Главные вкладки
Рожковец Лариса Владимировна
сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: дебаты как один из методов проблемного обучения
Увлечения: фото- и видеосъемка
Регион: Томская область
Населенный пункт: с. Бакчар, Бакчарского района
Место работы: МБОУ "Бакчарская средняя общеобразовательная школа"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rozhkovets-larisa-vladimirovna"Чем ругать темноту, лучше зажечь хотя бы одну свечу"
Федеральный государственный образовательный стандарт образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Поэтому современной школе приходится искать новые методики и технологии преподавания в школе.
Чтобы быть успешным в профессиональной жизни и в науке, современному человеку мало иметь знания и умения, постоянно обновлять их, ему необходимо также уметь представлять свою точку зрения, доказывать её, убеждать в своей правоте. В реальной же жизни мы сталкиваемся с тем, что наши молодые люди далеко не всегда умеют выстраивать диалог с партнёрами, не могут преподнести свою, иногда очень интересную идею, вызвать к ней интерес. В результате проигрывают не только они, но и общество. Поэтому одной из актуальнейших проблем современной школы является проблема развития умения критически мыслить, формулировать свою точку зрения, подбирать и выстраивать доказательства.
На мой взгляд, технология "Дебаты" - одна из тех современных технологий, которая помогает решить эту проблему. Это одна из причин обращения к технологии "Дебаты". Вторая причина в том, что данная технология способствует появлению и развитию внимательного читателя, а это важно для меня, учителя литературы.
О себе
С детства любила читать художественную литературу и верила в силу слова, поэтому никого не удивило моё поступление на филологический факультет ТГУ. По окончании университета в 1987 году попала по распределению в Бакчарский район, с 1991 года работаю в МБОУ "Бакчарская СОШ". Замужем. Дочь Елена окончила ТГУ, сын Александр поступил в ТГАСУ.
С 2009 года в моей педагогической деятельности появилось новое увлечение - школьная газета "Переменка". В 2011 году приняла участие в конкурсе "Учитель года 2011", стала победителем районного этапа.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
1."Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Поразили главные заповеди мужественного человека - французского военного лётчика: "Мы в ответе за тех, кого приручили" и "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь."
2.Ф.М.Достоевский "Идиот". Как ни наивно звучат слова Достоевского "Красота спасёт мир", я тоже в это верю. Красота человеческой души, красота поступков может изменить мир.
3.М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита". Поражает вера Булгакова в настоящую любовь. Влюблена в ершалаимские главы, в Иешуа. Согласна с автором в актуальности темы ответственности каждого человека за свои поступки.
4.В.А.Сухомлинский "Сердце отдаю детям". Беззаветная и в то же время требовательная любовь к детям, помогающая им раскрыться, стать личностью.
5. Евгений Богат "Что движет солнце и светила". Потрясающее повествование о высочайшей любви.
Мой взгляд на мир
Мир, со всеми его плюсами и минусами, ненавистью и любовью, тупостью и гениальностью, корыстью и великодушием, мир таков, каким его делают взрослые. Но ведь все взрослые когда-то тоже были детьми. И мы, взрослые, чтобы изменить мир к лучшему, должны научиться ценить детей и правильно подходить к вопросу формирования их мировоззрения.
Ребёнок как росток... Иногда встречается росток выше других, и можно, подумав, что он уже окреп, просто плеснуть воды - сам выживет... Но нет, он-то сейчас, может, самый ранимый, и не дай Бог оставить его без внимания - погибнет. Вдруг ни с того ни с сего начинают сохнуть листочки, и тогда...("Ой-ой-ой, что же делать?.. Ведь был такой славный, крепкий...")сколько нужно сил, чтобы восстановить... И хорошо, если это удастся.
А другой, как в "Маленьком принце" :"...я с шипами...я сам...", а сам такой беззащитный, и его тоже ни в коем случае нельзя оставить одного.
Да-да, каждый неповторим, как та роза в сказке Экзюпери: похожих много, а она - одна, нуждается в защите,и её надо беречь. Надо беречь каждую детскую душу, такую ранимую и беззащитную. И дай мне Бог не забывать об этом никогда!
