урок литературы в 7 классе "Люблю всё живое"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Данный урок направлен на обучение сопоставительному анализу стихотворений разных поэтов, связанных одной темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Люблю все живое»

    (Сопоставительный анализ  Стихотворений А.Яшина «Орел» Н.А.Заболоцкого «Журавли» С.Сейфуллина «Разлученные лебеди» )

Цель: Учить понимать язык поэзии,  дать азы эстетического воспитания слова;

учить проводить сопоставительный анализ лучших произведений двух литератур, находить точки соприкосновения;

развивать чувство национальной гордости;

готовить к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей.

Наглядность:

  1. Репродукция картины А.А. Рылова «В голубом просторе»
  2. Грамзапись песни  на слова Мартынова  «Лебединая верность»; Р.Гамзатова «Журавли»

Ход урока:

  1. Поэтическое вступление (читают подготовленные ученики)
  1. Н.Заболоцкий «Завещание» (отрывок)

   Я не умру, мой друг.

                                Дыханием цветов

   Себя я в этом мире обнаружу

   Многовековый дуб мою живую душу

   Корнями обовьет, печален и суров.

   В его больших листах я дам приют уму,

   Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,

   Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли

   И ты причастен был к сознанью моему.

  1. А. Яшин «Люблю все живое»

   Когда –то и я убить не мог,

   Что б ни летело над головой.

   Садился за вёсла – ружьё у ног,

   Шёл в чащу – заранее взводил курок,

   На жатву брал дробовик с собой.

   Стрелял я и коршуна, и воробья,

   Не разбираясь – друзья? Враги?

   А ныне

   На ток хожу без ружья,

   Катаюсь на озере без остроги.

   Доверие птиц умею ценить.

   Бывает легко на душе, когда

   Случайно удается жизнь сохранить

   Птенцу, упавшему из гнезда.

   Себя самого узнать не могу,

   Осинки в лесу зазря не срублю,

   В корнях родничок, что клад, берегу,

   На муравейник не наступлю, -

   Люблю все живое,

   Живых люблю.

  1. С. Сейфуллин «Раненая сайга»

Подбита  безжалостной пулей врага,

Понуро  свои  опустивши  рога,

К убежищу робко пытаясь  пробраться,

Шатаясь, брела  по пустыне сайга.

Уже невозможно ей боль превозмочь,

Под  солнцем  палящим идти ей невмочь,

И нет ей  пристанища в голой пустыне,

И нет  никого, кто бы смог ей помочь.

Так кто же  в пустыне  следил за тобой,

Когда за сухой  ты нагнулась травой?

Холодный убийца, бездушный охотник

Всадил в тебя пулю  жестокой рукой.

-Что общего в стихах  этих  поэтов?

    (Любовь к природе, ко всему живому).

II.Мотивационный этап.

Чтение записанных на доске эпиграфов:

Душа у меня живая ,

Я-человек.                          А.Яшин.

Ты, бесспорно,

Вершина природы,

Мой брат,

Человек.

Только   где   и когда  

 ты видал

 без  подножья

 вершину?                        Р. Рождественский.

Не  навреди, человек,

Ни  берёзе, ни морю,

Влажной  тропинке и птице,

Летящей  во  тьму.                                    Р. Рождественский.

-Какой образ  объединяет эти  строки ? (Человек - владыка мира )

-О чем  предупреждает в своем «Монологе  Царя зверей»

  Р.Рождественский?

Человек – вершина природы.

Её подножие? – животные, птицы, рыбы, деревья, цветы.

Человек – часть природы, он  оказывает на неё  влияние.

Неужели же  выхода нету

Уберечь от несчастий  планету,

Шум дубрав и течение  рек?

Мир отравлен и злобой, и газом.

Где же он, твой божественный разум,

Человек, человек, человек?

                                                   Н.Старшинов.

III.Человек и природа – «вечная» тема.

Рассмотрим, как  эта тема  отражена  в стихотворениях  двух литератур .

  1. Прослушиваем  стихи

А.Яшина, Н.Заболоцкого, С.Сейфуллина.

  • О ком эти стихи?

(о  птицах)

Журавлях, лебедях, орле.

  • Какие ассоциации возникают у вас  при  знакомстве  с названиями?

Лебедь -  гордая птица  воплощение красоты и совершенства.

Журавли -  перелётные  птицы,

                    любящие   свою родину,

                    летят  клином

                    Болотная птица  с  

                    Длинными ногами  и длинной шеей.

                   Высота полёта, любовь к родине.

Орел -  хищная, гордая    птица.

            Орлами называют  людей  независимых,

              гордых, отважных, бесстрашных .

2.Работа  в группах (3 группы)

   Задача:

  1. Предвещало  ли что – нибудь  опасность?

(найти подтверждение   в тексте)

  1. Составить таблицу -  выписать  слова,  характеризующие  птиц и человека  через  действия (глаголы, деепричастия), эпитеты (прилагательные), сравнения.

         А.Яшин   «Орел»

1.Беды  ничего  не предвещает:

«Из – за утёса, как из-за  угла»

2.

Орел                                          

стрелок

Спокойно покинул камень, не оглянувшись на стрелка

Сердце орлиное заныло

Упал средь далёких скал, чтоб враг не торжествовал

-

Как из-за угла (подло)

Почти в упор (жестоко)

Гордость, мужество.

Подлость и жестокость.

 Н.Заболоцкий «Журавли»

1.Длинным треугольником летели, (небо принадлежит журавлям, они испытывают чувство радости и свободы)

 2Через весь широкий небосвод (ничто не предвещает тревоги)

2.

