Тематическое планирование по литературе в 7 классе( автор В.Я. Коровина
календарно-тематическое планирование (литература, 7 класс) по теме

Чикобава Елена Александровна

Тематическое планирование по литературе в 7 классе( автор В.Я. Коровина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

тематическое планирование

Примечание.

Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

К. – коммуникативная компетенция;

Р. – рефлексивная компетенция;

КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;

ЦО. – ценностно-ориентационная;

СП. – смыслопоисковая.

п/п

Система уроков

(тема и цель урока)

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические средства,

формы

Вид деятельности

учащихся.

Творческие

и индивидуальные задания

Планируемый результат и уровень освоения.

Компетенции

Информационно-методическое обеспечение

Дата
проведения

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая

программа

Продвинутый

уровень

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение. Литература как искусство слова.

Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная.

Групповая

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

Предания.

Цели: познакомить с понятием «предания», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; познакомить с героями – государственными деятелями

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, работа

с книгой

Коллективная.

Групповая

Знать: понятие «предание», иметь представление о месте этого жанра в произведениях писателей.

Уметь: анализировать тексты преданий, их идейно-нравственное содержание

Уметь: сопо-ставлять исторические факты и события, описанные в предании

Свободная работа

с фольклорными текстами

3–4

Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула», «Садко».

Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; работа
с книгой; демонстрация

Коллективная.

Групповая

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Продуктивный уровень: К., СП.

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.

Русское народное поэтическое творчество / под ред.

А. М. Новикова (М., 1978)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

Цели: показать, как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и праздники

Объяснительно-иллюстративная с элементами беседы

Лекция, беседа

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная

Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса других народов.

Продуктивный уровень: К., СП.

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

6

Пословицы и поговорки.

Цель: познакомить с жанровыми особенностями пословиц и поговорок; воспитывать уважение и любовь к богатому и меткому русскому слову

Объяснительно-иллюстративная с элементами беседы

Лекция, беседа; работа

с учебником

Коллективная.

Групповая

Знать: жанровые признаки пословиц и поговорок.

Уметь: анализировать богатство, точность и выразительность языка этого вида устного народного творчества

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами. владение монологической и диалогической речью

7

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

Цель: дать понятие о древнерусской литературе

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; выразительное чтение фрагментов текста

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная

Знать: основные характеристики древнерусской литературы, особенности летописного жанра.

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь: анализировать содержание летописи, понимать ее значимость

8

Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.

Цель: раскрыть нравственную основу «Поучения» Владимира Мономаха: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов, таких как любовь к ближнему, милосердие, жертвенность

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; проблемные задания

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная

Знать: основы христианской морали.

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Свободная работа

с текстами. Владение монологической и диалогической речью

9

«Повесть о Петре и Февронии».

Цели: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских; показать, как раскрывается тема любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

беседа, проблемные задания; творческое задание

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание повести

о Петре и Февронии.

Уметь: анализировать текст повести, понимать проблематику

Уметь: понимать место повести в истории русской культуры

Свободная работа

с текстами. владение монологической и диалогической речью

10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…».

Частично поисковая

Проблемные задания; индивидуальные задания

Групповая.

Индивидуальная

Знать: о жизни и деятельности Ломоносова.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного

Свободная работа с поэтическими текстами.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Цели: отметить широту интересов поэта и ученого; познакомить с его ролью
в российской истории, науке, литературе

Уметь: анализировать тексты произведений Ломоносова

своеобразия текстов

владение монологической и диалогической речью

11

Г. Р. Державин. «Признание», «Птичка», «Памятник».

Цели: подчеркнуть честность и прямоту  характера поэта; дать представление
о его творчестве

Объяснительно-иллюстративная; частично поисковая

Слово учителя; проблемные задания; работа с текстом

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная

Знать: о жизни и деятельности Державина.

Уметь:  видеть смелость поэта в изображении вельмож, его восхищение  храбростью простого народа

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия поэтических текстов, чувствовать живость и естественность стиха

владение монологической и диалогической речью. умение исследовать текст художественного произведения

12

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».

Цели:  отметить интерес поэта к историческому прошлому; определить авторское отношение к героям; отметить внимание поэта к теме «маленького человека»

Исследовательская

Проблемные задания; индивидуальные задания

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание поэмы «Медный всадник».

Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы; понимать идейное содержание поэмы

Уметь: сопо-ставлять исторические события и события, описанные в произведении

Свободная работа

с историческими источниками и литературными текстами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

А. С. Пушкин. «Песнь

о вещем Олеге».

Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. С. Пушкина

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью. выразительное чтение наизусть

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы

для 7 кл. /

В. Я. Коровина

14

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»

Цель: познакомить с особенностями драматического произведения

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Слово учителя; аналитическая беседа; работа

с текстом

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная

Знать: особенности драматического произведения.

Уметь: анализировать текст произведения, понимать его тему и идею

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

Свободная работа

с текстом

15

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Исследовательская, частично поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная.  Групповая

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

по прочитанному произведению.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.

Альбом

«А. С. Пушкин»

16

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

Цель: раскрыть содержание образа повествователя

Исследовательская, частично поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

Знать: содержание понятия «образ».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт. матери-алы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.

Альбом

«А. С. Пушкин»

17

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность

и лаконизм пушкинской прозы.

Исследовательская, частично поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: сообщения «Особенности пушкин-

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое

Уметь: характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Свободная работа

с текстами. владение монологической

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности пушкинского языка

ской прозы», «Библейский сюжет в повести А. С. Пушкина»

отношение к прочитанному.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

и диалогической речью

Читаем, думаем, спорим: дидакт. матери-алы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.

Альбом

«А. С. Пушкин»

18–

19

Р/р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести

А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

и жизненным впечатлениям)».

Цели: формировать навык написания сочинения на заданную тему

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Индивидуальная

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.

Творческий  уровень: К., Р.

Уметь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.

Творческий  уровень: К., Р.

Свободная работа

с текстами,

с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.

А. А. Крундешев. Как работать над сочинением (СПб., 1992)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Цель: учить анализировать стихотворение

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.

Уметь: выявлять пушкинские традиции в пейзажной лирике Лермонтова.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.

З. Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963)

21–

23

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; проблемные задания

Коллективная. Групповая

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Знать: особенности  сюжета поэмы, его историческую основу.

Уметь: анализировать язык поэмы, её связь

с устным народным творчеством.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

З. Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963)

24–

25

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Остап и Андрий, принцип контраста

в изображении героев.

Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества

Н. В. Гоголя

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью

Читаем, думаем, спорим: дидакт. матери-алы для 7 кл. /

В. Я. Коровина

26–

27

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви

и долга в душах героев.

Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка

Н. В. Гоголя

Исследовательская, частично поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

Знать: содержание понятия «деталь» произведения.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

28–

29

Р/р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести»

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

Индивидуальная

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

Творческий  уровень: К., Р.

Уметь: писать сочинения

в жанре проблемной аналитической статьи.

Творческий  уровень: К., Р.

Свободная работа

с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

30–

31

И. С. Тургенев. Рассказы «Бирюк» и «Бежин луг».

Цели: познакомить с содержанием рассказов; с нравственной проблематикой рассказов: отражение существенных черт русского национального характера

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа; работа
с книгой; демонстрация

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: сообщение о И. С. Тургеневе

Знать: содержание понятия «пейзаж».

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию.

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

32–

34

Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. «Русские женщины».

Цель: учить анализировать стихотворения

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова.

Уметь: выявлять авторские размышления

о народных судьбах и характерах.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина

35–

36

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста»

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

Знать: содержание сказок.

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженныев сказках, составлять рас-суждения о силь-ных и слабых сторонах народного характера.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика».

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

37

А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов». Нравственная проблематика баллады.

Цели: дать учащимся представление о творчестве

А. К. Толстого; познакомить с жанром баллады,
с ее содержанием; раскрыть тематику и нравственную проблематику баллады, цельность характера главного героя, образ Ивана Грозного

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа; опорные записи; работа с книгой, словарем

Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о творчестве А. К. Толстого, сообщение по словарю
о жанре «баллада»

Знать: содержание баллады, определение жанра баллады.

Уметь: выделять жанровые признаки баллады; давать характеристику особенностям сюжета; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Продуктивный уровень: К., С.Л.

Знать: образную природу баллады.

Уметь: давать характеристику изобразительно-выразительным средствам; выявлять авторскую позицию.

Продуктивный уровень: К., Р.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем

38–

39

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Продуктивный уровень: К., ЦО.

40–

41

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник». Сатирический пафос произведения.

Цели: раскрыть особенности авторской позиции в рассказе

Частично-поисковый

Проблемные задания; индивидуальные задания

Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П. Чехова

Знать: сюжет и образную систему рассказа.

Уметь: давать оценку действиям героев

Знать: сюжетное своеобразие рассказов

А. П. Чехова.

Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах  Чехова, ее связь

с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.

Продуктивный уровень: К., ЦО., С.

Свободная работа

с текстом. владение монологической и диалогической речью

42–

43

Изображение Родины в стихотворениях поэтов XIX–XX веков (В. А. Жуковский, А. К. Толстой,

И. А. Бунин).

Цель: помочь учащимся войти в художественный

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция; аналитическая беседа; работа с текстами

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Знать: особенности мировосприятия поэтов.

Уметь: выявлять авторские размышления

Владение монологической и диалогической речью


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

мир поэтов; развивать умение анализировать текст; воспитывать патриотизм

о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека

44–

45

И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Нравственный смысл произведения.

Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Аналитическая беседа; проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

Знать: содержание понятия «деталь произведения».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы; показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина

46–

47

М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы,

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества

М. Горького. Сообщение «Традиции

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге

Уметь: самостоятельно делать выводы

об активности авторской позиции

Владение монологической и диалогической речью

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000).Читаем, думаем, спорим: дидакт.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

иллюстрации

Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким»

по прочитанному произведению

материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина

48

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда

о Данко.

Цели: познакомить с легендой, определить ее основную мысль; работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование

Исследовательская, частично поисковая

Чтение, аналитическая беседа; пересказ

Коллективная. Групповая

Знать: содержание легенды

и понимать ее смысл.

Уметь: находить в произведении черты романтизма

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

Владение монологической и диалогической речью

49

Л. Н. Андреев. «Кусака».

Цели: познакомить с писателем, отметив авторское сочувствие и любовь ко всему живому; подчеркнуть попытку автора раскрыть ценности, таящиеся внутри человека

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Работа по учебнику, выразительное чтение; аналитическая беседа

Коллективная. Групповая

Знать: содержание рассказа.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

Владение монологической речью. выразительное чтение текста

50–

51

В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,

«О дряни».

Цели: раскрыть особенности поэтического языка

Исследовательская, частично поисковая

Аналитическая беседа; проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность»

Знать: содержание понятия сатира.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения  о реальном и фантастическом в сюжете произведе-

Владение монологической и диалогической речью. выразительное

Читаем, думаем, спорим: дидакт. материалы для 7 кл. /

В. Я. Коровина.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Маяковского, представления поэта о сущности творчества

ния, о роли рифмы в творчестве Маяковского

чтение наизусть

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах (М., 2000)

52–

53

А. П. Платонов. «Юшка».

Цели: познакомить с героями писателя; подчеркнуть богатство их души

Объяснительно-иллюстративная с элементами беседы; частично поисковая

Аналитическая беседа; работа

с учебником; выразительное чтение

Коллективная. Групповая

Знать: особенности мировосприятия Платонова и специфические черты его художественного мира.

Уметь: воспринимать и анализировать текст

Уметь: отличать специфические черты стиля писателя

Владение

навыками лингвистического анализа текста.владение монологической и диалогической речью

54

А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. «Снега потемнели синие», «Июль – макушка лета».

Цель: помочь увидеть любовь поэта к родной природе

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; проблемные задания

Коллективная. Групповая

Знать: особенности поэтического мира Твардовского.

Уметь: видеть выразительность и чистоту языка поэта

Знать: образные средства поэтической речи.

Уметь: выполнять лингвистический анализ поэтического текста; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения

Владение

навыками связной монологической и диалогической речи. выразительное чтение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

55

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

Цели: помочь почувствовать любовь писателя к деревне, ее жителям; услышать призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает

Частично-поисковая; исследовательская

Аналитическая беседа; проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание рассказа, его тему

и идею.

Уметь: анализировать текст произведения, слышать голос автора

Уметь: сопо-ставлять произведения одной тематики разных авторов

Свободная работа

с текстами

56–

57

Е. И. Носов. «Кукла», «Живая шляпа».

Цель: познакомить с рассказами о бережном отношении к природе, о губительности пошлости в жизни

Частично-поисковая; исследовательская

Работа

с текстом; аналитическая беседа

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание рассказов; особенности художественного мира писателя.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выражать свое отношение к прочитанному

Уметь: самостоятельно делать выводы об авторской позиции, аргументировать свою точку зрения

Владение

навыками связной монологической и диалогической речи

58–

59

Ю. П. Казаков. «Тихое утро».

Цель: отметить мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и рассказать о его переживаниях

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Чтение, аналитическая беседа; пересказ

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание рассказа, понимать его тему и идею.

Уметь: анализировать текст художественного

Уметь: сопо-ставлять произведения одной тематики разных авторов; проводить литературные аналогии

Свободная работа

с текстами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

произведения; понимать авторские чувства

60

Д. С. Лихачев. «Земля родная».

Цели: познакомить с основными событиями жизни и деятельности Лихачева; помочь осознать величие этой фигуры и ее значение в российской культуре и истории

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Беседа; чтение текста, составление плана

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание статьи; особенности публицистического жанра.

Уметь: воспринимать и анализировать текст публицистической статьи

Уметь: составлять план статьи; формулировать тезисы

Свободная работа

с текстами. владение монологической и диалогической речью

61–

62

Стихотворения разных поэтов XX века о природе.

В. Брюсов, И. Бунин,

Ф. Сологуб, С. Есенин,

Н. Рубцов, Н. Заболоцкий.

Цели: познакомить с поэтическими творениями, литературными приемами и художественными средствами; воспитывать бережное отношение к природе

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая, исследовательская

Аналитическая беседа; выразительное чтение; устное рисование

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание поэтических произведений, своеобразие художественного мира каждого из поэтов.

Уметь: анализировать текст стихотворения, слышать и понимать лирического героя

Уметь:  выполнять лингвистический анализ текста; самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы

владение монологической и диалогической речью


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

63–

64

Литература народов России. Р. Гамзатов. Стихотворения. Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта.

Цели: раскрыть глубокий лиризм, отражение народной мудрости в поэзии Р. Гамзатова

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа; проблемные задания

Коллективная. Групповая

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Уметь: выделять афористичные выражения в произведении.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

65

Зарубежная литература.

Р. Бёрнс. «Честная бедность».

Цели: познакомить с поэтом, темами его творчества: защита бедных и обездоленных, прославление честности; справедливость, гордость, честь

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Работа

с учебником; выразительное чтение

Групповая.

Индивидуальная

Знать: основные этапы жизни и деятельности  Бёрнса.

Уметь: отличать произведения поэта, опираясь на знание своеобразия поэтической манеры Бёрнса

Уметь: сопо-ставлять стихотворения Бёрнса со стихотворениями русских поэтов (например: Державин, Некрасов)

Свободное владение монологической и диалогической речью. умение выражать собственные мысли и аргументировать их

66

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой».

Цель: познакомить с поэтом, посвятившим жизнь борьбе за свободу и независимость

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа; выразительное чтение

Групповая.

Индивидуальная

Знать: понятия «романтизм», «романтический герой».

Уметь: анализировать поэтический текст; формулировать и аргументировать

умение

выражать собственные мысли


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь: находить черты романтического в произведениях Байрона

читательскую позицию; самостоятельно делать выводы

и аргументировать их

67

О. Генри. «Дары волхвов».

Цели: познакомить с биографией писателя, с основными темами его творчества: прославление гуманизма

частично-поисковая, исследовательская

Устный рассказ; выразительное чтение; аналитическая беседа; творческие задания

Групповая.

Индивидуальная

Знать: содержание рассказа; понятия «гуманизм», «юмор».

Уметь: понимать идею рассказа; стремиться быть гуманными

Уметь: выполнять лингвистический анализ произведения, находить аналогии в русской литературе

Свободная работа

с текстом. владение монологической и диалогической речью

68

Р. Брэдбери. «Каникулы».

Цели: расширить представления учащихся о зарубежной литературе; помочь осознать философскую проблематику рассказа

частично-поисковая, исследовательская

Устный рассказ; аналитическая беседа; выразительное чтение

Коллективная. Групповая

Знать: особенности мировосприятия Брэдбери и его художественного мира.

Уметь: слышать голос автора и понимать идею произведения

Уметь: анализировать текст прозаического произведения

Свободная работа

с текстом. владение монологической и диалогической речью

69–

70

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Литература 6 класс. Автор: В.Я. Коровина

Тематическое планированиепо  литературев 6 классе Всего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – ч.   ;  Внеклассное чтение –  ч....

Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа

Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...

Тематическое планирование по литературе. 7 класс. ФГОС. (В.Я. Коровина и др.).

Тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации...

Тематическое планирование по литературе. 5 класс. ФГОС. (В.Я. Коровина и др.).

Тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено на основе:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации...