Урок литературы в 9 классе "Лермонтов и его поколение"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Данный урок напрвлен на обучение детей сопостовительному анализу двух литератур  находить точки соприкоснеовения с современной  поэзией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_i_ego_pokolenie.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Лермонтов и его поколение

Так жизнь скучна, когда боренья нет.

…кто в морях блуждал,

Тот не заснет в тени прибрежных скал.

М.Ю.Лермонтов

Цель: обучение анализу стихотворения;

          учить проводить сопоставительный анализ

          лучших произведений двух литератур

          (русской и казахской);

          находить точки соприкосновения с

          современной поэзией;

          готовить к пониманию и усвоению

          общечеловеческих ценностей.

Оборудование:

  1. Грамзаписи песен Макаревича, Талькова.
  2. Фотовыставка на тему: экология, милосердие, ужасы войны.

Словарная работа: гражданский пафос.

Ход урока:

  1. Реализация домашнего задания (строки из стихотворений Лермонтова, отражающие его кредо).

Лирический герой Лермонтова глубоко страдает от одиночества в чуждом и враждебном мире. Но он понимает, что бегство из этого мира нереально и лишено смысла.

-   Какова нравственная точка отсчета, которая «должна определить жизнь, поведение, поступки и мысли человека», по мнению М.Ю.Лермонтова.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,…

И после я сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

(«1831го июня 11 дня»)

Борьба – вот та нравственная точка отсчета.

Бездействие, пассивность примиряют с существующим злом. Оно ведет к одиночеству и стремлению жить в замкнутом мире собственного «Я».

И самое страшное: бездействие порождает равнодушие к миру и к людям.

Только действие и борьба формируют личность – таков идеал поэта.

  1. Мотивационный момент ( рассказ учителя).

В 16 лет Лермонтов пишет:

         Мне нужно действовать,

         Мне нужно действовать,

         Я каждый день

         Бессмертным сделать бы желал…

А в 24 из сердца вырывается признание:

         Печально я гляжу на наше поколенье!

         Его грядущее – иль пусто, иль темно,

         Меж тем под бременем познанья и сомненья,

         В бездействии состарится оно…

А между этими строками – вся жизнь Лермонтова, вся жизнь людей его поколения. Они были обречены на бездействие, ибо рано поняли, что вряд ли удастся применить в жизни те могучие силы, переполняющие душу.

Пятнадцатилетний юноша с горечью спрашивает:

         К чему глубокие познанья, жажда славы,

         Талант и пылкая любовь свободы,

         Когда мы их употребить не можем?

Откуда это? Что отравило так не только Лермонтова, но и всё его поколение?

Обратимся к истории.

1826 год…13 июля. На кронверке Петропавловской крепости повешены Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол – пять руководителей восстания декабристов. И тогда же потянулись в Сибирь  колонны закованных ссыльных, цвет дворянской молодежи. Лермонтову и его сверстникам было по 11-12 лет. Родители благодарили бога, что их дети были так малы, что не доросли до политики. Но они не предполагали, что их детей ждет не менее горькая судьба. Не так уж трудно догадаться, какого действия жаждали сверстники Лермонтова, каким бездействием они тяготились.

         Можем строчки нанизывать

         Посложнее, попроще.

         Но никто нас не вызовет

         На Сенатскую площадь…

Черная тень пяти виселиц легла на всю судьбу Лермонтова и его поколения… Отсюда  ему и суждено было выразить своей поэзией целую эпоху…

  1. Анализ стихотворений «Монолог» (1829г.), «Дума»(1838г.)

Дневник двойной записи.

Цитатная характеристика поколения.

«Монолог»                                                                  «Дума»

жизненный путь

Цветем недолго,                                                 Богаты ошибками отцов

быстро увядаем.

                                                                              К добру и злу постыдно

…пасмурна жизнь наша…                                      равнодушны.

Её однообразное теченье…                                Перед опасностью

                                                                                  малодушны.

Душно на родине.                                                Перед властию…рабы.

Сердцу тяжко                                                       Иссушили ум наукою

                                                                                    Бесплодной.

Душа тоскует                                                       И ненавидим мы,

                                                                               и любим мы

Средь бурь томится юность наша                      случайно.

                                                                               Мы вянем без борьбы.

Идеалы: талант и пылкую любовь                     Грядущее – иль пусто,

               употребить не можем.                                 иль темно.

               И нам горька остылой                         В бездействии состарится

                     Жизни чаша.                                                оно.

                                                                                   Огонь кипит в крови.

                                                                                  И к гробу мы спешим без

                                                                                  Счастья и без славы.

                                                                                  Над миром мы пройдем

                                                                                  без шума и следа,

                                                                                  Не бросивши векам

                                                                                  ни мысли плодовитой.

  • Какие чувства испытывает Лермонтов к своему поколению в 1829 г. («Монолог») и в 1838 г. («Дума»).

              Сочувствие                                       Упрек

Анализ стихотворения  «Дума».

Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной» без практического приложения знаний, поэтому оно и не оставит векам «гением начатого труда».

«В начале поприща мы вянем без борьбы».

А жизнь без борьбы для поэта не жизнь. Однако порокам поколения все-таки противопоставляется некий идеал, и он, конечно же, авторский.

  • Какую жизнь ведет такое поколение?

ВЫВОД: самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.

К концу Х1Х века к этой теме обратился Абай Кунанбаев.

В чем сходство во взглядах у этих великих поэтов?

( Ответ подготовленного ученика)

Сравнив произведения Лермонтова и Абая, мы нашли много общего:

  1. Упрекают: утратили интерес к познаниям, нет цели в жизни.

     Абай: «Некому передать свои знания, как и не у кого их взять».

Лермонтов: «Его грядущее иль пусто, иль темно. В бездействии                                                 состарится оно».

  1. Равнодушны ко всему и ко всем: «к добру и злу постыдно равнодушны».
  2. Одиночество. Не найдя себе достойных собеседников, Абай и Лермонтов стали излагать свои мысли на бумаге.
  3. Надеялись на суд потомков.
  1. Взгляд современных поэтов и музыкантов на наше поколение

А) Какие эпитеты вы бы подобрали, оценивая своё поколение?

  • Есть ли сходство с Лермонтовским поколением?

( сходство в равнодушии )

Б) Чтение стихотворения Нины Искренко «Зевая, мы проветриваем дом…» - представителя новейшей русской поэзии иронического направления. Для этого направления характерна гражданская позиция и ирония, точно адресованная советскому обывателю. ( 1986 г.)

Зевая, мы проветриваем дом,

Чтобы душа в пыли не задохнулась,

Чтоб у нее прическа не помялась,

Не рухнул быт, налаженный с трудом.

Зевая, мы идем на компромисс,

Чтоб, если что, сказать, что прозевали,

Что, дескать, прозябали в безответственной неволе

В плену у некоторых напряженных мышц.

Чтоб мысль неизреченную спасти

От ложной объективности и хвори,

Мы открываем варежку пошире

И раздвигаем локти, словно на кресте,

И мысль колеблется, как девочка на шаре,

Пока зеваем мы и говорим

Прости.

И верим, что мы будем прощены,

Когда, организованно зевая,

Предстанем пред судом Верховного Трамвая

Повиснув, слипнувшись и что-то прищемив,

Ты лишь начнешь, я сразу подхвачу

И передам другим как  эстафету.

Мы обзеваем хором всю планету,

Придремывая друг у друга на плече.

Кто там? Ко мне!

Нет, только не сейчас.

Я занята. Простите. Я зеваю.

  • Что высмеивает Нина Искренко?

( драму своего поколения, «прозевавшего» свою жизнь).

С помощью игры слов – «зевая мы» - «прозеваем» - «прозябаем» - «обзевали» - «я зеваю» - поэт воспроизводит состояние духовной спячки, «дремы», духовного «застоя».

Творчество М.Ю.Лермонтова с его настроением глубокого разочарования оказалось очень созвучным поэтам – иронистам, их поэзии «разбитых корыт» (Владислав Кулаков).

Для поколения Лермонтова, Абая, Искренко общей чертой является равнодушие…

Не бойся врагов: самое большее, что они могут сделать – это убить.

Не бойся друзей: самое большее, что они могут сделать – это предать.

Бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия на земле происходят войны.

