Базисные навыки чтения
презентация к уроку по литературе по теме

Елена Сергеевна Круглова

Работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bazisnye_navyki_chteniya.ppt153.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Базисные навыки чтения

Слайд 2

Так, например, при работе со стихотворением Ф. Тютчева. «Есть в осени первоначальной ... » на первом этапе нацеливаю ребят на такие вопросы: 1.Ваше впечатление от услышанного и прочитанного. 2.Какую картину Вы представили себе? 3. Если бы Вы были художником, какие бы краски использовалина полотне? 4. Какие приметы осени подмечены поэтом? Работа с текстом в основной школе.

Слайд 3

- Какой словесно-художественный образ предстает перед вами? - Каким эпитетом поэт определяет пору, изображенную в произведении? (Осени первоначальной).

Слайд 4

- Для чего поэту такое совмещение? - Что означает сравнение «весь день стоит как бы хрустальный»? - Зачем автор прибегает к сочетанию «лучезарны вечера»? - С какой целью Тютчев упоминает о зимних бурях? - Как в стихотворении показана пора уборки урожая? - Почему серп назван «бодрым»? Какой уродился урожай?

Слайд 5

- Автор в стихотворении одушевляет природу, зачем он это делает? - Еще раз определите тон чтения произведения. - Используя те средства художественной выразительности, которые присутствуют в стихотворении Тютчева, создайте свой поэтический или прозаический текст о любом времени года.

Слайд 6

вдуматься в его название, осмыслить, в какой степени знаком автор; - проанализировать внешние данные текста; - попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста. - уловить настроение автора; - выделить главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное; - быть готовым высказать свое впечатление от прочтения текста. Приведу пример работы этой части. Задания, которые известны до чтения текста: 1. Определите время года (при чтении опускаю последнее предложение); 2. Ваше впечатление от услышанного текста.

Слайд 7

1. Определите время года (при чтении опускаю последнее предложение); 2. Ваше впечатление от услышанного текста. Текст: В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с ее влажным блеском, исчезали в нем. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвой… Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы... Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой от изморози, радужно сияющей траве. Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами направо… Осенняя печаль и красота! ( И.А. Бунин. «Последнее свидание») Работа с текстом в старшей школе

Слайд 8

- увидеть проблему ( тему) текста; - выявить позицию автора по данной проблеме; - сформулировать основную мысль прочитанного; - уяснить, как и с помощью чего раскрывается тема текста. На данном этапе при работе с текстом И.А. Бунина особо следует обратить внимание на авторские языковые средства, которые помогают раскрыть тему и авторское отношение к ней. Вопросы по тексту: 1. Найдите авторские языковые средства при описании поля, леса, луга, разлужья, луны. 2. Каким автор видит лунный свет? 3. Почему в тексте преобладает белый цвет? 4. Какие звуки слышны в осеннем лесу? 5. Какие запахи наполняют ночной лес? 6. Выделите образ-доминанту в картине, нарисованной И.А.Буниным. Обоснуйте свой выбор.

Слайд 9

Речетворческие тренинги Нарисуйте этюды по японским хокку: Молния ночью во тьме. Озера гладь водяная Искрами вспыхнула вдруг. (Басе) Так легко-легко Выплыла – и в облаке Задумалась луна. (Басе)

Слайд 10

Тайны слова Ночь… Часть суток от захода до восхода солнца, от вечера до утра. Фразеология: Белые ночи. Варфоломеевская ночь. Воробьиная ночь. Полярная ночь. И день и ночь. Доброй ночи! Не к ночи будь сказано; не к ночи будь помянут. (Словарь русского языка в 4-х т.). Олицетворением ночи в западном искусстве часто является женская фигура с белым (сон) или черным (смерть) ребенком – образ, передающий двойственную символику ночи. Как и тьма, она связана с первобытными страхами перед неизвестностью, злом и силами Тьмы – ведьмами, злыми духами, отчаянием, безумием, смертью, но также , ростом, отдыхом, миром, сном, мечтами и обновлением. Ночь часто изображалась как спокойно стоящая фигура со сложенными крыльями, хотя греческая Никс, которая носила одежду из звездного ночного неба и ехала на колеснице, запряженной четырьмя черными лошадьми, ассоциировалась с неумолимой судьбой. Её детьми были не только Танатос (смерть) и Гипнос (сон), но также Фатум (судьба). На картинах эпохи Возрождения День и Ночь часто изображались в виде черной и белой крыс, грызущих время, символизируя его беспомощность. Символами ночи могут быть также полумесяц, звезды, ночные существа (например, сова), маки, маски. (Тресиддер Дж. Словарь символов).

Слайд 11

Задание. Определение способности к антиципации. Прочитайте текст, заполняя пропущенные места словами по смыслу. Вни­мание! Вы включили секундомер. Начали: Над городом низко повисли снеговые ______. Вечером началась ______. Снег повалил большими______. Холодный ветер выл как _______, дикий______. На конце пустынной и глухой______вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и______пробиралась по _______. Она была худа и бедно______. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали и______ей идти. На ней было плохое______ с узкими рукавами, а на плечах______. Вдруг девочка______и,наклонившись, начала что-то______у себя под ногами. Наконец, она стала на______и своими посиневшими от______ручонками стала ______по сугробу.

Слайд 12

Анализ текста № Вопросы Справочный материал 1 О чем этот текст? Какой вопрос ставит автор в начале текста? Помогает ли этот вопрос понять тему текста? а) О любви к родине; б) о любви к родине и о том, из чего она складывается 2 Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? а) Повествование и рассуждение; б) повествование и описание; в) рассуждение с элементами повествования и описания 3 Какие мысли выражаются во втором и третьем абзацах? а) О необыкновенной красоте Красной площади, о том, что это величественный памятник русской культуры, который вызывает чувство особой гордости; б) о значимости Красной площади и храма Василия Блаженного как символов России 4 Почему описание Красной площади и храма Василия Блаженного предваряет рассуждения автора? С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этого места? а) Чтобы задуматься о том, что есть Родина для каждого человека; б) чтобы усилить выразительность текста и создать наглядные образы, показать эмоциональное отношение автора к теме текста. Риторические вопросы ... ( назвать ). Риторические восклицания ... ( назвать ).

Слайд 13

5 Какая мысль утверждается и доказывается в 4-м абзаце? Какие доказательства и средства языковой выразительности используются автором? Почему автор включил в свой текст рассказ реставратора? Какие особенности речи рассказчика передают его чувства? Храм Василия Блаженного не должен быть разрушен (уничтожен), так как великие памятники культуры — это святыни для человека, любящего свою Родину. Для доказательства приводится реальный исторический факт: ... ( назвать ). Перед этим автор использует риторический вопрос ... ( назвать ), определяя свою позицию ... ( назвать ). Слова очевидца передают его недоумение и ужас от идеи сноса храма. В речи рассказчика очень емкий фразеологизм ... ( назвать ). Используются неполные предложения ... ( назвать ) как отражение волнения 6 Какие мысли утверждаются в 5-м и 6-м абзацах? Какие средства выразительности использует автор для передачи своих мыслей? Сохранение исторических памятников — это сохранение культуры... В заботах «о текущих делах» нельзя забывать об этом. И нельзя медлить. Для подчеркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: сотворивший , ..., хлеб насущный ... . Для усиления экспрессивности — парцелляцию...

Слайд 14

7 Какие выводы делает автор в последнем абзаце? Как он формулирует эти выводы? Являются ли данные выводы выражением авторской позиции по основным вопросам, рассматриваемым в тексте? Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо? Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции? Почему заменяет местоимение «я» на «мы» по ходу текста? Какие синонимы используются в начале и в конце текста? Какой смысл вкладывает автор в слово «отечество»? Помогает ли выражению позиции автора выбранный им стиль речи? Человек должен знать свое прошлое, должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к отечеству — это не только память, но и дела, показывающие связь между прошлым и настоящим. Это любовь не одного человека, который сталкивается с отдельными фрагментами, деталями истории в своей жизни (поэтому местоимение «я»), это любовь всего народа к своей Родине, к своей стране (поэтому местоимение «мы»). Любовь к отечеству надо воспитывать. Позиция автора выражается прямо, в предложениях ... ( назвать ). Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует высокий синоним слова «родина» — ... ( назвать ); инверсию ... ( назвать ); предложения со значением долженствования ... ( назвать ). Выражению позиции автора текста способствует выбранный им стиль ... ( назвать ). Этот стиль прямо ориентирован на открытое выражение авторской позиции, повышенную экспрессивность речи, основанную на сочетании разговорных и книжных элементов языка (например, разговорные: получка , ...; книжные, высокие: отечество , ...), широком использовании изобразительно-выразительных средств (риторические восклицания...) 8 Какие проблемы поднимаются в данном тексте? Какова основная проблема текста? Как относится автор к основной проблеме? а) Проблема сохранения памятников истории и культуры; б) проблема воспитания любви к Родине; в) проблема сущности понятия «любовь к Родине» (в чем состоит любовь к Родине? Из чего она складывается?); г) проблема ...; д) проблема ... . Назвать одну из перечисленных проблем. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) ...; г) ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"

Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:*  "Сказка о правилах чтения"*  Примеры сло...

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Изучение буквы И".

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Буква Ж. Многозначные слова"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения слоговым чтением

В работе говорится о трудностях, которые могут возникнуть у первоклассников при обучении чтению на этапе овладения слоговым чтением. Также описаны приёмы коррекционной логопедической работы по предупр...

Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе

Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...