Рабочая программа по литературе - 10 класс.
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Исаева Ирина Викторовна

Рабочая программа по литературе для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_-_10_klass.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Кошкинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан


«Согласовано»                                          «Согласовано»              « Утверждаю»

руководитель МО                                        заместитель директора по УВР                  Директор  школы

Горшунова И.Н.                                        Исаева И.В.           Локтев Д.А.

  протокол № 1       от                         «31» августа2013г                       Приказ  № 76   от

«   31   » августа   2013г.                  « 31»августа     2013г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                                                          Литература                       10   класс

 Учитель:   Исаева И.В.                                                                                                                                                                                        

 

 

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                                                                        

педагогического совета

протокол № 1     от

«31»августа        2013 г.

                                                                                                              Пояснительная записка

   

  Рабочая программа по литературе для  10 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по литературе  (Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией  : Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А   Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение») и образовательных программ авторов учебников литературы, применяемых в процессе обучения. А именно:

 

 Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009

  Программа ориентирована на использование учебников, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год:

 

Литература. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. В.И.Сахаров, Зинин С.А., «Литература».  М.: «Русское слово»,2009

Преподавание предмета «Литература» в  10 классе осуществляется в соответствии с учебным планом  МБОУ «Кошкинская СОШ» МР РТ  на 2013-2014 учебный год ,составленным  на основе приказа МО и Н РТ «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» и утвержденным приказом по МБОУ «Кошкинская  СОШ»     Алькееевского МР РТ  № 76 от 31.08.2013.

 

Классы

Количество часов

В неделю

В год

10 класс

        3

 105

  Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

  Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

  Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

  Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

  Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение   следующих целей: 

 

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

        • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным  произведениям зарубежной классики.

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  В результате изучения литературы ученик должен уметь:

-адекватно  воспринимать  информацию  и  понимать  читаемый  и  аудируемый  тест,

комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;  -извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств  массовой  информации, в том  числе  представленных  в  электронном   виде  на  различных   информационных  носителях;

-свободно   пользоваться  справочной  литературой  по   литературе;

-передавать   содержание  прослушанного  или  прочитанного  текста  в  виде  развернутых  и  сжатых  планов;  полного  и  сжатого  пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

-использовать  информацию  исходного  текста  других  видов  деятельности  (при  составлении  рабочих  материалов, при  выполнении  проектных  заданий, подготовке  докладов, рефератов);                                                                                                                    

-анализировать  тексты  различных  функциональных  стилей  и  разновидностей  языка  с   точки  зрения  содержания, структуры,  стилевых  особенностей, эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных  задач  и  использования  изобразительно- выразительных   средств   языка;                                                                                               --  -применять  в    практике  речевого  общения  основные  орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться  с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

-высказывать свою позицию по вопросу , затронутому в прочитанном  или прослушанном  тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Литература.

1.  В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Русская литература ХIХ века, учебник в 2-х частях.10 класс.- М., Русское слово, 2009

2  В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Хрестоматия  в 2-х частях,10 класс.- М., Русское слово,2009

3.  Журнал  «Литература в школе»

 4 Г.Х .Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература ХIХ века/тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина/.- М., Русское слово, 2008

5А.М.Марченко. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя.- М., Просвещение,2008

6 Д.Э. Розенталь, М.А.Геленков. Словарь- справочник литературоведческих терминов.- М., Д Просвещение, 1976

7 В.Ф.Чертов. Тесты , вопросы, задания по курсу русской литературы  ХIХ века,10  класс/книга для учителя/.- М., Русский язык,2001.

8. Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе, 10 класс,- М., ВАКО, 2008

урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

 Виды учебной деятельности учащихся.

 

Домашнее задание

Дата

Примечание

план

факт

1

Введение «Прекрасное начало…» (к истории русской литературы 19 века)

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя

Групповые задания по творчеству А.С.Пушкина:

 А) Лицейский период

Б) Петербургский период

В) Южная ссылка

Г) Болдинская осень

Читать ст. учебника « Песнь русским воинам» с.15-21; составить тезисный план

Из литературы I пол . XIX  века

А.С.Пушкин

2

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии

Изучение нового материала. Беседа с включением групповых и индивидуальных сообщений

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале темы

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре.)

Учебник стр. 22-36;

Выучить  (по выбору): « К Чаадаеву», «Вольность», «К морю» и подготовить анализ 1 из этих стих-ий

3

Лирика А.С.Пушкина

1. «Муза пламенной сатиры».

2 Годы странствий

Совершенствование ЗУН. Групповая, индивидуальная работа

Знать основные биографические сведения о А.С.Пушкине, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи.

Работа с учебником. Составление опорных схем; совершенствование навыков выразительного чтения. Анализ лирического произведения

Стр. 36-40 учебника

Выразительное чтение и анализ стихотворений «Поэт»,  «Пророк».

4

 «Жребий русского поэта» ( по творчеству А.С.Пушкина)

Групповая и индивидуальная работа

Работа со статьей учебника; составление опорных схем.  