В) М.Горький говорит в своей пьесе «Часы» о существовании двух форм жизни: гниении и горении. Человек сам выбирает по какому ему пойти пути.        

                     В. Погребнов  с.Чистополье

                                    « Сомнения»

От вранья и растленья души

Очень нужных сегодня кому-то!

Мне всевышний отмерил бы срок

Год, второй или, может, полвека,

Чтобы, выйдя, увидеть я смог

Сотворенного вновь человека!

Но сомненье мне душу скребет,

Зло вольготно живет на планете.

Те, что были, давили народ,

Их сменили такие же – эти!

И все туже указов тиски,

Тяжелее житейское время,

Сердце яростно рвет на куски

Наше злое жестокое время!

Что же делать?

                        И кто виноват?

Мы с ответом всегда торопились.

Скорым был на расправу наш брат,

И над трупами птицы кружились.

Назад, опять в пещеру

И просидеть там сотни лет?

Утратить собственную меру

И свой, особенный ответ?

Мы вновь продолжим вечный бой

За справедливость и покой!

Легко свобода не дается,

Она в бою лишь достается.

Я принимаю жизнь такой!

Г) Во все времена были активные романтики готовые переделать мир, похожие на Горьковского Данко: К.Рылеев, М.Лермонтов, Абай, …

Есть они и среди наших современников: И.Тальков, Б.Окуджава, В.Цой, А.Макаревич, В.Бутусов, В.Высоцкий и другие…

Вслушайтесь в русский рок и вы услышите боль за Родину.

«Однажды мир прогнется под нас»

                                           (Машина времени)«Костер»

- Что бы вам хотелось пожелать своему поколению?

( Зачитываем обращение к своему поколению, заготовленные дома и доработанные в классе).

  1. Заключение урока

Н.Грибачев

« Что надо?»

Что человеку надо? – вот вопрос,

Доселе не имеющий ответа.

Насущный хлеб? Весенний шум берез?

Любовь? Со всем, что есть на ней, планета?

Что надобно, в конце концов, ему,

Чтоб испытал он счастье в полной мере,-

Самосожженье в фанатичной вере

Иль яд сомнений сердцу и уму?

Иль то и это и поверх, быть может,

Чего еще не видел белый свет,

Поскольку он, чуть где-то след проложит,

Так тут же новый начинает след?

Напрасно кто-то на бумаге гладкой

Спешит строчить ответ наверняка,-

Над этой странной мучаясь загадкой,

Текли века – и протекут века!

И даже у совсем иных планет,

Пройдя круги космического ада,

Он, поразмыслив, твердо скажет: «Нет,

Здесь хорошо, но мне-то дальше надо!»

Заключение.

Проведение уроков, построенных на сопоставительном анализе, помогает повысить мотивацию учащихся к совершенствованию читательских навыков, формировать собственный взгляд на окружающее, вырабатывать собственную жизненную позицию, умение самостоятельно, логично, доказательно излагать свои мысли. Данные приемы работы помогают расширить читательскую эрудицию школьников, повлиять на формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера, повысить уровень речевой культуры.

Таким образом, опыт применения на практике приемов сопоставления на уроках литературы позволяет комплексно решать задачи обучения и воспитания учащихся, а также показывает, что этот способ анализа литературных произведений в большей степени создает условия для развития личности каждого ученика, овладения им навыками самостоятельного и (под руководством учителя) научно-исследовательского поиска, добывания истины на основе творческого, системного стиля мышления, развития интеллектуальных способностей.

Ум заключается в том, чтобы видеть схожесть различных вещей и различие схожих.

                         Жермена де Сталь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы нового поколения "Обломов-герой одноименного романа"

Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС.  На каждом этапе урока используются ЭОР или ЦОР, в приложении имеется ссылка на электронный источник информации. Автор обосновывает выбор той ил...

Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Урок литературы в 10 классеПроблема поколений(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения

Разработка урока литературы в 5 классе на тему :"Тема человеческого труда в рассказе А.П.Платонова "Никита"...

"Печально я гляжу на наше поколенье..." урок литературы в 10 классе

"Печально я гляжу на наше поколенье..." урок литературы в 10  классе (урок - обобщение)...

Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»

•        Отличительной  особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....