Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения слоговым чтением
методическая разработка по теме
В работе говорится о трудностях, которые могут возникнуть у первоклассников при обучении чтению на этапе овладения слоговым чтением. Также описаны приёмы коррекционной логопедической работы по предупреждению и преодолению нарушений чтения на данном этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика процесса чтения на этапе овладения слоговым чтением: единица чтения - слог; аналитический характер чтения; медленный темп чтения; использование смысловой догадки при чтении конца слова; многократное повторение прочитанных слов; отставание процесса понимания текста от процесса восприятия.
Последовательность введения слогов разных типов: чтение обратных слогов (ГС) – ам ; чтение открытых слогов (СГ) – ма ; чтение закрытых слогов (СГС) – сом ; чтение открытых слогов, включающих букву И – ми ; чтение закрытых слогов, включающих букву И – мил ; чтение открытых слогов, включающих буквы Я, Е, Ё, Ю – ня ; чтение закрытых слогов, включающих буквы Я, Е, Ё, Ю – мял ; чтение слогов со стечением согласных (ССГС) – кран ; чтение слогов со стечением согласных (СГСС) – волк .
Виды работы по формированию навыка чтения открытого слога: закрепление правила об обозначении твёрдости – мягкости согласных гласными 1 и 2 ряда; чтение слогов с изменяющейся гласной (работа с таблицей); чтение пар слогов с ориентировкой на гласную (а – на, я - ня);
Виды работы по формированию навыка чтения открытого слога: придумывание, составление и чтение слогов с твёрдыми (мягкими) согласными; придумывание пар слогов с твёрдыми и мягкими согласными ( ма-мя, ду-дю … ); подбор слов с заданным слогом; запись слогов под диктовку.
Таблица для отработки навыка слогового чтения а у о ы и е я ю ё Н Н Т Т К К С С Л Л
Виды работы по слоговой таблице: заполнить указанную строку и прочитать все слоги; заполнить указанную строку и прочитать сначала слоги с твёрдыми согласными, а затем с мягкими; заполнить указанный столбик, прочитать (при этом следует спросить, почему все согласные твёрдые или мягкие?); напечатать и прочитать слоги по клеткам таблицы там, где поставлены точки; напечатать фломастером все слоги со звуком [н], прочитать их; напечатать слог, который находится на пересечении … строки с … столбиком, прочитать, что получилось; найти место названного слога в таблице и напечатать его.
Виды работы по слоговой таблице: заполнить пустую клетку, которая правее, левее, ниже, выше данного слога, прочитать; прочитать слоги … строки (… столбика) и исправить ошибку, если она есть; логопед дотрагивается указкой до пустой клетки, а она пусть «зазвучит».
Приём обучения слоговому чтению Н.С. Жуковой
Таблицы А.Н. Корнева для формирования навыка слогового чтения ма ок им ум ми го ко ам му ба со ап ел ле ил са пу бу ли бе оз ос би па ас
Таблицы А.Н. Корнева для формирования навыка слогового чтения ме аш ри ам ку ле ом су ве си ок пи ту ор им ля ус до ши ук ру ве ил чу ха ди ик ли ир со се по ша ро ми ту шол вит чоп гам рич фум сил кар дыр пут сир лаш жем пач сет вам лом так пит ким фет рум сис муф мал поч дис бел лап чих тес кат мих роч фаш рет
Составление слов по слоговой таблице ты шо вы ло та па камера, колесо, хорошо, ли ги ра сы ры хо сирота, канаты, кора, жи ме ви ле ны са раковина, гора, пора, ки ка го на ба ре берега, дыра, сапоги, га ко ве ды лю ца пироги, волосы, ворота, со по му но ня пи высота, лимоны, лисица, бе си ро во яб мо яблоня, яблоки
Напиши на пустых листочках слоги так, чтобы согласный при чтении произносился мягко.
Напиши в слоговых шариках букву Р. Прочитай слоги. Определи первый слог в названии картинки и соедини её с шариком.
Прочитай слоги. Назови картинки. С какого слога начинается каждое слово?
Прочитай слоги. Назови картинки. Подбери картинки к схемам. ЛА ЛО ЛИ
Прочитай слоги. Назови картинки. Подбери картинки к схемам. ЛА ЛО ЛА ЛО
Прочитай слоги. Составь из слогов название картинки.
Прочитай слоги. Назови картинки. Составь из слогов названия картинок.
Литература: Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмо, 2007. Жуковская Н.В. Учим буквы интересно и легко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Колесникова Е.В. От А до Я. – М.: Издательство «Ювента», 2007. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: СОЮЗ, 1994. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. – М.: Айрис-пресс, 2006. Крупенчук О. И. Учим буквы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. – М.: Вентана-Граф, 2008. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 1998. Логопедия в школе/ Под ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. Хохлова С.П. Узнай буквы, прочитай слова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».
В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...
: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»
Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...
Логопедическая работа по формированиюи коррекции навыка чтения на этапе овладения звукобуквенными обозначениями
В работе раскрываются трудности, которые могу возникнуть у учащихся при обучении чтению на этапе овладения звукобуквенными обозначениями. Также описываются приемы коррекционной логопедической работы п...
"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"
Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...
Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР
Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...
Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта
Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...
О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»
Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...