"Люблю отчизну я" Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания. Я предлагаю вашему вниманию урок русского языка и литературы с использованием нестандартных приёмов развития устной и письменной речи (создание личностного текста и написание синквейна), которые носят воспитывающий характер. Н них дети учатся лучше понимать самих себя, стремятся понять окружающий мир, природу.
В работе прослеживается связь предмета литературы с живописью, делается упор на развитие культуры и выразительности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 9 классе | 512 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация урока.
Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания. Я предлагаю вашему вниманию урок русского языка и литературы с использованием нестандартных приёмов развития устной и письменной речи (создание личностного текста и написание синквейна), которые носят воспитывающий характер. Н них дети учатся лучше понимать самих себя, стремятся понять окружающий мир, природу.
В работе прослеживается связь предмета литературы с живописью, делается упор на развитие культуры и выразительности речи.
Урок развития речи.
« Люблю отчизну я …»
( М.Ю.Лермонтов)
Цели: - научить мыслить нестандартно, образно;
- побудить учащихся к размышлению о том, что такое Родина;
- научить видеть прекрасное в живописи, музыке, окружающем мире;
- научить составлять синквейны, подготовить к сочинению на тему: « Мой
любимый уголок природы ».
Любовь к большому складывается
из любви к малому.
Ход урока.
I.Оргмомент.
- приветствие;
- название темы урока;
- перечислить цели;
- ознакомить с работой (на уроке работают: пресс-центр; музыкальная
гостиная; экскурсоводы).
II. Слово учителя.
- В названии темы сегодняшнего урока встречается слово « Отчизна ».
- Что оно обозначает? Проверим свои знания по толковому словарю Ожегова.
Отчизна, отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. (Ученик читает в словаре.)
- Какой корень в этих словах? Эти слова старинные, принадлежат к высокому стилю. Если обратиться к этимологии этих слов, то можно понять, что корень слова – это отец (чередование ч//ц).
- Подберите ещё синонимы к этим словам (Родина, родная земля, Россия).
- Строка для названия темы взята из стихотворения « Родина » М.Ю Лермонтова, творчество которого мы изучали на уроках литературы.
- Заслушаем небольшой отрывок из стихотворения и подумаем: Что же любит Лермонтов в своём Отечестве? ( Степи, леса, реки, т.е. природу).
( Ученик читает отрывок)
Вывод: Значит, Родина – это природа.
III. Обратимся к стенду.
« Во все времена года прекрасна Земля ».
- Перед вами художественные фотографии. В каком порядке они располагаются? ( По временам года).
- Один и тот же уголок нашей Родины может выглядеть по-разному в разные времена года.
- Итак, рассматривая фотографии, к какому выводу можно прийти?
Ученик отвечает:
- Природа нашей страны необычайна, прекрасна, но каждое время года прекрасно по-своему.
IV. Музыкальная гостиная.
В этом разобраться нам поможет музыка П. И. Чайковского.
( Коротко о Чайковском рассказывает докладчик.)
- Он очень любил и ценил русскую природу и свою любовь сумел передать в пьесах под общим названием « Времена года ».
Девочка: Послушайте музыку композитора и отгадайте, к какому времени года относится эта музыка?
- Звучит « Тройка ». – Какая основная тема звучит в отрывке?
Зима – ( русская зима это в настоящее время устойчивое сочетание ).
- Что вы увидели, услышали? ( Ясное утро, зимняя тройка бежит ).
- Что мы чувствуем? Какое настроение? ( Бодрость, крепость и сила духа, праздничность, весёлое настроение).
2. Звучит « Песня жаворонка ».
- Какая тема звучит здесь?
Весна – пробуждение, всё тянется к солнцу, солнце, радость, тепло…
- Звучит « Баркарола ». ( Песня на воде).
Лето – расцвет, жизнь, летание бабочки, всё цветёт и благоухает, кругом красота.
- Звучит « Осенняя песня ».
Осень – увядание, грусть, дождь, лужи, а вот листочек сорвался и полетел…
Значит, Родина – это красота.
V. Картинная галерея.
К временам года обращались и многие известные художники – живописцы. Мы с ребятами – экскурсоводами приглашаем вас посетить маленькую картинную галерею.
Зима: И. Шишкин « На севере диком ».
Весна: А. Саврасов « Грачи прилетели ».
Лето: И. Шишкин « Рожь ».
Осень: И. Левитан « Золотая осень ».
Каждая картина отражает настроение художника, характер, а значит раскрывает
душу.
Значит, Родина – душа.
VI. Беседа.
Итак, множество талантливых людей: и поэты, и художники, и композиторы, обращались к теме Родины.
Родина богата талантливыми людьми.
