Проект "Уральской старины сказитель"
проект по литературе (7 класс) по теме
Умственный и духовный строй народа, память о прошлом, можно увидеть в сказах русского писателя Павла Петровича Бажова. Они составляют основное богатство. доставшееся нам от прежних эпох, и наша задача - изучать, сохранять и заимствовать лучшее из того, что сохранилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekt_bazhova.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Характер человека не застывает. Он может набираться сил. А может
и вырождаться. Каков человек на
деле, становится видно только
тогда, когда приходит испытание,
то есть тот момент, когда вы
или устоите на собственных ногах,
или упадете.
Агата Кристи
Тема: «Уральской старины сказитель»
Проблема русского национального характера, поставленная в проекте, подсказана жизнью. 21 век – век новых источников массовой информации. Телевидение, интернет заняли особую позицию среди подростков. Выясняется, что существует, как позитивное, так и негативное их воздействие. И всё же говорят о негативном, которое выражается в неадекватном поведение молодого поколения в обществе. Средства массовой информации часто дают иллюзию вседозволенности. Грубость, чёрствость, жестокость наблюдается в поведении подростков. А ведь есть ценности, в которые свято верили наши деды. Патриотизм, религия, семья, воспитание, честь, трудолюбие – теперь почти каждый в мгновение ока может поставить под сомнение.
Резко и в худшую сторону меняется и речь школьников. Место красивых, русских слов занимают порой непонятные простому человеку слова-жаргоны. А о красоте речи, певучести, задушевности, простоте и вовсе говорить бесполезно.
Умственный и духовный строй народа, память о прошлом, образную форму мышления, сохранившую изначальную самобытность, можно увидеть в сказах русского писателя П.П.Бажова. Они составляют основное богатство, доставшееся нам от прежних эпох, и наша задача – изучать, сохранять и заимствовать лучшее из того, что сохранилось.
Проблема проекта: Проблема русского национального характера в сказах Бажова.
Цель: Выявить особенности русского национального характера в сказах Бажова.
Задачи:
- Увидеть художественный мир Бажова на основе метода проекта.
- Выделить черты русского национального характера героев сказов.
- В чём актуальность сказов Бажова.
Название проекта: «Уральской старины сказитель»
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный (январь – февраль)
Возраст учащихся: 7 класс
Предполагаемый результат:
Приобщая детей к истории Отечества, его культуре, традициям, и, развивая личность ребенка, надеюсь, что каждый, кто принимал участие в данном проекте, будет нести в себе черты русского национального характера: мудрость, талант, трудолюбие, доброту, - так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Исторический опыт может стать важной иллюстрацией поведения человека в современном ему обществе.
Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная доска, сказы П.П.Бажова, рисунки детей, интернет, музыка к сказам , кинофрагмент по сказу Бажова.
сроки | мероприятия | ответственный |
13/01 – 19/01 | Презентация по теме: «Уральский сказочник» | Группа «исследователи» |
20/01 – 26/01 | Изучение и аннотирование сказов Бажова П.П. | Группа «читатели» |
27/01 – 2/02 | Рисунки детей по сказам Бажова | Группа «художники» |
3/02 – 9/02 | Инсценирование отрывка из сказа Бажова П.П. «Железковы покрышки». | Группа «актёры» |
10/02 – 16/02 | «Сказ моей бабки» | Группа «Сказители» |
20/02-2014 | Итог работы: Круглый стол: «Уральской старины сказитель |
Режим работы: 6 учебных часов
Анкета: «Расскажи мне от души…»
Дорогие ребята!
В нашей школе проходит проект «Уральской старины сказитель». Но для того, чтобы принять участие в нём нужно ответить на ряд вопросов, чтобы изучить ваши интересы и тем самым разделиться на группы.
- Любишь ли ты читать?
- Приходилось ли тебе рассказывать о прочитанном своим друзьям?
- Любишь ли ты рисовать?
- Нравится ли тебе принимать участие в театральных постановках?
- Приходилось ли вам писать сказы?
- Хотели ли бы вы принять участие в проекте на тему: «Уральской старины сказитель»?
