Урок по теме "Самобытность русского баснописца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы в 6 классе по творчеству И.А.Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokvideo.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: «Самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений»
Эпиграф: «Самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев» (А.С.Пушкин)
Цель: показать самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений.
Образовательные: обобщить знания детей о творчестве разных баснописцев; продолжить знакомство с жанром басни; учиться выразительному чтению.
Развивающие: уметь сравнивать басни разных авторов: находить сходства и отличия; учиться выразительному чтению, творческое воображение, выразительную речь; развивать умения и навыки сопоставительного анализа басен.
Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества личности, воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбуки, раздаточный материал (собственный продукт PowerPoint, модудь ЭОР, аудиотексты ЦОР)
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока. 5 мин.
Тема: «.Самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений».
Учитель:
- Ребята, как вы понимаете слово «самобытный»? (особенный, неповторимый)
- А слово «национальный»? (русский…)
- Посмотрим, как эти слова объясняются в толковом словаре Ожегова.
- О ком будем говорить на уроке? (о Крылове, о других баснописцах)
- Ребята, что мы будем узнавать на уроке? (в чём самобытность Крылова, какой путь развития был у него)
- Сформулируйте ЦЕЛЬ урока.
Цель: показать самобытность Крылова и его басен.
- Как мы будем это делать? (читать басни, наблюдать, сравнивать)
Учитель: начнём с выразительного чтения басен. Каких?
- Подготовка к восприятию нового материала, 10 мин.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили об источниках басен (исторические события, бытовые ситуации и переводы других авторов). Для работы на этом уроке мы возьмём басни Крылова, написанные по уже известным сюжетам.
Игровой момент.
Учитель: Приглашаю к доске ( ). Прочитай басню ЭЗОПА, не называя названия (читает). Вы, ребята, узнали в тексте Эзопа басню Крылова? (Да/нет). Какая басня?
Учитель: послушаем басню Крылова «Лисица и виноград» (аудио)
Учитель: Приглашаю к доске ( ). Прочитай басню Лессинга , не называя названия (читает). Вы, ребята, узнали в тексте этого баснописца басню Крылова? (Да/Нет). Какая басня?
Учитель: послушаем басню Крылова «Свинья под дубом» (аудио)
Учитель: Приглашаю к доске ( ). Прочитай басню Лафонтена, не называя названия (читает). Вы, ребята, узнали в тексте этой басни басню Крылова? (Да/нет). Какая басня?
Учитель: послушаем басню Крылова «Стрекоза и Муравей» (аудио)
Учитель: дети выбирают автора и басню для работы в группах (по рядам).
- Работа в группах (раздаточный материал) 18 мин.
Учитель: Задание (в группах): сравнить басню Крылова с басней другого автора и попробовать сформулировать, что общего у разных авторов. Результаты наблюдений вносить в таблицу.
1 группа – Эзоп «Лиса и виноград» и Крылов «Лисица и виноград»;
2 группа – Лессинг «Свинья и дуб» и Крылов «Свинья под дубом»;
3 группа – Лафонтен «Цикада и Муравей» и Крылов «Стрекоза и Муравей».
В группах работают - 4 мин
Учитель: что общего в баснях разных авторов? ( есть все традиционные элементы басни: герои - животные, мораль, иносказание. Мораль содержит осуждение к-л порока)
Учитель: сформулируйте 1- й вывод.
Вывод: Крылов воспринял и сохранил всё лучшее, что было до него.
Физкультминутка. Передавая мяч из рук в руки, называть слова по теме урока. 2 мин.
Учитель: Продолжаем работу. Сравнивая басни, сформулируйте, чем не похожи басни. Работа в группах - 5мин.+ 5-7 мин.(ответы)
Вывод: что отличает басни Крылова? В чём их самобытность, непохожесть? В чем проявился национальный характер? Каждая группа читает свой вывод.
Вывод (общий):
- в шутливой форме преподнести пороки людей во всей красе, юмор, сатира
- эмоциональность!!!
- в стихах – читается легко, мелодично
- басни похожи на сценки, не просто сообщаются факты, а целый спектакль
- яркая речь - очень много «русских» слов, полна народных выражений, характерных для УНТ: метких фраз, коротких, но ёмких; голубушка, кумушка, кум, чисто поле (стрекоза) с уменьшительно- ласкательными суф, пословицы
- язык богат, и вместе с тем речь проста, понятна любому человеку.
У И.А.Крылова была любимая басня и источником для неё стала басня другого автора. Это любимая басня Крылова, басню с этим сюжетом он чаще всего перечитывал у Эзопа, последнее прижизненное 9-томное собрание сочинений Крылова также открывает басня «Ворона и Лисица».
Чтение наизусть басни «Ворона и Лисица» - 2 мин.
- Работа с использованием ИКТ (ноутбуки, модуль ЭОР) 8 мин.
Цель: применить полученные знания и умения при работе с ЭОР; узнать что-то новое.
Работа с модулем - 5-6 мин. Беседа по вопросам - 2-3 мин.:
- Какие знания и умения вы применили во время работы? (что такое басня, мораль – т.е. теоретические знания; умение анализировать и сравнивать басни разных авторов с одинаковым сюжетом)
- Что нового узнали? (басни с этим же сюжетом есть ещё у Сумарокова, Тредиаковского, т.е. и другие русские поэты обращались к жанру басни. Сохраняя традиции, привносили что-то своё.
- О чём это говорит? (жанру басни суждена долгая жизнь, актуальны во все времена, т.к. льстецы, глупцы, невежи и т.п. есть всегда)
- Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание. 2 мин.
Какое открытие вы сделали для себя на уроке? Ответ каждого ученика!
Рефлексия (листочки)
- Оцените свою работу на уроке.
- Назовите имя ученика, который, по вашему мнению, отличился на уроке. Он получит дополнительную отметку.
Д/З наизусть
Зачем мы слушали басни в исполнение артистов? (учились выразительной речи)
Фамилия | +/- |
Я знаю теоретический материал по теме урока | |
Я умею делать сравнительный анализ басен | |
Я знаю, в чём самобытность Крылова И.А. и его басен | |
Я был активен на уроке | |
У меня всё получилось | |
Я ставлю себе (оценка за урок) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Русские баснописцы 18-19 века"
Презентация содержит основные биографические данные баснописцев 18-19 веков и тексты их басен....
Конспект урока "В гостях у баснописца А.И. Крылова"
На уроке использованы театральные технологии. Урок насыщен разнообразными приемами и методами: выразительное чтение басен, инсценирование, иллюстрирование....
Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
Разработка учебного занятия по литературе....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ
Урок открытия новых знаний...
Комментарии
урок литературы с использованием ИКТ
Провела урок, сняла на видео для аттестации
урок с использованием ИКТ
сняла урок на видео для аттестации