Рабочая программа по литературе 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы по литературе для 5 -11 общеобразовательных учреждений (авторы – составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, М.: «Русское слово», 2008)
Цели обучения литературе в 11 классе
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
-формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием теоретико – литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Основное содержание
Литература XX века
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». «Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». «Темные аллеи».
М. Горький Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». «На дне». Сочинение по творчеству М.Горького.
А.И. Куприн Жизнь и творчество. «Поединок». «Гранатовый браслет».
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».
Поэма «Двенадцать».
А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Поэма «Реквием» Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст»
О. Мандельштама Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская».
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон»
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь». Роман «Доктор Живаго» (обзор).
А. П. Платонов «Котлован»
Литература второй половины XX века
Обзор русской литературы второй половины XX века
А. Т. Твардовский (1ч). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
В.П. Астафьев «Звездопад»
«Оттепель» 1953-1964 гг. В. Тендряков «Хлеб для собаки»
Поэтическая «оттепель». Своеобразие лирики Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского
«Деревенская проза». В. Распутин «Живи и помни»
Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80 гг. А. Вампилов «Старший сын»
Авторская песня. Поэзия Б. Окуджавы, В. Высоцкого
В.М Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный»
А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» , «Матренин двор»
В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы» («Стланик», «На представку»)
Литература народов России. М. Джалиль. Жизнь и творчество. «Красная ромашка»
Литература последнего десятилетия
Общая характеристика литературы последнего десятилетия.
С. Алексеевич «У войны не женское лицо»
И. Бродский
Зарубежная литература
Г. Аполлинер. «Мост Мирабо»
Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие». стиля
Подведение итогов
Проблемы и уроки литературы XX века
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы
Раздел | Количество часов |
Введение | 1 |
Литература первой половины XX века | 15 |
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века | 42 |
Литературный процесс 30-х – начала 40-х | 21 |
Литература второй половины XX века | 14 |
Литература народов России | 1 |
Литература последнего десятилетия | 2 |
Зарубежная литература | 4 |
Итоговый урок | 2 |
Итого | 102 |
Произведения для заучивания наизусть
- И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
- В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
- Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
- А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
- В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
- С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
- М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
- О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
- А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
- Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса по литературе
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
-содержание текстов программных произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения;
-место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие;
-основные закономерности развития русской литературы в 20-веке;
-основные черты литературных направлений.
Уметь (устно):
- выразительно читать тексты художественных произведений в объёме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;
- владеть пересказом всех видов - подробным, выборочным, от другого лица, кратким, художественным ( с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.
- подготовить характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов;
- подготовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устно комментировать прочитанное;
- составить рецензию на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, владеть актёрским чтением, иллюстрировать прочитанное и пр.;
- подготовить сообщение, доклад, лекцию на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями;
- свободно владеть монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.);
- использовать словари различных типов (орфографические, орфоэпические, мифологические, энциклопедические и др.), каталоги школьных, районных и городских библиотек;
Уметь (письменно):
- составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, фильму, спектаклю;
- создавать сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений.
- создавать оригинальные произведения (рассказы, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерк - на выбор); подготовить доклад, лекцию для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Учебно-тематическое планирование по литературе
Класс 11
Учитель Мубаракова Резеда Миннегалиевна
Количество часов 102
В неделю 3 часа
Развитие речи 11
Внеклассное чтение 3
Литература:
1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2010.
2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 11 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2008.
3. Новейшая хрестоматия по литературе. 11 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009..
4. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 11 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
5. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 20 века. 101класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009.
