Конспект урока "Каждому - по его вере". (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита") 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Выявление роли образа Воланда в романе Булгакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_romanu_master_i_margarita.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»
ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;
- развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-
художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать
выводы;
- прививать интерес к художественной литературе.
ХОД УРОКА
- БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
Работа с досье Воланда ( это задание давалось в качестве домашнего задания).
- Имя (прозвище):
-профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.
2. Дата и место рождения - не установлены.
3. Внешний вид, приметы:
-рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.
4. Характер:
Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.
(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)
2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков.
-Какую роль оставил ему Булгаков?
Именно с этой целью он появился в Москве.
Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)
3. НОВАЯ ТЕМА.
Работа в группах. Заполнение таблицы.
Кого наказывает Воланд? | За что? | Как? |
Берлиоза | За безверие и догматизм | Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие. |
Ивана Бездомного | За сочинение бездарных стихов | Отправлен в психиатрическую больницу |
Директора варьете Стёпу Лиходеева | За пьянство, безделие и разврат | Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту |
Администратора Варенуху | За ложь и хамство | Превращают на некоторое время в вампира |
Никанора Ивановича Босого | За взяточничество | Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу |
Барона Майгеля | За доносы и шпионаж | Азазелло его убивает |
Буфетчика варьете | За жульничество, воровство и скопидомство | Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени |
Доктора Кузьмина | Забыл клятву Гиппократа | Доводит до сумасшествия |
Поплавского, дядю Берлиоза | Он хапуга | Вышвыривают из квартиры |
Финдиректора варьете Римского | За бюрократизм | Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой |
Театрального начальника Семплеярова | За многожёнство | Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом |
ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)
Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?
В чём его вина, не заслуживающая прощения?
-Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.
Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.
4. ВЫВОД.
Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена ( гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.
« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:
-расправиться с людскими пороками;
-нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;
-унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Уроки по роману с применением новых технологий....
Контрольная работа для 11 класса по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Рекомендуется использовать на уроках контроля в 11 классе....
"Три мира в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Урок литературы в 11 классе«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, замет...
«Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:История Мастера;История Маргариты;Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;Какой Дом обрёл Иван Бездом...
конспект урока литературы"Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
конспект урока литературы с использованием ИКТ...
Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Кластеры по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Заключительный урок-обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» (в форме игры, конкурса).
Вашему вниманию предлагается разработка урока-конкурса по литературе для учащихся 11 класса.В первом файле есть все задания с ответами для двух команд. Во втором файле - план открытого урока. Ви...