Группы сформированы…
Учащиеся делятся на 5 групп:
№ п/п | группа | мероприятия | Кол-во человек |
1 | Исследователи | Изучение биографии П.П.Бажова ( презентация) | 3 |
2 | Читатели | Чтение рассказов П.П.Бажова и зачитывание аннотаций. | 3 |
3 | Художники | Иллюстрации к любимым сказам ( рисунки) | 3 |
4 | Актёры | Инсценирование отрывока из сказа «Железковы покрышки» | 4 |
5 | Сказители | Написание сказов на тему: «Сказ моей бабки» | 2 |
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос
- Как увидеть необычное в обыденном?
Проблемные вопросы
- Что такое характер человека и в чём он проявляется?
- В чём привлекательность героев П.П. Бажова?
- В чём актуальность сказов Бажова в наше время?
Учебные вопросы
- Какие основные вехи в творчестве П.П. Бажова?
- К какому литературному жанру относятся его произведения для детей и подростков?
- Что такое сказ?
- Кто являются главными героями сказов Бажова?
- Какие черты положительных героев сказов вызывают интерес и восхищение писателя?
- Какова цель введения представителей "тайной силы" в сказы?
- В чем заключается волшебство представителей "тайной силы"?
- Кто такой дедушка Слышко, какова его роль в сказах?
Актуальность
Творчество П. П. Бажова необходимо современному читателю. С большой любовью и гордостью воспел автор великий русский народ и радостную красоту родной земли. Образами положительных героев-умельцев, идущих путём смелых творческих исканий, показал тех, кто никогда не удовлетворяется достигнутым и совершенствует своё мастерство. Ясный ум, изобретательность, сметливость, непобедимый оптимизм – вот черты людей, бодрых духом, любящих свою родину.
Сказы Бажова – пример мастерского использования народного языка. Они красочны и живописны. Цветовое богатство неслучайно. Оно порождено красотой русской природы. Писатель использует все возможности именно русского слова, чтобы передать истинную нравственность, душевную красоту и достоинство русского человека-труженика. Не в этом ли глубокая народность его сказов? Произведения Бажова освящены великим светом нашего времени. Они всегда будут уроком для подрастающего поколения.
Осуществление деятельности:
Группа «Исследователи»
Приложение 1: презентация «Уральский сказочник»
Фото:
Группа «Читатели»
Приложение 2:
Аннотация по сказу П.П.Бажова «Медной горы хозяйка»
Аннотация по сказу П.П.Бажова «Каменный цветок»
Аннотация по сказу П.П.Бажова «Горный мастер»
Фото
Группа «Художники»
Приложение 3:
Рисунки по сказам Бажова
Фото
Группа «Актёры»
Приложение 4:
Инсценирование отрывока из сказа
«Железковы покрышки»
Фото
Группа «Сказители»
Приложение 5:
Написание сказов на тему: «Сказ моей бабки».
Подведение итогов
Встреча за круглым столом
Фото
Во время работы над проектом учащиеся добились следующего:
- Расширили представление о писателе П.П.Бажове. Группа «Исследователи» представили презентацию «Уральский сказочник», (о жизни и творчестве Бажова).
- Группа « Читатели» представила аннотации любимых сказов П.П.Бажова.
- Группа «Художники» нарисовали иллюстрации к сказам.
- Группа «Актёры» инсценировала отрывок из сказа «Железковы покрышки».
- Группа «Сказители» сочинила сказы на тему: «Сказ моей бабки».
Рефлексия:
И в заключение дети ответили на проблемный вопрос. Что же такое характер человека, и в чём он проявляется? Ответ прозвучал следующим образом: характер человека – это то что определяет его поступки.
И проанализировали эпиграф: Характер человека не застывает. Он может набираться сил. А может и вырождаться. Каков человек на деле, становится видно только тогда, когда приходит испытание, то есть тот момент, когда вы или устоите на собственных ногах, или упадете.
Презентация: «Уральский сказочник»
1.Соловьёв Денис
2. Жуков Руслан
3.Кашицын Данила
Биография Бажова
Слайд 1. Уральский сказочник
Слайд 2. Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале.
Слайд 3. Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе.
Слайд 4. Павлуша Бажов любил слушать знатоков прошлого.
Хорошими рассказчиками были сысертские старики, но лучше всех - старый горняк Василий Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов на заводе. В то время Хмелинину уже шёл восьмой десяток. Старик ещё бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышком седой бороды, чувствовалось, что доживал последние годы… Вначале на Гумёшках руду разбирал, потом бегал с тачкой, а подрос—дали «кайлу да лом, клинья да молот, долота разные :»Поиграй-ка, позабавься»,- с горьким юмором рассказывал он о своём детстве, Павел Петрович так вспоминал об этом: «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: «Сказку, говоришь? Сказки это про попа да, про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот ещё про курочку - рябушку да про золотое яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела- это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко , и говорить-то не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь – сказку».
Слайд 5. Отец его был рабочим. Независимый характер отца, за острый язычок получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства его со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать писателя была искусной кружевницей. Ещё в детском возрасте она была отдана в мастерскую- рукодельню, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз своих плела она кружева и вязала ажурные чулки для жён и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время безработицы мужа.
Слайд 6. Учился П. П. Бажов в Екатеринбурском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. В эти учебные заведения принимали детей духовенства, но иногда делали исключение и для «мирских». Из стен Пермской семинарии вышли известные писатели Мамин- Сибиряк и фольклорист Бирюков.
Выбор училища определялся материальным положением семьи. В гимназии и реальном училище плата за обучение была в два- три раза выше, чем в духовном. К тому же там не требовалось дорогостоящей форменной одежды и предоставлялось общежитие.
После окончания семинарии мечтал Павел Петрович продолжить своё образование в университете .Однако из-за его политической неблагонадёжности ему было отказано в приёме в Томский университет. И вот в 20 лет начал Бажов учительствовать сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в Екатеринбурге и Камышлове.
Слайд 7. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи помог ему в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь. «Узелками для памяти» называл их писатель
Слайд 8. В годы гражданской войны Бажов сражался в крестьянских партизанских отрядах Урала, Сибири и Алтая.
Слайд 9. В 1921 году Бажов стал редактором Камышловской газеты «Красный путь».
Первая его книга вышла в 1924 году, за ней последовали другие документальные очерки об истории революционного движения на Урале, о коллективизации. Однако его писательская известность пришла в1936 году в журнале «Красная новь» с публикацией рассказов «Дорогое имячко», «Медной горы хозяйка» «Про Великого Полоза» и «Приказчиковы подошвы». Так он нашёл себя как писатель.
Слайд 10. Расцвет его творчества пришёлся на годы Великой Отечественной войны. Особенно много в эти годы он встречается и беседует со старыми рабочими, записывает их рассказы.
Слайд 11. В годину народной борьбы за победу книга оказалась особенно близкой людям, находившимся вдали от дома. Бойцы с фронта писали Бажову, что книга о народной мудрости и мастерстве учит гордиться вековой славой уральцев, крепче любить Родину и защищать её от врагов.
Писатель Борис Полевой вспоминает о том, как однажды в блиндаже у Вислы он увидел майора с увлечением читавшего перед боем какую-то книгу с оторванным переплётом. Это была «Малахитовая шкатулка» Бажова…
Обращаясь к воинам во фронтовых газетах, Павел Петрович Бажов подписывался так: «Ваш старый уральский сказочник». В 1944 году ему было 65 лет.
Слайд 12. С женой
Слайд 13. С детьми
Слайд 14. Похоронили Бажова 10-го декабря 1950-го года в морозный день на высоком холме, с которого видны Уральские леса и перелески, горы и пруды - все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу… В доме ещё пахло табаком, на столе лежала его трубка, а в печатную машинку было заправлено незаконченное письмо…
Слайд 15. Бажова помнят .Его именем названы улицы , библиотеки, населённые пункты. В домах, где жил писатель, расположены музеи.
Слайд 16. Не одно поколенье читателей радовали сказы Павла Петровича Бажова, и жизнь им предстоит долгая – предолгая
Аннотации по сказам П.П.Бажова
Участники:
Никитин Антон
Минькин Максим
Кадина Валентина
Рисунки детей
Участники:
Лёксина Яна
Тарахановский Вячеслав
Акимова Юлия
Фото
Инсценирование отрывока из сказа «Железковы покрышки».
Участники:
Фото
В ролях:
Французский мастер – Федин Сергей
Евлаха – Чугунов Артём
Внук – Романов Антон
Ребятишки – Солонин Артём
Инсценировка
Французский мастер:– Где мастер живет, который по малахиту работает?
Ребята рады стараться, наперебой кричат, пальцами показывают
Ребята: – вон-де в той избе дедушко Евлампий проживает.
(Видит – на крылечке сидит старик: из себя рослый, на лицо тончавый и похоже – хворый. Седая борода лопатою, Одет, конечно, по-домашнему: в тиковых подштанниках, в калошах на босу ногу, а поверх рубахи жилеточка старенька, вся в пятнах от кислоты.)
Сидит этот старик и ножичком вырезывает из сосновой коры что-то, а парнишко, видно внучонок, наговаривает:
Внучок:– Ты, дедо, сделай, чтобы лучше Митюнькиного наплавочек был. Ладно?
Заграничный мастер постоял у ворот, поогляделся, подошел ко крылечку, снял белую шляпу и спрашивает по всей французской вежливости.
Французский мастер:–Дозвольте спросить, можно ли видеть “каспадин мастер Ефляк, который делает из малякит”.
Евлаха:– Гляди, коли надобность имеется. Я вот и есть мастер по малахиту. На весь завод один остался. Старики, видишь, поумирали, а молодые еще не дошли. Только, конечно, меня не Фляком зовут, а попросту Евлампий Петрович, прозваньем Железко, а по книгам пишусь Медведев.
(Француз, конечно, понял с пятого на десятое, а все-таки головой замотал, перчатку зеленую сдернул, здоровается с Евлахой за руку, а сам наговаривает в том смысле, что напредки, дескать, будем знакомы.)
Француз: - Простите-извините, не знал, как назвать, звеличать. Я мастер по брильянтовому делу.
Евлаха: – Что ж, камешек ничем не похаешь. Недаром он самой высокой цены, потому – глаз веселит. Известно, всякому камню свое дано. Наш вон много дешевле, а в сердце весну делает, радость человеку дает.
Милости просим, коли с добрым словом, а ежели с худым, так ворота у меня не заперты, выйти свободно.
(Повел Евлаха приезжего в избу. Велел снохе самоварчик сгоношить, полштофа на стол поставил. Однем словом, принял гостя по-хорошему. Побалакали они тут, только заграничный мастер ту линию гнет.)
Француз: - Как бы мастерскую поглядеть.
Евлаха:– Отчего не поглядеть? Не фальшивы монетки, поди-ко, делаю. Поглядеть можно.
- Вишь, скачет! Думает – так ему и скажу!
- Вот погляди, барин, что из этой грязи делаю.
- Француз: -- Как это так выходит?
Евлаха:– – Я из окошечка на ту вон полянку гляжу. Она мне цвет и узор кажет. Под солнышком одно видишь, под дождиком другое. Весной так, летом иначе, осенью по-своему, а все красота. И конца-краю той красоте не видится.
Француз:- -Как составлять камень? Каким, – спрашивает, – инструментом работаете?
Евлаха:– Инструмент известный – руки.
Француз: – Волшебные руки, Ефляк Петрош! Волшебные руки!
Евлаха: – Волшебства нет, а не жалуюсь.
(Заграничный мастер видит – ни хитростью, ни лаской не возьмешь, вынимает из кармана два петровских билета, тысячу, значит, рублей, кладет на верстак и говорит):
Француз:- – Плачу тысячу, если все по совести расскажешь, а коли научишь натурально, еще столько доплачиваю.
Евлаха поглядел на петровский портрет и говорит:
Евлаха – Хороший государь был! Не чета протчим, а только он тому не учил, чтоб мы нутром своим торговали. Бери-ко, барин, свои деньги да ступай, откуда пришел.
– Эх ты, белошляпый, а еще мастером называешься! Скажи тебе, а ты за шляпу-то да за перчатки кому хочешь продашь. Харчок в золотой оправе станешь за малахит по пятишке продавать. Понимаешь это? Харчок за наш родной камень, в коем радость земли собрана. Да никогда этого не будет! Нам самим этот камешок пригодится. Не то что покрышки на царском альбоме, а такую красоту сделаем, что со всего свету съезжаться будут, чтобы хоть глазком поглядеть. И будет это наша работа! Вот такими же руками делана!
Так заграничный мастер и ушел от Железки ни с чем.
Группа «Сказители»
Приложение 5:
Участники:
Лёксин Николай
Назарова Арина
Написание сказов на тему: «Сказ моей бабки».
Сказ моей бабки
Я люблю слушать рассказы моей прабабушки. Она сейчас старенькая, но часто вспоминает своё детство. А я прошу её об этом. И вот она начинает плавно, медленно, часто задумываясь, свой сказ…
«Собирались у нас в доме мужики да бабы. Не в праздники собирались, а вечером, в будни. Посидеть да побалакать. Бабы прялку возьмут, чтоб без дела не сидеть. Клубов тогда не было. А изба-читальня далеко. Избушка у нас маленькая, а народу-то соберётся человек десять, да нас, ребятишек семеро мал-мала меньше... А я залезу на полати ( это местечко под потолком). Они тогда у всех были… Тепло и всё сверху видно. Иногда песни запоют: протяжные, заунывные про житьё – бытьё, а голосищи-то… в один сливаются. А жизня у них нелёгкая была…
Слушаю их рассказы- были чаще всего про нечисть всякую, про ведьм, домовых рассказывают. А, мы тогда этого шибко боялись. Страшно… но слушаю…
«Пошла баба корову доить и слышит, кто-то опередил её. Так в подойник молоко и позвякивает. Постояла она, да и домой. А там все ещё спят. Пошла назад, а молока-то корова и не даёт. Только дышит, как бешеная. Уже подоена.
А недалеко Марья жила, колдуньей её за глаза звали и все её боялись. Вот она-то и доила наших коров…
Страшно мне, а вдруг эта ведьма сейчас появится. Закутаюсь посильнее, да и засну».
А я смотрю, и впрямь дремлет моя бабка и что-то шепчет, видно ещё рассказывает.
Сказ вот так и жили
А моя прабабка на болоте работала. И тоже мне об этом рассказывает. «Было мне всего лет 14. Тятька не пускает. Говорит молода ещё, а я: «Пойду… и пойду». Вон Дунька уже работает, а я, что хуже? Тяжёлая это работа. Рученьки и ноженьки от того и скрючило. По ночам покоя нет, ломота страшная… Все болота насадкой изрыла (это лопата такая, узкая да тяжёлая). Вот насадкой и прозвали. Торф добывали.
А ели-то прессовку (хлеб с бардой пополам да с лебедой). Тёплый- то ничего, а застынет – хоть топором руби, да картошку.
А обувка-то… лапти да бахилы. За сезон-то измочкалишь, домой босиком идёшь.
И откуда только сила бралась… Молодые были… Вот вечером не спать ложились, а песни да пляски затевали. Словно и устатку не было…
А по зимам-то лапти ковыряла. К лету готовила. Подденешь кочедыком ( инструмент такой был), да и пустишь новое лычко. Оно и ладно.
Вот так и жили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нижегородские сказители
пусто...
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
"Уральской старины сказитель.."
...В который раз склонясь над этой книжкойЯ впитываю мудрость этих словМне не забыть рассказов деда СлышкоСпасибо, добрый дедушка Бажов....
Сценарий внеклассного мероприятия "Уральской старины сказитель"
Проблема русского национального характера в сказах П.П.Бажова....
Урок по теме «Павел Петрович Бажов – уральский сказитель. Сказ «Медной горы хозяйка»
Методическая разработка урока литературы в 5 классе...
Положение районного конкурса юных сказителей эпоса "Урал батыр"
Положение конкурса "Урал батыр"...