Календарно-тематическое планирование по литературе
11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Введение (1 ч) | |||||
1 | Русская литература XX века | 1 | 02.09.2013 | ||
Литература первой половины XX века (15 ч) | |||||
2 | Обзор русской литературы первой половины XX века | 1 | 04.09.2013 | ||
3 | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина | 1 | 07.09.2013 | ||
4 | «Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний | 1 | 09.09.2013 | ||
5 | Рассказы И.А. Бунина «Чистый понедельник» и «Темные аллеи» | 1 | 11.09.2013 | ||
6 | «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем» | 1 | 14.09.2013 | ||
7 | Р.р. Сочинение по творчеству И.А. Бунина | 1 | 16.09.2013 | ||
8 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет» | 1 | 18.09.2013 | ||
9 | Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций | 1 | 21.09.2013 | ||
10 | Вн.чт. И.А. Куприн «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. | 1 | 23.09.2013 | ||
11 | М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль» | 1 | 25.09.2013 | ||
12 | Тема поиска смысла жизни. Своеобразие композиции рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» | 1 | 28.09.2013 | ||
13 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство М.Горького-драматурга | 1 | 30.09.2013 | ||
14 | Пьеса М.Горького «На дне», ее социальная и нрвственно-философская проблематика. Смысл названия. | 1 | 02.10.2013 | ||
15. | Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы | 1 | 05.10.2013 | ||
16 | Р.Р. Сочинение по пьесе М.Горького «На дне» | 1 | 07.10.2013 | ||
Обзор русской поэзии конца XIX- начала XX века (13 ч) | |||||
17 | Серебряный век русской поэзии | 1 | 09.10.2013 | ||
18 | Русский символизм и его истоки | 1 | 12.10.2013 | ||
19 | В.Я. Брюсов как основоположник русского символизма | 1 | 14.10.2013 | ||
20 | К.Д. Бальмонт. Основные темы и мотивы поэзии | 1 | 16.10.2013 | ||
21 | Р.Р. Анализ стихотворения поэтов-символистов | 1 | 19.10.2013 | ||
22 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | 1 | 21.10.2013 | ||
23 | Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева | 1 | 23.10.2013 | ||
24 | Футуризм. Русские футуристы | 1 | 26.10.2013 | ||
25 | Лирика И.Северянина | 1 | 28.10.2013 | ||
26 | Поэтические эксперименты В.Хлебникова | 1 | 30.10.2013 | ||
27 | Крестьянская поэзия. Н.А. Клюев | 1 | 02.11.2013 | ||
28 | Р.Р. Сочинение по творчеству поэтов конца XIX- начала XX века | 1 | 11.11.2013 | ||
29 | К.р. зачет «Поэзия конца XIX- начала XX века» | 1 | 13.11.2013 | ||
А.А. Блок (7 ч) | |||||
30 | Жизненные и творческие искания А.А. Блока. «Стихи о прекрасной Даме» | 1 | 16.11.2013 | ||
31 | Тема «Страшного мира» в лирике А. Блока | 1 | 18.11.2013 | ||
32 | Россия и ее судьба в поэзии А.Блока | 1 | 20.11.2013 | ||
33 | Поэма А. Блока «Двенадцать». История создания. | 1 | 23.11.2013 | ||
34 | Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. | 1 | 25.11.2013 | ||
35 | Символика поэмы «Двенадцать» и проблема финала | 1 | 27.11.2013 | ||
36 | Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Блока | 1 | 30.11.2013 | ||
В В. Маяковский (6 ч) | |||||
37 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта | 1 | 02.12.2013 | ||
38 | Поэт и революция | 1 | 04.12.2013 | ||
39 | Своеобразие любовной лирики В. Маяковского | 1 | 07.12.2013 | ||
40 | Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского | 1 | 09.12.2013 | ||
41 | Новаторство В. Маяковского | 1 | 11.12.2013 | ||
42 | Р.Р. Анализ стихотворений В. Маяковского | 1 | 14.12.2013 | ||
С. А. Есенин (5ч) | |||||
43 | С. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. | 1 | 16.12.2013 | ||
44 | Тема России в лирике С. Есенина | 1 | 18.12.2013 | ||
45 | Тема быстротечности человеческого бытия в поэзии С. Есенина | 1 | 21.12.2013 | ||
46 | Вн. Чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы | 1 | 23.12.2013 | ||
47 | Р.Р. Сочинение по творчеству С. Есенина | 1 | 11.01.2014 | ||
М. Цветаева (3 ч) | |||||
48 | М. Цветаева . Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы. | 1 | 13.01.2014 | ||
49 | Тема Родины в поэзии М. Цветаевой | 1 | 15.01.2014 | ||
50 | Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой | 1 | 18.01.2014 | ||
А.А. Ахматова (6 ч) | |||||
51 | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество | 1 | 20.01.2014 | ||
52 | Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики | 1 | 22.01.2014 | ||
53 | Судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой | 1 | 25.01.2014 | ||
54 | Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта | 1 | 27.01.2014 | ||
55 | Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 | 29.01.2014 | ||
