№ урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала | Виды учебной деятельности учащихся. | Домашнее задание | Дата | Примечание |
|
|
|
|
|
|
| план | факт |
|
1 | Введение «Прекрасное начало…» (к истории русской литературы 19 века) | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя | Групповые задания по творчеству А.С.Пушкина: А) Лицейский период Б) Петербургский период В) Южная ссылка Г) Болдинская осень Читать ст. учебника « Песнь русским воинам» с.15-21; составить тезисный план |
|
|
|
| Из литературы I пол . XIX века | А.С.Пушкин |
|
|
|
|
|
|
2 | А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии | Изучение нового материала. Беседа с включением групповых и индивидуальных сообщений | Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы
| Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре.) | Учебник стр. 22-36; Выучить (по выбору): « К Чаадаеву», «Вольность», «К морю» и подготовить анализ 1 из этих стих-ий |
|
|
|
3 | Лирика А.С.Пушкина 1. «Муза пламенной сатиры». 2 Годы странствий | Совершенствование ЗУН. Групповая, индивидуальная работа | Знать основные биографические сведения о А.С.Пушкине, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи. | Работа с учебником. Составление опорных схем; совершенствование навыков выразительного чтения. Анализ лирического произведения | Стр. 36-40 учебника Выразительное чтение и анализ стихотворений «Поэт», «Пророк».
|
|
|
|
4 | «Жребий русского поэта» ( по творчеству А.С.Пушкина) | Групповая и индивидуальная работа |
| Работа со статьей учебника; составление опорных схем. | Пользуясь материалами учебника сделать сообщение « Назначение поэта и поэзии» Стр. 40-50 учебника
|
|
|
|
5 | « Поединок двух всадников» (Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник») | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений | . Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, | Сообщения учащихся. Анализ поэмы; роль художественной детали | Подготовить сообщения «О жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»; «Лермонтов в воспоминаниях современников» |
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов |
|
|
|
|
|
|
|
6 | М.Ю Лермонтов. Особенности поэтического мира. «Слово – оружие» ( Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова0 | «Литературный портрет» Навыки анализа стихотворения | Знать основные биографические сведения о М.Ю.Лермонтове, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать со справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпох | Составление тезисного плана «В чем сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова?» Сравнительный анализ лермонтовского и пушкинского стих-ия «Пророк» | Стр. 65-72 учебника Групповые задания1гр.- «Я не унижусь пред тобою..»;2 гр.- Выхожу один я на дорогу..»; 3 гр.- «Родина»-выучить и проанализировать |
|
|
|
7
| Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
| Комбинирован ный урок Беседа с элементами комментирован ного чтения отдельных эпизодов |
| Анализ лирического текста; навыки обобщения , умение делать выводы
| Стр.72-78; 2 Читать поэму «Демон»; 3 Инд. зад. Сообщение «Жанр романтической поэмы в творчестве Лермонтова»;
|
|
|
|
8 | «Падший ангел» (Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон») | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений |
| Работа с текстом; 2 Сообщение учащегося; 3Анализ эпизодов поэмы; 4 Составление цитатной характеристики | 1 Составить тест или кроссворд по творчеству Лермонтова; 2. зад. 8 ( образы и мотивы «Демона» и их отражение в романе «Герой нашего времени» |
|
|
|
| Н.В.Гоголь |
| |
|
|
|
|
|
9 | Н.В.Гоголь. Художественный мир писателя | Литературный портрет |
Знать своеобразие Гоголя как писателя и человека, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринималось современниками.
|
Увидеть при всем реализме повестей отсвет уходящего романтизма с его идеей двоемирия | Сообщения учащихся; Работа со статьей учебника; | 1Сообщение: «Цикл петербургских повестей Гоголя как художественное целое» 2 читать: «Невский проспект», «Нос» |
|
|
|
10 | Страшный мир в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений |
| Сообщения учащихся; Исследование: « Роль худож.детали :пейзажа, портретов» Анализ эпизодов | Сообщение «Романтические традиции в гоголевской прозе разных лет»; |
|
|
|
11
| «Нос, который гулял сам по себе» ( повесть Н.В.Гоголя «Нос») | Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений | Умение показать суть петербургской жизни через гротескную, сатирическую ситуацию | Литературная беседа; Выступления учащихся; наблюдения над текстом | Подготовиться к сочинению по всему разделу «Из литературы I половины XIX века» |
|
|
|
| Тема Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. | Урок -обобщение | Углубить знания учащихся, полученные пр и изучении тем «Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин» | Доклады учащихся. Индивидуальная работа | Отв. на вопрос: Какие «вечные» темы поднимают русские классики? |
|
|
|
12 | Р.Р. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | Совершенствова- ние ЗУН; развитие речи учащихся | Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному. | Составление плана к сочинению; подбор цитат к сочинению; выражение личностного отношения к проблеме, поднятой в сочинении | Творчество какого писателя I половины XIX века произвело на вас наибольшее впечатление? С чем это связано? Если бы у вас была возможность побеседовать с этим человеком, какие бы вопросы вы ему задали? |
|
|
|
| Из литературы 2 половины XIX века |
|
|
|
|
|
|
|
13 | Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы | Знать особенности социально-политической ситуации в России. | Записи тезисов лекции учителя | Стр. 125-133; Сообщения о журналах «Отечественные записки» , «Современник» «Москвитянин» |
|
|
|
14 | Литература и журналистика 50-80 годов XIX века | Лекция с элементами беседы. | Раскрыть пути становления реализма в русской и мировой лит-ре, расстановку обществ сил и позиций ведущих журналов | Сообщения учащихся о журналах. Составление конспекта статьи учебника «На переломе веков» | Сообщения об Островском : 1Театр Островского; 2 Пьеса «Свои люди -сочтемся» 3 Пьеса «Бесприданница» |
|
|
|
| Творчество А.Н Островского |
|
|
|
|
|
|
|
15 | А.Н.Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои люди -сочтемся!» («Банкрот») | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Сообщения учащихся |
Знать роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии театра; знать сведения о жизни и творчестве. драматурга |
| Конспектирование лекции учителя. Заочная экскурсия в Малый театр и театр имени Качалова | Пересказ статьи учебника с.141-145 2.Прочитать пьесу «Бесприданница» Групповые зад. По пьесе: 1гр. В цыганском таборе; 2 гр.- Я любви искала и не нашла; 3гр.- Я вещь, а не человек 4гр.-Я ваш хозяин; |
|
|
|
16 | Пьеса Островского «Бесприданница» | Лекция с элементами беседы | Знать идейно-худ. своеобразие пьесы, жизненные позиции героев | Работа в группах; Сравнение фильма с текстом | Сообщение уч-ся: Поездка Островского по Волге; читать пьесу Островского «Гроза» |
|
|
|
17 | А.Н.Островский .Драма «Гроза». История создания. | Урок-лекция с элементами беседы | Знать идейно-худ. своеобразие пьесы, жизненные позиции героев | Беседа по вопросам; Сообщение «История создания драмы «Гроза» | Стр. 158-162 учебника Читать пьесу «Гроза» |
|
|
|
| Изображение «затерянного» мира города в драме Островского «Гроза». Знакомство с содержанием | Изучение нового материала. Творческое чтение пьесы по ролям. Литературная беседа | Знать идейно-худ. своеобразие пьесы, жизненные позиции героев; умение обобщать, делать выводы. | Чтение по ролям; Составление словесных портретов; Доказательство характерных особенностей драмы. | Стр. 162-171 учебника Подобрать цитаты к образу Катерины. Выучить монолог Катерины «Отчего люди не летают» |
|
|
|
18 | Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза» | Урок-диспут | Знание традиций классической литературы, умение обобщать, делать выводы. | Участие в диспуте Оценка умений анализа текста, поступков героев | Групповые задания : 1гр.: Согласны ли вы с мнением Добролюбова, что Катерина- «луч света в темном царстве»; 2гр.: Согласны ли вы с пониманием характера Катерины Д.И. Писаревым? |
|
|
|
19
| Образная символика и смысл названия драмы «Гроза» | Комбинированный урок. | Знать:значение символики.Уметь раскрыть смысл заглавия | Защита презентаций; Беседа. Тестовые задания | Групповые задания:Работать с критическими статьями 1Писарева»Мотивы русской драмы»;2-Добролюбова «Луч света в темном царстве» |
|
|
|
| Образ Катерины в свете литературной критики. «Гроза»- самое решительное произведение Островского ( Н.А.Добролюбов) | Урок – семинар с элементами исследования | Знание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» статьи Писарева « Мотивы русской драмы»; | Работа в группах. Беседа. Работа с критической литературой. Составление тезисов статей | Подготовиться к сочинению ( темы в учебнике – стр. 175) |
|
|
|
20 | Р.Р.Сочинение по творчеству А.Н.Островского | Контрольный (учет ЗУН). Развитие речи | Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному | Умение составлять план к сочинению, использование цитат в работе | Подготовить сообщения : «Биография И.А.Гончарова» и «Путешествие Гончарова на фрегате «Паллада» |
|
|
|
| Творчество И.А.Гончарова |
| |
|
|
|
|
|
21 | И.А.Гончаров Биография писателя | Обзорный урок с сообщениями учащихся. Беседа |
Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. Уметь делать обзор прочитанного произведения Уметь сравнивать, сопоставлять, определять проблематику произведения. Уметь отстаивать свою позицию. | Запись тезисов, их оформление. Рецензия на сообщения учащихся. Индивидуальный, фронтальный опрос | Читать роман «Обломов»; Ответить на вопрос: Как вы понимаете смысл фамилии и имени главного героя?Презентация по роману «Обломов» |
|
|
|
| Роман «Обыкновенная история» (обзор) | Обзорный урок |
| Индивидуальный, фронтальный опрос | Читать «Обломов». Сравнить образ писателя с образом главного героя. |
|
|
|
22 | И.А.Гончаров . Роман «Обломов». | Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом |
| Работа с текстом: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуации | Стр. 184-187 Разыграть сцену пробуждения Обломова и его препирательства с Захаром, описанную в 1 главе романа |
|
|
|
23 | Обломов и Захар | Изучение нового материала |
| Анализ отдельных глав романа. | Роль пейзажа в «Сне Обломова» |
|
|
|
| Сон Обломова | Изучение нового материала. Работа с текстом. |
| Анализ гл. 9 ч.1. | Что такое «обломовщина» и кто ввел этот термин? |
|
|
|
| Обломов и Штольц | Изучение нового материала. Работа с текстом |
| Инсценирование отрывка. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики героев | Вопрос :Что общего у Ольги Ильинской и Татьяны Лариной Пушкина?
|
|
|
|
24 | Женские образы в романе | Беседа. Работа с текстом |
| Выборочный пересказ; составление сравнительной характеристики. Работа с текстом |
Письменная работа: Над чем заставил задуматься роман Гончарова «Обломов»? |
|
|
|
25 | И.А.Гончаров. Роман «Обрыв» (обзор) | Обзорный урок с сообщением. Беседа | Умение применять на практике литературоведческие термины. | Сообщения:1 Образ Райского в романе; 2.Гимн русской женщине Райского; 3 Старая и новая Россия в изображении Гончарова | Устное сочинение : Изжила ли себя обломовщина в наши дни? |
|
|
|
26 | Р.Р. Тестирование по творчеству Гончарова | Проверка ЗУН | Знать изученный материал | Умение работать с тестами | Сообщения по биографии И.С.Тургенева. |
|
|
|
| Творчество И. С.Тургенева |
|
|
|
|
|
|
|
27 | И.С.Тургенев. Жизненный и творческий путь. | Изучение нового материала. Лекция с элементами
|
Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу
|
Уметь сравнивать, сопоставлять, определять проблематику произведения | Сообщения учащихся.
Презентации
| Читать рассказы «Певцы», «Хорь и Калиныч»; Анализ рассказов
|
|
|
|
| Народ: от поэзии к правде. «Хорь и Калиныч», «Певцы» «Записки охотника» | Изучение нового материала |
| Выразительное фрагментов текста и его анализ. Характеристика героев | Групповые индивидуальные сообщения о романах: 1гр.-«Рудин» 2гр. – «Дворянское гнездо» |
|
|
|
28 | Путь к социальному роману. «Лишний человек в прозе Тургенева». Тип «тургеневской девушки» | Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных сообщений. | Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-худ. своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом | Сообщения по романам; Характеристика героев | Читать 1-8 гл. романа «Отцы и дети».Сообщения: а)Знакомство с героями.б) Как вы понимаете смысл названия романа? В) Тургенев и Белинский |
|
|
|
29 | Роман «Отцы и дети». Нигилизм Базарова , его социальные, нравственные и философские истоки | Практическая работа с текстом, комментирован- ное чтение и аналитическая беседа | Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-худ. своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом | Анализ эпизодов «Встреча на вокзале», «В имении у Кирсановых», «Базаров и Павел Петрович» | 1Вопрос: Кто «отцы» и кто «дети» в романе Тургенева? 2Подобрать материал по теме « Речевая характеристика П.Петровича и Базарова» |
|
|
|
30 | Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования | Совершенствова- ние ЗУН. Беседа | Сопоставить литературные персонажи. Идейные разногласия героев | Анализ текста, умение делать выводы. Подбор цитат, характеризующих героев | Групповые задания: 1. Женские образы в романе 2 Любовь П.П.Кирсанова и княгини Р. 3 Н.Петрович и Фенечка 4 Аркадий и Катя |
|
|
|
31 | Любовь в жизни героев | Урок- обобщение и систематизация знаний. Сообщение учащихся. Анализ эпизодов | Проследить взаимоотношения героев. | Отв. на вопрос : выдержали ли герои испытание любовью? Сообщения учащихся Анализ эпизодов | 1Анализ гл. 27-28 2 Сообщения А) Базаров и лженигилисты; Б) «Отцы и дети» в русской критике |
|
|
|
32 | Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети» | Комбинирован- ный урок. Сообщения учащихся, лекция | Помочь понять широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. | Сообщения учащихся; Выписка из критических статей. Викторина «Узнай героя» | Выучить 1 стих-ие в прозе. Анализ стих-ия в прозе «Памяти Ю.В.В.» 2 Дать определение термину «стихотворение в прозе» |
|
|
|
33 | Стихотворения в прозе - гимн вечной любви | Практический; исследователь- ский | Знать особенности жанра. | Чтение наизусть, устный анализ стихотворений. Тестирование | Подготовиться к написанию сочинения по творчеству Тургенева (учебник стр. 255-темы сочинений) |
|
|
|
34 | Р.р. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева
| Урок обобщения и контроля | Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному | Умение составлять план сочинения, уместное использование цитат | Сообщение по биографии Чернышевского; Дать по словарю определение термина «социально-утопический роман» |
|
|
|
35 | Н.Г.Чернышевский Роман «Что делать?» | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы | Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, . | Запись основных положений лекции. Составление хронологической таблицы | Сообщение «Особенный человек – Рахметов. Значение образа в романе |
|
|
|
36 | Разумна ли теория «разумного героизма»? | Урок-дискуссия по проблематике романа |
| Творческое чтение. Составление сравнительной характеристики. Беседа | Анализ 4 –го сна Веры Павловны. Выучить отрывок «Будущее светло и прекрасно» |
|
|
|
