рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

программа составлена на основе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная  записка

      Цель изучения  учебного предмета «Литература».

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на освоения художественных текстов;

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    Общая характеристика учебного предмета:

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

     Рабочая   программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и  Программы   по   литературе  для 5-11  классов  (авторы: В.Я. Корови,4 В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;  под   редакцией  В.Я.  Коровиной . — М.: Просвещение, 2009).
   
В программу включен национально - региональный компонент, представленный произведениями писателей и поэтов Мордовского  края. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями региональной литературы. Главное средство знакомства – это чтение произведений, беседа по ним, рассказ об авторах. Занятия должны быть построены на интересе учащихся – на интересе к своему родному краю, стремлении познакомиться с ним.

    Общий объём часов на изучение дисциплины, предусмотренный в инвариативной части школьного учебного плана -  2 часа в неделю, 68 часов в год.

 Место учебного предмета в базисном учебном плане.

 Школьный учебный план в инвариативной части отводит 68 часов в год для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного  общего образования (8класс).

     Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса литературы ученик должен знать \ понимать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

· определять род и жанр художественного произведения;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

· выявлять авторскую позицию;

· выражать свое отношение к прочитанному;

· строить письменные и устные высказывания в связи с изученным произведением;

· выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдать нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа;

· участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· писать отзывы о прочитанных произведениях, сочинения.

Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Раздел 2. Тематическое планирование по дисциплине «литература 8 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

(р.р.)

Контрольная работа, ч.

(тесты)

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

(вн.чт.)

1.

Введение.

1

1

-

-

-

-

2.

Устное народное творчество.

2

2

-

-

-

-

3.

Из древнерусской литературы.

2

1

-

-

-

1

 4.

Из литературы 18 века.

3

2

1

-

-

-

5.

Из литературы 19 века.

31

23

4

2

2

6.

Поэзия родной природы.

2

1

-

-

-

1

7.

Из русской литературы 20 века.

8

5

3

-

-

-

8.

Писатели улыбаются.

7

4

-

1

-

2

9.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

3

1

2

-

-

-

10.

Русские поэты о Родине, родной природе.

2

-

-

-

-

2

11.

Из зарубежной литературы.

7

4

-

1

-

2

 

Итого

68

44

10

4

-

10

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

Введение

Знать о связи литературы и истории.

Уметь работать с учебником, вступать в диалог.

    Русская литература и истории. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

Знать народные песни как жанр фольклора,  тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»

Уметь слушать, работать с художественным текстом.

   В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Вдоль по улице метелица метёт», «Пугачев в темнице».

    Частушки как малый песенный жанр. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

    Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Знать особенности содержания и художественной формы преданий.

Уметь определять жанр произведения.

 «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Из древнерусской литературы

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры, черты средневековой литературы, ее литературное новаторство.

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно этические темы.

   Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского.

    «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Сатира на судебные порядки.

Из литературы 18 века

Знать содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев.

   Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Домашнее сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века».

Из литературы 19 века

 Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык.

Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы.

И.А. Крылов. Поэт и мудрец.

«Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басни. Аллегория.

  К.Ф. Рылеев. 

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы

Уметь выразительно читать,  самостоятельно делать выводы.

Автор дум и сатир.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы.  Тема расширения русских земель.

  А.С. Пушкин.

Знать основные факты жизни и творчества поэта, творческую историю написания повести, содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести.

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сообщение, выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.

«Туча», «К***», «19 октября».

«История Пугачева». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Роман «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина.

  М.Ю. Лермонтов.

Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы, структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя, давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь дискутировать, аргументировано высказывая свое мнение.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Классное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

  Н.В. Гоголь.

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии,  особенности драматического произведения.

Уметь составлять цитатный план.

«Ревизор». История создания и история постановки комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Роль фантастики в произведении.

Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении».

М.Е. Салтыков – Щедрин.

Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу.

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

«История одного города» (отрывок). Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Н.С. Лесков.

Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа.

Л.Н. Толстой.

Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста», владеть различными видами пересказа.

Уметь самостоятельно делать выводы, выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

«После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Домашнее сочинение по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина.

Поэзия родной природы

Знать порядок анализа лирического произведения.

Уметь выразительно читать стихотворения, воспринимать и анализировать поэтический текст.

А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю, Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А. Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…».

  А.П. Чехов.

Знать личность автора, философский смысл рассказа.

Уметь анализировать эпическое произведение.

«О любви». История о любви и упущенном счастье.

Из русской литературы 20 века

И.А. Бунин.

Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности.

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.

А.И. Куприн.

Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа.

Уметь составлять конспект статьи учебника, владеть различными видами пересказа.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

А.А. Блок.

Знать об исторической теме в творчестве поэта.

Уметь анализировать художественное произведение.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

С.А. Есенин.

Знать историю создания поэмы, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Уметь самостоятельно делать выводы.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Домашнее сочинение «Образ Пугачева в творчестве Пушкина и Есенина».

И.С. Шмелёв.

Знать биографию писателя, владеть различными видами пересказа.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.

Писатели улыбаются

  Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

 Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

    М.А. Осоргин.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

   А.Т. Твардовский.

Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы.

Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении поэта. Тема служения Родине. Связь фольклора и литературы. Оценка поэмы в литературной критике.

   А.П. Платонов.

Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения владеть различными видами пересказа.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

 «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Стихи  и песни о Великой Отечественной войне

В.П. Астафьев

Знать героические страницы русской поэзии, жизнь и творчество писателя.

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность военного детства.

М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин.

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».

Русские поэты о Родине, родной природе

Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное.

И. Анненский «Снег»; Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;  Н. Заболоцкий 

«Не надо звуков»; Н. Рубцов «По вечерам», «Привет, Россия».

Н. Оцуп «Мне трудно без России…»; Дон - Аминадо «Бабье лето»; З. Гиппиус «Знайте!».

Из зарубежной литературы

Знать эпоху Возрождения, представление о  писателях того времени, содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев, читать выразительно, самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью»

Ж. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

В. Скотт «Айвенго»

Раздел 4. Календарно – тематическое  планирование по литературе 8 класс.

П./п.

Наименование разделов и тем

Вид

занятий

Количество

часов

Вид самостоятельной

работы

Дата проведения

занятия

планируемая

фактическая

1 четверть

1.

Введение.  Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

Беседа

1

Конспектирование

2.

Устное народное творчество.

2

2.1

Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр.

Беседа

1

Сбор материала

2.2

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Беседа

1

Выборочный пересказ

3.

Из древнерусской литературы.

2

3.1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Рассказ учителя.

Практикум

1

Работа со справочным материалом

3.2

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Внеклассное чтение

1

Комментированное чтение

4.

Из литературы 18 века.

3

4.1

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).

 Т.л. Понятие о классицизме.

Рассказ учителя.

1

Сообщения учеников

4.2

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Т.л. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Практикум

1

Письменный анализ эпизода

4.3

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века».

Урок развития речи

1

Творческая работа

5.

Из литературы 19 века.

31

5.1

И.А. Крылов. Слово о баснописце.  Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» их историческая основа.

Т.л. Мораль. Аллегория.

Беседа.

1

Сообщения учеников

5.2

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, философа.

Урок внеклассного чтения

1

Домашнее чтение

5.3

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Т.л. Понятие о думе.

Рассказ учителя. Практикум.

1

Составление цитатного плана

5.4

А.С. Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К», «19 октября». Особенности поэтической формы.

Беседа.

1

Конспект

5.5

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

Семинар.

1

Работа со справочным материалом

5.6

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

Рассказ учителя.

1

Комментированное чтение

5.7

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы.

Рассказ учителя.

1

Сообщения учащихся

5.8

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Беседа. Обучение устному рассказу.

1

Анализ эпизода

5.9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Беседа.

1

Составление характеристики героя

5.10

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С. Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Беседа. Практикум.

1

5.11

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Т.л.Понятие о романе.

Беседа. Практикум.

1

Творческая работа

5.12

Р.Р.Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Рассказ учителя.

1

Сбор материала к сочинению

5.13

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

Урок развития речи.

1

5.14

М.Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Рассказ учителя. Семинар.

1

Конспектирование материала

5.15

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

Беседа.

1

Анализ лирического произведения

5.16

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Т.л. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Практикум.

1

Анализ эпизода

5.17

Р.р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Мцыри как романтический герой».

Урок развития речи

1

Творческая работа

5.18

Н.В. Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Рассказ учителя. Семинар.

1

Работа со справочным материалом

5.19

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии. «Ревизор» в оценке современников.

Рассказ учителя.

1

Сообщения учащихся

5.20

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Т.л. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе.

Беседа. Практикум.

1

Комментированное чтение

5.21

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Практикум.

1

Анализ комедийного произведения

5.22

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Урок развития речи.

1

Сбор материала для сочинения

5.23

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Рассказ учителя.

1

Исследование текста

5.24

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Практикум.

1

Работа со справочным материалом

5.25

М.Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Образы  градоначальников. Т.л. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Рассказ учителя.

