Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа (литература, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ урока | дата | Тема урока | Элементы содержания | стандарт | Тип урока | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание | |
знания | умения | ||||||||
1 | 2.09 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. | Цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства | Пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку, определять жанры изученных художественных произведений | беседа | Учебник литературы | Самостоятельная работа по составлению плана вступительной статьи учебника | Пересказ по плану вводной статьи учебника, прочитать предания, подготовить пересказ. |
Введение (1час)
Цель: повторение изученного, знакомство с учебником, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности
Устное народное творчество ( 4 часа)
Цель: продолжение знакомства с жанрами УНТ
№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | стандарт | Тип урока | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание | |
знания | умения | ||||||||
1 | 6.09 | Предания как поэтическая автобиография народа | Исторические события в преданиях. Предание как жанр фольклора | Определение понятия предания | Пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания | беседа | Учебник литературы | Формулировка вопросов по текстам преданий | Пересказ статьи учебника и одного из преданий. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович |
2 | 7.09 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула- эпический герой. Сказка и былина | Определение понятия былина, своеобразие былин как героических песен эпического характера. | Составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов, выразительно читать | Беседа | Учебник литературы | Вопросы | Дать характеристику героям. |
3 | 12.09 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей- разбойник. Новгородский цикл былин. «Садко» | Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических инт онаций. Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка. Своеобразие былин. | Какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря | Воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к героям, подтверждать ответ текстом. | Урок внеклассного чтения | Тексты произведений | Выразительное чтение. Сочинение собственной былины | Выразительное чтение. Сочинение собственной былины |
4 | 16.09 | Пословицы и поговорки | Пословицы народов мира. сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц | Определение понятий : пословица и поговорка, пословицы и поговорки народов мира | Объяснить прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность и выразительность языка пословиц и поговорок, свободно включать их в речь | Беседа | Учебник литературы | Конкурс: кто знает больше пословиц и поговорок. | Пересказ статьи учебника |
Древнерусская литература (3 часа)
Цель: дать представление о жанре поучения, сравнивать фольклор и др русскую литературу, находить сходство и различие
№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | стандарт | Тип урока | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание | |
знания | умения | ||||||||
1 | 19.09 | «Поучение Владимира Мономаха».нравственные заветы Древней Руси. | Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах- выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший гос деятель. «Повесть временных лет» | Особенности поучения как жанра | Выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе | беседа | Учебник литературы | вопросы | Написать собственное небольшое поучение. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
2 | 23.09 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- гимн любви и верности | Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик героини | Содержание повести, нравственные законы, которым следуют главные герои | Воспринимать и анализировать текст | Беседа, обучение устному рассказу | Учебник литературы | Составить план пересказа повести | Пересказ от лица одного из героев. Подготовка к сочинению |
3 | 28.09 | Классное сочинение по фольклору и древнерусской литературе. | Темы сочинений | Особенности композиции сочинения-рассуждения | Выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты | Урок развития речи | сочинение | Дописать сочинение |
Русская литература 18 века (2 часа)
Цель: знакомство с поэзией 18 века
№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | стандарт | Тип урока | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание | |
знания | умения | ||||||||
1 | 30.09 | МВ Ломоносов. Литературное творчество МВ Ломоносова | Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия Елисаветы Петровны». Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды | Факты биографии и творческого пути. Роль в развитии русской литературы. Понятие оды | Выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды | практикум | Учебник литературы | Выписать из текста слова, относящиеся к разным «штилям» | Отрывок из оды наизусть |
2 | 5.10 | ГР Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии | Биографические сведения о поэте. Новаторство поэта. Философские рассуждения в творчестве | Факты биографии, содержание произведений | Определять идею стих-ий, объяснять новаторство, отличие в принципах работы Державина и Ломоносова | беседа | Учебник | вопросы | Выразительное чтение стих-ий |
Русская литература 19 века (27 часов)
Цель: продолжение изучения литературы 19 века
№ урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | стандарт | Тип урока | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание | |
знания | умения | ||||||||
1 | 7.10 | АС Пушкин «Полтава» | Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр 1 и Карл 12. | Факты биографии, содержание произведения | Анализировать стих-ие | Беседа | учебник | Анализ стих-ия | Выразительное чтение отрывка |
2 | 10.10 | АС Пушкин «Медный всадник» | Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в поэме. | содержание произведения | Анализировать стих-ие, выразительно читать текст | беседа | учебник | Анализ стих-ия | Прочитать «Песнь о Вещем Олеге» |
3 | 12.10 | АС Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» | Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка. | Историческую основу «Песни».определение понятия баллады, особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. | Воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героям, определять особенности жанра баллады | практикум | Учебник | вопросы | Выучить «Песнь» наизусть |
4 | 17.10 | АС Пушкин «Борис Годунов» | Сцена в Чудовом монастыре. Образ Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | Содержание произведения | Анализировать произведение | практикум | учебник | вопросы | Прочитать «Станционный смотритель» |
5 | 21.10 | АС Пушкин «Станционный смотритель» | История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положения в общества. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести | Содержание произведения, определение понятия «маленький человек» в русской литературе | Объяснять способы выражения авторской позиции | беседа | Текст произведения | Составить план повести. Ответить на вопросы | Дать характеристику образам Дуни и Минского |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | Развитие понятия повести | Понятие «повесть» | Анализировать эпизоды | практикум | учебник | вопросы | Прочитать «Песнь про царя Ивана Васильевича..» МЮ Лермонтова | ||
6 | 26.10 | МЮ Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича» | Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | Причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания, особенности сюжета | Отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали, анализировать текст | Обучение устному рассказу | учебник | вопросы | Отрывок из песни наизусть |
7 | 28.10 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным | Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне..». особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образ гусляров и образ автора | Нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни..» | Составлять хар-ку литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа | практикум | Текст произведения | вопросы | |
8 | 2.11 | МЮ Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы | Мастерство поэта в создании художественных образов. | Содержание произведений | Анализировать стих-ия, выразительно читать их | Практикум | учебник | Анализ стих-ий | Наизусть понравившееся стих-ие |
9 | Контрольная работа по творчеству АС Пушкина и МЮ Лермонтова | Урок контроля | Ответы на вопросы, тестирование | ||||||
10 | НВ Гоголь «Тарас Бульба» | Слово о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей запорожцев: героизм самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли | Факты жизни и творчества Гоголя, замысел писателя | Сопоставлять прочитанное с увиденным на картине и фильмом, составлять план статьи учебника, выделять главное | беседа | Учебник, фильм «Тарас Бульба» | Составление плана | Отобрать материал для характеристики главных героев | |
11 | Тарас Бульба и его сыновья | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое | Содержание , определение понятия художественная деталь | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические | Обучение устному рассказу | Текст произведения | Составление сравнительной таблицы, составление цитатного плана | Подготовка к сочинению | |
12 | Сочинение по повести НВ Гоголя «Тарас Бульба» | Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом | Содержание прочитанного произведения | Выбрать жанр произведения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное | Урок развития речи | Текст произведения | Самостоятельная работа над сочинением | Закончить сочинение. Прочитать «Бирюк» ИС Тургенева | |
13 | ИС Тургенев «Записки охотника» | Слово о писателе. Цикл рассказов и их гуманистический пафос. «Бирбк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа | Биография писателя, история пооявления сборника, содержание рассказа | Определять тему, идею, конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план, тезисы прочитанного | беседа | учебник | Тезисный план, вопросы | Стих-ие в прозе «Русский язык» наизусть | |
14 | ИС Тургенев Стихотворения в прозе | «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стих-ях в прозе. Особенности жанра | Определение понятия Стихотворение в прозе. Время создания, тематику, жанровые особенности стих-ий | Определить специфические черты жанра, анализировать стих-ия, формулировать основную мысль, тему стих-ия | Урок развития речи | учебник | Подготовка к домашнему сочинению | Сочинение на тему: « почему характер языка- свидетельство судьбы народа» | |
15 | НА Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» | Слово о поэте. Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | Биография поэта, Историческая основа поэмы, содержание, жанровые особенности | Определять тему, идею, жанровые особенности, давать хар-ку героям, объяснять позицию автора | Беседа. Практикум | учебник | Тезисный план, вопросы | Почитать «Размышления у парадного подъезда», ответить на вопросы | |
16 | НА Некрасов.«Размышления у парадного подъезда» | Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | Рождение замысла стих-ия, содержание стих-ия, худож. Приемы изображения действительности | Воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, объяснять художественные особенности стих-ия | Урок внеклассного чтения | Текст произведения | Выразительное чтение | Отрывок наизусть | |
17 | АК Толстой Исторические баллады | «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластия | Факты жизни, жанровое своеобразие исторических баллад | Анализировать поэтический текст | Урок внеклассного чтения | Тексты произведений | вопросы | Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | |
18 | МЕ Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Сказки для детей изрядного возраста» | Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности | Сведения о жизни автора, содержание сказок, определение понятий гротеск, гипербола аллегория, фантастика | Составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев | беседа | Учебник, тексты произведений | вопросы | Подготовить пересказ сказки «Дикий Помещик» | |
19 | МЕ Салтыков-Щедрин. «Дикий Помещик» | Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | Содержание сказки | Находить черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое | беседа | учебник | Заполнение таблицы, вопросы | Групповые задания. | |
20 | Сатира и юмор в сказках МЕ Салтыкова-Щедрина | Сказка как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок. Приемы сатирического изображения в сказках | Содержание сказок, приемы сатирического изображения | Находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках, создавать собственные сказки | Урок развития речи | Тексты сказок | Групповое задание — устное сочинение-рассуждение | ||
21 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений НВ Гоголя, ИС Тургенева, НА Некрасова, МЕ Салтыкова-Щедрина». | Проблемы и герои произведений НВ Гоголя, ИС Тургенева, НА Некрасова, МЕ Салтыкова-Щедрина | Проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений | Строить развернутые высказывания на проблемный вопрос | Урок контроля | Развернутый ответ на вопрос, тест | Читать «Детство» Толстого | ||
22 | ЛН Толстой «Детство» | Слово о писателе. Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых | Факты биографии, понятие «автобиографическое произведение» | Анализировать отдельные главы | беседа | учебник | Выборочный пересказ, комментирование | Прочитать главы «Наталья Савишна», «Детство», «Классы», «Ивины» | |
23 | Главный герой повести ЛН Толстого «Детство» | Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой - повествователь | Нравственную проблематику повести | Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по поступкам | беседа | Текст произведения | вопросы | Сочинение «Поступок, которым я горжусь» или «поступок, за который мне стыдно» | |
24 | АП Чехов «Хамелеон» | Слово о писателе. Рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического | Оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа | Оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев | беседа | учебник | вопросы | Выразительное чтение рассказа «Злоумышленник» | |
25 | АП Чехов «Злоумышленник» | Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе | Содержание рассказа | Анализировать произведение, раскрывать роль художественной детали, выразительно читать | практикум | учебник | Вопросы, выразительное чтение | Прочитать рассказы « Тоска», «Размазня» | |
26 | Смех и слезы в рассказах АП Чехова | Творческий процесс писателя. Соц направленность рассказов. Позиция писателя | Содержание рассказов, позицию автора | Видеть смешное и грустное, оценивать творческую манеру писателя, роль смеха в рассказах | Урок внеклассного чтения | Тексты произведений | Характеристика одного из героев рассказа | ||
27 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | ВА Жуковский, АК Толстой, ИА Бунин | План анализа лирического произведения, основные тропы и фигуры | Анализировать небольшое стих-ие, выразительно читать его | практикум | Тексты стих-ий | Анализ стих-ий | Стих-ие наизусть |
Русская литература 20 века (26 часов)
Цель: знакомство с писателями и поэтами 20 века, их произведениями
№ урока | дата | Тема урока | Элементы содержания | стандарт | Тип урока | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание | |
знания | умения | ||||||||
1 | ИА Бунин «Цифры» | Слово о писателе. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы | Биография писателя, содержание произведения, его проблематику | Составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и событиям | беседа | учебник | Вопросы, написать отзыв о рассказе | Чтение рассказа по ролям. Вопросы, прочитать рассказ «Лапти» | |
2 | ИА Бунин «Лапти» | Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя. Мастерство Бунина | Идейно-тематическую направленность, понятие- деталь произведения | Выделять смысловые части текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Урок развития речи | Текст произведения | вопросы | Сочинение на тему «Золотая пора детства» в произведениях ЛН Толстого и ИА Бунина» | |
