Александр Андреич Чацкий, кто вы? Победитель или побежденный?
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;
развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи;
развивать умение формулировать и обоснованно доказывать свою точку зрения;
выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-семинар.
Знать: содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Уметь: опираясь на знания текстов произведений, давать аргументированные ответы на поставленные вопросы.
(Вопросы семинара выносятся на слайды)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
9класс
Александр Андреич Чацкий, кто вы? Победитель или побежденный?
Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;
развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи;
развивать умение формулировать и обоснованно доказывать свою точку зрения;
выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-семинар.
Знать: содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Уметь: опираясь на знания текстов произведений, давать аргументированные ответы на поставленные вопросы.
(Вопросы семинара выносятся на слайды)
I. Можно ли доказать текстом комедии слова И.А. Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы…»?
II. Показал ли Грибоедов Чацкого победителем?
Класс делится на несколько групп.
I гр. – отвечает за подготовку слайдов, плакатов, вопросов.
II гр. - готовит развернутый ответ на основной вопрос (научные консультанты).
III гр. – оппоненты. Их задача- познакомиться с развернутым ответом и придирчиво оценить каждое положение.
IV гр. – внимательно просматривает текст комедии и размышляет над вопросами, которые I гр. представляет на слайдах
Вопросы:
1. Кто выходит победителем в первом столкновении Чацкого с Фамусовым?
2. Что вывело из себя Фамусова в споре с Чацким и почему?
3. Почему Фамусов, не слыша слов Чацкого, требует отдать его под суд?
4. Кто побеждает в споре (действие III, явление 3): Чацкий или Молчалин?
5. Месть Софьи Чацкому- ее поражение или победа?
6. С какими чувствами уезжает Чацкий из Москвы?
7. Какое поражение потерпел Фамусов? Почему он считает свою судьбу плачевной?
8. Молчалин в финале терпит крах или это временное отступление?
9. Что значит финал для Софьи?
10. Есть ли в комедии победитель?
Эти вопросы подсобные. Основные (I,II) представлены на первом и последнем слайдах.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя: ознакомление участников с правилами дискуссии.
II. Выступление ученика из II группы с коллективно подготовленным ответом.
III. Вопросы к докладчику.
1. Какие жизненные принципы фамусовского общества более всего ненавистны Чацкому?
2. Какая разница между реакционерами и людьми граждански пассивными: ведь и те и другие защищают «век минувший»?
3. Вся комедия состоит из поединков Чацкого почти со всеми действующими лицами. Меняется ли Чацкий в ходе борьбы? Что значит: «Мечтанья с глаз долой и спала пелена»? В чем он остается неизменным?
4. Жизненную позицию Чацкого вы, безусловно, назовете активной. А позицию Молчалина? В чем разница?
5. Чацкий критикует общество за рабское подражание французам. А кто говорит «А все Кузнецкий мост и вечные французы»? Одинакова ли их позиция?
6. С кем борется Чацкий? Стоили ли эти люди того, чтобы тратить на них силы? Не лучше ли было бы не витийствовать на балу, а действовать, войти в тайное общество? Пушкин отказал Чацкому в уме за то, что он свои умные речи говорит «на бале московским бабушкам», а первое свойство умного человека – знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и прочими. Как вы относитесь к этому утверждению Пушкина?
IV. Выступление оппонентов.
(Да, Чацкий – борец, выступивший один против целого общества, но он жертва лжи, коварства, тех законов, которые царят в обществе.
«Мильон терзаний» - это не пустая фраза. Он утратил любовь, людей, которых считал близкими. Но остался верен своим идеалам: патриотизму, гражданственности, чести, порядочности.
Гончаров очень точно сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь сокрушительный удар качеством силы свежей». Интересно, что критик глубоко и чутко усвоил общечеловеческое содержание образа: это воин, выступающий на рубеже старого и нового.)
V. Выступление «арбитров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"
Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...
«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.
Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...
Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Данная работа представляет собой разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...