Рабочая программа
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Кудрявцева Ирина Михайловна

Рабочая программа по литератре 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass._rabochaya_programma_po_literature.docx59.45 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 230

с углубленным изучением химии и биологии

 Фрунзенского   района  Санкт-Петербурга.. 192238. г. Санкт-Петербург. ул .Пражская д.25.

телефон-факс  269-89-02, 417-30-46

e-mail: school230@gmail.com

сайт школы: school230.spb.ru

 

СОГЛАСОВАНО

РЕКОМЕНДОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

к использованию

Директор ГБОУ СОШ № 230

Председатель МО

педсоветом ГБОУ СОШ № 230

        А.В.Пейчева

___________

Протокол №        

                    Приказ №

Протокол №        

от «        »         2012г

от «   »  «____________» 2012 года

от «        »                2012г

Секретарь педсовета школы

        Н.Ю.Тихонова

Рабочая программа

 по предмету литература

для    11 «А» класса

базовый уровень обучения

 на 2012-2013 учебный год

Разработал учитель

русского языка и литературы

Кудрявцева И.М.,

педагогический стаж 36 лет, высшая

квалификационная категория  

 

                                                    Санкт – Петербург

2012


Оглавление

Пояснительная записка

Нормативно правовой статус программы

3

Общая характеристика курса

3

Цели и задачи обучения

4

Место и роль предмета в учебном плане

7

Используемый учебно-методический комплект

8

Изменения, внесенные в программу

8

Формы и технологии в организации обучения

8

Виды и формы контроля

8

Содержание учебного курса

10

Учебно-тематический план

14

Календарно-тематический план

15

Требования к уровню подготовки учащихся

20

Перечень учебно-методического обеспечения

22

Пояснительная записка

Нормативно-правовой статус рабочей программы

Рабочая программа по литературе   в 11 классе разработана на основе:

  • Закона Российской Федерации  «Об образовании»;
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год»
  • Письма Минобразования РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) 
  • Учебного плана ГБОУ СОШ № 230 на 2012 – 2013 учебный год;
  • Годового календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 230 на 2012 – 2013 учебный год;
  • Положения о рабочей программе ГБОУ СОШ № 230
  • Авторской программы Сухих И.Н. «Литература: программа для 10 – 11 классов (базовый уровень)» / М.: Издательский центр «Академия», 2010/

Общая характеристика курса

Русская классическая литература была и остается ядром национальной культуры. Отражая социальные конфликты и исторические катаклизмы, она в то же время обнаруживает единство «русского мира», национальной традиции, противостоящее этим разрывам. Ее гуманистический пафос и философская глубина противостоят современной массовой культуре во всех ее разновидностях. Она создает и сохраняет нормативные образцы русского языка, формирует образ нашего прошлого и настоящего, задает отношение к отдельным эпохам, общественным группам и историческим персонажам.

Литература – наука, обращенная к душе человека, формирующая его личность, систему ценностей, расширяющая его культурный кругозор. Она включает в себя духовный опыт человечества, и поэтому важно научить старшеклассника сопоставлять свою картину мира с картиной мира писателя, извлекать нравственные уроки из прочитанного.

Основные цели изучения курса литературы в 11 классе:

  • В познавательном аспекте уроки литературы должны дать учащимся систему знаний о русской литературе в ее историческом движении, об основных этапах литературного развития, жанрах, элементах художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений.
  • Воспитательный аспект литературы как учебного предмета заключается в формировании как личных (честность, терпимость, любовь к ближнему и др.), так и общественных (патриотизм, чувство гражданского долга и др.) свойств характера учащихся. Он реализуется в процессе изучения духовной проблематики русской классики, а также драматизма писательских биографий и судеб.
  • Эстетическая цель уроков литературы - воспитание художественного вкуса и читательской культуры, умение различать «хорошее» и «плохое», «высокое» и «низкое», формирование привычки к чтению серьезной литературы, умение выбрать среди современной литературы лучшие образцы.
  • В практическом плане уроки направлены на развитие творческих способностей и письменной культуры   учащихся. А также цель уроков – научить анализировать художественное произведение в единстве всех его компонентов, привить навыки риторической культуры и первоначальной исследовательской и справочной работы (поиск нужных источников, в том числе с помощью Интернета, библиографическое описание и реферирование).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предполагает формирование следующих общеучебных умений навыков и способов деятельности:

