В Петербурге Ф.М.Достоевского или "Лики мира сего"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок по литературе при изучении произведения Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В Петербурге Достоевского или «Лики мира сего»

Цели:

            1. Раскрыть тему города и его влияния на героя в романе Ф. М.   Достоевского «Преступление и наказание»

           2. Развивать умение анализировать текст, быстро и грамотно отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли.

           3. Воспитывать нравственность у учащихся, умение самостоятельно оценивать поступки героев

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-беседа

Эпиграф: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности.»

 

                                                  Ход урока:

1 Этап  

Все мы с вами городские жители Наш родной город – город Улан-Удэ.

1. Скажите, пожалуйста,  с чем он у вас ассоциируется?

2. Какими эпитетами вы наградили наш город?

3. В какой цвет вы окрасите наш город?

4. Напишите сочинение – миниатюру «Мой город»

2 Этап

Надо сказать, что тема города – это традиционная тема в русской литературе.

А. С. Пушкин – Петербург город Петра, проникнутый его духом. Город-символ России, гимн Петербургу.

Н. В. Гоголь – Петербург враждебен и равнодушен человеку, за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

А. Блок – Петербург призрачный и великолепный.

Мы сегодня попробуем войти в Петербург Достоевского и ответить на вопрос: Каким видит город Достоевский?

3 Этап

1 ряд  «Пейзаж»

« Отвратительно грустный колорит городского дня»

Великолепная панорама Петербурга, но веет холодом»

Вид из окна комнаты Раскольникова.

«Грозный вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова»

Вывод: Пейзаж оставляет двойственное ощущение с одной стороны грязные душные улицы, пыльные и вонючие  площади, с другой стороны величественная и прохладная Нева, хотя от них веет холодом.

2 ряд «Сцены уличной жизни»

«Пьяный в телеге»

«Сцена на Николаевском мосту, удар бича, подаяние»

«Утопленница»

«Толпа у распивочной»

«Смерть Мармеладова»

«Сумасшествие Катерины Ивановны»

Вывод: От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

3 ряд  «Интерьеры»

«Каморка Раскольникова – шкаф, гроб»

« Сарай Сони -  комната неправильной формы»

«Проходной угол Мармеладовых»

Трактиры, Распивочные.

Вывод:  Не похожи на человеческое жильё, все это « темные, сырые гробы»

 Впечатление неправильного, неустроенного, безобразного.

  1. Как живется человеку в таком Петербурге? Как он влияет на жизнь главных героев?
  2. Какой цвет преобладает в описаниях Петербурга?

Общий вывод: Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных – это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

Три противоречия:

  1. Сон Раскольникова о лошади  - Катерина Ивановна «Уездили клячу.. Надорвалась»
  2. Удушливая скученность толпы -  одиночество каждого отдельного человека
  3. Картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных – человек так жить не может.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке.

Написать мини-сочинение, ответив на вопрос: Так каков он Петербург Достоевского?

4 этап Домашнее задание

Город настолько сильно давит на человека, душит его, влияет даже на его подсознание, так как он видит очень страшные сны.

Третий сон Раскольникова. Сон о трихинах. В чем прозорливость Достоевского? Какое событие или события предвидел и предсказал писатель?

Максимилиан Волошин 1917 год «Трихины». Сопоставить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"

Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

урок литературы по теме "Петербург Достоевского. Лик мира сего"

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Очень уж не любят 10-классники моего любимого Достоевского, поэтому такие уроки призваны измениьт мнение ребят о творчестве великого ру...

Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» по роману «Преступление и наказание»".

Урок литературы в 10 классе на тему: "В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»по роману «Преступление и наказание»" :показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; к...

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала п...

Технологическая карта урока: «Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего»

Познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина,  на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать...