В Петербурге Ф.М.Достоевского или "Лики мира сего"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок по литературе при изучении произведения Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В Петербурге Достоевского или «Лики мира сего»
Цели:
1. Раскрыть тему города и его влияния на героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
2. Развивать умение анализировать текст, быстро и грамотно отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли.
3. Воспитывать нравственность у учащихся, умение самостоятельно оценивать поступки героев
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: урок-беседа
Эпиграф: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности.»
Ход урока:
1 Этап
Все мы с вами городские жители Наш родной город – город Улан-Удэ.
1. Скажите, пожалуйста, с чем он у вас ассоциируется?
2. Какими эпитетами вы наградили наш город?
3. В какой цвет вы окрасите наш город?
4. Напишите сочинение – миниатюру «Мой город»
2 Этап
Надо сказать, что тема города – это традиционная тема в русской литературе.
А. С. Пушкин – Петербург город Петра, проникнутый его духом. Город-символ России, гимн Петербургу.
Н. В. Гоголь – Петербург враждебен и равнодушен человеку, за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.
А. Блок – Петербург призрачный и великолепный.
Мы сегодня попробуем войти в Петербург Достоевского и ответить на вопрос: Каким видит город Достоевский?
3 Этап
1 ряд «Пейзаж»
« Отвратительно грустный колорит городского дня»
Великолепная панорама Петербурга, но веет холодом»
Вид из окна комнаты Раскольникова.
«Грозный вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова»
Вывод: Пейзаж оставляет двойственное ощущение с одной стороны грязные душные улицы, пыльные и вонючие площади, с другой стороны величественная и прохладная Нева, хотя от них веет холодом.
2 ряд «Сцены уличной жизни»
«Пьяный в телеге»
«Сцена на Николаевском мосту, удар бича, подаяние»
«Утопленница»
«Толпа у распивочной»
«Смерть Мармеладова»
«Сумасшествие Катерины Ивановны»
Вывод: От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
3 ряд «Интерьеры»
«Каморка Раскольникова – шкаф, гроб»
« Сарай Сони - комната неправильной формы»
«Проходной угол Мармеладовых»
Трактиры, Распивочные.
Вывод: Не похожи на человеческое жильё, все это « темные, сырые гробы»
Впечатление неправильного, неустроенного, безобразного.
- Как живется человеку в таком Петербурге? Как он влияет на жизнь главных героев?
- Какой цвет преобладает в описаниях Петербурга?
Общий вывод: Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных – это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.
Три противоречия:
- Сон Раскольникова о лошади - Катерина Ивановна «Уездили клячу.. Надорвалась»
- Удушливая скученность толпы - одиночество каждого отдельного человека
- Картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных – человек так жить не может.
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке.
Написать мини-сочинение, ответив на вопрос: Так каков он Петербург Достоевского?
4 этап Домашнее задание
Город настолько сильно давит на человека, душит его, влияет даже на его подсознание, так как он видит очень страшные сны.
Третий сон Раскольникова. Сон о трихинах. В чем прозорливость Достоевского? Какое событие или события предвидел и предсказал писатель?
Максимилиан Волошин 1917 год «Трихины». Сопоставить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"
Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...
урок литературы по теме "Петербург Достоевского. Лик мира сего"
Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Очень уж не любят 10-классники моего любимого Достоевского, поэтому такие уроки призваны измениьт мнение ребят о творчестве великого ру...
Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» по роману «Преступление и наказание»".
Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»по роману «Преступление и наказание»" :показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; к...
Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»
Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала п...
Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»
Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать...