"Люблю отчизну я" Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Бахтин Сергей Федорович

Уроки  развития  речи  занимают  одно  из  самых  важных  мест  в  системе   преподавания.  Я  предлагаю  вашему  вниманию  урок  русского  языка  и  литературы  с  использованием   нестандартных  приёмов  развития  устной  и  письменной  речи  (создание  личностного текста и написание синквейна), которые  носят  воспитывающий  характер. Н них дети учатся лучше понимать самих себя, стремятся понять  окружающий  мир,  природу.

В работе прослеживается связь предмета литературы с живописью, делается упор  на  развитие  культуры  и  выразительности  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературы в 9 классе512 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Аннотация  урока.

Уроки  развития  речи  занимают  одно  из  самых  важных  мест  в  системе   преподавания.  Я  предлагаю  вашему  вниманию  урок  русского  языка  и  литературы  с  использованием   нестандартных  приёмов  развития  устной  и  письменной  речи  (создание  личностного текста и написание синквейна), которые  носят  воспитывающий  характер. Н них дети учатся лучше понимать самих себя, стремятся понять  окружающий  мир,  природу.

В работе прослеживается связь предмета литературы с живописью, делается упор  на  развитие  культуры  и  выразительности  речи.

Урок  развития  речи.

« Люблю  отчизну  я …»

                                                                                ( М.Ю.Лермонтов)

Цели:  - научить  мыслить  нестандартно, образно;

             - побудить  учащихся  к  размышлению  о  том, что  такое  Родина;

             - научить  видеть  прекрасное  в  живописи,  музыке, окружающем  мире;

             - научить  составлять синквейны,  подготовить  к  сочинению  на  тему: « Мой  

               любимый  уголок  природы ».

                                    Любовь  к  большому  складывается

        из  любви  к  малому.

Ход  урока.

I.Оргмомент.

  - приветствие;

   - название  темы  урока;

   - перечислить  цели;

   - ознакомить  с  работой (на  уроке  работают: пресс-центр; музыкальная      

     гостиная;  экскурсоводы).

II. Слово  учителя.

  - В  названии  темы  сегодняшнего  урока  встречается  слово  « Отчизна ».

  - Что  оно  обозначает?  Проверим  свои  знания  по  толковому  словарю  Ожегова.

   Отчизна, отечество – страна, где  родился  данный  человек  и  к  гражданам  которой  он  принадлежит. (Ученик  читает  в  словаре.)

  - Какой  корень  в  этих  словах?  Эти  слова  старинные, принадлежат  к  высокому  стилю.  Если  обратиться  к  этимологии  этих  слов, то  можно  понять,  что  корень  слова – это  отец (чередование  ч//ц).

 - Подберите  ещё  синонимы  к  этим  словам (Родина, родная  земля, Россия).

 - Строка  для  названия  темы  взята  из  стихотворения  « Родина »  М.Ю Лермонтова, творчество  которого  мы  изучали  на  уроках  литературы.

 - Заслушаем  небольшой  отрывок  из  стихотворения  и  подумаем: Что же   любит Лермонтов в своём Отечестве? ( Степи, леса, реки, т.е.  природу).

 ( Ученик читает отрывок)

 Вывод: Значит, Родина – это природа.

III. Обратимся  к  стенду.

  « Во  все  времена  года  прекрасна  Земля ».

 - Перед вами художественные  фотографии. В каком порядке они располагаются? ( По временам года).

 - Один  и  тот  же  уголок  нашей  Родины может  выглядеть  по-разному в разные времена года.

 - Итак, рассматривая фотографии, к какому выводу  можно прийти?

Ученик отвечает:

 - Природа нашей страны необычайна, прекрасна, но каждое время года прекрасно по-своему.

IV. Музыкальная гостиная.

  В этом разобраться нам поможет музыка П. И. Чайковского.

( Коротко о Чайковском рассказывает докладчик.)

 - Он очень любил и ценил русскую природу и свою любовь сумел передать в пьесах под общим названием « Времена  года ».

 Девочка: Послушайте музыку композитора и отгадайте, к какому времени года относится эта музыка?

  1. Звучит  « Тройка ». – Какая основная тема звучит в отрывке?

 Зима – ( русская зима это в настоящее время устойчивое сочетание ).

 -  Что вы увидели,  услышали? ( Ясное  утро, зимняя тройка бежит ).

 -  Что мы чувствуем? Какое настроение? ( Бодрость, крепость и сила духа, праздничность, весёлое настроение).

2. Звучит  « Песня жаворонка ».

 - Какая тема звучит здесь?

 Весна – пробуждение, всё тянется к солнцу, солнце, радость, тепло…

  1. Звучит « Баркарола ». ( Песня на воде).

 Лето – расцвет, жизнь, летание бабочки, всё цветёт и благоухает, кругом красота.

  1. Звучит « Осенняя песня ».

  Осень – увядание, грусть, дождь, лужи, а вот листочек  сорвался и полетел…

Значит, Родина – это красота.

V. Картинная  галерея.

К временам года обращались и многие известные художники – живописцы. Мы с ребятами – экскурсоводами  приглашаем  вас посетить маленькую картинную  галерею.

Зима:     И. Шишкин  « На севере диком ».

Весна:   А. Саврасов « Грачи прилетели ».

Лето:     И. Шишкин « Рожь ».

Осень:   И. Левитан « Золотая осень ».