37 | «Будущее светло и прекрасно…». Черты социальной утопии в романе. | Творческое чтение. Анализ эпизода | Знать содержание текста; уметь определять признаки литературной утопии | Чтение наизусть. Творческое чтение эпизода из «Четвертого сна Веры Павловны" | Сообщения : 1Страницы биографии писателя; 2 Годы жизни Некрасова в Петербурге 3 Некрасов и «Современник» |
|
|
|
38 | Н.А.Некрасов Н.А.Некрасов. Судьба поэта и его художественный мир. | Изучение нового материала с опорой на изученное. Лекция с элементами беседы. | Знать основные биографические сведения о Н.А.Некрасове, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи Владеть монологическим устным и письменным ответом | Викторина «Знаешь ли ты эти строки?» Составление хронологической таблицы | Определить основные мотивы цикла «О погоде», выделить ключевые слова |
|
|
|
39 | « Кнутом иссеченная муза» (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова) | Совершенствование знаний и умений. Чтение стих-ий и их анализ |
| Работа в группах. Анализ цикла «О погоде».Сравнительный анализ со стихами других поэтов. | Выучить стих-ие «Элегия» 2 Прочитать стихотворение «Поэт и гражданин» |
|
|
|
40 | Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова.
| Словесный (слово учителя, беседа, сообщения учащихся), практический (анализ текста), исследовательский |
| Анализ лирического текста. Устный опрос. | Ответить на вопрос «Устарела ли некрасовская позиция в наше время» |
|
|
|
41 | На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поиски правды и счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Лекция с элементами беседы Совершенствование ЗУН. Рассказ учителя с элементами беседы, комментирован-ное чтение. |
| Комментированное чтение. Устный опрос | Стр. 311-314 учебника Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии- богатыре святорусском |
|
|
|
|
|
|
| Составление характеристик героев ( сообщения учащихся); | Составить характеристику Матрены Тимофеевны, охарактеризовать её речь. |
|
|
|
42 | Тема женской судьбы. Образ Матрены Корчагиной. | Урок формирования ЗУН |
| Устные сообщения, ответы на вопросы | Сообщения о помещиках |
|
|
|
43 | Представители помещичьей Руси в поэме | Совершенствование ЗУН |
| Характеристика героев, выразительное чтение | Сообщение о Грише Добросклонове |
|
|
|
44 | Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. | Работа над текстом с элементами беседы. Работа с учебником. | Знать текст, роль песен в раскрытии образа Гриши. | Составление плана к сообщению «Образ Гриши Добросклонова» Сопоставление образа Гриши с героями произ-ий других поэтов | Стр.322-325 учебника Нашли ли странники счастливого человека ? Почему? |
|
|
|
45 | «Последние песни»- поэтическое завещание Некрасова | Работа с учебником. Выразительное чтение | Умение анализировать лирическое произведение | Чтение и анализ лирического текста Чтение наизусть. | Стр. 326-329учебника. Подготовиться к сочинению по творчеству Некрасова (темы см. на стр. 331-332 учебника) |
|
|
|
46 | Р.Р. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова | Развитие речи | Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному | Сбор материала, подбор цитат, Составление плана. | Доклад о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Инд. задание : «Пушкинские мотивы в лирике Тютчева» |
|
|
|
47 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. | Сообщения учащихся, Лекция. Анализ стихотворений |
Знать основные биографические сведения о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэтов для литературного процесса.
Уметь анализировать их произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить их произведения с литературными направлениями эпохи | Выступления учащихся. Составление тезисов. Выявление особенностей стиля. Чтение и анализ стих-ий | Чтение наизусть и анализ 1 стих-ия о природе. 2 Рассказ о поэте (сочинение- реклама) Составить хронологическую таблицу |
|
|
|
48 | «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. | Совершенствование знаний, умений и навыков анализа стихотворения. |
| Определение темы, идеи, настроения, размера стихотворения, нахождение средств художественной выразительности | Выучить стих-ие «Silentium.» Анализ одного стих-ия о любви Тютчева |
|
|
|
49 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева | Лекция с элементами беседы. Чтение наизусть |
| Самостоятельный анализ стихотворений о любви. Презентации | Стр. 33-39 учебника Доклады о Фете: Жизнь и творчество Фета; Русская дворянская усадьба в лирике Фета. |
|
|
|
50
| А.А.Фет.Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и образно-стилистическое богатство лирики «Учись у них - у дуба, у березы…». Гармония слияния человека с природой.