  • использование разных типов чтения (ознакомительное, поисковое, выразительное чтение) и навыков риторической культуры, а также освоение принципов специфического для восприятия художественного произведения медленного чтения;
  • структуирование материала; понимание взаимоотношений части и целого; выявление причинно-следственных и иерархических связей между элементами;
  • формирование способности свертывания и развертывания текста в письменном и устном пересказе; выделение фабулы; составление плана; разные виды конспектирования;
  • освоение разных типов классификации (родовая, жанровая, тематическая); сравнение и сопоставление историко-литературных фактов и элементов художественного произведения; овладение мнемоническими приемами;
  • формирование речевых умений и навыков; соотнесение цели и стиля  высказывания;   подбор аргументов и тезисов, расширение словарного и стилистического запаса;
  • умение выполнять творческие работы разных жанров;
  • использование в своей работе разнообразных источников информации, в том числе существующих в электронной форме (словари, справочники, энциклопедии, библиотечные каталоги);
  • самостоятельное планирование и организация учебной деятельности; формы самоконтроля.

Цели и задачи обучения

          Поскольку преподавание литературы ведется в школе с углубленным изучением химии и биологии, то литература является предметом, изучаемым на базовом уровне. Но в то же время несколько учеников предполагают сдавать ЕГЭ по этому предмету и   успешное выполнение задания С по русскому языку невозможно без знания основ литературы как учебного предмета, поэтому мотивация к обучению у подавляющего числа учеников превышает среднюю степень.

В школе имеется хорошая материальная база: в кабинете есть компьютер с возможностью выхода в интернет, ММК, библиотека обеспечивает учеников программной литературой.

Цель рабочей программы: планирование образовательного процесса на достижение требуемых результатов обучения.

Задачи рабочей программы:

  • Освоение программы на базовом уровне
  • Формирование универсальных учебных действий и навыков
  • Формирование информационной компетенции учащихся
  • Развитие межпредметных связей
  • Воспитание у учеников доброжелательного отношения, культуры речи, развитие интереса к предмету

Место и роль литературы   в учебном плане

На изучение   литературы   отводится 3 часа в федеральном компоненте базисного учебного плана.

Изучение предмета ведется по 3 часа в неделю в течение 34 учебных недель. Итого: 102 часа учебного времени. Фактически будет дано 98 часов в соответствии с годовым календарным графиком школы. Прохождение программы обеспечивается за счет резервных часов.

 

Используемый   учебно – методический комплект

  1. Литература, учебник для 11 класса (базовый уровень). В 2 частях. /И.Н.Сухих – М.: Издательский центр «Академия»/
  2. Русская литература в 11 классе. Книга для учителя. /С.П.Белокурова, И.Н.Сухих - М.: Издательский центр «Академия»/
  3. Литература 11 класс (базовый уровень). Практикум.. /С.П.Белокурова, И.Н.Сухих - М.: Издательский центр «Академия»/

Изменения, внесённые в примерную программу

По содержанию теоретического материала рабочая программа полностью повторяет примерную программу. По сравнению с авторской программой И.Н.Сухих значительно увеличено время на уроки развития речи, на которых предполагается особое внимание уделять анализу художественного текста (стихотворение, фрагмент эпического произведения, сцена драматического произведения). Также выделены уроки на написание классных сочинений (8 часов).

Используемые формы и технологии организации обучения

Формы обучения: фронтальная (общеклассная), групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.

Традиционные методы обучения: словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. Наглядные методы: анализ эпизода, поэтического произведения, работа с иллюстрациями, произведениями живописи, презентациями.  Практические методы: метод «медленного чтения», творческое и аналитическое чтение текстов разных родов и жанров, проекты.

Активные методы обучения: личностно-ориентированное обучение, проблемные ситуации, групповая и парная работа, метод проектов,  метод исследовательского изучения.

Технологии обучения: развивающее обучение,  разноуровневое  обучение, текстоориентированное обучение, преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета, ИКТ, ТРКМ, КСО, исследовательские методы, проблемное обучение, проектные технологии, игровые технологии, дебаты.

 С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности, строгую   дозировку  учебной нагрузки,  строить  урок с учетом  динамичности и работоспособности, контролировать  гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), создавать благоприятный эмоциональный настрой.

Виды и формы промежуточного контроля

Контроль качества знаний осуществляется регулярно.

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале изучения литературного произведения или темы, чтобы проверить уровень начитанности;
  • промежуточный – тестовые задания уровня В. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • итоговый –тестовые задания в формате ЕГЭ (уровень С), классные и домашние сочинения.

Формы промежуточного контроля:

  • индивидуальный контроль результатов обучения (устный ответ)
  • анализ эпизода;
  • анализ стихотворения;
  • выразительное чтение наизусть;
  • сочинения;
  • работа с текстом учебника (составление плана, таблицы, опорной схемы);
  •   зачёт;
  • защита творческих работ и проектов;
  • контрольное тестирование (в том числе в формате ЕГЭ).

Учебно-тематический план

NN

п/п

Тема по программе

Кол-во

часов

Примечание

1.

Литература XX века. Общая характеристика

2

2.

Серебряный век: лики модернизма. Общая характеристика и основные представители эпохи

9

Анализ стихотворения. Анализ эпизода

3.

А.А. Блок: жизнь поэта как роман в стихах

7

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

4.

И.А. Бунин: судьба реалиста в модернистскую эпоху

4

Домашнее сочинение

5.

А.М. Горький. Три судьбы   Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель

6 + 2р/р

Классное сочинение

6.

Советский век: две русские литературы или одна? (1920 – 1930-е годы). Общая характеристика

2

7.

В.В. Маяковский. Судьба поэта: трагедия горлана-главаря

5

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

8.

С. А. Есенин. Драматическая судьба Есенина: «Я последний поэт деревни…»

4

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

9.

М.А. Шолохов. Загадка судьбы: Шолохов и «Анти-Шолохов»

6

Домашнее сочинение

10.

О.Э. Мандельштам. Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…»

3

Анализ стихотворения

11.

А.А. Ахматова. Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя…»

4

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

12.

М.А. Булгаков. Судьба художника: противостояние эпохе

6 + 2 р/р

Классное сочинение

13.

М.И. Цветаева. Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер…»

3

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

14.

Б.Л. Пастернак. Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу несчастий бремя…»

4 + 2

Работа в формате ЕГЭ

15.

А.П. Платонов. Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существования»

2

Анализ эпизода

16.

Советский век: на разных этажах (1940 – 1980-е). Общая характеристика

3

17.

А.Т. Твардовский. Судьба поэта: драма веры

2

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

18.

А.И. Солженицын. Судьба писателя: пророк в своем отечестве

4 +2р/р

Классное сочинение

19.

В.М. Шукшин. Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию»

3

Анализ эпизода

20.

Н.М. Рубцов. Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы»

2 +1 (повторение)

21

В.С. Высоцкий. Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос»

2

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

22.

Ю.В. Трифонов. Судьба писателя: путешествие в себя

2

23.

С.Д. Довлатов. Судьба писателя: жизнь, превращенная в литературу

1

Анализ эпизода

24.

И.А. Бродский. Судьба поэта: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата

1

Анализ стихотворения - сочинение в формате ЕГЭ

 (5 – 10 предложений)

25.

А.В. Вампилов. Судьба Вампилова: драма драматурга

1

Анализ сцены драматического произведения

28.

Заключение

1

29.

Резервные уроки

4

ВСЕГО:

102 ч

                                                                                       

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

NN

п/п

Тема урока

Основное содержание

ИКТ, ТСО

Формы контроля

Вид урока

Дата

1 - 2

Введение. «Настоящий Двадцатый век». Литература и культура в XX веке

ММК-СД

Лекция

1.09

3.09

3

Серебряный век: лики модернизма.  Происхождение и смысл определения Серебряный век. Типология литературных  направлений: от реализма к модернизму

Лекция

5.09

4

Символизм. Теория и практика. Старшие символисты: Д. Мережковский, К. Бальмонт

ММК-РР

Семинар

8.09

5

В. Брюсов – «конструктор» русского символизма («Творчество», «Скитания», «Юному поэту»)

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

10.09

6

Младшие символисты. Роль А. Блока, Андрея Белого, Вяч.  Иванова в эволюции символизма

Семинар

12.09

7

Акмеизм. Н. Гумилев – теоретик и практик акмеизма («Капитаны», «Жираф», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»)

ММК-СД

Анализ стихотворения.

Урок-концерт

15.09

8

Футуризм как модернистское течение Серебряного века

ММК-СД

Семинар

17.09

9

Судьбы  нового реализма в эпоху Серебряного века. А. Куприн – беллетрист чеховской школы. «Гранатовый браслет» - повесть о безответной любви

Анализ эпического эпизода

Комбинированный урок

19.09

10

Трагедия и мелодрама в повести «Гранатовый браслет»

ММК-СД

Практикум по анализу

22.09

11

Л. Андреев – на грани реализма и модернизма. «Иуда Искариот» - трансформация вечных тем: предательство как подвиг

ММК-СД

Комбинированный урок

24.09

12

А.А. Блок: жизнь поэта как роман в стихах. Лирика Блока как «трилогия вочеловечения». «Стихи о Прекрасной Даме»: любовь как служение («Вхожу я в темные храмы…»)

ММК-СД

Анализ стихотворения.

Комбинированный урок

26.09

13

От Прекрасной Дамы к Незнакомке: город как страшный мир («Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»)

Анализ стихотворения.

Комбинированный урок

29.09

14

Р/Р   Анализ стихотворения «Незнакомка»

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

1.10

15

Образ Родины: история и современность («На поле Куликовом», «Россия»)

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

3.10

16

Призвание поэта («Балаган», «О, я хочу безумно жить…»

Анализ стихотворения

Практикум по анализу стихотворения

6.10

17

«Двенадцать».  «Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме. Фабула, сюжет и композиция. Культурный контекст: от лозунга и частушки до раннего кинематографа.

Комбинированный урок

8.10

18

«Блоковское» в поэме: от Прекрасной Дамы до Катьки. «Двенадцать» как символистская поэма. Проблема финала: образ Христа и его интерпретации

Комбинированный урок

10.10

19

И.А. Бунин: судьба реалиста в модернистскую эпоху. Лирика: «Листопад», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Одиночество»)

ММК-СД

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

13.10

20

«Уходящая Русь» в прозе Бунина («Антоновские яблоки», «Чистый понедельник»)

Практикум по анализу эпизода

15.10

21

Россия и Запад, природа и цивилизация в прозе Бунина (рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»)

Анализ эпического эпизода

Комбинированный урок

17.10

22

Метафизика любви и смерти в прозе Бунина («Чистый понедельник», «Темные аллеи»)

Домашнее сочинение

Семинар

20.10

23

А.М. Горький. Три судьбы  Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Основные этапы творчества.

Лекция

22.10

24

Романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (повторение и обобщение)

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпизода

24.10

25

Ранняя проза Горького и обращение к драматургии. От комедии рока» (Чехов) к социально-философской драме. Поэтика названия: от «На дне жизни» -  к «На дне»

ММК-СД

Практикум по анализу сцены драматического произведения

27.10

26-27

Система персонажей  и конфликт пьесы. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи.

ММК-СД

Анализ сцены драматического произведения

Комбинированный урок

29.10

31.10

28

Литературность драмы: босяки как философы, афористичность языка. Общественное значение пьесы

Анализ сцены драматического произведения

Практикум по анализу сцены драматического произведения

12.11

29 - 30

Классное сочинение по творчеству А.М. Горького

Классное сочинеие

14.11

17.11

31

Советский век: две русские литературы или одна? (1920 – 1930-е годы). Общая характеристика. Литература и революция, литература и власть.

ММК-СД

Лекция

19.11

32

Стилистические тенденции в прозе 1920-х годов. Неореалистическая антиутопия Е. Замятина «Мы»

Анализ эпического эпизода

Семинар

21.11

33

В.В. Маяковский. Судьба поэта: трагедия горлана-главаря. Маяковский как футурист (эпатаж, борьба со старым искусством) и как новатор (акцентный стих, новая рифма, живописность, метафорические ряды).

ММК-СД

Анализ стихотворения.

Комбинированный урок

24.11

34

Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»)

ММК-РР

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

26.11

35

Маяковский и революция («Левый марш»). Сатира Маяковского («Прозаседавшиеся»)

Практикум по анализу стихотворения

28.11

36

Новый образ лирического героя: «поэт-мастак» («Юбилейное»). Маяковский и Есенин

Комбинированный урок

1.12

37

Противоречивость и художественное единство мира Маяковского («Во весь голос»)

Комбинированный урок

3.12

38

С. А. Есенин. Драматическая судьба Есенина: «Я последний поэт деревни…». Есенин и имажинизм. Есенин и революция

ММК-СД

Анализ стихотворения.