 Пользуясь материалами учебника сделать сообщение                    « Назначение  поэта и поэзии»

 Стр. 40-50 учебника

  5

« Поединок двух всадников» (Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»)

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений

. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы,

Сообщения учащихся. Анализ поэмы; роль  художественной детали

Подготовить сообщения  «О жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»; «Лермонтов в воспоминаниях современников»

М.Ю.Лермонтов  

 6

М.Ю Лермонтов. Особенности поэтического мира. «Слово – оружие»                     ( Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова0

«Литературный портрет»

Навыки анализа стихотворения

Знать основные биографические сведения о М.Ю.Лермонтове, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и

конспект лекции учителя, работать со     справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпох

Составление тезисного плана «В чем сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова?» Сравнительный анализ  лермонтовского и пушкинского стих-ия «Пророк»

Стр. 65-72 учебника

Групповые задания1гр.- «Я не унижусь пред тобою..»;2 гр.- Выхожу один я на дорогу..»; 3 гр.- «Родина»-выучить и проанализировать

 

7

Любовная  лирика  М.Ю.Лермонтова

Комбинирован ный урок                            

Беседа с элементами  комментирован ного чтения

отдельных эпизодов

Анализ лирического текста; навыки обобщения , умение делать выводы

Стр.72-78;

2 Читать поэму «Демон»;

3 Инд. зад. Сообщение «Жанр романтической поэмы в творчестве Лермонтова»;

8

 «Падший ангел»              (Поэма М.Ю.Лермонтова  «Демон»)

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений

Работа с текстом;

2 Сообщение учащегося;

3Анализ эпизодов поэмы;

4 Составление цитатной характеристики

1 Составить тест или  кроссворд по творчеству Лермонтова;

2. зад. 8 ( образы и мотивы «Демона» и их отражение в романе  «Герой нашего времени»

 

Н.В.Гоголь

 

9

Н.В.Гоголь. Художественный  мир писателя

Литературный портрет

 Знать  своеобразие Гоголя как писателя и человека, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринималось современниками.

Увидеть при всем реализме повестей отсвет уходящего романтизма с его идеей двоемирия

Сообщения учащихся;

Работа со статьей учебника;

   

 1Сообщение: «Цикл петербургских повестей Гоголя как художественное целое»

 2 читать: «Невский проспект», «Нос»

10

Страшный мир в повести Н.В.Гоголя  «Невский проспект»

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений

Сообщения учащихся;

 Исследование: « Роль худож.детали :пейзажа, портретов»

Анализ  эпизодов

  Сообщение  «Романтические традиции  в гоголевской прозе разных лет»;      

11

«Нос, который гулял сам по себе»  ( повесть Н.В.Гоголя «Нос»)

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений

   Умение  показать суть петербургской жизни через гротескную, сатирическую ситуацию

Литературная беседа;

Выступления учащихся;

  наблюдения над текстом

Подготовиться к сочинению по всему разделу  «Из литературы  I половины XIX века»

Тема Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина.

Урок -обобщение

Углубить знания учащихся, полученные пр и изучении тем «Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин»  

Доклады учащихся.  Индивидуальная  работа

Отв. на вопрос: Какие «вечные»  темы  поднимают русские классики?

12

Р.Р. Сочинение    по  творчеству Н.В.Гоголя

Совершенствова- ние ЗУН; развитие речи учащихся

 Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному.

Составление плана к сочинению; подбор цитат к сочинению; выражение  личностного  отношения к проблеме,  поднятой в сочинении

Творчество  какого писателя I половины XIX века произвело на вас наибольшее впечатление? С чем это связано? Если бы у вас была возможность побеседовать с этим  человеком, какие бы вопросы вы ему задали?

Из литературы 2 половины XIX века

 13  

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Знать особенности социально-политической ситуации в России.

Записи тезисов лекции учителя

Стр. 125-133;

 Сообщения о журналах  «Отечественные записки» , «Современник» «Москвитянин»

 14

Литература и журналистика  50-80 годов XIX века

Лекция с элементами  беседы.

Раскрыть пути становления реализма в русской и мировой лит-ре, расстановку обществ сил и позиций ведущих журналов

Сообщения учащихся о журналах.

Составление конспекта статьи учебника  «На переломе веков»

Сообщения об Островском :

1Театр Островского;

2 Пьеса  «Свои люди -сочтемся»

3 Пьеса «Бесприданница»

Творчество А.Н Островского

 15

А.Н.Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои люди -сочтемся!» («Банкрот»)

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Сообщения учащихся

 Знать  роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии  театра;  знать сведения о  жизни и творчестве. драматурга

Конспектирование лекции учителя. Заочная экскурсия в Малый театр и театр имени Качалова

Пересказ статьи учебника с.141-145

2.Прочитать пьесу «Бесприданница»

Групповые зад. По пьесе: 1гр. В цыганском таборе;   2 гр.- Я любви искала и не нашла; 3гр.- Я вещь, а не человек 4гр.-Я ваш хозяин;                                

 16  

Пьеса Островского «Бесприданница»

Лекция с элементами беседы

 Знать идейно-худ. своеобразие пьесы, жизненные позиции героев

Работа в группах;

Сравнение фильма с текстом

Сообщение уч-ся:  Поездка Островского по Волге; читать пьесу Островского  «Гроза»

 17  

А.Н.Островский  .Драма «Гроза». История создания.

Урок-лекция с элементами беседы

 Знать идейно-худ. своеобразие пьесы, жизненные позиции героев

Беседа по вопросам; Сообщение  «История создания драмы «Гроза»

Стр. 158-162 учебника

Читать пьесу «Гроза»

Изображение «затерянного» мира города в драме Островского «Гроза». Знакомство с содержанием

Изучение нового материала. Творческое чтение пьесы по ролям. Литературная беседа

Знать идейно-худ. своеобразие пьесы, жизненные позиции героев; умение обобщать, делать выводы.