3 | М Горький «Детство» | Слово о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».дед Каширин. Изображение быта и характеров | Автобиографический характер повести. содержание. причины поступков героев | Делать художественный пересказ, выделять события, которые произвели на душу ребенка особо тяжкие впечатления | беседа | Учебник, текст произведения | вопросы | Дочитать повесть до конца, ответить на вопросы | |
4 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | Бабушка, Алеша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев | Специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, Цыганку, Хорошему Делу | Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом | беседа | Учебник | вопросы | Подготовить чтение сцены по ролям «Разговор с дедом» | |
5 | Анализ эпизода «Пожар» из повести М Горького «Детство» | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя | Определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам эпизода, сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении | Урок развития речи | Текст произведения | Письменная работа | Прочитать «Легенду о Данко» | ||
6 | «Легенда о Данко» из рассказа М Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Подвиг во имя людей, готовность на самопожертвование. Поэтичность языка | Содержание легенды, жанровое своеобразие произведения | Оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою | Урок внеклассного чтения | Текст легенды | Устное словесное рисование, вопросы | Художественный пересказ «Легенды..» выразительно читать «Необычное приключение..» В Маяковского | |
7 | ВВ Маяковский «Необычное приключение, бывшее с В Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества | Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стих-ия. Яркость и динамизм образов | Факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стих-ия, определение понятия «сатира» | Выразительно читать стих-ие, выделять смысловые части худож текста, определять худож своеобразие стих-ия, приемы создания образов, оценивать язык поэта | беседа | учебник | Вопросы, выразительное чтение | Наизусть «Необычное приключение, бывшее с В Маяковским летом на даче». | |
8 | ВВ Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому | Понятие о лирическом герое | Видеть идейную позицию автора, способного сопереживать; определять главную мысль стих-ия, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стих-ия | Урок внеклассного чтения | Текст произведения | вопросы | Прочитать « Кусака» ЛН Андреева | |
9 | ЛН Андреев «Кусака» | Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственного человека. Гуманистический пафос произведения | Сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения | Сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа | беседа | учебник | Составление цитатного плана произведения | Написать отзыв на рассказ «Кусака» | |
10 | АП Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | Слово о писателе. друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека | Сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание | Анализирован текст по вопросам, давать оценку действиям героев | беседа | учебник | вопросы | Близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой», художественный пересказ «Дети и Юшка». Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире», ответить на вопросы учебника | |
11 | А Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности | Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А Платонова | Содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя | Воспринимать и анализирован художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному | Урок внеклассного чтения | Текст произведения | вопросы | Подготовка к сочинению | |
12 | Сочинение : «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученных произведений | Содержание прочитанных произведений | Определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом, по которому нужно писать сочинение, уметь вычленять материал, привести примеры, построить план сочинения | Урок развития речи | Текст произведения | сочинение | ||
13 | БЛ Пастернак. Лирика. | Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме», своеобразие картин природы в лирике. Способы создания поэтических образов | Биография поэта, содержание произведений, тропы и фигуры | Анализирован стих-ия | практикум | Тексты стих-ий | Анализ стих-ий | Подготовка к контрольной работе | |
14 | Контрольная работа. Анализ стих-ия | Письменный анализ стих-ия | тропы и фигуры, размеры стих-ия, рифма | Анализирован стих-ия | Урок контроля | Тексты стих-ий | Анализ стих-ий | ||
15 | Час мужества (интервью с поэтом-участником ВОВ) | Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А Ахматовой, К Симонове, А Суркове и др | Особенности поэтических текстов о ВОВ, своеобразие жанра интервью | Выразительно читать стих-ия патриотической направленности | Уроки внеклассного чтения | Тексты стих-ий, учебник | Выразительное чтение, чтение наизусть | Наизусть одно из стих-ий | |
16 | ФА Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции | Факты биографии, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции | Анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения | беседа | учебник | Вопросы, план рассказа | Пересказ рассказа. Прочитать рассказ ЕИ Носова «Кукла» | |