Мои достижения
Стипендиат Губернатора Томской области 2010 года
Награждена Почётной грамотой Государственной Думы Томской области в 2010
Победитель районного этапа всероссийского конкурса "Учитель года - 2011"
Присвоено звание "Почётный работник общего образования Российской Федерации" в 2011 г.
Награждена Почётной грамотой Департамента общего образования Томской области в 2012г., Почётной грамотой , грамотами МБОУ "Бакчарская СОШ" в 2011, 2012 и 2013 гг.
Имею Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады "Олимпус" , 2013г.
Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2012 году: Пушкин Никита - 100 баллов, Колпакова Валерия - 98 б., Мигачёва Дарья - 95 б., Дрютов Сергей - 92 б., Ракина Кристина - 87 б., Десятков Никита - 80б.; по литературе: Пушкин Никита - 87 б.
Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2013 году: Куркина Дарья - 98б., Пасынкова Ольга - 92б., Алтухова Инна и беляева Екатерина - 90б., Орлов Александр -84б.
Моё портфолио
Методическая деятельность.
Урок - первый очаг, согревшись у которого, человек стремимся стать .мыслителем.
В. А. Сухомлинский
Последние несколько лет своей педагогической деятельности я работаю над технологией «Дебаты».
Основателем классической формы дебатов является Карл Поппер. В основе этой технологии лежит мысль, что любые идеи ошибочны, их ещё нужно обосновать и доказать их истинность.
Я считаю, что на сегодняшний день это одна из тех современных технологий, которая должна быть очень востребована. В связи с изменением формы выпускных экзаменов, т.е. с переходом к ЕГЭ, звучащая речь становится редкостью. Конечно, детям нужно уметь написать сочинение в задании С, но некоторые ребята к выполнению этой части экзамена и не приступают, ограничиваясь частями А и В. Получается, дети могут сдать все экзамены, не сказав ни слова. А в реальной жизни им нужно уметь говорить, иметь свою точку зрения по разным вопросам и уметь её отстаивать не по принципу «сам дурак», а чётко аргументируя своё мнение, и если собственная позиция окажется слаба, то уметь это признать и поменять свою точку зрения.
Проректор МГИМО на игре «Умники и умницы» сказал, что сейчас очень редко встречаются хорошо говорящие студенты: зачастую видно, что студент знает материал, понимает тему, но излагает её настолько коряво, настолько беден его активный словарный запас, что становится не только жалко студента, но и страшно оттого, что за этими людьми - будущее. По мнению проректора, раньше этого не было. А ведь умение говорить нужно не только во время учёбы в институте, но и в дальнейшей жизни любого человека.
Это одна из причин обращения к технологии «Дебаты». Вторая причина в том, что данная технология способствует появлению и развитию внимательного читателя.
Дебаты - это не дискуссия. Задача дебатов не переспорить друг друга, а убедить одноклассников и судей (если есть) в правоте своей позиции, приводя доказательства, аргументы, из прочитанных произведений.
Обоснование целесообразности применения этого метода на
уроках литературы.
Дебаты на уроках литературы помогают решить многие задачи, которые стоят перед учителем, а именно:
• учат ребят быть внимательными к слову, так как главное доказательство - цитаты, которые нужно самостоятельно найти в тексте;
• развивают речь (как правило, ребята готовятся заранее, поэтому
одно из требований - логически выстроенная речь: тезис -
аргумент - доказательство);
• развивают критическое мышление, так как учащиеся при подготовке ищут аргументы и «за» и «против»;
• учат ребят слушать и слышать друг друга, так как нужно, выслушав оппонента, задавать ему вопросы, опровергать его тезисы;
• готовят к публичным выступлениям;
• учат вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;
• формируют уважительное отношение к чужому мнению.
Периодичность проведения: после изучения раздела или одного объёмного произведения.
Тема выбирается вместе с детьми в начале изучения произведения или раздела, чтобы была возможность подбирать материал по ходу чтения и изучения произведений (аргументы «за» и «против» дети записывают в тетрадь, доказывая цитатами правомерность каждого аргумента). Тема должна звучать утвердительно.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты