Конспект урока литературы в 9 классе. Гордый ум или тяжкое бремя
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Анализ центральной сцены, раскрывающей мировоззрение сверстников-антиподов, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода комедии (3 явление 3 действия), закрепление понятие о конфликте произведения, конформизме и нонконформизме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_9_klasse_gordyy_um_ili_tyazhkoe_bremya.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Гордый ум, или тяжкое бремя свободы (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Класс: 9
Время реализации урока: 45 минут
Форма урока: урок-диспут
Тип урока: урок углубления знаний и ознакомления с новым материалом
Номер урока по теме: пятый
Формы обучения: групповая, самостоятельная и фронтальная работы
Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные
Современные образовательные технологии
- Технология: урок-диспут.
- Проектная деятельность.
- Обучение в сотрудничестве (работа в группах).
- Проблемное обучение.
- Информационно-коммуникативная технология:
- Сайты в сети Интернет,
- Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.
Оборудование:
- Текст комедии Грибоедова.
- Конспект-сопровождение к уроку
3. Презентация
4. Обобщённая карта рефлексии и самооценки ученика на уроке
5. Учёт работы в команде (выдаётся командирам)
6. Оформление доски
7. Толковый словарь
8. Песочные часы на 1 и на 3 минуты.
9. Баннеры с цитатами из комедии Грибоедова, раскрывающими мировоззрение героев-антиподов: «Ведь надобно ж зависеть от других!» и «Он вольность хочет проповедать!»
10. Расстановка парт накануне: вдоль окна места для защитников точки зрения Молчалина (конформисты), вдоль противоположной стены – места для защитников точки зрения Чацкого (нонконформисты).
Предварительная подготовка:
1. Создание гербов Чацкого и Молчалина.
2. Знакомство с жанром эссе.
3. Написание эссе на тему: ««Легко ли быть свободным?».
4. Повторение понятий: конформизм, нонконформизм, конфликт, антиподы.
5. Инсценировка 3 явления 3 действия.
6. Советы режиссёров актёрам.
Основное содержание урока.
Анализ центральной сцены, раскрывающей мировоззрение сверстников-антиподов, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода комедии (3 явление 3 действия), закрепление понятие о конфликте произведения, конформизме и нонконформизме.
Основные виды деятельности учащихся.
Создание и анализ собственных текстов разных жанров. Творческое прочтение текста. Анализ и обсуждение сцены. Постановка вопросов. Комментирование специфики деятельностидраматурга и режиссёра, художника. Устные ответы, участие в коллективном диалоге. Ведение конспекта сопровождения как подготовка к написанию работы. Целеполагание и выбор формы домашнего задания. Составление тезисов. Обсуждение. Выразительное чтение и устное рецензирование работ одноклассников.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитание у учащихся уважения к литературе и философии, бережного отношения к литературному наследию; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению и сочинению собственных произведений, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе режиссёра, актёра, художника, читателя и писателя; развитие эстетического и морального сознания через освоение художественного наследия великого драматурга; усвоение гуманистических и нравственных идей; воспитание патриотизма.
Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе; создание обобщения, сравнение, установление причинно-следственных связей; умение определять способы действий в рамках предложенных условий; формулирование и аргументирование своего мнения; формирование и развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции; установление причинно-следственных связей, оформление выводов,.
Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; анализ языковых средств, оформление своих мыслей в устных и письменных высказываниях; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Заходите! Определите каждый: куда должен сеть «Молчалин», а куда – «Чацкий»?
(После рассаживания учащихся).
- Сегодня вы работаете в команде. Выберите глазами капитана.
- Капитаны, подойдите и получите листы учёта работы в команде. Заполняйте по ходу всего урока.
Теперь для успешной работы необходимо распределить роли в группах – посмотрите на выданные листочки.
II. Индукция.
- – Просмотр фрагмента фильма «Гараж» Э.А.Рязанова, где герой В.Невинного говорит: «Мне нравится наше правление, потому что я из большинства».
Обсуждение учащимися в группах и выявление связи фрагмента с ведущей проблемой урока: почему и насколько тяжко бремя свободы?
- «Молчалины блаженствуют на свете!» - это слова Чацкого или Грибоедова?
После минутного обсуждения (песочные часы на 1 минуту) «свободный микрофон» - высказывание учащихся поочерёдно из каждой команды.
- Социоконструкция. (Термин из методики педмастерской)
- А вы можете что-нибудь возразить? Предлагается оформить в коллективное высказывание и написать небольшое коллективное эссе: «Легко ли быть свободным?».
3. Социализация.
Зачитывание и обсуждение работ.
III. Целеполагание учащихся.
Подводящий диалог.
( Для учителя). На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
(по ссылке: http://festival.1september.ru/articles/616203)
-Пора предоставить слово героям А.С.Грибоедова.
Тему нашей дискуссии я решила озаглавить следующим образом:
СЛАЙД № 1: Гордый ум, или тяжкое бремя свободы.
- Каким синонимом с точки зрения пунктуации можно заменить этот присоединительный уточняющий союз? (То есть).
- Значит, ум и свобода – синонимы?
(Обсуждение).
- Для кого? Для Чацкого или для Грибоедова?
Предполагаемый ответ учащихся:
- Грибоедов – просветитель, значит, для него ум и свобода – тождественные понятия. Именно в этом смысле он считает Чацкого единственным умным человеком. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».
- О каких проблемах будем говорить сегодня?
(Свобода, гордость, ум.)
Итог рассуждения: - невольно напрашивается вопрос нашего диспута: Свобода личности – зло или благо? (Самостоятельная формулировка и запись в конспекте).
- Свобода как жизненный принцип, что она несёт личности: зло или благо?
Так ли прость быть свободным и ни от кого не зависеть?
Вот что мы должны обсудить сегодня.
IV. Фронтальный опрос по теории литературы (повторение).
- Что движет сюжетом драматического произведения?
(Конфликт).
- Что это?
(Столновение).
- Определите характер конфликта в комедии «Горе от ума».
(Любовный, человек и общество, внутренний).
- В отношениях каких двух героев комедии просматриваются все конфликты?
(Молчалин и Чацкий).
-Как называют в литературоведении таких героев?
(Работа с термином).
СЛАЙД № 2. Антипо́д (др.-греч. ἀντίπους, мн. число др.-греч. ἀντίποδες) — противоположные, противостоящие; от др.-греч. ἀντι- — против + πούς — нога) — в общем смысле, что-нибудь противоположное чему-то другому в чём-либо: антиподы — парные альтернативы. Термин имеет несколько значений в различных дисциплинах. http://ru.wikipedia.org/wiki/Антипод.
III. ВЫЗОВ.
Защита проектов, созданных дома самостоятельно группами учащихся.
- Для защиты своего проекта каждая команда должна объяснить символику и представить сильные стороны личности своего героя. Обязательны цитаты и выдержки из текста!
- После обмена гербами за минуту подготовиться к критике работы противников.
Обобщение: что рассказали гербы о героях? Какого человека показывают гербы Молчалина? Чацкого.
Запись в конспект: Молчалин: аккуратный, умеренный, молчаливый, низкопоклонник, делец, свободолюбивый, гордый, деловой, высоко ценится начальником за профессионализм, терпеливый, угодливый, робкий, вежливый, обходительный.
Чацкий: свободолюбивый, гордый, образованный, талантливый, литературно одарённый, дерзкий, разговорчивый, страстный, искренний, увлекающийся, нетерпеливый.
Дискуссия. Кто умнее: Молчалин или Чацкий? Для Грибоедова и для вас, в жизни?
СЛАЙД №3. Значения слова «ум». Значения слов в толковых словарях русского языка.
Толковый словарь Ожегова.
ум - такая способность, развития в высокой степени, высокое развитие интеллекта
Пример: Блестящий у. Отличаться умом. Природный у. Ума палата у кого-н. (очень умен; разг.).
***
2. - о человеке как носителе интеллекта
Пример: Лучшие умы человечества (великие мыслители, ученые; высок.). и оценки.
***
3. - способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни
Пример: Склад ума. В здравом уме и твердой памяти кто-н. (совершенно нормален). Ни уму ни сердцу не дает ничего (не приносит никакой пользы). Не твоего ума дело (ты недостаточно умен, чтобы об этом судить, не тебе это решать; разг. неодобр.) . У. хорошо, а два лучше (посл.). Сколько голов, столько умов (посл.). По одежке встречают, по уму провожают. (посл.).
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
ум
м.
1) а) Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной деятельности.
б) Большая проницательность, незаурядный и тонкий разум.
в) Определенный склад мышления, особенности миропонимания.
г) разг. Здравый смысл, определяющий разумное поведение (в противоположность
чувству).
2) Сознание, рассудок.
http://что-означает.рф/ум
По итогам дискуссии формулировка и запись выводов:
Оба героя по-своему умны (хитроумие и остроумие), так как эти типажи показывают два разных типа поведения поведения человека. Ум Молчалина – прагматический здравый смысл.
IV. ОСМЫСЛЕНИЕ.
- Пусть герои сами скажут о себе.
1.Слово исполнителям ролей Чацкого и Молчалина о трактовке образа своего героя.
2. Советы режиссёров исполнителям (реализация домашнего задания).
3.Задание классу: по ходу инсценировки определить, кто одерживает победу над противником.
4. Просмотр и обсуждение инсценировки:
- А теперь покритикуем.
- Где Молчалин одерживает победу над Чацким? Такой ли уж он скромный и бессловесный?
- Каковы главные жизненные принципы того и другого героев?
5. Запись вывода: Молчалин и Чацкий, действительно, два противоположных типа личности.
- Определим их научно.
6. Работа со словарём философских терминов.
СЛАЙД № 4.
КОНФОРМИЗМ
(от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально-политич. термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринципное и некритич. следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. п.). В совр. бурж. обществе К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологич. воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. В отличие от К., Социалистич. коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознат. усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств. поведения с интересами коллектива, общества.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/555/КОНФОРМИЗМ
нонконформизм — (от лат. non не, нет и conformis подобный, сообразный) стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Н. синоним понятия негативизм , антоним конформности. Краткий… … Большая психологическая энциклопедия
нонконформизм — а, м. non conformisme m.< non не + coformer приспосабливаться. Отрицание существующего порядка вещей в обществе, социальный протест. Крысин 1998. Макс Нордау доказывал, что нон конформизм самое тяжкое преступление писателя. Против этого Реми… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
НОНКОНФОРМИЗМ — англ. поп con/ormism; нем. Nonkomformismus. 1. Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе. 2. Различные английские религиозные организации, расходящиеся во взглядах с учением господствующей англиканской… … Энциклопедия социологии.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/23583/НОНКОНФОРМИЗМ
7. Краткая запись в конспекте: Конформизм – быть как все (я из большинства). Подобность.
Нонконформизм – не быть как все.
V. Дискуссия.
- Кто в жизни удачливее? Как преуспеть?
Вывод: кем быть легче?
Запись в конспект: свобода личности может обернуться злом, а не благом. Быть свободным труднее, чем зависеть от других.
VI. Самостоятельная формулировка домашнего задания.
- Общее: определить всех конформистов и нонконформистов в комедии;
- индивидуальное: подготовить презентацию по сегодняшнему уроку;
- групповое: написать эссе о тяжести свободы с примерами из личного опыта и литературы.
VII. Рефлексия.
- Ответьте на следующие вопросы:
СЛАЙД № 5
- Что мы делали сегодня на уроке? (Посмотрите конспект-сопровождение).
- Чему научились?
- Что понравилось на уроке? Запомнилось?
- Что показалось трудным на уроке?
- Достаточно ли вам материала для домашнего задания?
- Повлияла ли этот на ваше отношение к жизни?
- кем вам хотелось бы быть: молчалиным или чацким?
Список литературы:
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И. М.: Ч.1 - 13-е изд., 2009, 368с.; Ч.2 - 11-е изд., 2010, 423с.
- http://feb-web.ru/feb/griboed/encyclop/rus_pi95.htm.
- Муштавинская И. В.. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2013.
- Литература. 10-11 классы : организация самостоятельной работы на уроке/авт.-сост. О.А.Зажигина. – Волгоград : Учитель, 2011.
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка : 13 560 слов: Т.1-2. – М.: Рус. яз. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...