Единые требования к устной и письменной речи учащихся.
статья по русскому языку по теме
Требования к речи учащихся общеобразовательных школ в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinye_trebovaniya_k_ustnoy_i_pismennoy_rechi_uchashchihsya1.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые требования к устной и письменной речи учащихся1
1. Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища, в том числе и по другим предметам (например, описание физического или химического опыта) следует оценивать, учитывая:
- содержание высказывания;
- логическое построение;
- речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
- говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и
основной мысли высказывания; - излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-
следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения
и выводы); - правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления
высказывания; - строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом,
разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке,
конференции, собрании, экскурсии и т.д.); - отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз,
правильной интонации, правил произношения; - оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и
пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.
1 За основу раздела взято приложение № 3 Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся». — Программы восьмилетней и средней школы на 1985/86 учебный год. Русский язык. М: Просвещение, 1985. - С. 41-44.
2. О письменных работах и тетрадях учащихся
Виды письменных работ
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения обучающего характера,
- списывание,
- письменные ответы на вопросы,
- составление планов статей и материалов из учебников,
- составление аналитических таблиц и схем,
- конспектирование первоисточников,
- подготовка рефератов,
- диктанты,
- сочинения и изложения и т.д.
Списывание. В 5-х классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированное^ внимания.
В целях проверки проводится преимущественно осложненное списывание: с изменением форм слов, данных в скобках в начальной форме, с дописыванием частей слова (приставки, окончания), со вставкой в предложения пропущенных слов, данных отдельно (в начальной форме) или подбираемых каждым пишущим самостоятельно, на составление словосочетаний из отдельных слов.
Ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в 5—11-х классах. Этот вид работы в 5-м классе используется для проверки знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В 6-11-х классах, помимо этого, выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопроса, самостоятельно мыслить.
Вопросы для письменного ответа даются по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картины (картина при выполнении задания должна находиться перед глазами учащихся), по диафильмам, кинофильмам и их фрагментам.
Ответы на вопросы по прочитанному материалу приближают этот вид работ к изложению. В этом случае порядок вопросов можно приравнять к плану изложения.
Письменные ответы на вопросы оцениваются с точки зрения:
а) содержания ответов по существу (точность, полнота);
б) правильности русской речи (соответствие литературным нормам).
Отметка ставится одна — по совокупности всех сторон работы.
Текущие и итоговые письменные контрольные работы
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы;
- в конце учебной четверти;
- в конце полугодия.
Рекомендуемое общее количество работ по русскому языку в 5-11 классах
Таблица 8
Класс | Виды работ, выполняемых в течение года | Примерное количество (в том числе - контрольных) | Объём работы (примерный) |
5 | Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) | 8 | 90-100 слов |
Изложения обучающие и контрольные | 6-4 (2) | 100-1 50 слов | |
Сочинения обучающие и контрольные | 6-4 (2) | 0,5-1 стр. | |
6 | Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) | 8 | 100-1 10 слов |
Изложения обучающие и контрольные | 3-4 (2) | 15 0-200 слов | |
Сочинения обучающие и контрольные | 4 (2) | 1-1 ,5 стр. | |
7 | Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) | 6 | 11 0-1 20 слов |
Изложения (в том числе с элементами сочинения) обучающие и контрольные | 3 (2) | 200-250 слов | |
Сочинения обучающие и контрольные | 3 (2) | 1 ,5-2 стр. | |
8 | Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) | 5 | 120-1 50 слов |
Изложения (в том числе с элементами сочинения) обучающие и контрольные | 3 (2) | 250-300 слов | |
Сочинения обучающие и контрольные | 3 (2) | 2-3 стр. | |
9 | Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) | 3 | 150-1 70 слов |
Изложения (в том числе с элементами сочинения) обучающие и контрольные | 3-4 (2) | 350-450 слов | |
Сочинения обучающие и контрольные | 6-4 (2) | 3-4 стр. | |
10 | Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) | 2-3 | 170- 180 слов |
Изложения с элементами сочинения | 2 | 400-500 слов | |
Сочинения (проводятся на уроках литературы с выставлением оценки за грамотность на страницу русского языка в журнале) | |||
11 | Диктанты с дополнительными заданиями (контрольные) | 2-3 | .170-1 80 слов |
Изложения с элементами сочинения | 2 | 400-500 слов | |
Сочинения (проводятся на уроках литературы с выставлением оценки за грамотность на страницу русского языка в журнале) |
Примечания: 1 . Сроки проведения контрольных работ и их количество соотносятся с реализуемыми программами и методическими рекомендациями к программным материалам.
2. К указанным параметрам учитель должен относиться как к примерным, так как объем творческой работы зависит от темы, стиля, жанра и т.п.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть
равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики в 5-9-х классах должны иметь следующее количество тетрадей по русскому языку— 2 рабочие тетради (в 10-11-х классах на базовом уровне обучения может быть одна рабочая тетрадь) и одна - для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи). В тетради для работ по развитию речи выполняются обучающие работы по развитию речи в соответствии с программными требованиями. Для контрольных работ по русскому языку выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
Порядок ведения тетрадей учащимися
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
- Писать аккуратным, разборчивым почерком.
- Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего
предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию
речи). Образец оформления тетради:
Тетрадь
для работ по развитию речи ученика 9 «Б» класса
статус ОУ № г. Санкт-Петербурга
Иванова Олега
- Соблюдать поля с внешней стороны.
- Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц
записываются словами в форме именительного падежа. Например:
Десятое сентября
• Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ
(изложений, сочинений и других работ). Например:
Десятое сентября
Изложение Встреча весны
• Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план,
конспект, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная
или домашняя). Например:
Классная работа Упражнение 234
- Соблюдать красную строку.
- Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях
по русскому языку строку не пропускать. - Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или
заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому
языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для
выставления оценки за работу). - Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или
ручкой, в случае необходимости — с применением линейки.
• Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или
пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение
тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы,
слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.
Порядок проверки письменных работ учителем
1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние
работы по русскому языку, проверяются:
- в 5-м классе и в первом полугодии 6-го класса — посла каждого урока у всех
учеников; - во втором полугодии 6-го класса и 7 - 9-х классах — после каждого урока только
у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по
своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся
проверялись; - в 10-11-х классах — после каждого урока у слабых учащихся, в у остальных
проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким
расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
- Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды
контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. - Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
- контрольные диктанты в 5-11-м классах проверяются и возвращаются учащимся к
следующему уроку; - изложения и сочинения в 5-11-м классах проверяются и возвращаются учащимся
не позднее чем через десять дней.
4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки,
руководствуясь следующим:
- при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов по
русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную
ошибку, которую исправляет сам ученик; в тетрадях «слабых» учеников
зачеркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо
зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак; - на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком: (| -
орфографическая ошибка, V - пунктуационная); - при проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и
обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только
орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические,
речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические;
на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические
— знаком Л, речевые - знаком Р, грамматические - знаком Г; - подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной
пастой (красными чернилами, красным карандашом); - проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает
количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество
орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях
указывается, кроме этого, количество ошибок в содержании, в том числе
фактических, логических, количество речевых и грамматических ошибок; - после подсчета ошибок в установленном порядке по действующим нормам
оценки знаний, умений и навыков учащихся (см.: Нормы оценки знаний, умений и
навыков учащихся) выставляется отметка за работу.
Первая отметка ставится за содержание и речевое оформление. Перед ней записывается
число ошибок в содержании и число речевых недочетов.
Вторая отметка ставится за грамотность. Перед ней записывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Образец записи:
1-1-4
3-2-0 -3
5. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением отметок в
классный журнал. За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3»
выставляются по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению
ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
7. При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются
соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников по русскому
языку.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика следует учитывать:
- полноту и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника,
но и самостоятельно составленные; - излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала (в итоговой аттестации учащихся отметка «1» не используется).
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка письменных работ 2.1. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5-го класса - 90-100 слов, для 6-го класса
- 100-110, для 7-го - 110-120, 8-го - 120-150, для 9-го - 150-170, 10-11-го классов -
170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
До конца первой четверти (а в 5-м классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем контрольного словарного диктанта может состоять из следующего количества слов: для 5-го класса -10-15 (15-20), для 6-го класса
- 16-20 (20-25), для 7-го класса - 25-30, для 8-9-го - 30-35 (35-40), для 10-11-го
классов -40^5 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Примечания:
- Слов с непроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально
обучались, в диктантах должно быть в 5-м классе — до 5, в 6-7-х классах — до 7, в 8-9-х
классах — до 10. - В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на двух — трех
предыдущих уроках.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа; - в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки
- искажение звукового облика слова: рапотает;
- пропуски букв: роман стоится;
- перестановки,
- замены,
- добавление букв: пордуктов, лешендарное, дашже).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Критерии и нормы оценивания письменных работ
Таблица 9
Виды письменных работ | Отметка | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Списывание (4-5 класс) | — | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более ошибок |
Ответы на вопросы (6-11 класс) | Верно даны ответы на все вопрос. Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 1-2/1-2 | Верно даны ответы на все вопросы, допущена неточность в 2-3 вопросах.. Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 2/2 | Большая часть ответов верна Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 4-5/3-4 | Половина и более ответов неправильна Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 5 и более / 6 и более |
Контрольный словарный диктант | — | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более ошибок |
Контрольный текстовый диктант | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок нет ошибок 1 негрубая /1 негрубая | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 2/2 1/3 0/4 | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 4/4 3/5 0/7 5/4 2/2 | Соотношение орфографических и пунктуационных ошибок 5 и более / 7 и более 0/12 и более |
Дополнительные (грамматические) задания | Все задания выполнены верно | Выполнено верно не менее 3/4 заданий | Выполнено верно не менее 1/2 заданий | Выполнено верно менее 1/2 заданий |
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки орфографические:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях*
- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется
правилами; - в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто
иное не...; не что иное, как и др.); - в собственных именах нерусского происхождения;
пунктуационные:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот —ротик, грустный — грустить, резкий —резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При этом орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
2.2. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5-м классе - 100-150 слов, в 6-м классе - 150-200, 7-м - 200-250, 8-м - 250-300, для 9-го - 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-м и 9-м классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м классе — 0,5-1 страницы, в 6-м классе — 1,0-1,5 страницы, в 7-м классе — 1,5-2,0 страницы, в 8-м классе — 2,0-3,0 страницы, в 9-м классе — 3,0-4,0 страницы, в 10-11-м классах - 5,0-7,0 страницы. (Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка).
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
Критерии и нормы оценивания сочинений и изложений
Таблица 10
Отметки
Основные критерии оценки
Содержание и речевое оформление
Грамотность
«5»
- содержание работы полностью соответствует теме;
- фактические ошибки отсутствуют;
- содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, ]—2 речевых недочета
Соотношение
орфографических,
пунктуационных и
грамматических ошибок
1 негрубая/
1 негрубая/
1 негрубая
«4»
- содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы); - содержание в основном достоверно, но имеются единичные
фактические неточности;
- имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей; - лексический и грамматический строй речи достаточно
разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более
3-4 речевых недочетов
Соотношение
орфографических,
пунктуационных и
грамматических ошибок
2/2/2 1/3/2 0/4/2
«3»
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
нарушения последовательности изложения;
- беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление; - стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов
Соотношение
орфографических,
пунктуационных и
грамматических ошибок
4/4/4
3/5/4
0/7/4
(в 5-м классе -
5/4/4)
«2»
- работа не соответствует теме;
- допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует
плану; - крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления; - нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7
речевых недочетов
Соотношение
орфографических,
пунктуационных и
грамматических ошибок
7 и более / 7 и более /
7 и более
Примечания:
- При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение
на один балл. - Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке
работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3»
на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при трех орфографических, двух
пунктуационных и двух грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3»
ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5»
превышение объема сочинения не принимается во внимание. - Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно. - На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых
ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (по нормативам оценки контрольных диктантов).
2.3. Оценка обучающих работ
При оценке письменных обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объем работы;
- четкость, аккуратность, каллиграфия.
Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо два исправления ошибок. (Исправлять ошибку рекомендуется ручкой: аккуратно зачеркивается буква (слово) и надписывается нужная (-ое).)
Проверенные в классе работы (классные и домашние) просматриваются, но, по усмотрению учителя, могут не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Классные и домашние работы (упражнения) по новому материалу, который еще недостаточно закреплен, учитель проверяет, но не оценивает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Недостатки устной и письменной речи учащихся Леушинской специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся любой из школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют ов...
Типы ошибок в устной и письменной речи учащихся национальной школы и работа по их устранению
Статья "Типы ошибок в устной и письменной речи учащихся национальной школы и работа по их устранению"...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Единые требования к устной и письменной речи
Модернизация образования, новые государственные стандарты поставили перед школой задачи обеспечения нового, более высокого качества образования выпускников. Формирование же речевой компетентности школ...
Работа учителя математики по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
В наше время, в связи с компьютеризацией, большим объемом информации, часто письменными ответами на вопросы, снижается речевая культура учащихся, а также качество оформления письменных работ....
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....