| Лекция с элементами беседы. Доклады учащихся. Чтение наизусть. Комбинирован-ный урок. Лекция с элементами беседы и анализом стихотворений. |
| Сообщения учащихся. Анализ стихотворения | Вопросы на стр.50 Выучить одно из стих-ий; Сделать анализ стих-ия «На заре ты её не буди» |
|
|
|
|
|
|
| Определение основных мотивов стих-ий. Установление размера стих-ия. Умение сопоставлять. | Работа в группах: 1гр.- подобрать стих-ия о природе, сделать анализ, выучить 1 из них;2гр.- выучить стих-ие о любви, проанализировать его;3гр.- выучить стих-ие о Родине, проанализировать. |
|
|
|
51 | « И прославлять мы будем век любовь...» Красота, поэтичность любовного чувства в лирике Фета | Комбинированный урок. Лекция с элементами беседы и анализом стихотворений. | Знать особенности раскрытия темы любви в лирике поэта | Составление тезисов, устные сочинения-миниатюры. Чтение наизусть. | Выучить 1 стихотворение |
|
|
|
52 | Философские мотивы поэзии А.А.Фета | Лекция с элементами беседы и анализом стихотворений. | Знать особенности раскрытия философской темы в лирике поэта | Текущий опрос, выразительное чтение | к сочинению по творчеству Тютчева Подготовиться и Фета ( стр .32, 51 учебника -темы сочинений) |
|
|
|
53 | Р.Р. Сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Творческая самостоятельная работа | Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы | Умение раскрывать тему, подбирать цитаты, делать обобщения и выводы. | Стр.52-62 учебника Читать повесть «Очарованный странник» |
|
|
|
| Н.С.Лесков |
|
|
|
|
|
|
|
54 | Н.С.Лесков. «Русский антик» (Очерк жизни и творчества) | Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. Иллюстративно-объяснительный | Знакомство с биографией и творчеством писателя
| Составление хронологической таблицы; Сообщение «Образ Лескова в живописи». Картина художника В.А.Серова «Н.С.Лесков»(1894) | Групповые задания: 1гр.-Одиссея Флягина 2гр.- Составить карту путешествий Флягина 3гр.- Почему Флягин стал праведником? |
|
|
|
55 | «Хождение очарованной души» (повесть Лескова «Очарованный странник»). | Обзорный урок с выступлениями учащихся |
Проследить, как эпоха отражается в повести, раскрыть ее идейно-худ. своеобразие. |
| Исследование: мотивы русского фольклора в сказе; Работа в группах. Смысл эпитета «очарованный» | 9-10 вопросы стр.76-77 учебника. Сравнить героев Лескова и Гоголя |
|
|
|
56 | Р.Р. Сочинение по творчеству Н.С.Лескова | Проверка ЗУН | Знать творчество Н.С.Лескова | Умение раскрыть тему сочинения | Подготовить доклад по биографии Салтыкова-Щедрина,презентации |
|
|
|
| Творчество | М.Е.Салтыкова- | Щедрина |
|
|
|
|
|
57 | М.Е Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы | Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать сказки и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. | Работа с учебником. Выступления учащихся. Презентации | По словарю определить значение слова «Сатира». Читать «Историю одного города» |
|
|
|
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман- хроника «История одного города» | Лекция с элементами беседы |
| Вводно-ориентировочная беседа с опорой на общую проблематику «История одного города» | 1 Составить кроссворд «Сказки С.-Щедрина» 2. Прочитать сказку «Богатырь» |
|
|
|
58 | Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста» | Урок-обзор с включением анализа сказки «Богатырь» |
| Самостоятельный анализ текста (с.100 учебника); Опрос- беседа. Сопоставительный анализ сказок Салтыкова-Щедрина и произ-ий Некрасова | Читать сказки « Медведь на воеводстве» , «Дикий помещик».устный или письменный анализ или отзыв на одну из сказок. Исследовательская работа «Жанровые признаки повести, сказки басни в сказках» |
|
|
|
59 | Сатира на « хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина (Медведь на воеводстве.Богатырь ) | Литературная беседа. Работа с текстом. Аналитическая беседа. |
| Групповая работа по теме «Картины русской жизни в сказках Салтыкова –Щедрина» Сопоставление сказки с произ-иями Радищева, Фонвизина, Пушкина, Гоголя | Сравнить завещание отца - пескаря с отцовскими наказами Молчалину и Чичикову. Что роднит и что различает эти напутствия? |
|
|
|
60 | «Жил-дрожал и умирал- дрожал» ( Сказка «Премудрый пескарь») | Работа с текстом, аналитическая беседа. | Знать содержание сказки; умение осмыслить сатирические сказки Щедрина. | Анализ сказки с опорой на материал учебника (стр. 102-104). Выступления учащихся | Темы сочинений на стр. 108-109 Придумать сатирическую сказку на тему школьной жизни, или жизнь улицы |
|
|
|
61 | Роман-хроника «Господа Головлевы» | Урок-обзор | Знать содержание романа. | Анализ отдельных эпизодов. Сообщения учащихся | Подготовиться к сочинению (стр.108) |
|
|
|
62 | Р.р. Письменная работа по творчеству С.Щедрина | Урок контроля ЗУН | Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать выводы | Самостоятельная работа с последующей проверкой учителя | Сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого. Читать стихотворения А.К.Толстого. |
|
|
|
| А.К.Толстой |
|
|
|
|
|
|
|
63 | А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений о природе и о любви. | Лекция учителя, анализ стихотворений | Знать основные биографические сведения об авторе, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя. | Выступления учащихся. Беседа с элементами урока- концерта | Стр. 110-126, составить тезисный план; 2 Выучить стих-ие; 3 Сделать анализ стих-ия «Не ветер, вея с высоты» |
|
|
|
64 | Тема России в лирике А.К.Толстого | Изучение новой темы. Беседа, анализ стихотворений, повторение теории литературы. |