  Каждая картина отражает настроение художника, характер, а значит раскрывает  

  душу.

Значит, Родина – душа.

VI. Беседа.

  Итак, множество талантливых людей: и поэты, и художники, и композиторы, обращались к теме Родины.

  Родина богата талантливыми людьми.

  Талантливые люди с любовью, нежностью, бережно нам о ней рассказывали, но каждый, выражая любовь к своей стране, описывал лишь уголок, то заветное место, где он жил. Так значит, существуют понятия Большая Родина и малая.

 - С чего начинается родина для вас? Что вы считаете своей малой родиной?        ( Составление кластера).

  - Чем она запомнится вам?

               - играми во дворе

               - замечательной природой

               - верными школьными друзьями

               - добротой учителя

               - хорошим урожаем

               - улыбкой и заботой матери

               - скамейкой возле бабушкиного дома

               - удачным рыболовным  местом на берегу реки (заветное местечко).

Работает  пресс-центр ( на  доске  появляются  ключевые  слова ):        

тропинка, ведущая  дома  к  школе                                         мама и  папа

    река                                                                                                    соседи

улица                                                                                                    друзья

поле                                                                                                      первый  учитель

лес                                                                                                         забота

берёзка  под  окном                                                                           детство

колыбельная  песня  мамы                                                            школа                                                                                                                

 Ведь Родину можно любить тогда, когда любишь конкретное место, свой заветный уголок, и любовь к большому  складывается из любви к малому.          ( Обращение к эпиграфу).

  - А чтобы она была прекрасной, такой же, как на картинах, чтобы можно было    

бы любоваться и гордиться, как нам нужно относиться к родным местам? Что  значит беречь малую родину? Что вы можете делать для этого?

VII. Работа с пословицами.  

    - Родине посвящено много пословиц:           

Родина – мать, умей за неё постоять.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

На  родимой стороне и камушек отрастает.

Родина – вторая мать, подаёт клад.

VIII. Синквейны.

Синквейны – жанр японской поэзии, красивое, музыкальное, образное и мудрое пятистишие.

                                                              На доске.  

Отчизна – Отечество – Родина – природа – красота – душа – талантливые люди.

Итак, наши  синквейны посвящены нашей малой родине – Поречью. За что мы любим нашу Порецкую сторонку.

  1. Родина                                                          1. Родина
  2. Ласковая, нежная                                         2. Нежная, ласковая
  3. Заботится, бережёт, помогает                     3. Нужно  охранять, оберегать, заботиться
  4. Родина одна у всех                                       4. Дух  свободы, жизни  вселяет
  5. Мама                                                              5. Природа

1.Родина

    2. Вечная, славная

    3. Радует, вдохновляет, тревожит

    4. Соком своим питает

    5. Душа

  IX. Д/З.

   1. Написать сочинение на тему: « Мой любимый уголок природы ». (Это может

       быть двор, деревня, парк), или « Я берегу мою малую родину ».

   2. Подумайте, какое время года вы будете описывать, используйте материалы

       урока.

   3. Желательно сочинение закончить синквейном.

                                                   Моя малая родина.

  У каждого человека есть малая родина, которую он любит и ценит, которая   дорога и близка его сердцу. Этот край всегда живёт в душе человека и притягивает, манит к себе, где бы он ни жил.

  Мой родной край – село Порецкое. За что я его люблю? Прежде всего за то, что это моя родина, место, где я родился, живу, учусь, расту. Здесь прошло моё детство, оставив после себя красочные воспоминания, связанные с Поречьем. И  они навсегда останутся в моей памяти. Здесь находится моя родная школа, которую я очень люблю.

  Я люблю Поречье за то, что здесь живут мои родители, родственники, друзья, знакомые. Все они составляют частичку моей малой родины.

  Нельзя не сказать о чудесной красоте  присурского села. Это поистине живописное место. Восхищают его бескрайние присурские леса, тающие в голубой дымке, широкие поля, многочисленные голубые озёра и глубокие реки. Но самой большой гордостью и красавицей является река Сура, которая причудливо и неторопливо, будто ярко – синяя лента, струится до самого горизонта. Я очень люблю природу Поречья и горжусь ею.

  Порецкая земля   поистине богата. Она богата талантливыми, знаменитыми и просто хорошими и добрыми людьми, которые душой болеют за доброе имя Порецкого. Мы гордимся писателями, поэтами, музыкантами и учёными, которые родились в Порецкой глубинке.

  Безгранична моя любовь к родному краю. И даже если судьба занесёт меня далеко от родины, меня будет тянуть в Поречье, будет притягивать Сура, присурские леса, живописная здешняя природа и сам местный народ.

                                                  Родина.

                                           Ласковая, нежная

                                           Заботится, бережёт,

                                           помогает, лелеет

                                           Родина одна у всех - Мама.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люблю Отчизну я..."

Урок развития речи...

Литературная гостиная «Люблю Отчизну я…»

Мероприятие проводилось к 195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....

Люблю отчизну я

Урок по поэзии М.Ю.Лермонтова.Из интернета...

Сценарий праздника ко Дню народного единства для старшеклассников «Славься Русь — Отчизна моя!» 7-8 классы

4 Ноября, вся Россия  отмечает  День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, котор...

"Люблю Отчизну я" классный час

Материал для проведения тематического классного часа в средней школе....

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Люблю Отчизну Я!»

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...