56 | Р.Р. Сопоставительный анализ стихотворений М. Цветаевой и А. Ахматовой | 1 | 01.02.2014 | ||
О. Э. Мандельштам (2 ч) | |||||
57 | О. Мандельштам. Жизнь и творчество. | 1 | 03.02.2014 | ||
58 | Трагический конфликт поэта и эпохи | 1 | 05.02.2014 | ||
Литературный процесс 30-40 –х годов (21 ч) | |||||
59 | Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе | 1 | 08.02.2014 | ||
М. А. Булгаков(7 ч) | |||||
60 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. Булгаков и театр | 1 | 10.02.2014 | ||
61 | Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикация. | 1 | 12.02.2014 | ||
62 | Своеобразие жанра и композиции романа | 1 | 15.02.2014 | ||
63 | Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита» | 1 | 17.02.2014 | ||
64 | Р.р. Анализ эпизода романа «Мастер и Маргарита» | 1 | 19.02.2014 | ||
65 | Тема любви и творчества в романе. Смысл финала романа | 1 | 22.02.2014 | ||
66 | Р.Р. Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 | 24.02.2014 | ||
Б. Л. Пастернак (3 ч ) | |||||
67 | Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике | 1 | 26.02.2014 | ||
68 | Философская лирика Б. Л. Пастернака | 1 | 01.03.2014 | ||
69 | «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Интеллигенция и революция в романе | 1 | 03.03.2014 | ||
А. П. Платонов (2 ч) | |||||
70 | А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» | 1 | 05.03.2014 | ||
71 | Тип платоновского героя-мечтателя, романтика, правдоискателя | 1 | 08.03.2014 | ||
М. А. Шолохов (8 ч) | |||||
72 | М. А. Шолохов. Жизненный и творческий путь Роман-эпопея «Тихий Дон». | 1 | 10.03.2014 | ||
73 | Картины жизни донского казачества | 1 | 12.03.2014 | ||
74 | Изображение революции в романе «Тихий Дон» | 1 | 15.03.2014 | ||
75 | Роль и значение женских образов в художественной системе романа | 1 | 17.03.2014 | ||
76 | Сложность и противоречивость пути Григория Мелехова. Трагедия целого народа и судьба одного человека | 1 | 19.03.2014 | ||
77 | Художественно-стилистическое своеобразие романа | 1 | 22.03.2014 | ||
78 | Р.Р. Сочинение по роману-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» | 1 | 02.04.2014 | ||
79 | К.р. Контрольная работа по роману «Тихий Дон» | 1 | 05.04.2014 | ||
Литература второй половины XX века (15 ч ) | |||||
80 | Обзор русской литературы второй половины XX века | 1 | 07.04.2014 | ||
81 | Лирика военных лет. А.Т. Твардовский | 1 | 09.04.2014 | ||
82 | Герои и проблематика «военной прозы». В. Астафьев «Звездопад» | 1 | 12.04.2014 | ||
83 | «Оттепель» 1953-1964 гг. В. Тендряков «Хлеб для собаки» | 1 | 14.04.2014 | ||
84 | Поэтическая «оттепель». Своеобразие лирики Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского | 1 | 16.04.2014 | ||
85 | «Деревенская проза». В. Распутин «Живи и помни» | 1 | 19.04.2014 | ||
86 | Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80 гг. А. Вампилов «Старший сын» | 1 | 21.04.2014 | ||
87 | Авторская песня. Поэзия Б. Окуджавы, В. Высоцкого | 1 | 23.04.2014 | ||
88 | В.М Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный» | 1 | 26.04.2014 | ||
89 | А. И. Солженицын. Лагерная тема в повести «Один день Ивана Денисовича» | 1 | 28.04.2014 | ||
90 | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Образ главного героя | 1 | 30.04.2014 | ||
91 | Вн. Чт. Тема народного праведничества в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» | 1 | 03.05.2014 | ||
92 | В. Т. Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («Стланик», «На представку») | 1 | 05.05.2014 | ||
93 | Литература народов России. М. Джалиль «Красная ромашка» | 1 | 07.05.2014 | ||
94 | Р.Р. Сочинение «Русская литература второй половины XX века» | 1 | 10.05.2014 | ||
Литература последнего десятилетия (2 ч ) | |||||
95 | Общая характеристика литературы последнего десятилетия. Военная проза С. Алексеевич | 1 | 12.05.2014 | ||
96 | Поэзия и судьба И. Бродского | 1 | 14.05.2014 | ||
Зарубежная литература (4 ч) | |||||
97 | Поэзия Г. Аполлинера. «Мост Мирабо» | 1 | 17.05.2014 | ||
98 | Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственная проблематика пьесы | 1 | 19.05.2014 | ||
99 | Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен» | 1 | 21.05.2014 | ||
100 | Э. Хемингуэй «Прощай, оружие». Своеобразие художественного стиля | 1 | 21.05.2014 | ||
Подведение итогов (2 ч ) | |||||
101 | Итоговый урок. Проблемы и уроки литературы XX века | 1 | 24.05.2014 | ||
102 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы | 1 | 24.05.2014 |
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки сочинений
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....