| Чтение наизусть. Сопоставительный анализ стих-ий Толстого и Фета, Тютчева. | Читать роман «Князь серебряный» |
|
|
|
65 | Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. Сатирические произведения | Изучение новой темы. Беседа, анализ стихотворений, повторение теории литературы. |
| Чтение наизусть. Сопоставительный анализ стих-ий Толстого и Фета, Тютчева. Обзор романа «Князь серебряный» | Прочитать материал учебника о Л.Н.Толстом. Составить хронологическую таблицу |
|
|
|
66 | Р. Р.Подготовка к дом сочинению | Совершенствование ЗУН | Умение раскрыть тему сочинения | Работа над сбором материалов к сочинению | Сообщения по биографии учащихся |
|
|
|
| Творчество Л.Н.Толстого |
|
|
|
|
|
|
|
67 | Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. | Лекция с элементами беседы и индивидуальными сообщениями учащихся | Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. | Ответы на вопросы. Заочная экскурсия «Л.Н.Толстой в Казани», ЦОР | Прочитать «Севастопольские рассказы». Сообщения по рассказам.. стр. 129-145 учебника |
|
|
|
| «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру» | Урок совершенствова-ния ЗУН. Беседа. Сообщения учащихся |
| Сообщения учащихся.Выявление авторской позиции через анализ сюжета, портрета, пейзажа. | Индивидуальное сообщение : «Замысел и история создания романа «Война и мир» |
|
|
|
68 | Роман-эпопея «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика. | Изучение нового материала, лекция, сообщения учащихся |
| Сообщения учащихся. Беседа | Стр. 146-155 Прочитать т.1ч.1 романа «Война и мир». Сравнительная характеристика Болконского и Безухова |
|
|
|
69 | Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805 года Именины у Ростовых | Анализ эпизода. Беседа. | Знать содержание романа-эпопеи «Война и мир»,философские воззрения Л.Н.Толстого (роль личности и движущие силы исторического процесса, фатализм), особенности стиля и художественного мира писателя («диалектика души» и др.), основные черты жанра романа-эпопеи, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь делать обобщения по прочитанному тексту (путь исканий Андрея, Пьера, развитие народной войны и т.д.), аргументированно формулировать свое отношение к произведению. | Анализ эпизода. Выявление авторской позиции. Характеристика героев | Вопросы:Как и почему каждый из героев переживает свой Аустерлиц? 2Отношение Толстого к войне; Сообщения учащихся презентации |
|
|
|
|
| Совершенствование ЗУН |
| Анализ эпизода. Выявление авторской позиции. |
|
|
|
|
70 | Изображение войны 1805-1807гг. Смотр войск под Браунау | Урок-семинар |
| Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Выявление авторской позиции. | Сообщения по группам: Путь духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. |
|
|
|
71 | Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова | Урок изучения нового материала. Беседа |
| Пересказ , анализ эпизода. Сообщения учащихся. | Стр. 166-170 учебника Выучить отрывок «Описание дуба» ; составить тест по 2 т. |
|
|
|
72 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа | Урок изучения нового материала. Беседа |
| Чтение наизусть. Пересказ, анализ эпизода; Проблемный вопрос : почему рушится мир к концу 2 тома? Почему не находят своего счастья Пьер, Андрей, Наташа? | Перечитать ч1-3 т.3; сообщения: Образ автора в романе «Война и мир»; «Роль исторических документов в толстовском эпосе» Задания по группам: 1Настрой французской армии, Наполеона накануне Бородинской битвы ; 2 Настрой русских людей, Кутузова накануне Бородинской битвы; |
|
|
|
73 | Изображение войны 1812г. Философия войны в романе | Совершенствова-ние ЗУН. Выступления учащихся | Знать содержание текста; уметь раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого | Сообщение учителя о философских взглядах Толстого. Выступления учащихся. Запись выводов по теме урока | Перечитать эпизод «Бородинское сражение»т.3 ч.3, ответить на вопросы учебника |
|
|
|
| Изображение Бородинского сражения в романе | Урок-исследование | Знание эпизода «Бородинское сражение», умение анализировать | Составление плана сравнительной характеристики героев: Кутузов и Наполеон. Проблемный вопрос: Как понимал Толстой роль народа в истории? | Сообщения: 1 Дубина народного движения- партизанское движение;2 Петя Ростов в партизанском отряде»; 3Патриотизм и героизм народа в Отечественной войне 1812 года; |
|
|
|
74 | «Дубина народной войны». Последний период войны и её воздействие на героев | Совершенствова- ние и углубление ЗУН. Беседа. | Знать особенности толстовского изображения войны; уметь анализировать художественное произведение. | Задание по группам: Ваши впечатления от встречи с героями: Т.Щербатым; Ростовым; Денисовым; Долоховым. | Стр.171-183 учебника. Ответить на вопросы по содержанию 4 тома; Инд. зад.1 Опишите военные действия 2 партизанских отрядов: Денисова и Долохова; |
|
|
|
75 | «Мысль народная». Истинный и ложный патриотизм в романе | Урок-семинар | Знать философскую позицию Толстого | Сравнительная характеристика : 1Крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарове; 2 Тихон Щербатый и Платон Каратаев; | Отв. на вопрос: Как отразились уроки Толстого в произ-их татарских писателей о войне? Прочитать эпилог. |
|
|
|
| Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | Совершенствова- ние и углубление ЗУН. Беседа. | Знать особенности толстовского изображения народных характеров,народно-патриотического сознания | Сравнительная характеристика : Тихон Щербатый и Платон Каратаев; | Инд. сообщения: -Мирная жизнь в романе; -Тема мнимого и подлинного патриотизма в романе «Война и мир |
|
|
|
76 | Кутузов и Наполеон | Урок изучения новой темы. | Знать авторскую концепцию личности в истории. | Сравнительная характеристика героев романа. | Инд. сообщения: Мирная жизнь в романе; |
|
|
|
77 | «Мысль семейная» в романе. Эпилог. | Урок изучения новой темы. | Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по 2т. и эпилогу | Индивидуальные сообщения; Работа в группах: Семья Болконских; Семья Ростовых | Сообщения о Наташе Ростовой, Марье Болконской |
|
|
|
78 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | Урок изучения новой темы | Уметь отбирать материал к уроку, анализировать эпизоды | Выборочный пересказ Анализ эпизодов | Сообщения по роману»Анна Каренина» |
|
|
|
79 | «Анна Каренина»-роман о любви | Урок-обзор | Уметь отбирать материал к уроку, анализировать эпизоды | Выборочный пересказ Анализ эпизодов | Составить тесты по творчеству Толстого |
|
|
|
80 | Значение творчества Толстого и романа – эпопеи для развития русской реалистической литературы. | Совершенствова- ние и углубление ЗУН | Знать своеобразие творчества Толстого | Тестирование | Подготовиться к классному сочинению (темы сочинений на странице. 187-188) |
|
|
|
81 | Р.Р.Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Контрольный урок развития речи | Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному | Сбор материала; подбор цитат; Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме. | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского. Учебник стр. 203-214;
|
|
|
|
| Ф.М.Достоевский |
|
|
|
|
|
|
|
82 | Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь | Лекция с индивидуальными выступлениями учащихся | Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом | Выступления учащихся. Работа с портретами Достоевского | Составить хронологическую таблицу по творчеству Достоевского. 2Прочитать роман Достоевского «Бедные люди» |
|
|
|
| Обзор романа Достоевского «Бедные люди» | Урок-диспут |
| Ответы на вопросы | Читать роман «Преступление и наказание» |
|
|
|
83 | Замысел и история создания романа «романа «Преступление и наказание» | Урок-лекция. Поисковая работа. ( работа с текстом). Слово учителя |
| Поисковая работа (найти эпизод, где раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова).Анализ внутренних монологов Раскольникова | Найти эпизоды о жизни Петербурга; Групповые задания: 1Как изображает Достоевский столицу Российской империи?2 История семьи Мармеладовых. |
|
|
|
84 | Образ Петербурга в романе. «Мир униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание» | Комбинирован- ный. Работа с текстом. Сообщения учащихся, комментирован- ное чтение, аналитическая беседа |
| Работа с текстом. Анализ эпизодов, рисующих жизнь и быт Раскольникова, семьи Мармеладовых | Задания: 1Проследить внутреннюю речь Раскольникова. 2 Охарактеризовать художественные особенности внутренней речи Раскольникова. |
|
|
|
85 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе «Двойники» Раскольникова: теория в действии | Развернутая характеристика с анализом ключевых глав |
| Комментированное чтение. Составление плана к образу. | Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина, Свидригайлова. |
|
|
|
|
| Урок-дискуссия | Знать суть теории Раскольникова; умение высказать собственное мнение. | Задания на стр.231,233 учебника. Сообщения учащихся | Зад.5 на стр. 241(письменно) 2 Значение образа Сони Мармеладовой в романе; подобрать эпизоды, характеризующие её внутренние качества, портрет, поступки |
|
|
|
86 | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова | Урок-дискуссия | Показать нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова | Участие в диспуте. | Значение образа Сони Мармеладовой в романе; подобрать эпизоды, характеризующие её внутренние качества, портрет, поступки |
|
|
|
87 | « Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | Урок усвоения новых знаний. Метод беседы | Проследить взаимоотношения героев. | Словесный портрет Сони . В чем прав и в чем не прав Достоевский, противопоставляя «Правде Раскольникова» « правду Сони Мармеладовой» | Почему роман «Преступление и наказание» мы называем романом-предупреждением? Составить тест по творчеству Достоевского |
|
|
|
88 | «Преступление и наказание» как роман-предупреждение | Урок-дискуссия на основе изученного материала | Знать, в чем значение романа, гуманизм романа. | Ответ на вопрос: Современен ли сегодня Достоевский? Тестирование | Чтение эпилога романа. Ответы на вопросы учебника |
|
|
|
89 | Последние страницы романа. «Их воскресила любовь» | Урок-размышление | Уметь анализировать эпизод. | Анализ эпизода. Беседа | Сообщения по роману «Идиот» |
|
|
|
90 | «Идиот» -роман о прекрасном человеке. | Урок усвоения новых знаний. Метод беседы | Знать особенности романа | Обзор романа, сопровождаемый сообщениями учащихся | Подготовиться к сочинению по роману «Преступление и наказание»( стр.242-243-темы сочинении |
|
|
|
91
| Р.Р. Сочинение по творчеству Ф.М Достоевского | Контрольный. Развитие речи
| Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному | Самостоятельное логическое раскрытие выбранной темы | Подготовить сообщения о Чехове 1- по биографии;2- Чехов и Левитан,3- Чехов и музыка Чайковского |
|
|
|
| А.П.Чехов |
|
|
|
|
|
|
|
92
93 | А.П.Чехов Жизнь и творчество
| Изучение нового материала. Беседа с включением сообщений учащихся Изучение нового материала. Беседа. Анализ рассказов.
| Знать основные биографические сведения об авторе.
| Составление тезисов. Сообщения учащихся. Поездка по Волге и Каме | Стр.244-253 учебника, составить хронологическую таблицу. Читать рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник». Какие темы поднимает Чехов в своих рассказах? Сообщение «Особенности Чехова-новеллиста» |
|
|
|
| Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник»
| Изучение нового материала | Знать содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. | Работа с текстом, комментированное чтение, анализ рассказов. Вопросы на стр. 257, . |
.Читать рассказ «Ионыч» ; составить цитатную характеристику Ионыча |
|
|
|
94 | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения. ( По произведению А.П.Чехова «Ионыч») | Изучение нового материала. Работа с текстом, подбор эпизодов для иллюстрации основных идей |
| Работа над общими приемами типизации героев ( портрет, поступки, рассказ в рассказе, монологи и т. д.). Выборочный пересказ | Стр. 261-266 учебника, составить развернутый план Ответить на вопрос «В чем новаторство Чехова –драматурга»? |
|
|
|
95 | Новаторство Чехова-драматурга | Изучение нового материала. |
| Беседа | Прочитать «Вишневый сад». |
|
|
|
96
| А.П.Чехов «Вишневый сад» Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
| Изучение нового материала. Поисковая работа с художественным текстом |
| Работа с текстом, комментированное чтение, использование цитат. Работа над портретной характеристикой героев. Поисковая работа с текстом. Фронтальный опрос. Чтение по ролям | Какова роль сада в пьесе? Почему пьеса называется «Вишневый сад»? 4,5 вопросы на стр. 281-282 учебника.
|
|
|
|
97 |
Образ сада и философская проблематика пьесы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сообщения о Раневской, Гаеве, Лопахине |
|
|
|
98 | «Здравствуй, новая жизнь!»
| Совершенствование ЗУН. Урок-беседа. Комментирован- ное чтение | Проследить взаимоотношения героев. | Устные ответы на вопросы. Тесты по творчеству А.П.Чехова | Подготовиться к сочинению по творчеству А.П.Чехова(темы сочинений стр. 283) |
|
|
|
99 | Р.Р.Сочинение по творчеству А.П.Чехова | Творческая самостоятельная работа. Развитие речи. | Умение раскрыть тему, использование цитат , выражение личного отношения к написанному | Выбор языковых средств для связной письменной речи. | Читать В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» |
|
|
|
100 | ВН.чтВ.Гюго «Собор Парижской Богоматери» | Урок - обзор | Знать особенности творчества Гюго Уметь анализировать эпизод | Анализ эпизодов | Читать «Гобсек» Бальзака |
|
|
|
101 | Вн.чтение.Бальзак. Гобсек | Урок-обзор | Знать особенности творчества Бальзака | Пересказ | Читать Сент-Экзюпери .»Маленький принц» |
|
|
|
102 | Вн.чт.Сент-Экзюпер Маленький принц | Урок-обзор | Знать особенности творчества СенЭкзюпери | Пересказ | Подготовиться к обобщающему уроку по вопросам на стр.284-285 |
|
|
|
103 | Обобщение по курсу | Обобщение и повторение | Знать логику развития историко-литературного проц . | Беседа по вопросам; (стр.283-284)сам -но | Подготовить тесты по пройденным темам |
|
|
|
104 | Итоговое тестирование | Проверка ЗУН. Контрольный | Знание изученного материала | Вопросы по всему курсу 10 класса | Выступление «Мой любимый герой», «Мой любимый писатель» |
|
|
|
105 | Итоговое занятие. | Работа над ошибками | Обобщение изученного материала | Выступления учащихся |
|
|
|
|