Тематическое планирование по литературе в 7 классе( автор В.Я. Коровина
календарно-тематическое планирование (литература, 7 класс) по теме
Тематическое планирование по литературе в 7 классе( автор В.Я. Коровина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_literature_v_7_klasse_avtor_v.ya_._korovina.docx | 79.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
тематическое планирование
Примечание.
Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:
К. – коммуникативная компетенция;
Р. – рефлексивная компетенция;
КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;
ЦО. – ценностно-ориентационная;
СП. – смыслопоисковая.
№ п/п | Система уроков (тема и цель урока) | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства, формы | Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания | Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции | Информационно-методическое обеспечение | Дата | |||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||||
Базовая программа | Продвинутый уровень | план. | факт. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Введение. Литература как искусство слова. Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная. Групповая | Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. Продуктивный уровень: К., СП. | Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. Продуктивный уровень: К., СП. | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
2 | Предания. Цели: познакомить с понятием «предания», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; познакомить с героями – государственными деятелями | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, работа с книгой | Коллективная. Групповая | Знать: понятие «предание», иметь представление о месте этого жанра в произведениях писателей. Уметь: анализировать тексты преданий, их идейно-нравственное содержание | Уметь: сопо-ставлять исторические факты и события, описанные в предании | Свободная работа с фольклорными текстами | |||
3–4 | Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула», «Садко». Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; работа | Коллективная. Групповая | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин. Продуктивный уровень: К., СП. | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Продуктивный уровень: К., СП. | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина. Русское народное поэтическое творчество / под ред. А. М. Новикова (М., 1978) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5 | Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент). Цели: показать, как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и праздники | Объяснительно-иллюстративная с элементами беседы | Лекция, беседа | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. Продуктивный уровень: К., СП. | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса других народов. Продуктивный уровень: К., СП. | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | |||
6 | Пословицы и поговорки. Цель: познакомить с жанровыми особенностями пословиц и поговорок; воспитывать уважение и любовь к богатому и меткому русскому слову | Объяснительно-иллюстративная с элементами беседы | Лекция, беседа; работа с учебником | Коллективная. Групповая | Знать: жанровые признаки пословиц и поговорок. Уметь: анализировать богатство, точность и выразительность языка этого вида устного народного творчества | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами. владение монологической и диалогической речью | |||
7 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Цель: дать понятие о древнерусской литературе | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: основные характеристики древнерусской литературы, особенности летописного жанра. | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Уметь: анализировать содержание летописи, понимать ее значимость | ||||||||||
8 | Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха. Цель: раскрыть нравственную основу «Поучения» Владимира Мономаха: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему, милосердие, жертвенность | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; проблемные задания | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: основы христианской морали. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Свободная работа с текстами. Владение монологической и диалогической речью | |||
9 | «Повесть о Петре и Февронии». Цели: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских; показать, как раскрывается тема любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | беседа, проблемные задания; творческое задание | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание повести о Петре и Февронии. Уметь: анализировать текст повести, понимать проблематику | Уметь: понимать место повести в истории русской культуры | Свободная работа с текстами. владение монологической и диалогической речью | |||
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». | Частично поисковая | Проблемные задания; индивидуальные задания | Групповая. Индивидуальная | Знать: о жизни и деятельности Ломоносова. | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного | Свободная работа с поэтическими текстами. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Цели: отметить широту интересов поэта и ученого; познакомить с его ролью | Уметь: анализировать тексты произведений Ломоносова | своеобразия текстов | владение монологической и диалогической речью | |||||||
11 | Г. Р. Державин. «Признание», «Птичка», «Памятник». Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта; дать представление | Объяснительно-иллюстративная; частично поисковая | Слово учителя; проблемные задания; работа с текстом | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: о жизни и деятельности Державина. Уметь: видеть смелость поэта в изображении вельмож, его восхищение храбростью простого народа | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия поэтических текстов, чувствовать живость и естественность стиха | владение монологической и диалогической речью. умение исследовать текст художественного произведения | |||
12 | А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник». Цели: отметить интерес поэта к историческому прошлому; определить авторское отношение к героям; отметить внимание поэта к теме «маленького человека» | Исследовательская | Проблемные задания; индивидуальные задания | Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание поэмы «Медный всадник». Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы; понимать идейное содержание поэмы | Уметь: сопо-ставлять исторические события и события, описанные в произведении | Свободная работа с историческими источниками и литературными текстами |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
13 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; проблемные задания | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. С. Пушкина | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью. выразительное чтение наизусть | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина | ||
14 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов» Цель: познакомить с особенностями драматического произведения | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Слово учителя; аналитическая беседа; работа с текстом | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: особенности драматического произведения. Уметь: анализировать текст произведения, понимать его тему и идею | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Свободная работа с текстом | |||
15 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Исследовательская, частично поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
по прочитанному произведению. Продуктивный уровень: К., ЦО. | материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина. Альбом «А. С. Пушкин» | |||||||||
16 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя. Цель: раскрыть содержание образа повествователя | Исследовательская, частично поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая | Знать: содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. матери-алы для 7 кл. / В. Я. Коровина. Альбом «А. С. Пушкин» | ||
17 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. | Исследовательская, частично поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщения «Особенности пушкин- | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое | Уметь: характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. | Свободная работа с текстами. владение монологической | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности пушкинского языка | ской прозы», «Библейский сюжет в повести А. С. Пушкина» | отношение к прочитанному. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Продуктивный уровень: К., ЦО. | и диалогической речью | Читаем, думаем, спорим: дидакт. матери-алы для 7 кл. / В. Я. Коровина. Альбом «А. С. Пушкин» | |||||
18– 19 | Р/р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)». Цели: формировать навык написания сочинения на заданную тему | Исследовательская | Самостоятельная работа над сочинением | Индивидуальная | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное. Творческий уровень: К., Р. | Уметь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. Творческий уровень: К., Р. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина. А. А. Крундешев. Как работать над сочинением (СПб., 1992) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Цель: учить анализировать стихотворение | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; проблемные задания | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Ю. Лермонтова | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя. Уметь: выявлять пушкинские традиции в пейзажной лирике Лермонтова. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина. З. Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963) | ||
21– 23 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; проблемные задания | Коллективная. Групповая | Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
З. Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963) | ||||||||||
24– 25 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации | Лекция, беседа; работа с книгой; демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Продуктивный уровень: К., СП. | Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. Продуктивный уровень: К., СП. | Владение монологической и диалогической речью | Читаем, думаем, спорим: дидакт. матери-алы для 7 кл. / В. Я. Коровина | ||
26– 27 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | Исследовательская, частично поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая | Знать: содержание понятия «деталь» произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Продуктивный уровень: К., ЦО. | Продуктивный уровень: К., ЦО. | |||||||||
28– 29 | Р/р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести» | Исследовательская | Самостоятельная работа над сочинением | Индивидуальная | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. Творческий уровень: К., Р. | Уметь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. Творческий уровень: К., Р. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | |||
30– 31 | И. С. Тургенев. Рассказы «Бирюк» и «Бежин луг». Цели: познакомить с содержанием рассказов; с нравственной проблематикой рассказов: отражение существенных черт русского национального характера | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, беседа; работа | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение о И. С. Тургеневе | Знать: содержание понятия «пейзаж». Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. Продуктивный уровень: К., СП. | Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию. Продуктивный уровень: К., СП. | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
32– 34 | Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. «Русские женщины». Цель: учить анализировать стихотворения | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; проблемные задания | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина | ||
35– 36 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста» | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, проблемные задания | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина | Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженныев сказках, составлять рас-суждения о силь-ных и слабых сторонах народного характера. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика». Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
37 | А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов». Нравственная проблематика баллады. Цели: дать учащимся представление о творчестве А. К. Толстого; познакомить с жанром баллады, | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, беседа; опорные записи; работа с книгой, словарем | Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о творчестве А. К. Толстого, сообщение по словарю | Знать: содержание баллады, определение жанра баллады. Уметь: выделять жанровые признаки баллады; давать характеристику особенностям сюжета; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Продуктивный уровень: К., С.Л. | Знать: образную природу баллады. Уметь: давать характеристику изобразительно-выразительным средствам; выявлять авторскую позицию. Продуктивный уровень: К., Р. | Совершенствование навыков работы с книгой, словарем | |||
38– 39 | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру. Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации | Лекция, беседа; работа с книгой; демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Продуктивный уровень: К., ЦО. | ||||||||||
40– 41 | А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник». Сатирический пафос произведения. Цели: раскрыть особенности авторской позиции в рассказе | Частично-поисковый | Проблемные задания; индивидуальные задания | Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П. Чехова | Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев | Знать: сюжетное своеобразие рассказов А. П. Чехова. Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Продуктивный уровень: К., ЦО., С. | Свободная работа с текстом. владение монологической и диалогической речью | |||
42– 43 | Изображение Родины в стихотворениях поэтов XIX–XX веков (В. А. Жуковский, А. К. Толстой, И. А. Бунин). Цель: помочь учащимся войти в художественный | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция; аналитическая беседа; работа с текстами | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Знать: особенности мировосприятия поэтов. Уметь: выявлять авторские размышления | Владение монологической и диалогической речью |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
мир поэтов; развивать умение анализировать текст; воспитывать патриотизм | о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека | |||||||||
44– 45 | И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Нравственный смысл произведения. Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Аналитическая беседа; проблемные вопросы | Коллективная. Групповая | Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы; показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина | ||
46– 47 | М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, | Лекция, беседа; работа с книгой; демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге | Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции | Владение монологической и диалогической речью | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).Читаем, думаем, спорим: дидакт. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
иллюстрации | Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким» | по прочитанному произведению | материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина | |||||||
48 | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Цели: познакомить с легендой, определить ее основную мысль; работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование | Исследовательская, частично поисковая | Чтение, аналитическая беседа; пересказ | Коллективная. Групповая | Знать: содержание легенды и понимать ее смысл. Уметь: находить в произведении черты романтизма | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Владение монологической и диалогической речью | |||
49 | Л. Н. Андреев. «Кусака». Цели: познакомить с писателем, отметив авторское сочувствие и любовь ко всему живому; подчеркнуть попытку автора раскрыть ценности, таящиеся внутри человека | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Работа по учебнику, выразительное чтение; аналитическая беседа | Коллективная. Групповая | Знать: содержание рассказа. Уметь: определять нравственную проблематику произведения | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Владение монологической речью. выразительное чтение текста | |||
50– 51 | В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни». Цели: раскрыть особенности поэтического языка | Исследовательская, частично поисковая | Аналитическая беседа; проблемные вопросы | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность» | Знать: содержание понятия сатира. Уметь: выделять смысловые части художественного текста | Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведе- | Владение монологической и диалогической речью. выразительное | Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. / В. Я. Коровина. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Маяковского, представления поэта о сущности творчества | ния, о роли рифмы в творчестве Маяковского | чтение наизусть | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000) | |||||||
52– 53 | А. П. Платонов. «Юшка». Цели: познакомить с героями писателя; подчеркнуть богатство их души | Объяснительно-иллюстративная с элементами беседы; частично поисковая | Аналитическая беседа; работа с учебником; выразительное чтение | Коллективная. Групповая | Знать: особенности мировосприятия Платонова и специфические черты его художественного мира. Уметь: воспринимать и анализировать текст | Уметь: отличать специфические черты стиля писателя | Владение навыками лингвистического анализа текста.владение монологической и диалогической речью | |||
54 | А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. «Снега потемнели синие», «Июль – макушка лета». Цель: помочь увидеть любовь поэта к родной природе | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; проблемные задания | Коллективная. Групповая | Знать: особенности поэтического мира Твардовского. Уметь: видеть выразительность и чистоту языка поэта | Знать: образные средства поэтической речи. Уметь: выполнять лингвистический анализ поэтического текста; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения | Владение навыками связной монологической и диалогической речи. выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
55 | Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Цели: помочь почувствовать любовь писателя к деревне, ее жителям; услышать призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает | Частично-поисковая; исследовательская | Аналитическая беседа; проблемные вопросы | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание рассказа, его тему и идею. Уметь: анализировать текст произведения, слышать голос автора | Уметь: сопо-ставлять произведения одной тематики разных авторов | Свободная работа с текстами | |||