Комбинированный урок

5.12

39

Темы и мотивы лирики Есенина: человек и природа, образ Руси

ММК-РР

Анализ стихотворения.

Урок-концерт

8.12

40

Темы и мотивы лирики Есенина: любовь и смерть.

Анализ стихотворения

Комбинированный урок

10.12

41

Р/Р  Философские мотивы в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…»

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

12.12

42

М.А. Шолохов. Загадка судьбы: Шолохов и «Анти-Шолохов».

«Тихий Дон» как роман-эпопея

ММК-СД

Комбинированный урок

15.12

43

История в «Тихом Доне»: мировая война, революция, Гражданская война.

Анализ эпического эпизода

Комбинированный урок

17.12

44-45

«Война и семья»: семейство Мелеховых и трагедия казачества

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпизода

19.12

22.12

46

Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет под колесом истории

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Комбинированный урок

24.12

47

Поэтика романа: роль пейзажа, язык, фольклорные и литературные традиции. Споры о «Тихом Доне»: злободневное и сущностное

Домашнее сочинение

Практикум по анализу эпического эпизода

26.12

48

О.Э. Мандельштам. Судьба поэта в тоталитарном государстве («Мне на плечи кидается век-волкодав…»). Мандельштам и символизм. Мандельштам и акмеизм. Поэтика Мандельштама

ММК-РР

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

9.01

49

Петербургская тема в творчестве Мандельштама: история и современность.

Урок-концерт

12.01

50

Р/Р  Тема любви в творчестве Мандельштама. Обучение анализу стихотворения («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»)

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

14.01

51

А.А. Ахматова. Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя…». «Я научила женщин говорить…»: лирическая героиня Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи»)

ММК-СД

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

16.01

52

Ахматова в 1920-е годы: общественная позиция и гражданская лирика («Не с теми я , кто бросил землю…», «Мне голос был. Он звал утешно…»)

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

19.01

53

«Реквием» - общественный и гражданский подвиг Ахматовой. Трагедия народа и материнская трагедия. Фольклорные и религиозные мотивы в поэме «Реквием»

Комбинированный урок

21.01

54

Поздние стихи; мотивы творчества, красоты, смерти. Историзм Ахматовой.  («Мне ни к чему одические рати…», «Приморский сонет», «Северные элегии», «Родная земля», «Поэма без героя»)

Анализ стихотворения.

Урок-концерт

23.01

55

М.А. Булгаков. Судьба художника: противостояние эпохе. Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе»

ММК-СД

Комбинированный урок

26.01

56

Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета (роман мастера, московская дьяволиада, роман о мастере)

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Комбинированный урок

28.01

57

Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпизода

30.01

58

Роман мастера; проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и каноническое Евангелие

ММК-СД

Практикум по анализу эпизода

2.02

59

Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое

Комбинированный урок

4.02

60

Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф.

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпизода

6.02

61 -62

Р/Р   Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Классное сочинеие

Урок развития речи

9.02

11.02

63

М.И. Цветаева. Судьба поэта: «С этой безмерностью в мире мер…». Цветаева – поэт вне направлений: индивидуальность пути, оригинальность стиля

ММК-РР

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

13.02

64

Лирическая героиня: исповедальность, одиночество, предельность эмоций, любовь и ненависть

Урок-концерт

16.02

65

Р/Р  Анализ стихотворения М.И. Цветаевой (С3, С4)

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

18.02

66

Б.Л. Пастернак. Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу несчастий бремя…». Два Пастернака: от «понятной сложности» - к  «неслыханной простоте». «Сестра моя – жизнь»: мотивы любви, природы, творчества

ММК-РР

Анализ стихотворения.

Комбинированный урок

20.02

67

Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака: взгляд на русскую историю, образ главного героя

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Лекция

25.02

68

Христианские мотивы в романе, проза и стихи, герой и автор

Семинар

27.02

69 - 70

Контрольная работа

Сочинение в формате требований ЕГЭ

2.03

4.03

71

Цикл «Когда разгуляется»: природа, искусство, будущее. Пастернак в советской культуре

Урок-концерт

6.03

72

А.П. Платонов. Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существования». Три этапа эволюции Платонова: социальная утопия, самокритика утопии, поиски «земного» героя, «сокровенного» человека

ММК-СД

Комбинированный урок

11.03

73

«На заре туманной юности». Сюжет и композиция рассказа, образ центральной героини: судьба на фоне истории

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпизода

13.03

74

Советский век: на разных этажах (1940 – 1980-е). Общая характеристика. Литература и Великая Отечественная война: народная трагедия и единство нации (лирика К. Симонова, С. Гудзенко). послевоенные надежды и катастрофы: судьба Ахматовой и Зощенко

ММК-СД

Лекция

16.03

75

«Оттепель» (шестидесятые годы): восстановление прерванных традиций и появление нового литературного поколения. Ведущая роль поэзии (Е. Евтушенко, Р. Рождественский

Семинар

18.03

76

Восьмидесятые годы: «возвращенная литература», отмена цензуры. Девяностые годы: поиски новых путей. Конец советской литературы

Семинар

20.03

77

А.Т. Твардовский. Судьба поэта: драма веры. Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Твардовского («Василий Теркин»: эпос Твардовского как идеальный образ советской истории, Василий Теркин как народный герой)

ММК-СД

Комбинированный урок

1.04

78

Тема памяти и ответственности перед прошлым («В тот день, когда окончилась война…», «Я знаю, никакой моей вины…»)

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

3.04

79

А.И. Солженицын. Судьба писателя: пророк в своем отечестве. Культурное и литературное открытие писателя: лагерная тема и народный характер

ММК-СД

Комбинированный урок

6.04

80

«Один день Ивана Денисовича». Судьба человека в тоталитарном государстве.

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпизода

8.04

80

Образ Ивана Денисовича и литературная традиция. Сказовая манера и ее функция

10.04

82

От лагерной повести – к литературной эпопее («Архипелаг ГУЛАГ»)

Семинар

13.04

83-84

Р/Р   Сочинение по творчеству А.И. Солженицына

Классное сочинеие

Урок развития речи

15.04

17.04

85

В.М. Шукшин. Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию». Поэтика рассказов: анекдотизм, характеристический диалог, открытый финал.  Шукшин как писатель, актер, режиссер

ММК-СД

Комбинированный урок

20.04

86

Конфликт чудика и крепкого мужика, поиски смысла жизни и веры. Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Сураз», «Крепкий мужик».

ММК-СД

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпизода

22.04

87

Тема города и деревни. История и судьба России

Практикум по анализу эпизода

24.04

88

Н.М. Рубцов. Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы». Рубцов и «тихая» лирика. Элегия как главный жанр творчества

Анализ стихотворения.

Практикум по анализу стихотворения

27.04

89

Темы любви, памяти, смерти в лирике Рубцова

Урок-концерт

29.04

90

Повторение

Комбинированный урок

4.05

91

В.С.Высоцкий. Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос». Высоцкий как голос времени

ММК-РР

Комбинированный урок

6.05

94

Высоцкий и авторская песня

Урок-концерт

15.05

92

Ю.В. Трифонов. Судьба писателя: путешествие в себя. Городские повести Трифонова и их значение в 1970-е – 1980-е годы

ММК-СД

Комбинированный урок

8.05

93

Трифоновский рассказ: философская и историческая проблематика, диалогичность, образ повествователя, деталь и лирический период

Анализ эпического эпизода

Практикум по анализу эпического эпизода

13.05

95

С.Д. Довлатов. Судьба писателя: жизнь, превращенная в литературу. Довлатов как «рассказчик». «Псевдодокументализм» как художественный принцип.

Практикум по анализу эпического эпизода

18.05

96

И.А. Бродский. Судьба поэта: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата. Основные лирические мотивы: пространство и время, изгнание, одиночество, память

ММК-СД

Анализ стихотворения.