Журавли

Человек

Серебряные крылья (свобода, полет)

Частица дивного величья (частица мирозданья -всего  мира, космоса)  рванулись в вышину

 Гордый дух  

Высокое  стремленье

Чёрное

       (опасность)

зияющее

     (неожиданность)

дуло

    (смерть)

Часть природы, красота и  величье, гордость.

Опасность и смерть.

   С.Сейфуллин     «Разлученные лебеди»

1. « Безмолвьем дышат берега,  

      Здесь нет огней и нет людей»,

      Ничего не предвещает опасности.

  2.

                         Лебеди                                  

                      Человек

Они величье красоты Белый лебедь. «Их отражения мелькнут.

Вода становится светла»

«Они ведь ищут без конца,

Как выразить любовь свою».

«Лебедю неведом страх»

«Жестоким горем потрясен»

«…браконьер невозмутимый»

«…глухой к чужой беде»

«…коварного врага»

«убийца счастья и любви»

Способность любить, красота, величие.

 Коварство, глухота к чужой беде, смерть.

.

  1. Подведение итогов.
  1. Прослушиваем анализ статей, выполненный каждой группой.

  • Что объединят эти стихотворения?

(общая тема – взаимоотношения человека с природой)

   Пока не появляется  человек, в природе всей гармонично, каждая травинка и цветок живет своей жизнью. Во всех трех стихотворениях человек несет подлость, коварство, жестокость и смерть!   

   Усиливает трагедию то, что человек – разумное существо, а орел, журавль, лебедь – птицы.

   Идея всех трех стихотворений: человек, наделённый разумом, должен защищать природу – источник силы и вдохновения.

     Деревья,

                         трава,

                                       цветы

                                                        и птицы.

   Не умеют сами защищаться.

   Если погибнут они,

   На планете

   Мы останемся одни!

                                                     В. Берестов.

   Кромсая лед, меняем рек теченье,

   Твердим о том, что дел невпроворот,

   Но мы ещё придем просить прощенья.

   У этих рек, барханов и болот,

   У самого гигантского восхода,

   У самого мельчайшего малька.

   Пока об этом думать неохота,

   Сейчас нам не до этого … пока.

   Аэродромы, пирсы и перроны,

   Леса без птиц и земли без воды.

   Всё меньше окружающей природы,

   Всё больше окружающей среды.

       III.   Лебединая верность.

  1. В стихотворении С.Сейфуллина затронута еще одна тема – тема любви и верности. В этом лебеди тоже превзошли человека.

   Поэт воспевает красоту и возвышенность преданной любви:

      Пускай разлука коротка,

      Всегда желанна радость встреч …

      Крыло, как будто бы рука,

      Касается любимых плеч.

 Работали по вариантам:

 1 вариант – выделить слова и словосочетания, характеризующие отношения лебедя и его подруги.

 2 вариант – определить чувство, овладевшее лебедем  после гибели любимой

Выписываем ключевые слова.  

  • На каком художественном приёме построено произведение?

                      (антитеза)

  1. Многие поэты и художника обращались к теме лебединой верности

  Звучит песня Мартынова «Лебединая верность»

     Упала птица в камыши

     Лишили лебедя полета

     Над ним Лебедушка кружит

     Кричит тревожно другу:

      «Что ты?

     Взлетай скорей – идет зима.

     Дорога в теплый край открыта»

     Он ей в ответ:

     «Лети сама, Я не могу, крыло подбито»

     В ответе том печаль и боль

     Лебёдушка к нему спустилась

     В суровый час они вдвоем

     Два сердца как одно забилось.

    Пришли осенние дожди

    И унесли дыханье юга.

    Морозы землю обожгли

    Потом камыш сломала вьюга.

    Но крылья к крыльям прислоня,

    Встречали лебеди метели.

    Как я хочу, чтоб ты и я

    Друг друга так любить сумели.

Любовь красивых птиц вдохновляет поэтов!

IV. На следующем уроке можно продолжить тему красоты и величья птиц и прослушать песню на стихи Гамзатова «Журавли»

   Можно обратить внимание учеников (обучающихся по новой программе) на корни происхождения любви и почитания к птицам в древних верованиях, вспомнив такие понятия.

   Антропоморфизм – очеловечивание

   Тотемизм – вера в покровителя рода и способность человека превращаться в животное.

   Можно ограничиться  лишь сопоставительным  анализом стихотворений по теме: «Взаимоотношение человека и природы»

   Можно провести внеклассное мероприятие и закончить отрывком стихотворения М. Дудина

«Заклинание с полюса»

   Берегите Землю!

   Берегите

   Жаворонка в голубом зените,

   Бабочку на стебле повилики,

   На тропинке солнечные блики,

   На камнях играющего краба,

   Над пустыней тень от баобаба,

    Ястреба, парящего над полем,

   Ясный месяц над речным покоем,

   Ласточку, мелькающую в жите.

    Берегите Землю!

Можно провести интегрированный урок литературы, ИЗО, музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ "НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ..." (урок литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика Лермонтова")

I.                    МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАПВступительное слово учителя о роли в жизни  каждого поэта да...

урок литературы в 7 классе "Люблю всё живое"

Данный урок направлен на обуучение сопоставительному анализу стихотворений разных поэтов, связанных одной темой....

урок литературы в 7 классе "Люблю всё живое"

Данный урок направлен на обучение сопоставительному анализу стихотворений разных поэтов, связанных одной темой....

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

"Люблю отчизну я" Урок литературы в 9 классе

Уроки  развития  речи  занимают  одно  из  самых  важных  мест  в  системе   преподавания.  Я  предлагаю  вашему  вниман...