17 | ЕИ Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | Слово о писателе. Автобиографический рассказ . протест против равнодушия. Красота родной природы . мастерство описаний психологического состояния героев, драматизм жизни. Лаконизм рассказа | Биография писателя, содержание рассказа, понятие тема, идея, план анализа эпического произведения | Анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности | Беседа. практикум | учебник | вопросы | Прочитать «Живое пламя», пересказ рассказа | |
18 | «Не дать погаснуть живому огню» «Живое пламя» ЕИ Носова | Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе | Содержание рассказа | Анализирован текст, определять тему, идею и т д | Урок внеклассного чтения | Текст произведения | вопросы | Прочитать «Тихое утро» Ю Казакова | |
19 | ЮП Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе | Биография писателя, план характеристики героев | Давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения, оценивать пересказы своих одноклассников | Урок внеклассного чтения | Текст произведения | вопросы | Выучить стих-ие наизусть | |
20 | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине | Единство человека и природы. общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | План анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы поэтами | Воспринимать и анализирован поэтический текст. Определять средства художественной выразительности | Урок внеклассного чтения | Тексты стих-ий | Выразительное чтение стих-ия наизусть | Выучить стих-ие АТ Твардовского наизусть | |
21 | АТ Твардовский Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | «Братья», «Снега потемнеют синие..», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое | Биография автора, план анализа лирического произведения, тропы, понятие лирический герой | Выразительно читать стих-ие, анализ лирического произведения, определять тематику лирику поэта | беседа | Тексты стих-ий | Выразительное чтение стих-ия наизусть | Прочитать главы из книги «Земля родная» | |
22 | ДС Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи | Слово об ученом и публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы | Биографические сведения автора, определение понятий «публицистика», «мемуары» | Выстраивать устный и письменный ответы, определять жанровые признаки произведений оценивать отношение автора к прочитанному | Урок внеклассного чтения | учебник | вопросы | Чтение рассказа «Беда» М Зощенко | |
23 | ММ Зощенко «Беда» | Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе | Биография автора, содержание рассказа | Видеть смешное и грустное в произведении | беседа | учебник | Отзыв на рассказ | ||
24-25 | Песни на слова русских поэтов 20 века | А Вертинский «Доченьки», И Гофф «Русское поле», БШ Окуджава «По смоленской дороге».лирические размышления о жизни, времени, вечности | Биографии поэтов, содержание текстов, особенности лирики поэтов | Анализировать произведения | Урок внеклассного чтения | Тексты стих-ий | Чтение стих-ий, беседа | Наизусть одно из произведений | |
26 | Расул Гамзатов. Особенности художественной образности дагестанского поэта | Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни | Факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения | Выразительно читать стих-ия, анализировать поэтический текст | беседа | Учебник | вопросы | Выразительное чтение стих-ия «Честная бедность» |
Зарубежная литература (7часов)
Цель: знакомство с новыми авторами зарубежной литературы
1 | Р Бернс «Честная бедность» | Слово о поэте. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса | Факты жизни и творческого пути поэта, темы его творчества | Выразительно читать стих-ия, анализировать поэтический текст | беседа | учебник | вопросы | Стих-ие Бернса наизусть | |
2 | Дж. Г . Байрон- «властитель дум» целого поколения. | Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций | Факты биографии, гуманистический смысл творчества Байрона | Анализировать поэтический текст | практикум | Учебник | выразительное чтение, вопросы | выразительное чтение стих-ий Байрона | |
3 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра | Особенности жанра хокку | Понятие хокку. | Анализировать поэтический текст | практикум | учебник | выразительное чтение, вопросы | Подготовить пересказ рассказа «Дары волхвов» О Генри от лица героев | |
4 | О Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе | Факты биографии, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения | Видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя | семинар | учебник | Синквейн по теме «Любовь» или план рассказа | Сочинение-характеристика Деллы или Джима. Прочитать «Каникулы» Р Брэдбери | |
5 | Р Брэдбери «Каникулы» | Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра | Факты биографии, «фантастический рассказ-предупреждение». | Объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики | Урок внеклассного чтения | Текст рассказа | вопросы | Подготовка к контрольной работе | |
6-7 | Контрольная работа за курс 7 класса. Анализ контрольной работы | Итоги года | Основные понятия, изученные за год, содержание произведений, факты биографии писателей | Обобщить прочитанное и изученное | Урок контроля | тест | тестирование, задание на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....