Чтение по ролям;

Составление словесных портретов; Доказательство характерных особенностей драмы.

Стр. 162-171 учебника

Подобрать цитаты к образу Катерины.

Выучить монолог Катерины «Отчего люди не летают»

18

Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского  «Гроза»

Урок-диспут

Знание традиций классической литературы, умение обобщать, делать выводы.

Участие в диспуте

Оценка умений анализа текста, поступков героев

Групповые задания :

1гр.:  Согласны ли вы с мнением Добролюбова, что Катерина- «луч света  в темном царстве»;

2гр.: Согласны ли вы с пониманием характера Катерины Д.И. Писаревым?

19

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза»

Комбинированный урок.

Знать:значение символики.Уметь раскрыть смысл заглавия

Защита презентаций;

Беседа.

Тестовые задания

Групповые задания:Работать с критическими статьями 1Писарева»Мотивы русской драмы»;2-Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Образ Катерины в свете литературной критики. «Гроза»- самое решительное произведение Островского                        ( Н.А.Добролюбов)

Урок – семинар с элементами исследования

Знание статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» статьи Писарева « Мотивы русской драмы»;

Работа в группах. Беседа. Работа с критической литературой. Составление тезисов статей

Подготовиться к сочинению ( темы в учебнике – стр. 175)

    20

Р.Р.Сочинение по творчеству А.Н.Островского

Контрольный (учет ЗУН). Развитие речи

Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному

Умение составлять план к сочинению, использование цитат в работе

Подготовить сообщения : «Биография И.А.Гончарова» и «Путешествие Гончарова на фрегате «Паллада»

Творчество И.А.Гончарова

 

21

И.А.Гончаров

Биография писателя

Обзорный урок с сообщениями учащихся. Беседа

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц.

Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Уметь делать обзор прочитанного произведения

Уметь сравнивать, сопоставлять, определять проблематику произведения.

Уметь отстаивать  свою позицию.

Запись тезисов, их оформление. Рецензия на сообщения учащихся. Индивидуальный, фронтальный опрос

Читать роман «Обломов»;

Ответить на вопрос: Как вы понимаете смысл фамилии и имени  главного героя?Презентация по роману «Обломов»

Роман «Обыкновенная история» (обзор)

Обзорный урок

Индивидуальный, фронтальный опрос

Читать «Обломов». Сравнить образ писателя с образом главного героя.

 22

И.А.Гончаров . Роман «Обломов».

Изучение нового материала. Беседа.  Работа с текстом

Работа с текстом: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуации

Стр. 184-187

Разыграть сцену пробуждения Обломова и его препирательства с Захаром, описанную в 1 главе романа

23

Обломов и Захар

Изучение нового материала

Анализ отдельных глав романа.

Роль пейзажа в «Сне Обломова»

Сон Обломова

Изучение нового материала. Работа с текстом.

Анализ гл. 9 ч.1.

Что такое «обломовщина» и кто ввел этот термин?

 Обломов и Штольц

Изучение нового материала. Работа с текстом

Инсценирование   отрывка.  Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики героев

 Вопрос  :Что общего у Ольги Ильинской и Татьяны Лариной Пушкина?

 24

Женские образы в романе

Беседа. Работа с текстом

Выборочный пересказ; составление сравнительной характеристики. Работа с текстом

Письменная работа: Над чем  заставил задуматься роман Гончарова  «Обломов»?            

 25

 И.А.Гончаров. Роман  «Обрыв» (обзор)

Обзорный урок с сообщением. Беседа

Умение применять на практике литературоведческие термины.

Сообщения:1 Образ Райского в романе;

2.Гимн русской женщине Райского;

3 Старая и новая Россия в изображении Гончарова

Устное сочинение : Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

 26

 Р.Р. Тестирование по творчеству Гончарова

Проверка ЗУН

Знать изученный материал

Умение работать с тестами

Сообщения по биографии И.С.Тургенева.  

 Творчество                 И. С.Тургенева

27

И.С.Тургенев. Жизненный и творческий путь.

Изучение нового материала. Лекция с элементами

Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу

Уметь сравнивать, сопоставлять, определять проблематику произведения

Сообщения учащихся.

Презентации

Читать рассказы «Певцы», «Хорь и Калиныч»; Анализ рассказов

Народ: от поэзии к правде. «Хорь и Калиныч», «Певцы»         «Записки охотника»

  Изучение нового материала

Выразительное фрагментов текста и его анализ. Характеристика героев

Групповые индивидуальные сообщения  о романах:

1гр.-«Рудин»

2гр. – «Дворянское гнездо»

 28

Путь к социальному роману. «Лишний человек в прозе Тургенева». Тип «тургеневской девушки»

Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных сообщений.

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-худ. своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом

Сообщения по романам;

Характеристика героев

Читать 1-8 гл. романа «Отцы и дети».Сообщения:

а)Знакомство с героями.б) Как вы понимаете смысл названия романа?

В) Тургенев и Белинский

 29

Роман «Отцы и дети». Нигилизм Базарова , его социальные, нравственные и философские истоки

Практическая работа с текстом, комментирован- ное чтение и аналитическая беседа

Проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-худ. своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом

Анализ эпизодов «Встреча на вокзале», «В имении у Кирсановых», «Базаров и Павел Петрович»

1Вопрос: Кто «отцы» и кто «дети» в романе Тургенева?

2Подобрать материал по теме « Речевая характеристика П.Петровича и Базарова»

 30

Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествования

Совершенствова-

ние ЗУН. Беседа

Сопоставить литературные персонажи. Идейные разногласия героев

Анализ текста, умение делать выводы. Подбор цитат, характеризующих героев

Групповые задания:

1. Женские образы в романе

2  Любовь П.П.Кирсанова                    и княгини Р.

3 Н.Петрович и Фенечка

4 Аркадий и Катя

 31

Любовь в жизни героев

Урок- обобщение и систематизация знаний. Сообщение учащихся. Анализ эпизодов

Проследить взаимоотношения героев.

Отв. на вопрос : выдержали ли герои испытание любовью?

Сообщения учащихся

Анализ  эпизодов

1Анализ гл. 27-28

2 Сообщения

А) Базаров и лженигилисты;

Б) «Отцы и дети» в русской критике

 32

Базаров и его мнимые соратники. Русская критика о романе «Отцы и дети»

Комбинирован- ный урок. Сообщения учащихся, лекция

Помочь понять широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа.

Сообщения учащихся;

Выписка из критических статей. Викторина  «Узнай героя»

Выучить 1 стих-ие в прозе.  Анализ стих-ия в прозе «Памяти Ю.В.В.»

2 Дать определение термину «стихотворение в прозе»

 

 33

Стихотворения в прозе - гимн вечной любви

Практический; исследователь-         ский

Знать особенности жанра.

Чтение наизусть, устный анализ стихотворений.

Тестирование

Подготовиться к написанию сочинения по творчеству Тургенева (учебник стр. 255-темы сочинений)

 34

Р.р. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

Урок обобщения и контроля

Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному

Умение составлять план сочинения, уместное использование цитат

Сообщение по биографии Чернышевского; Дать по словарю определение термина «социально-утопический роман»

 35

Н.Г.Чернышевский Роман «Что делать?»

Изучение нового материала. Лекция с элементами  беседы

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения,  

 .

Запись основных положений лекции. Составление хронологической таблицы

 Сообщение «Особенный человек – Рахметов. Значение образа в романе

 36

Разумна ли теория  «разумного героизма»?

Урок-дискуссия по проблематике романа

Творческое чтение. Составление сравнительной характеристики. Беседа

Анализ 4 –го сна Веры Павловны. Выучить отрывок  «Будущее светло и прекрасно»

 37

«Будущее светло и прекрасно…». Черты социальной утопии в романе.

 Творческое чтение. Анализ эпизода

Знать содержание текста; уметь определять признаки литературной утопии

Чтение наизусть. Творческое чтение эпизода из «Четвертого сна Веры Павловны"

Сообщения : 1Страницы биографии писателя;             2 Годы жизни Некрасова  в Петербурге

3 Некрасов и «Современник»

 38

Н.А.Некрасов

Н.А.Некрасов. Судьба поэта и его художественный мир.

Изучение нового материала с опорой на изученное. Лекция с элементами беседы.

Знать основные биографические сведения о Н.А.Некрасове, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи Владеть монологическим устным и письменным    

ответом

Викторина «Знаешь ли ты  эти строки?»

Составление хронологической таблицы

Определить основные мотивы   цикла «О погоде», выделить ключевые слова

 39

 « Кнутом иссеченная муза» (Тема скорби и страданий в лирике  Некрасова)

Совершенствование знаний и умений. Чтение стих-ий и их анализ

Работа в группах.

Анализ цикла «О погоде».Сравнительный анализ со    стихами  других поэтов.

Выучить стих-ие  «Элегия»

2 Прочитать стихотворение  «Поэт и гражданин»

 40

Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова.

Словесный (слово учителя, беседа, сообщения учащихся), практический           (анализ текста), исследовательский

Анализ лирического текста. Устный опрос.

Ответить на вопрос «Устарела ли некрасовская позиция в наше время»

 41

 

 На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Поиски правды и счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Лекция с элементами беседы

Совершенствование ЗУН. Рассказ учителя с элементами беседы,  комментирован-ное чтение.

Комментированное чтение. Устный опрос

Стр. 311-314 учебника

Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии- богатыре  святорусском

Составление характеристик героев            ( сообщения учащихся);

Составить характеристику Матрены Тимофеевны, охарактеризовать её речь.

42

Тема женской судьбы. Образ Матрены Корчагиной.

Урок формирования ЗУН

Устные сообщения, ответы на вопросы

Сообщения о помещиках

43

Представители помещичьей Руси в поэме

Совершенствование ЗУН

Характеристика героев, выразительное чтение

Сообщение о Грише Добросклонове

 44

 Образ  «народного заступника» Гриши Добросклонова.

Работа над текстом с элементами беседы. Работа с учебником.

Знать текст, роль песен в раскрытии образа Гриши.

Составление плана к сообщению «Образ  Гриши Добросклонова»

Сопоставление образа Гриши с героями произ-ий  других поэтов

Стр.322-325 учебника

Нашли ли странники счастливого  человека ? Почему?

 45

 «Последние песни»- поэтическое завещание Некрасова

Работа с учебником. Выразительное чтение

Умение анализировать лирическое произведение

Чтение и анализ лирического текста

Чтение наизусть.

Стр. 326-329учебника.

 Подготовиться к сочинению по творчеству Некрасова (темы см. на стр. 331-332 учебника)

 46

Р.Р. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

 Развитие речи

Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному

Сбор материала, подбор цитат, Составление плана.

Доклад о  жизни и творчестве  Ф.И.Тютчева.

Инд. задание  : «Пушкинские мотивы  в лирике  Тютчева»

 47

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Природа, человек  и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики.

Сообщения учащихся, Лекция. Анализ стихотворений

Знать основные биографические сведения о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэтов для литературного процесса.

                     Уметь анализировать их произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями, выразительно читать стихи наизусть, соотносить их произведения с литературными направлениями эпохи

                          Выступления учащихся. Составление тезисов. Выявление особенностей стиля. Чтение и анализ стих-ий

Чтение наизусть и анализ 1 стих-ия о природе.

2 Рассказ о поэте (сочинение- реклама)

Составить хронологическую таблицу

 48

«Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории.

Совершенствование знаний, умений и навыков анализа стихотворения.

Определение темы, идеи, настроения, размера стихотворения, нахождение средств художественной выразительности

Выучить стих-ие «Silentium.»  

Анализ одного стих-ия о любви Тютчева

 49

 Драматизм звучания любовной лирики  Тютчева

Лекция с элементами беседы. Чтение наизусть

Самостоятельный анализ стихотворений о любви.

Презентации

Стр. 33-39 учебника

Доклады о Фете: Жизнь и творчество Фета; Русская дворянская усадьба в лирике  Фета.

 50

А.А.Фет.Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и образно-стилистическое богатство лирики

«Учись у них - у дуба, у березы…». Гармония слияния человека с природой.

Лекция с элементами беседы. Доклады учащихся. Чтение наизусть.

Комбинирован-ный урок. Лекция с элементами беседы и анализом стихотворений.

Сообщения учащихся.

Анализ стихотворения

Вопросы на стр.50

 Выучить одно из стих-ий;

Сделать анализ стих-ия «На заре ты её не буди»

Определение основных мотивов стих-ий. Установление  размера стих-ия. Умение сопоставлять.

Работа в группах:

1гр.- подобрать стих-ия о природе, сделать анализ, выучить 1 из них;2гр.- выучить стих-ие о любви, проанализировать его;3гр.- выучить стих-ие о Родине, проанализировать.

 51

 « И прославлять мы будем век любовь...» Красота, поэтичность любовного чувства в лирике Фета

 Комбинированный урок. Лекция с элементами беседы и анализом стихотворений.

Знать особенности раскрытия темы любви в лирике поэта

Составление тезисов, устные сочинения-миниатюры. Чтение наизусть.

 Выучить 1 стихотворение

52

Философские мотивы поэзии А.А.Фета

Лекция с элементами беседы и анализом стихотворений.

Знать особенности раскрытия философской  темы   в лирике поэта

Текущий

опрос, выразительное чтение

к сочинению по творчеству Тютчева  Подготовиться и Фета ( стр .32, 51 учебника -темы сочинений)

  53

Р.Р. Сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Творческая самостоятельная работа

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать

выводы

Умение раскрывать тему, подбирать цитаты, делать обобщения и выводы.

Стр.52-62 учебника

Читать повесть «Очарованный странник»

Н.С.Лесков

 54

Н.С.Лесков. «Русский антик» (Очерк жизни и творчества)

Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. Иллюстративно-объяснительный

Знакомство с биографией и

творчеством писателя

Составление хронологической таблицы; Сообщение «Образ Лескова  в живописи».  Картина художника  В.А.Серова «Н.С.Лесков»(1894)

Групповые задания: 1гр.-Одиссея Флягина

2гр.- Составить карту путешествий Флягина

3гр.- Почему Флягин стал праведником?

 55

«Хождение очарованной души» (повесть Лескова  «Очарованный странник»).  

Обзорный урок с выступлениями учащихся

Проследить, как эпоха отражается в повести, раскрыть ее идейно-худ.  своеобразие.  

Исследование: мотивы русского фольклора  в сказе; Работа в группах.   Смысл эпитета «очарованный»  

9-10 вопросы стр.76-77 учебника.

Сравнить героев Лескова и Гоголя

 56

Р.Р. Сочинение по творчеству Н.С.Лескова

Проверка ЗУН

Знать  творчество Н.С.Лескова  

Умение  раскрыть тему сочинения  

Подготовить доклад по биографии Салтыкова-Щедрина,презентации

Творчество  

М.Е.Салтыкова-

Щедрина

 57

 

М.Е Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать   сказки и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Работа с учебником. Выступления учащихся. Презентации

По словарю определить значение слова  «Сатира». Читать «Историю одного города»

М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман- хроника «История одного города»

Лекция с элементами беседы

Вводно-ориентировочная беседа с опорой на общую проблематику «История одного города»

1 Составить кроссворд  «Сказки С.-Щедрина»

2. Прочитать сказку «Богатырь»

 58

Сюжеты    и проблематика  «Сказок для детей изрядного возраста»

 Урок-обзор с включением анализа сказки  «Богатырь»

Самостоятельный анализ текста (с.100 учебника); Опрос- беседа. Сопоставительный анализ сказок  Салтыкова-Щедрина и произ-ий Некрасова

Читать сказки                  « Медведь на воеводстве» ,  «Дикий помещик».устный или письменный анализ или отзыв на одну из сказок. Исследовательская работа  «Жанровые признаки повести, сказки басни в сказках»

 59

Сатира на « хозяев  жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина (Медведь на воеводстве.Богатырь )

Литературная беседа. Работа с текстом. Аналитическая беседа.

