая учтивость», «настоящая нежность», «янтарный день» - это многообразие эпитетов делают поэзию содержательной, красивой и величавой. Эти черты Муза вобрала в себя от самой Ахматовой.

Корней Чуковский писал об Анне Андреевне: «В её глазах и осанке, и в обращении с людьми наметилась одна важнейшая черта личности: «величавость… С каждым годом Ахматова становилась величественнее… Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жёстком вагоне, даже в трамвае всякий не знавший её чувствовал её спокойную «важность», хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге».

   Вот почему и поэзия Ахматовой приняла главную черту её личности – величавость.

(зачитываются из толкового словаря значения слов: величественность, величавый)

Правильно звучит тема урока: «Её  величество – Муза». Муза гордая, уводящая за собой. Тонкая, стремящаяся ввысь, как голос скрипки. Муза чистая, благородная, родниковая. Она очищает душу, облагораживает её.

Муза ахматовская, особая, торжественная, светлая, возвышенная.

Ахматова не боится, если будет забытой. Её этим не удивить:

                                    Забудут? Вот чем удивили!

                                   Меня забывали не раз!..

Несмотря ни  на какие невзгоды, её Муза боролась, крепла, побеждала, возрождалась вновь и вновь, как Феникс из пепла.

Вывод: какие же черты Музы запомнили учащиеся?

 (Красоту, плавность, философичность, смелость, выразительность, величественность…)

Учитель:

-На стихи Анны Ахматовой написана музыка, звучат песни.

3.Слушание записи песен на стихи поэтессы.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание:

выучить стихотворение А.А.Ахматовой наизусть (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"

Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...

Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...