Самобытность русских басен
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Данный урок помогает представить самобытность творчества русских баснописцев учащимся 5 класса, заложить навыкм сапоставительного анализа произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку литературы 5 класс | 30.29 КБ |
samobytnost_russkikh_basen.zip | 37.55 КБ |
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Бекетова Светлана Владимировна
МБОУ СОШ №20
станицы Новопокровской
муниципального образования Новопокровский район
Краснодарского края
Тема урока: «Самобытность русских басен»
Цели урока: 1. Представить самобытность творчества русских баснописцев.
2. Заложить у учащихся навыки сопоставительного анализа
Произведений.
3. Помочь учащимся самим сформулировать понятия о том, что
такое лень,что такое трудолюбие и что есть милосердие.
Оборудование: портреты писателей, тексты на интерактивной доске.
Ход урока:
1. Слово учителя.
Ребята! Сегодня перед нами стоит сложная задача, но интересная. Цель сегодняшнего урока не только анализировать произведения, но и сравнивать их. Это потребует вашего внимания и сосредоточенности. Урок будет построен, как маленькое исследование, поиск. На предыдущем уроке мы познакомились с творческим путём Эзопа /первого баснописца/, и говорили о том, что сюжеты его басен использовались и другими баснописцами. И нам нужно сегодня доказать, что это были не просто переводы эзоповских басен на русский язык, а это был процесс создания своих оригинальных произведений, использующих свои, традиционные сюжеты. Перед вами тексты исследуемых произведений /слайд /. При чтении обратите внимание на то, что сходного есть в этих баснях и что их различает.
2. Выразительное чтение учителем басен Эзопа «Кузнечик и Муравей» и И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Эзоп «Кузнечик и Муравей»
Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Кузнечик просил у них корму. Муравьи спросили его: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда – я пел». Они же, рассмеявшись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой пляши!»
Басня учит, что не надобно ни в чем быть лениву, чтоб после не печалится и не терпеть беды.
И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей кустом
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум придет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К Муравью ползет она:
- Не оставь, меня кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей.
- Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? –
Говорит ей Муравей.
- До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час.
Так , что голову вскружило.
- А, так ты… - Я без души
Лето красное пропела.
- Ты все пела? Это дело.
Так поди же, попляши!
3. Сопоставление прочитанных басен.
- Что было общего в этих баснях? Что их объединяет, сближает?
В этих баснях одинаковый сюжет: зимой веселившийся летом просит у работающего летом корму, но Муравей отказывает просящему.
Значит, одинакова и мораль: ленись, работай, и не будешь бедствовать.
В этих двух баснях есть общий персонаж – Муравей.
- Вы очень точно подметили, что одинаков лишь один герой в баснях, другой же у Эзопа – Кузнечик, у Крылова – Стрекоза. Давайте подумаем, почему Крылов заимствует сюжет, но не сохраняет имени второго персонажа? Может быть, этот ответ поможет доказать самостоятельность басни Крылова.
Посмотрим в словаре русского языка С.И. Ожегова значение слов «кузнечик» и «стрекоза»/слайд/.
Кузнечик – прыгающее насекомое, издающее стрекочущие звуки.
Стрекоза – 1. хищное насекомое с длинным тонким телом и двумя парами крыльев, издающими при полете характерный шум. 2. перен. О живом, подвижном ребенке, непоседе.
- Какое слово имеет одно значение, а какое – два?
- А как выдумаете, случайно ли Крылов выбирает персонажем стрекозу, а не Кузнечика?
Конечно же, выбор не Крылова не случаен. В сознании русского человека стрекоза - не только насекомое /как кузнечик/, но и непоседливый ребенок. Значит, Крылов, выбирая Стрекозу персонажем, создал истинно русское, национальное произведение. Причем в басне Крылова прямое и переносное значение этого слова смываются, образуя новый смысл: «легкомысленный, ветреный человек».
Это новое значение вследствие широкой известности басен Крылова распространилось и, учитывая иносказательность, пополнило словарный запас русского языка еще одним значением слова «стрекоза»: легкомысленный, ветреный человек.
- Что еще различает басни?
Басни различаются формой повествования: в первом случае – проза, во втором – стихи.
- От чьего лица ведется повествование у Эзопа? У Крылова?
В баснях повествование ведется от имени автора, но Эзоп рисует какой-то момент /миг/ жизни, а Крылов создает развернутое описание /лето- осень – зима/.