 Групповая работа по теме «Картины русской жизни в сказках Салтыкова –Щедрина»

Сопоставление сказки с произ-иями Радищева, Фонвизина, Пушкина, Гоголя

Сравнить завещание отца - пескаря с отцовскими наказами  Молчалину и Чичикову. Что роднит и что различает эти напутствия?

 60

 «Жил-дрожал и умирал- дрожал»         ( Сказка «Премудрый пескарь»)

Работа с текстом, аналитическая беседа.

Знать содержание  сказки; умение  осмыслить сатирические сказки Щедрина.

Анализ сказки с опорой на материал  учебника

(стр. 102-104).

Выступления учащихся

Темы сочинений  на стр. 108-109

Придумать сатирическую сказку на тему школьной жизни, или жизнь улицы

61

Роман-хроника  «Господа Головлевы»

Урок-обзор

Знать содержание романа.

Анализ отдельных эпизодов. Сообщения учащихся

Подготовиться к сочинению (стр.108)

 62

Р.р. Письменная  работа по творчеству С.Щедрина

Урок контроля ЗУН

Построить письменное продуктивное высказывание, показать умение цитировать, доказывать, делать

выводы

Самостоятельная работа с последующей проверкой учителя

Сообщение  о жизни и творчестве А.К.Толстого. Читать стихотворения А.К.Толстого.

А.К.Толстой

 

63

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений о природе и о любви.

Лекция  учителя, анализ стихотворений

Знать основные биографические сведения об авторе, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества поэта для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя.

Выступления учащихся. Беседа с элементами урока- концерта

Стр. 110-126, составить тезисный план; 2 Выучить стих-ие; 3 Сделать анализ стих-ия  «Не ветер, вея с высоты»  

64

Тема России в лирике А.К.Толстого

Изучение новой темы. Беседа, анализ стихотворений, повторение теории литературы.

Чтение наизусть. Сопоставительный анализ стих-ий Толстого и Фета, Тютчева.

Читать роман «Князь серебряный»

 65

Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. Сатирические произведения

Изучение новой темы. Беседа, анализ стихотворений, повторение теории литературы.

Чтение наизусть. Сопоставительный анализ стих-ий Толстого и Фета, Тютчева. Обзор романа  «Князь серебряный»

Прочитать материал учебника о Л.Н.Толстом. Составить хронологическую таблицу

66

Р. Р.Подготовка к дом сочинению

Совершенствование ЗУН

Умение раскрыть тему сочинения

Работа над сбором материалов к сочинению

Сообщения по биографии учащихся

Творчество Л.Н.Толстого

 67

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь.

Лекция с элементами беседы и индивидуальными сообщениями учащихся

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Ответы на вопросы. Заочная экскурсия  «Л.Н.Толстой в Казани», ЦОР

Прочитать «Севастопольские рассказы». Сообщения по рассказам.. стр. 129-145 учебника

 «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру»

Урок совершенствова-ния ЗУН. Беседа. Сообщения учащихся

Сообщения учащихся.Выявление авторской позиции  через анализ сюжета, портрета, пейзажа.

Индивидуальное сообщение  : «Замысел  и история создания романа «Война и мир»

 68

Роман-эпопея «Война и мир». История создания, жанровое своеобразие и проблематика.

Изучение нового материала, лекция, сообщения учащихся

Сообщения учащихся.  Беседа

Стр. 146-155

Прочитать т.1ч.1 романа «Война и мир».

Сравнительная характеристика Болконского и Безухова

 69

Анализ эпизода  «Вечер в салоне  Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805 года

Именины у Ростовых

Анализ эпизода. Беседа.

Знать содержание романа-эпопеи «Война и мир»,философские воззрения Л.Н.Толстого (роль личности и движущие силы исторического процесса, фатализм), особенности стиля и художественного мира писателя («диалектика души» и др.), основные черты жанра романа-эпопеи, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь делать обобщения по прочитанному тексту (путь исканий Андрея, Пьера, развитие народной войны и т.д.),  аргументированно формулировать свое отношение к произведению.

Анализ эпизода. Выявление авторской позиции. Характеристика героев

Вопросы:Как и почему  каждый из героев переживает свой Аустерлиц? 2Отношение Толстого к войне;

Сообщения учащихся

презентации

Совершенствование ЗУН

Анализ эпизода. Выявление авторской позиции.  

 70

Изображение войны 1805-1807гг. Смотр войск под Браунау

Урок-семинар

Пересказ, анализ эпизода. Комментированное чтение. Выявление авторской позиции.

Сообщения по группам: Путь духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского.

 71

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова

Урок изучения нового материала. Беседа

Пересказ , анализ эпизода. Сообщения учащихся.

Стр. 166-170 учебника

 Выучить отрывок «Описание дуба» ; составить тест по 2 т.

72

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

Урок изучения нового материала. Беседа

Чтение наизусть.

Пересказ, анализ эпизода; Проблемный вопрос : почему рушится мир к концу 2 тома? Почему не находят своего счастья Пьер, Андрей, Наташа?

Перечитать ч1-3 т.3; сообщения: Образ автора в романе «Война и мир»; «Роль исторических документов в  толстовском эпосе»

Задания по группам:

1Настрой французской армии, Наполеона накануне Бородинской битвы ;

2 Настрой русских людей, Кутузова накануне Бородинской битвы;  

73

Изображение  войны 1812г. Философия войны в романе

Совершенствова-ние   ЗУН. Выступления учащихся

Знать содержание текста; уметь раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого

Сообщение учителя о философских взглядах Толстого. Выступления учащихся. Запись выводов по теме урока

Перечитать эпизод  «Бородинское  сражение»т.3 ч.3, ответить на вопросы учебника

 Изображение Бородинского сражения в романе

Урок-исследование

 Знание эпизода  «Бородинское сражение», умение анализировать

Составление плана сравнительной характеристики  героев: Кутузов и Наполеон. Проблемный вопрос: Как понимал  Толстой роль народа в истории?

Сообщения:

1 Дубина народного движения- партизанское движение;2 Петя Ростов  в партизанском отряде»;

3Патриотизм и героизм народа в Отечественной войне 1812 года;

 74

«Дубина народной войны». Последний период войны и её воздействие на героев

Совершенствова- ние и   углубление ЗУН. Беседа.

Знать особенности толстовского изображения войны; уметь анализировать  художественное произведение.

Задание по группам: Ваши впечатления от встречи с героями: Т.Щербатым; Ростовым; Денисовым;   Долоховым.

Стр.171-183 учебника.

 Ответить на вопросы по содержанию 4 тома;

Инд. зад.1 Опишите военные действия 2 партизанских отрядов: Денисова и Долохова;

75

 «Мысль народная». Истинный и ложный патриотизм в романе

Урок-семинар

Знать философскую позицию Толстого

Сравнительная характеристика : 1Крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарове; 2 Тихон Щербатый и Платон Каратаев;

Отв. на вопрос: Как отразились уроки Толстого в произ-их татарских писателей о войне?

Прочитать эпилог.  

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Совершенствова- ние и   углубление ЗУН. Беседа.

Знать особенности толстовского изображения народных характеров,народно-патриотического сознания

Сравнительная характеристика :

Тихон Щербатый и Платон Каратаев;

Инд. сообщения:

-Мирная жизнь в романе;

-Тема мнимого и подлинного патриотизма в романе «Война и мир

76

Кутузов и Наполеон

Урок изучения новой  темы.      

Знать авторскую концепцию личности в истории.

Сравнительная характеристика героев романа.

Инд. сообщения:

Мирная жизнь в романе;

 77

 «Мысль семейная» в романе. Эпилог.

Урок изучения новой  темы.      

Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по 2т. и эпилогу

Индивидуальные сообщения;                 Работа в группах: Семья Болконских; Семья Ростовых

   Сообщения о Наташе Ростовой, Марье Болконской

78

Черты нравственного идеала  автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Урок изучения новой темы

Уметь отбирать материал к уроку, анализировать эпизоды

Выборочный пересказ

Анализ эпизодов

 Сообщения по роману»Анна Каренина»

79

«Анна Каренина»-роман о любви

Урок-обзор

Уметь отбирать материал к уроку, анализировать эпизоды

Выборочный пересказ

Анализ эпизодов

 Составить тесты по творчеству Толстого

80

 Значение творчества Толстого и романа – эпопеи для развития русской реалистической  литературы.

Совершенствова- ние и   углубление ЗУН

Знать своеобразие творчества Толстого

Тестирование

Подготовиться к классному сочинению

(темы сочинений на странице. 187-188)

 81

Р.Р.Сочинение по роману  Л.Н.Толстого «Война и мир»

Контрольный урок  развития речи

Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному

Сбор материала; подбор цитат; Умение раскрыть тему, выражение личного отношения к проблеме.

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.

Учебник стр. 203-214;

 

   

Ф.М.Достоевский

82

Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь

Лекция с индивидуальными выступлениями учащихся

Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом

Выступления учащихся. Работа с портретами Достоевского

Составить хронологическую таблицу по творчеству Достоевского.

2Прочитать роман Достоевского  «Бедные люди»

Обзор романа Достоевского «Бедные люди»

Урок-диспут

Ответы на вопросы

Читать роман «Преступление и наказание»

 83

Замысел и история создания романа «романа  «Преступление и наказание»

Урок-лекция. Поисковая работа. ( работа с текстом). Слово учителя

Поисковая работа (найти эпизод, где раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова).Анализ внутренних монологов  Раскольникова

Найти эпизоды о жизни Петербурга; Групповые задания: 1Как изображает Достоевский столицу  Российской империи?2 История семьи Мармеладовых.

84

Образ Петербурга в романе. «Мир униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание»

Комбинирован- ный.

Работа с текстом. Сообщения учащихся, комментирован- ное чтение, аналитическая беседа

Работа с текстом. Анализ эпизодов, рисующих жизнь и быт Раскольникова, семьи Мармеладовых

Задания:

1Проследить внутреннюю речь Раскольникова.

2 Охарактеризовать  художественные особенности внутренней речи Раскольникова.

 85

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

«Двойники» Раскольникова: теория в действии

Развернутая характеристика с анализом  ключевых глав

Комментированное чтение. Составление плана к  образу.

Охарактеризовать  двойников Раскольникова: Лужина, Свидригайлова.

Урок-дискуссия

Знать суть теории Раскольникова; умение высказать собственное мнение.

Задания на стр.231,233 учебника. Сообщения учащихся

Зад.5 на стр. 241(письменно)

2 Значение образа Сони Мармеладовой в романе; подобрать эпизоды, характеризующие её внутренние качества, портрет, поступки

86

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова

Урок-дискуссия

Показать   нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова

Участие в диспуте.

 Значение образа Сони Мармеладовой в романе; подобрать эпизоды, характеризующие её внутренние качества, портрет, поступки

 87

 « Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Урок усвоения новых знаний. Метод беседы

Проследить взаимоотношения героев.

Словесный портрет Сони .  В чем прав и в чем не прав Достоевский, противопоставляя «Правде Раскольникова»                 « правду Сони Мармеладовой»

Почему роман «Преступление и наказание» мы называем романом-предупреждением?

Составить тест по творчеству Достоевского

   

88

«Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Урок-дискуссия на основе изученного материала

Знать, в чем значение романа, гуманизм романа.

Ответ на вопрос: Современен ли сегодня Достоевский? Тестирование

 Чтение эпилога романа. Ответы на вопросы  учебника

89

Последние страницы романа. «Их воскресила любовь»

Урок-размышление

Уметь анализировать эпизод.

Анализ эпизода. Беседа

Сообщения по роману «Идиот»

90

«Идиот» -роман о прекрасном человеке.

Урок усвоения новых знаний. Метод беседы

Знать особенности романа

Обзор романа, сопровождаемый сообщениями учащихся

Подготовиться к сочинению по роману «Преступление и наказание»( стр.242-243-темы сочинении

      91

Р.Р. Сочинение по творчеству Ф.М Достоевского

Контрольный. Развитие речи

Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление на письме, выражение личного отношения к написанному

Самостоятельное логическое  раскрытие  выбранной темы

Подготовить сообщения о Чехове

1- по биографии;2- Чехов и Левитан,3- Чехов и музыка Чайковского

А.П.Чехов

 92

 

93

А.П.Чехов Жизнь и творчество

 

Изучение нового материала. Беседа с включением сообщений учащихся

Изучение нового материала. Беседа. Анализ рассказов.

Знать основные биографические сведения об авторе.                          

Составление тезисов. Сообщения учащихся.

Поездка по Волге и Каме

Стр.244-253 учебника, составить хронологическую таблицу. Читать рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник». Какие темы поднимает Чехов в своих рассказах?

Сообщение «Особенности Чехова-новеллиста»

Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник»

Изучение нового материала

Знать содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе, новые понятия.

Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом.

Работа с текстом, комментированное чтение, анализ рассказов. Вопросы на стр. 257,    .

   .Читать рассказ «Ионыч» ; составить цитатную характеристику Ионыча

 94

Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения. ( По произведению А.П.Чехова «Ионыч»)

Изучение нового материала. Работа с текстом, подбор эпизодов для иллюстрации основных идей

Работа над общими приемами типизации героев        ( портрет, поступки, рассказ в рассказе, монологи и  т. д.). Выборочный пересказ

Стр. 261-266 учебника, составить развернутый план

  Ответить на вопрос «В чем новаторство Чехова –драматурга»?

  95

Новаторство Чехова-драматурга

Изучение нового материала.

Беседа

Прочитать «Вишневый сад».

 96

А.П.Чехов «Вишневый сад» Своеобразие образной  системы и конфликта комедии.

Изучение нового материала. Поисковая работа с художественным текстом

Работа с текстом, комментированное чтение, использование цитат. Работа над портретной характеристикой героев. Поисковая работа с текстом.

Фронтальный опрос.

Чтение по ролям

Какова роль сада в пьесе? Почему пьеса называется  «Вишневый сад»?

4,5 вопросы на стр. 281-282 учебника.

97

Образ сада и философская проблематика пьесы

Сообщения о Раневской, Гаеве, Лопахине

 98

 «Здравствуй, новая жизнь!»

Совершенствование ЗУН. Урок-беседа.

 Комментирован- ное чтение

Проследить взаимоотношения героев.

 

Устные ответы на вопросы. Тесты по творчеству А.П.Чехова

Подготовиться к сочинению по творчеству А.П.Чехова(темы сочинений  стр. 283)

 

99

Р.Р.Сочинение по творчеству А.П.Чехова

Творческая самостоятельная работа. Развитие речи.

Умение раскрыть тему, использование цитат    , выражение личного отношения к написанному

Выбор языковых средств для связной письменной речи.  

 Читать   В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

 100

  ВН.чтВ.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Урок - обзор

Знать особенности творчества Гюго

Уметь анализировать эпизод

Анализ эпизодов

Читать «Гобсек» Бальзака

101

 Вн.чтение.Бальзак. Гобсек

Урок-обзор

Знать особенности творчества Бальзака

 Пересказ

Читать Сент-Экзюпери .»Маленький принц»

102

Вн.чт.Сент-Экзюпер Маленький принц

Урок-обзор

Знать особенности творчества СенЭкзюпери

Пересказ

Подготовиться к обобщающему уроку по вопросам на стр.284-285

 103  

Обобщение по курсу

Обобщение и повторение

Знать логику развития историко-литературного проц  .

Беседа по вопросам;  (стр.283-284)сам -но

Подготовить тесты по пройденным темам

  104

Итоговое тестирование

Проверка ЗУН. Контрольный

Знание  изученного материала

Вопросы по всему курсу 10 класса

Выступление  «Мой любимый герой»,   «Мой любимый писатель»

 105

Итоговое занятие.

Работа над ошибками

Обобщение изученного материала

 Выступления учащихся


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....