Презентация к уроку по лирике А. С. Пушкина
презентация к уроку по литературе по теме

Старкова Ирина Дмитриевна

Презентация к уроку по лирике А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_po_lirike_a.s._pushkina.rar227.84 КБ

Подписи к слайдам:

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина Цели: чтение стихотворений «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Во глубине сибирских руд…» (1827) «Анчар» (1828);обучение анализу стихотворения. Одна из важнейших тем лирики А.С. Пушкина – тема свободы. Свобода для поэта – высшая жизненная ценность. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества.Представления о свободе всегда были основой пушкинского мирозданья. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского «словаря».Это слова-сигналы с широким кругом значений, это знаки присутствия самого поэта, выражают его мысли о цели жизненного пути человека, о смысле его существования. Уже в стих. 1817-1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом – предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлён поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобождённый / Учуся в Истине блаженство находить»). В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная общечеловеческая ценность.Свобода – это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности.В ней поэт нашёл масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств. Ода «Вольность» (1817) Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчёркнуты в перифразах: «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть», «самовластительный злодей», «увенчанный злодей»? Что в отличие от произведений XVIII века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит?Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.Что являются основой свободы по Пушкину?Каковы особенности лексики?Каково настроение лирического героя? Ода «Вольность» (1817) Поэт страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии. Стихотворение отражает не только личный взгляд Пушкина – это взгляд просвещённых дворян, думавших о будущем России.В оде поэт скорбит и негодует, потому что перед ним мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Ода «Вольность» (1817) Поэт – противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой», подчеркнув её разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция – акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика» насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I («Падут бесславные удары…/Погиб увенчанный злодей».)Пушкин завершает оду «поучением» - призывом, обращённым к царям («Склонитесь первые главой/Под сень надёжную Закона,/И станут вечной стражей трона/Народов вольность и покой».) «Деревня» (1819) В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы?Почему автор предпочитает деревню городу?На какие три части делится стихотворение?Как в 1-ой части – идиллического изображения природы – проявляется традиция сентиментальной литературы? Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключённый в последней части?Как в стихотворении «работает» приём контраста? «Деревня» (1819) В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчёркивает, что приезд в деревню – акт его воли.Поэт предпочёл спокойную деревенскую жизнь с её «мирным шумом дубров» и «тишиной полей» суетной городской жизни с порочным двором Цирцей, «роскошными пирами», забавами и заблуждениями. Город – это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещённой мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная», «подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить».Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в 1-ой части напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется 2-ой частью стихотворения. «Во глубине сибирских руд…» (1827) Послание декабристам в Сибирь на каторгу написано в 1827 г. Поэт выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла лишь в 1855 г.Тема гражданская, тема верности идеалам юности.Жанр – гражданское и дружеское послание. Средства поэтической выразительности. Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы. Олицетворение абстрактных понятий («Надежда… разбудит бодрость и веселье /Любовь и дружество до вас /Дойдут сквозь мрачные затворы…). Эпитеты: «гордое терпенье», «скорбный труд», «затворы мрачные», «свободный глас». Сравнение: («Любовь и дружество до вас /Дойдут сквозь мрачные затворы, /Как ваши каторжные норы /Доходит мой свободный глас».)Особенности стиха: Аллитерация на «Р», придающая звучанию стихотворения строгость и мужественность. «Анчар» (1828) Жанр - традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать как балладой.В основе сюжета поэт положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. В стихотворении создан очень яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло.В стихотворении поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки.Композиция основана на резких контрастах. Стихотворение делится на две части. В 1-ой даётся описание ядовитого дерева. Во 2-ой части рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества – губительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом подчёркиваются всевластие, безжалостность, во втором – покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.Идейный смысл этого стихотворения – губительность неограниченной власти для общества. «Анчар» (1828)Назовите средства выразительности?Каким размером написано стихотворение? Стихотворения «Птичка», «Узник» Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?Какую роль в этом играют образы-символы птиц? «Прощай, свободная стихия!». Это редкий в истории искусства случай, когда два больших художника создали вместе одно полотно. Фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, а пейзаж – маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.
Домашнее задание Найти адресаты любовной лирики А.С. Пушкина.Стихотворение (по выбору учащихся) наизусть.Стихи: «К***», «Я вас любил…», «Мадонна», «Храни меня, мой талисман…», «Не пой, красавица, при мне…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Свободоолюбивая лирика А. Пушкина"

В данной презентации представлен урок-лекция с элементами беседы на тему: "Свободолюбивая лирика А.Пушкина". В презентации даны аспекты анализа стихотвений Пушкина, спланированы вопросы, на которые до...

Презентация "Творческие задания по лирике А.С. Пушкина"

Данная презентация может быть использована как для уроков литературы в 6-7 классах, так и для внеклассных занятий с учащимися при изучении творчества А.С. Пушкина. Она представляет собой набор творчес...

презентация к уроку "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"

презентация к уроку литературы "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"...

Презентация по литературе "Любовная лирика А.С. Пушкина" (9 кл)

Данная презентация подготовлена к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина". Материал, данный в презентации является иллюстративным при изучении конкретного стихотворения А.С....

Презентация к уроку литературы "Лирика дружбы. А.С. Пушкин"

Презентация содержит в себе анализ стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву"...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....