- Басню какого автора легче инсценировать /сыграть на сцене/?
На сцене через диалог должны быть показаны характеры героев, их мысли и чувства. Фразы из диалога басни Эзопа предельно просты и коротки /просьба – вопрос – ответ – мораль/. У Крылова же это сценка, которая выдает характер героев.
- Найдите по тексту морали басен.
Это задание не вызвало у вас затруднение в басне Эзопа. У Крылова как таковой морали нет ни в начале, ни в конце повествования. Мораль как бы растворяется в самом тексте. У Эзопа мораль – это назидание, поучение, а у Крылова как бы сама жизнь учит, приводит к выводу.
Итак, несмотря на внешнюю схожесть этих басен, мы доказали, что Крылов написал свою, оригинальную басню на известную ему басню Эзопа. Давайте обобщим, подытожим наши доказательства. /ответы учащихся/.
Ребята! Но кроме известного русского баснописца И.А. Крылова в России были еще писатели, творившие в этом жанре. Их имена должны стать известны вам, как они известны всем образованным и культурным людям. /слайды с портретами: Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Майков/.
У Хемницера, жившего в 18 веке /до Крылова/, есть басня на этот сюжет.
/слайд/
Стрекоза.
Все лето Стрекоза только и жила, что пела;
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит Муравья: «Помилуй, Муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба, нет зерна, и как мне быть - не знаю.
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе и вдвое заплатить».
«Да как же целое ты лето ничем не запаслась?» -
Ей Муравей на это.
«Так виновата в том, да уж не взыщи:
Я запастись хотела, да лето целое пропела».
«Пропела?! Хорошо, поди ж теперь, свищи!».
Но это только в поученье
Ей Муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.
-Что отличает эту басню от басни Крылова?
Правильно: это финал, мораль басни. Муравей из басни Хемницера оказался добрее, милосерднее, он накормил Стрекозу.
- А как вы думаете, почему? Может быть, дело не только в Муравье?
Действительно, здесь совершенно другая Стрекоза, чем у Крылова. Она осознает свою вину и обещает заплатить потом Муравью вдвое.
- Как бы вы поступили с просительницей?
Учащиеся обосновывают свою точку зрения, рассуждая о том, что такое труд, лень, милосердие.
Вопрос неоднозначен. Ответ на него зависит прежде всего от того, кто просит. Нельзя же отказать человеку в его просьбе о хлебе, но нельзя бесконечно содержать неработающих своим трудом.
4. Подведение итогов.
Итак, мы прочитали и сравнили басни Эзопа, Крылова, Хемницера, написанные на один сюжет. Нашли много разного. Несмотря на давность написания басен /25 веков назад, более100-200 лет назад/, они в нас вызвали живые отклики, заставили нас спорить.
И самое главное, что эти басни заставили нас задуматься над тем, что такое лень, трудолюбие, милосердие.
5. Домашнее задание.
Написать в тетради мораль к басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Самобытность русского баснописца"
Урок литературы в 6 классе по творчеству И.А.Крылова....
Самобытность русских басен
Данный урок помогает представить самобытность творчества русских баснописцев учащимся 5 класса, заложить навыкм сапостовительного анализа произведений....
Результаты исследования комментариев к 9-ти книгам басен И.А.Крылова на предмет соответствия сюжетов басням западноевропейских предшественников (около 200 басен, из них 50 басен соотносимы по сюжету с авторами-предшественниками)
Данное исследование было проведено в период подготовки команды 10-го класса к районному литературному фестивалю, посвященному 245-летию И.А. Крылова...
Проект "Самобытность и неповторимое своеобразие сказок А.С. Пушкина как средство приобщения учащихся с ОВЗ к русской культуре"
Повышать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Приобщать детей к национальной культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств и духовности. Формировать художественный вкус, активизировать творч...
Мастер-класс по теме : "Самобытность русского и тувинского народа"
Аннотация на урок, разработанный и проведенный педагогом дополнительного образования ЦДОиВД при МБОУ СОШ №1 г.Шагонар Тарый Саяны Чамзыевна Урок был проведен в 5 классе...
Факторы самобытности русской истории
материал для повторени и обобщения...
Исследовательская работа по технологии «Куклы-обереги в самобытной культуре русского народа».
2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов России. На территории нашей страны проживает около 190 народов и национальностей и каждый народ уникален. И все мы носим одно, на мо...