"Война и мир" Л. Н. Толстого. Часть III
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
В помощь учителю словесности. Иллюстрации. Вопросы. Задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_i_mir_l._n._tolstogo._chast_iii.ppt | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Что бы ни случилось с ним (с Николаем), со мной, я никогда не перестану любить его – во всю свою жизнь».
-Почему Соне не улыбнулось счастье семейной жизни, а она осталась, по словам Наташи, «пустоцветом»? -Почему часто ошибавшаяся Наташа, а не преданная, чистая Соня стала любимой героиней Толстого? -Почему она, «облагодетельствованная» Ростовыми, не смогла стать женой Николая? -Почему любивший её Николай избрал Марью, а не Соню? «Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка , прижилась не к людям, а к дому…». Толстой не раз сравнивает Соню с кошечкой. -Дайте толкование этому сравнению?
«Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne». -Что нового появилось на стене дома в Лысых горах? Родословное древо - О чем вам говорит эта деталь? - Чем занимается сейчас этот старик, сподвижник Суворова, друг Кутузова? -Как он относится к современным министрам?
-Как воспитана дочь Болконского? -Как относятся друг к другу отец и дочь? (Вспомните их переживания в разные моменты жизни: во время уроков математики, во время сватовства Курагина…) -Кажется, что Николай Андреевич умышленно унижает свою некрасивую дочь. Зачем? -Вспомните тайные мысли княжны об умиравшем отце. «Не лучше ли бы было конец, совсем конец!» …Она следила, часто желая найти признаки приближения к концу». Вы способны понять и простить её?
-Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!.. -Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка. - Какие качества переданы отцом сыну? И ценит ли сын такое воспитание? (Найдите в тексте подтверждение ваших предположений)
Княжна Марья выстроила свой душевный замок, строгий и чистый. Её религия – не пустые речи Анны Павловны о боге. Бог княжны Марьи – это справедливость, её вера – это прежде всего требовательность к себе; всем другим она прощает слабости, а себе – никогда. -Вспомните, что испытала и как повела себя девушка в момент сватовства к ней Курагина?
«Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
- Почему же князь Андрей так сухо обращается к своей жене? Перечитайте т.1 ч.1 гл. VI . Вы многое поймете, вслушавшись в то, о чем говорит Лиза. Вы поняли, что она легкомысленна, глупа и труслива? Вспомните, что Толстой замечает у неё то «беличье выражение», то такое, «какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом». -Как автор относится к маленькой княгине?
-Как случилось, что умный взрослый человек женился на ней? -Что привлекало его раньше и почему теперь каждый шаг жены раздражает его? -Что же ему теперь делать, раз она стала его женой и ждет его ребенка? -Разве это благородно – ежеминутно унижать её учтивой холодностью, нескрываемым раздражением? -А он никогда не почувствует свою вину перед ней?
«В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перетяжкой убитых и раненных лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском». «Мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». - А что испытал князь Андрей, побывав в этом пекле? «Почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться!»
«Князь Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собою не перестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты». - Вглядитесь в картину А.Николаева, иллюстрирующую подвиг Болконского. Перечитайте этот эпизод в романе. -Какая деталь картины не соответствует тексту? -Как вы думаете – почему?
«Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче?»- было первою его мыслью. - Что испытал и понял князь Андрей под небом Аустерлица? Какие прежние ценности отвергнуты им? Стремления к славе и любви людской суетны и ничтожны. Что-то другое должен человек искать в жизни, но что? Может быть, исполнить долг перед семьей?.. -Как расплатится князь Болконский за прежнее пренебрежение семейными радостями? (Вспомните сцену его возвращения домой).
В каком состоянии находился в этот момент Пьер? Князь Андрей сказал другу о том, что теперь в жизни для него важно. Вспомните его желания в этот жизненный промежуток. «Я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя». Что заметил Пьер в интонации и взгляде друга?
- Почему среди всех деревьев именно дуб (и именно сейчас!) привлекает внимание Болконского, дает толчок внутренним монологам князя? Встречи с дубом становятся вехами в духовном развитии героя. Начинается новый этап. - Что дало такой сильный импульс: - весеннее преобразование природы –и приток свежих сил? -Наташа вошла в его жизнь и перевернула её? -или сам князь уже готов воскреснуть душой?
«Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с её удивлением, радостью, и даже ошибками во французском языке…» -Задумайтесь: что сейчас роднит этих неожиданно нашедших друг друга влюбленных? Они одинаково чувствуют, что такого с ними «еще никогда не бывало», что они ответственны друг перед другом… -Но полюбить – одно, а смогут ли они понять друг друга? И смогут ли выдержать испытания, выпавшие им? Кто из них виноват более в разрыве? (Не торопитесь с ответом!)
- Почему князь Андрей не позволяет себе упасть перед вертящимся снарядом? «Он знал, что на него смотрят…». Задумайтесь над смыслом авторского наблюдения за героем . - «Стыдно, господин офицер!-сказал он адъютантую- Какой…-он не договорил». -Договорите оборванную взрывом фразу Болконского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эпизода «Отъезд Андрея на войну» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава XXVIII).
Урок решает задачи формирования ключевых компетенций литературного образования:- умения анализировать эпизод литературного произведения,- формирования нравственных семейных ценностей,- умения видеть с...
проект МИР ПРОФЕССИЙ В РАССКАЗАХ Л.Н. ТОЛСТОГО часть 1
Задумываться о судьбе, своём предназначении нужно с детства, поэтому знакомство с профессиями всегда важно и интересно. С помощью произведений великого писателя, философа дети приобщались к миру занят...
проект МИР ПРОФЕССИЙ В РАССКАЗАХ Л.Н. ТОЛСТОГО часть 2
часть 2 проекта МИР ПРОФЕССИЙ В РАССКАЗАХ Л.Н. ТОЛСТОГО...
Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.
Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях ро...
"Война и мир" Л. Н. Толстого. Часть II
В помощь учителю словесности. Иллюстрации. Вопросы. Задания....
"Война и мир" Л. Н. Толстого. Часть IV
В помощь учителю словесности. Иллюстрации. Вопросы. Задания....
"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)
Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...