Комбинированный урок

20.05

97

А.В. Вампилов. Судьба Вампилова: драма драматурга. «Провинциальные анекдоты». Поэтика вампиловской драмы: сочетание анекдота и притчи, конкретное и общечеловеческое, экспериментальность ситуаций, обновление театральных штампов, мастерство языковых характеристик

ММК-СД

Анализ сцены драматического произведения

Практикум по анализу сцены драматического произведения

22.05

98

Заключение. Русская литература в новом веке: постмодернизм, новый реализм и массовая литература

Комбинированный урок

25.05

99

Резервный урок

100

Резервный урок

101

Резервный урок

102

Резервный урок

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения  курса литературы  в 10 классе ученик должен

знать/понимать :

  • произведение словесного искусства как художественный мир, организованный по законам рода и жанра, специфическим образом отражающий реальность и выражающий индивидуальный авторский замысел;
  • основные понятия и категории, необходимые для понимания этого мира;
  • своеобразие содержания и формы главных, «канонических» текстов русской литературы XIX и XX веков;
  • основные факты жизни и творчества писателей, входящих в программу;
  • ведущие закономерности литературного процесса; специфику художественных методов и направлений.

Уметь:

  • анализировать художественное произведение в разных аспектах (целостный, проблемный, аспектный анализ) и на разных уровнях (анализ художественного мира, лирического произведения, эпического эпизода, драматической сцены);
  • сопоставлять художественные произведения по разным признакам (сравнение героев, сюжетных ситуаций, мотивов, стилистических средств);
  • видеть связь данного произведения с исторической эпохой и в то же время его общечеловеческий смысл;
  • аргументированно сопоставлять авторский замысел, художественный смысл, критические оценки и собственное видение произведения;
  • выразительно читать произведения разных родов и жанров, учитывая их художественную природу и стилистические особенности;
  • писать сочинения разных жанров, рецензии на прочитанные книги, эссе, делать конспекты критических статей.

использовать   приобретенные умения и навыки:

  • в аналитической работе с разными видами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ;
  • устных   речевых жанрах (доклад, дискуссия);
  • письменных   жанрах (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе);
  • восприятии, понимании, оценке произведений, выбранных для индивидуального самостоятельного чтения, формировании читательской, гуманитарной культуры.

Перечень учебно – методического обеспечения

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Литература, учебник   для 11 класса (базовый уровень). В 2 частях. /И.Н.Сухих – М.: Издательский центр «Академия»/
  2. Литература 11 класс (базовый уровень). Практикум.  /С.П.Белокурова, И.Н.Сухих - М.: Издательский центр «Академия»
  3. Словарь литературоведческих терминов /С.П.Белокурова, Санкт-Петербург, «Паритет», 2007/

Дополнительная учебная литература для учащихся:

  1. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
  3. Багге М.Б. и др.  Литература. Учебно-справочные материалы. Москва, СПб, «Просвещение». 2011. 
  4. Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
  5. Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. – М., 1971.
  6. Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos»,  2004.
  7. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006.
  8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.
  9. Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. СПб: Паритет, 2004.

Основная учебная литература для учителя:

  1. Литература 10 – 11 класс. /Авторская программа И.Н.Сухих - М.: Издательский центр «Академия»/
  2. Литература, учебник   для 11 класса (базовый уровень). В 2 частях. /И.Н.Сухих – М.: Издательский центр «Академия»/
  3. Русская литература в 11 классе. Книга для учителя. /С.П.Белокурова, И.Н.Сухих - М.: Издательский центр «Академия»/
  4. Литература 11 класс (базовый уровень). Практикум.  /С.П.Белокурова, И.Н.Сухих - М.: Издательский центр «Академия»/

Дополнительная литература для учителя:

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2002.
  2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. 2-е изд. – СПб., 2000.
  4. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
  5. Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  7. Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы:  – М.:  Просвещение,  2013.
  8. Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009.  № 6.
  9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.:  КАРО, 2004.
  10. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007.
  11. Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы.   2002.   № 2.
  12. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. –  М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  13. Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990.
  14. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.
  15. Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»«, 2004.
  16. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. – М.: Издательский  Центр «Академия», 2009.
  17. Педагогические мастерские по литературе. / Под ред. А.Н.  Сиваковой. – СПб.: Изд. Корифей, 2000.
  18. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.
  19. Сборник: Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  20. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. – М.: Издательство «Покров», 2004.
  21. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005.
  22. Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. СПб: Паритет, 2004.

Средства обучения:

  1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Серия таблиц по литературе
  2. Задания по литературе в формате ЕГЭ

Информационно-комуникативные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по литературе
  2. Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе
  3. Электронная библиотека по литературе
  4. Копилка презентаций

2. Технические средства обучения.

  1. Интерактивная доска

2.   Компьютер мультимедийный

3.   Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...