1

Конспектирование материала

5.26

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

1

Письменный анализ эпизода

5.27

Тестовая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля.

1

Тест

5.28

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Т.л. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь (развитие представлений).

Беседа.

1

Сообщения учащихся

5.29

Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Рассказ учителя.

1

Анализ прозаического текста

5.30

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Т.л. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния.

Практикум.

1

Анализ эпизода

5.31

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение

6.

Поэзия родной природы.

2

6.1

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Урок внеклассного чтения.

1

Анализ стихотворений

6.2

А.П. Чехов. Рассказ  «О любви» как история об упущенном счастье.

Т.л. Психологизм рассказа.

Рассказ учителя

1

Анализ прозаического текста

7.

Из русской литературы 20 века.

8

4

7.1

И.А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина – прозаика.

Беседа.

1

Составление цитатного плана

7.2

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Т.л. Понятие о сюжете и фабуле.

Рассказ учителя.

1

Комментированное чтение

7.3

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Урок развития речи.

1

Защита рефератов

7.4

А.А. Блок. Историческая тема в его  творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.

Беседа.

1

Конспектирование материала

7.5

С.А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя. Т.л. Понятие о драматической поэме.

Рассказ учителя.

1

Комментированное чтение

7.6

7.7

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Уроки развития речи.

2

Защита творческих работ

7.8

И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя.

1

Комментированное чтение

8.

Писатели улыбаются.

7

8.1

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Теффи. «Жизнь и воротник»;

М.М. Зощенко. «История болезни».

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение

8.2

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Беседа.

1

Словесное рисование

8.3

Тестовая работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Урок контроля.

1

тест

8.4

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Рассказ учителя.

1

Сообщения учащихся

8.5

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне Твардовского.

Обучение устному рассказу.

1

Составление характеристики главного героя

8.6

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Т.л. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Практикум.

1

8.7

А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение

9.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

3

2

9.1

Урок-концерт. Стихи  и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги».

Урок развития речи

1

Выступления учащихся

9.2

В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Т.л. Представление о герое-повествователе.

Рассказ учителя.

1

Словесное рисование

9.3

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору уча щегося)

Урок развития речи.

1

Творческая работа

10.

Русские поэты о Родине, родной природе.

2

10.1

10.2

И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», Н.Рубцов «По вечерам».

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России…», З.Гиппиус «Знайте!», И.Бунин «У птицы есть гнездо…».

Уроки внеклассного чтения.

2

Анализ стихотворения

11.

Из зарубежной литературы.

7

3

11.1

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». Т.л. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Рассказ учителя.

Практикум.

1

Анализ эпизода

11.2

Сонеты У. Шекспира.»Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Т.л. Сонет как форма лирической поэзии.

Практикум.

1

Составление словарной статьи

11.3

11.4

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Т.л. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера.

Рассказ учителя.

2

11.5

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение

11.6

В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

Урок внеклассного чтения.

1

Домашнее чтение

11.7

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Урок – зачет.

1

тест

Итого

68

Раздел 5. Учебно-методическое  обеспечение учебного предмета.

Технические средства обучения.

  1. Электронные образовательные ресурсы
  2. Интернет-ресурсы для ученика и учителя: -.   http://school-coHection.edu.rii/catalog/pupil/?subiect=8 -. 
  3. сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ -• http://rus. 1 september.ru/topic. php?TopicID= l&Page -. http://www.openclass.ru/
  4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
  5. Мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
  6. Антология русской литературы.
    3.Печатные пособия
  7. Таблицы
  8. Карты-схемы
  9. 4.Технические средства обучения
  10. Компьютер
  11. Мультимедийный проектор

Раздел 6. Учебно-методические средства.


Основная литература  
1.  Коровина  В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.  Литература :  8   класс : Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2009.
2.  Коровина  В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...:  8   класс : дидактические материалы  по   литературе . — М.: Просвещение, 2009.
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки  по   литературе .  8   класс . — М.: ВАКО, 2010.

Дополнительная литература.

  1. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.:           Айрис-пресс, 2000 
  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
  3. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
  5. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
  6.  Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004
  7. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.:   Просвещение, 1990
  8. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
  9. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей.  – М.: Просвещение, 1980
  10.   Коровина  В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.  Литература :  8   класс : Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
    11.  Кутейникова Н.Е. Уроки  литературы  в  8   классе : Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
    12.  Макарова Б.А. Дидактические материалы  по   литературе   8   класс : к учебнику В.Я.  Коровиной , - Экзамен.- М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....