56– 57 | Е. И. Носов. «Кукла», «Живая шляпа». Цель: познакомить с рассказами о бережном отношении к природе, о губительности пошлости в жизни | Частично-поисковая; исследовательская | Работа с текстом; аналитическая беседа | Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание рассказов; особенности художественного мира писателя. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выражать свое отношение к прочитанному | Уметь: самостоятельно делать выводы об авторской позиции, аргументировать свою точку зрения | Владение навыками связной монологической и диалогической речи | |||
58– 59 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Цель: отметить мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и рассказать о его переживаниях | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Чтение, аналитическая беседа; пересказ | Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание рассказа, понимать его тему и идею. Уметь: анализировать текст художественного | Уметь: сопо-ставлять произведения одной тематики разных авторов; проводить литературные аналогии | Свободная работа с текстами |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
произведения; понимать авторские чувства | ||||||||||
60 | Д. С. Лихачев. «Земля родная». Цели: познакомить с основными событиями жизни и деятельности Лихачева; помочь осознать величие этой фигуры и ее значение в российской культуре и истории | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Беседа; чтение текста, составление плана | Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание статьи; особенности публицистического жанра. Уметь: воспринимать и анализировать текст публицистической статьи | Уметь: составлять план статьи; формулировать тезисы | Свободная работа с текстами. владение монологической и диалогической речью | |||
61– 62 | Стихотворения разных поэтов XX века о природе. В. Брюсов, И. Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Цели: познакомить с поэтическими творениями, литературными приемами и художественными средствами; воспитывать бережное отношение к природе | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая, исследовательская | Аналитическая беседа; выразительное чтение; устное рисование | Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание поэтических произведений, своеобразие художественного мира каждого из поэтов. Уметь: анализировать текст стихотворения, слышать и понимать лирического героя | Уметь: выполнять лингвистический анализ текста; самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | владение монологической и диалогической речью |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
63– 64 | Литература народов России. Р. Гамзатов. Стихотворения. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта. Цели: раскрыть глубокий лиризм, отражение народной мудрости в поэзии Р. Гамзатова | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа; проблемные задания | Коллективная. Групповая | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Уметь: выделять афористичные выражения в произведении. Продуктивный уровень: К., ЦО. | Владение монологической и диалогической речью | |||
65 | Зарубежная литература. Р. Бёрнс. «Честная бедность». Цели: познакомить с поэтом, темами его творчества: защита бедных и обездоленных, прославление честности; справедливость, гордость, честь | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Работа с учебником; выразительное чтение | Групповая. Индивидуальная | Знать: основные этапы жизни и деятельности Бёрнса. Уметь: отличать произведения поэта, опираясь на знание своеобразия поэтической манеры Бёрнса | Уметь: сопо-ставлять стихотворения Бёрнса со стихотворениями русских поэтов (например: Державин, Некрасов) | Свободное владение монологической и диалогической речью. умение выражать собственные мысли и аргументировать их | |||
66 | Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой». Цель: познакомить с поэтом, посвятившим жизнь борьбе за свободу и независимость | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая | Аналитическая беседа; выразительное чтение | Групповая. Индивидуальная | Знать: понятия «романтизм», «романтический герой». | Уметь: анализировать поэтический текст; формулировать и аргументировать | умение выражать собственные мысли |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Уметь: находить черты романтического в произведениях Байрона | читательскую позицию; самостоятельно делать выводы | и аргументировать их | ||||||||
67 | О. Генри. «Дары волхвов». Цели: познакомить с биографией писателя, с основными темами его творчества: прославление гуманизма | частично-поисковая, исследовательская | Устный рассказ; выразительное чтение; аналитическая беседа; творческие задания | Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание рассказа; понятия «гуманизм», «юмор». Уметь: понимать идею рассказа; стремиться быть гуманными | Уметь: выполнять лингвистический анализ произведения, находить аналогии в русской литературе | Свободная работа с текстом. владение монологической и диалогической речью | |||
68 | Р. Брэдбери. «Каникулы». Цели: расширить представления учащихся о зарубежной литературе; помочь осознать философскую проблематику рассказа | частично-поисковая, исследовательская | Устный рассказ; аналитическая беседа; выразительное чтение | Коллективная. Групповая | Знать: особенности мировосприятия Брэдбери и его художественного мира. Уметь: слышать голос автора и понимать идею произведения | Уметь: анализировать текст прозаического произведения | Свободная работа с текстом. владение монологической и диалогической речью | |||
69– 70 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование. Литература 6 класс. Автор: В.Я. Коровина
Тематическое планированиепо литературев 6 классе Всего в году – 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР – ч. ; Внеклассное чтение – ч....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
При изучении литературы 2 часа в неделю...
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...
календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс автор В. Я. Коровина
планирование по литературе 5 класс ФГОС...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Тематическое планирование по литературе. 7 класс. ФГОС. (В.Я. Коровина и др.).
Тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации...
Тематическое планирование по литературе. 5 класс. ФГОС. (В.Я. Коровина и др.).
Тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено на основе:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации...