презентация "Эволюция пейзажа в лирике А.С. Пушкина"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
презентация к уроку литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку литературы"Эволюция пейзажа в лирике А.С. Пушкина" | 828.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта.
Заполните таблицу Период творчества Название стихотворения Художествен-ные средства Способ отражения темы
Первый период творчества. 1817 – 1820. В раннем творчестве Пушкин закрепил достижения предыдущих поэтов в разработке таких эстетических канонов, как пейзажи - идеальный, бурный, мрачный (" оссиановский "), придав каждому из них художественное совершенство ("Воспоминания в Царском Селе", 1814; "Городок"," Осгар ", "Мечтатель", 1815).
Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Стихотворения «Осеннее утро», «Певец». Пейзаж – средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя.
Стихотворение «Деревня» (1819 г). Художественные средства «Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Композиционно стихотворение делится на две части , содержащие контрастные части – и композиционно, и лексически, и интонационно – и оттого особенно яркие образы. Контраст между двумя частями стихотворения подчеркнут композиционно, лексически, интонационно. Слова прямо и точно определяют предметы («темный сад», «нивы полосаты» и т.п.)
Способ отражения темы Лирический герой находит счастье и свободу на лоне природы, где нет ни суеты, ни заблуждений, ни порока. Любящему взору во всем видятся следы довольства, мир природы восхищает гармонией сочетания цветов, запахов и звуков.
Второй период творчества. 1820 -1824гг. Южная ссылка. Творческий метод писателя - романтизм. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа - бурная или грозная стихия . Стихотворения « Погасло дневное светило…», «На холмах Грузии...», «Ненастный день потух...», «Кто, волны, вас остановил?..», «Узник», «К морю». Особенности : в стихах этого времени встречаются образы-символы ночи , моря луны, звезд, гор, ветра. Любимый жанр - элегия .
В период южной ссылки (1820-1824) Пушкин узаконил в русской поэзии экзотические - кавказский и крымский, горный и морской - пейзажи, которые раньше выступали только в единичных стихотворениях Державина, Жуковского, Батюшкова. У Пушкина они стали выражением целостного мироощущения, символом романтического свободолюбия. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт.
Стихотворение «К морю» Одно из этапных (Начато в Одессе, закончено в Михайловском). Антитеза: свободная природа, стихия противопоставлена несвободе человека в обществе. Один из мотивов - мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом. Прощание с романтизмом связано со смертью двух романтических гениев - Наполеона (1821) и Байрона (1824).
Художественные средства : метафорические эпитеты связанные с мотивом «свобода-несвобода», метафоры (стая кораблей), олицетворение (море - адресат), метонимия (смиренный парус рыбарей), перифраз (Моей души предел желанный...\ свободная стихия). Особенности стиха : ассонанс (чередование открытых и закрытых звуков имитирует шум моря), аллитерация (Твоею прихотью хранимый), повторы, анафоры.
Способ отражения темы В основе стихотворения традиционный романтический конфликт – неудовлетворенность действительностью. Образ океана в стихотворении соотнесен с чувствами лирического героя . Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным
Стихотворение «На холмах Грузии...» В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни «На холмах Грузии...» описание «ночной мглы», с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя . Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой.
Третий период. 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень. Реалистический пейзаж. Бескорыстное любование природой - самое частое переживание лирического героя, установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию. Стихотворения «Румяный критик мой...», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы».
Уже не пейзажи юга, полные стихийной силы, "роскоши", "неги", вдохновляют поэта и оживают в его стихах, но спокойные, мирные просторы Средней России Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний - на ночной и утренний; осенний - на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. В русской природе, как она постигнута Пушкиным, соединяются смирение и разгул, печаль и просветленность, кротость осеннего увядания и бесовское буйство метели.
Художественные средства Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта. Звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа. Стих подчёркнуто разговорен, интонация — естественна; излюбленному Пушкиным торжественному ямбу предпочтён "быстрый" и лёгкий хорей .
«Осень» В «Осени» мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы . Пушкин воспринимает осень как смерть , но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить
Часто появляется зимний пейзаж. Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические , жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный
«Бесы» В стихотворении «Бесы» пейзаж символичен : дорога – это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как «Анчар» и «Пророк». Анчар – это символ зла в мире, а пустыня в «Пророке» символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.
Четвертый период. 1832 – 1836. Философская лирика и лирика природы. Основные темы этого периода: общность с природой, гармония. Важнейшее место в лирике начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому. Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие
Способ отражения темы Бескорыстное любование природой – самое частое переживание лирического героя, установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию.
Художественные средства Как новатор в изображении природы Пушкин выступает именно в поздний, реалистический период своего творчества. В стихотворениях этого времени практически не встречается пышных эпитетов, сравнений, что означает более реалистичные средства изображения природы. В стихотворениях этого времени встречаются пейзажи разных типов:
Психологический пейзаж. «На холмах Грузии лежит ночная мгла …». Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние души лирического героя через состояние природы. Философский пейзаж. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) Мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.
Художественные средства Символичность пейзажа Появляются новые , неожиданные чисто с живописной точки зрения, ракурсы В пейзаж вводится сюжет , своеобразные бытовые сценки. В живописи такие сюжеты называются жанровыми Несколько сюжетных планов как бы одновременно соединяются на полотне. Демократичность пейзажа , которая подчеркивается самим автором. Конкретность пейзажных зарисовок , описание обычных, казалось бы, прозаических вещей Богатая цветовая палитра в пейзажных зарисовках, причем все тона у Пушкина чистые(в бело-серебристой гамме выдержаны зимние пейзажи, осенние — в багряно-золотой) Сквозные мотивы в пейзаже : мотив дороги, м отив семьи Динамичность пейзажа : все находится в постоянном движении. Динамика подчеркивается звучанием стиха: 4-стопный хорей, богатые рифмы, аллитерация на Т-Ц-Ч, повторы
Социальный пейзаж Пейзаж, неразрывно связанный с человеком, помогающий лучше понять тяготы его ежедневной жизни. «…Вновь я посетил…» (1835). Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль. Стихотворение интересно и поучительно как по содержанию, так и по форме и, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложно. События личной жизни поэта, родная природа, грустные размышления о быстротекущей жизни – все, что волновало Пушкина в последние годы жизни, нашло отражение в этом стихотворении
Художественные средства Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников, - пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей Пушкин значительно обогатил флору русской поэзии, предпочитая нежным ивам и березам Жуковского такие стройные, величавые деревья, как дуб и сосна. Центральное место в пушкинском мире занимают самые поэтические, "царственные" животные, птицы, растения Наряду с национальным пейзажем и в рамках этой общей задачи поэт воссоздает природу конкретных мест, "малой родины"
Способ отражения темы Реалистичные средства изображения природы. Природа как философская тема. Бессмертная , но неразумная природа в противопоставлении разумному, но обреченному на смерть человеку.
Итог Пушкин в своих стихотворениях показал цикл идей, связанных с задачей изменения отношений христианского человечества к Природе, что подготавливало сознание к выводу о возможности какого-то нового вида отношений с Природой: дружественного, радостного, что переплеталось с новым восприятием самого процесса жизни.
Домашнее задание Южные поэмы: «Цыганы» «Бахчисарайский фонтан» «Кавказский пленник» Заполнить таблицу : «Черты, объединяющие «южные поэмы»
http://ps.1september.ru/ http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezentatsii-k-urokam/ http://nsportal.ru/ Источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.
Урок литературы в 9 классе. изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.
Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина
Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...
Урок по литературе в 5 классе на тему :"Художественное богатство пейзажа в лирике С.А. Есенина"
Урок-путешествие. Ребята отправляются в путешествие по мастерской Есенина. Учатся находить художественные средства в лирике С.Есенина. Знакомятся с богатством красок, звуков в пейзажной ли...
МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)
Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно много очевидного и простого. Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...
Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)
Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....