Литературная игра "А знаешь ли ты Гоголя?"
материал по литературе (5 класс) по теме
Смотр знаний по сказочной повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", проверка знания текста, умения запоминать детали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gogol.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
На сцене команды учащихся 5-х классов, ведущие-старшеклассники.
1 ведущий:
В последних классах гимназии Гоголь завёл «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию». В эту толстую тетрадь он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения. Были здесь словарь украинских слов с переводом их на русский язык, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, пословиц, преданий, названия малороссийских кушаний. Всё это Гоголь собирал в родной Васильевке и её округе.
Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик в столице интерес ко всему украинскому.
2 ведущий:
«Здесь так занимает всех всё малороссийское», - писал Гоголь матери и просил сообщить ему всё, что она знает интересного о нравах и обычаях малороссиян. Он хотел, чтоб мать прислала ему описание полного наряда сельского дьячка, названия платья, носимого украинскими девушками, а также платьев замужних женщин, мужиков, описание свадьбы и многое другое.
Марья Ивановна вместе со старшей дочерью Машей, призвав на помощь родственников, соседей и, конечно, мужиков, исправно выполнила поручение сына.
1 ведущий:
Поздним вечером обычно возвращался Гоголь домой. Одну за другой писал он теперь свои повести: «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купалы». В сентябре 1831 года книга вышла в свет.
«Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки»… - писал Пушкин. – Они изумили меня. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору желаю дальнейших успехов».
2 ведущий:
Книга разошлась быстро, а весной 1832 года появилась и вторая книга «Вечеров…», в которой были повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». И снова автором повестей был Рудый Панько, который рассказывал о чудных делах храброго Данилы Бурульбаша» о кузнеце Вакуле, ездившем верхом на чёрте в Петербург; о жадном деде, искавшем клад и вместо этого нашедшем горшок со всякой дрянью. И здесь, во всех этих повестях, не обошлось без колдуний и ведьм, без песен и плясок, без весёлых, страшных и чудесных приключений. И пусть это сказка, но ведь в каждой сказке всегда есть кусочек правды, и эта правда в сказках пасичника учила любить украинский народ, его песни и сказки, его смелых, весёлых и сильных людей.
1 ведущий:
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц…»
2 ведущий:
Так же величаво светил он добрым людям и всему миру в ясную ночь перед Рождеством, пока чёрту – врагу рода человеческого – не вздумалось его украсть.
1 ведущий:
А уж после этого и разыгрались в Диканьки чудные события! Подробности этого происшествия вам и предстоит сейчас припомнить, потому что мы начинаем первый конкурс нашей игры «Литературную разминку». Вам предстоит ответить на 10 вопросов, каждый правильный ответ принесёт команде по 1 баллу. Удачи!
1)Предмет домашнего обихода, в котором хранилось добро (сундук).
2)Должностное лицо, от которого, как говорили, «ни одна ведьма на свете не ускользнёт» (заседатель).
3)Украшение на шее Солохи (монисто).
4)Куда чёрт спрятал месяц (в карман)?
5)На кого, по мнению рассказчика, был похож чёрт сзади (на стряпчего)?
6)Человек, вторым заглянувший к Солохе (голова).
7)Профессия односельчанина, помогавшего куму нести мешок (ткач)?
8)Казак, который, согласно молве, был «немного сродни чёрту» ( Пацюк).
9)Песни, которые распевались в канун Рождества (колядки)?
10)Сколько мешков с поклонниками Солохи вынес из дома Вакула (три)?
2 ведущий:
Мы продолжаем нашу игру и переходим к конкурсу, который называется «Чей портрет»? Прослушав описание персонажа, вы должны догадаться, о ком идёт речь. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1 ведущий:
1)«…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собой, однакож умела причаровывать к себе самых степенных козаков» (Солоха).
2) «…силач и детина хоть куда; богобоязненный, в свободное время занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке» (Вакула).
3) «Богатый, старый, ленив и нелёгок на подъём» (Чуб).
4) «Спереди совершенно немец, зато сзади настоящий губернский стряпчий в мундире» (чёрт).
5) «Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно…» (Пацюк).
2 ведущий:
Перед сборником рассказов «Веча на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич поместил такую запись: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны».
1 ведущий:
Мы начинаем конкурс «Переводчики». Сейчас каждая команда получит листок с украинскими словами, встречающимися в повести. Ваша задача – перевести их на русский язык. Правильный ответ – 1 балл.
1)каганец – светильник из разбитого черепка, наполненный салом
2)видлога – откидная шапка из сукна
3)пивкопы – 25 копеек
4)смалец – бараний жир
5)таратайка – повозка
2 ведущий:
В «Ночи перед Рождеством» много пословиц и поговорок, и наш следующий конкурс называется «Подскажи словечко». Мы зачитываем начало пословицы, а ваша задача – продолжить её и получить по 1 баллу за каждый верный ответ.
1) «поминай как………звали».
2) «ему когда мёд, так и ……..ложка нужна».
3) «тому не нужно далеко ходить, у кого……чёрт за спиной».
4) «подъехать мелким……..бесом».
5) «в ус………не дует».
1 ведущий:
Все вы, конечно, помните сцену, когда Оксана, любуясь собой, вертится перед зеркалом. Мы верим ей, когда она находит в себе изъяны, но и когда она хвалит себя, мы тоже ей верим! И сейчас, когда пришло время нашему последнему конкурсу – «Актёрского мастерства», - мы приглашаем по одной представительнице от каждой команды, которые должны будут по очереди прочитать монолог Оксаны и убедить нас в том, что в этих словах нет ни капли лжи! За свои выступления участницы получат от 1 до 5 баллов.
„Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете. Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!
Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя.
Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!»
2 ведущий:
Заканчивается наша игра, но ваше знакомство с творчеством Николая Васильевича Гоголя ещё только начинается. Сколько нового, интересного у вас впереди! В следующем году вам предстоит познакомиться с повестью «Тарас Бульба», а в восьмом классе - с комедией «Ревизор», сюжет которой довольно забавен: в уездном городе N останавливается проездом молодой человек, а городские чиновники, у которых «рыльце в пушку», принимают его за государственного служащего, приехавшего с целью ревизии. Какие последствия повлечёт за собой эта ошибка, вы узнаете, прочитав пьесу, а пока жюри подводит итоги игры, мы предлагаем вам посмотреть инсценировки отдельных явлений пьесы «Ревизор», которые подготовили для вас учащиеся 8-го класса.
1 ведущий:
Мы надеемся, что, посмотрев эти сценки, вы прямиком отправитесь в библиотеку, чтобы вновь погрузиться в мир гоголевской фантастики.
А сейчас мы предоставляем слово жюри.
Жюри объявляет результаты игры, награждает команды.
2 ведущий:
Вам предстоит открытий много,
Ведь цель ясна, длинна дорога,
Весь мир огромный перед вами,
Его вы постигайте сами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дубовец И.Н., Косарева Н.Н.Виртуальная экскурсия для обучающихся 9 - 10 классов «Знаешь ли ты литературных героев?»
Наша игра — это путешествие по произведениям русской литературы, в которой выявится самый лучший и самый внимательный читатель. А для этого нам нужно виртуально окунуться в атмосферу, настроение тех п...
Советы ребятам, играющим в баскетбол
Основные технические приемы, используемые в баскетболе....
"Знаешь ли ты литературных героев?"
Данная работа представляет собой виртуальную экскурсию, которая поможет вызвать интерес учащихся старших классов к изучению литературы....
Открытое занятие по теме: «Растения, играющие в прятки»
Знакомимся с растениями, живущими на ссохшейся твердой и красной почве. Однако не всегда в пустыне стоит жара. В южном полушарии времена года противоположны нашим. Июль - август – зима, сентябрь...
Литературный час "Знаешь ли ты Пушкина?" в форме игры "Лихорадка"
Литературный час, посвящённый жизни и творчеству А.С.Пушкина, проводится в форме игры "Лихорадка". Игра состоит из 3 туров на выявление сильнейшего игрока. Победитель имеет право участвовать в супер-и...
Ученик играющий
Что способствует развитию личности? Чтение. А что вызывает потребность в чтении? Потребность в саморазвитии. Как разбудить эту потребность?...
А.С. Пушкин « На статую юноши, играющего в бабки. На статую юноши, играющего в свайку». Фольклор. Встреча вторая. Урок литературы в 5 классе
А.С. Пушкин « На статую юноши, играющего в бабки. На статую юноши, играющего в свайку». Фольклор. Встреча вторая. Литература, 5 класс, Часть 1, Архангельский А.Н.,...