Талантливые люди с любовью, нежностью, бережно нам о ней рассказывали, но каждый, выражая любовь к своей стране, описывал лишь уголок, то заветное место, где он жил. Так значит, существуют понятия Большая Родина и малая.
- С чего начинается родина для вас? Что вы считаете своей малой родиной? ( Составление кластера).
- Чем она запомнится вам?
- играми во дворе
- замечательной природой
- верными школьными друзьями
- добротой учителя
- хорошим урожаем
- улыбкой и заботой матери
- скамейкой возле бабушкиного дома
- удачным рыболовным местом на берегу реки (заветное местечко).
Работает пресс-центр ( на доске появляются ключевые слова ):
тропинка, ведущая дома к школе мама и папа
река соседи
улица друзья
поле первый учитель
лес забота
берёзка под окном детство
колыбельная песня мамы школа
Ведь Родину можно любить тогда, когда любишь конкретное место, свой заветный уголок, и любовь к большому складывается из любви к малому. ( Обращение к эпиграфу).
- А чтобы она была прекрасной, такой же, как на картинах, чтобы можно было
бы любоваться и гордиться, как нам нужно относиться к родным местам? Что значит беречь малую родину? Что вы можете делать для этого?
VII. Работа с пословицами.
- Родине посвящено много пословиц:
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
На родимой стороне и камушек отрастает.
Родина – вторая мать, подаёт клад.
VIII. Синквейны.
Синквейны – жанр японской поэзии, красивое, музыкальное, образное и мудрое пятистишие.
На доске.
Отчизна – Отечество – Родина – природа – красота – душа – талантливые люди.
Итак, наши синквейны посвящены нашей малой родине – Поречью. За что мы любим нашу Порецкую сторонку.
- Родина 1. Родина
- Ласковая, нежная 2. Нежная, ласковая
- Заботится, бережёт, помогает 3. Нужно охранять, оберегать, заботиться
- Родина одна у всех 4. Дух свободы, жизни вселяет
- Мама 5. Природа
1.Родина
2. Вечная, славная
3. Радует, вдохновляет, тревожит
4. Соком своим питает
5. Душа
IX. Д/З.
1. Написать сочинение на тему: « Мой любимый уголок природы ». (Это может
быть двор, деревня, парк), или « Я берегу мою малую родину ».
2. Подумайте, какое время года вы будете описывать, используйте материалы
урока.
3. Желательно сочинение закончить синквейном.
Моя малая родина.
У каждого человека есть малая родина, которую он любит и ценит, которая дорога и близка его сердцу. Этот край всегда живёт в душе человека и притягивает, манит к себе, где бы он ни жил.
Мой родной край – село Порецкое. За что я его люблю? Прежде всего за то, что это моя родина, место, где я родился, живу, учусь, расту. Здесь прошло моё детство, оставив после себя красочные воспоминания, связанные с Поречьем. И они навсегда останутся в моей памяти. Здесь находится моя родная школа, которую я очень люблю.
Я люблю Поречье за то, что здесь живут мои родители, родственники, друзья, знакомые. Все они составляют частичку моей малой родины.
Нельзя не сказать о чудесной красоте присурского села. Это поистине живописное место. Восхищают его бескрайние присурские леса, тающие в голубой дымке, широкие поля, многочисленные голубые озёра и глубокие реки. Но самой большой гордостью и красавицей является река Сура, которая причудливо и неторопливо, будто ярко – синяя лента, струится до самого горизонта. Я очень люблю природу Поречья и горжусь ею.
Порецкая земля поистине богата. Она богата талантливыми, знаменитыми и просто хорошими и добрыми людьми, которые душой болеют за доброе имя Порецкого. Мы гордимся писателями, поэтами, музыкантами и учёными, которые родились в Порецкой глубинке.
Безгранична моя любовь к родному краю. И даже если судьба занесёт меня далеко от родины, меня будет тянуть в Поречье, будет притягивать Сура, присурские леса, живописная здешняя природа и сам местный народ.
Родина.
Ласковая, нежная
Заботится, бережёт,
помогает, лелеет
Родина одна у всех - Мама.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Люблю Отчизну я..."
Урок развития речи...
Литературная гостиная «Люблю Отчизну я…»
Мероприятие проводилось к 195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....
Люблю отчизну я
Урок по поэзии М.Ю.Лермонтова.Из интернета...
Сценарий праздника ко Дню народного единства для старшеклассников «Славься Русь — Отчизна моя!» 7-8 классы
4 Ноября, вся Россия отмечает День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, котор...
"Люблю Отчизну я" классный час
Материал для проведения тематического классного часа в средней школе....
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Люблю Отчизну Я!»
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...