презентация к уроку "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
презентация к уроку литературы "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку "Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина" | 1.91 МБ |
дополнительный материал к уроку | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода. А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года .
Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
Свобода для А. Пушкина Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо Свобода – основа дружбы Свобода – условие творчества Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.
«К Лицинию» (1815 ) …Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода, Во мне не дремлет дух великого народа. Пушкин впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку: О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал? Квириты гордые под иго преклонились. Кому ж, о небеса, кому поработились?
Белинский писал: « Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»
Вольнолюбивая лирика Пушкина 1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 – «Деревня» 1820 – « Погасло дневное светило » 1822 – «Узник» 1824 – « К морю » 1827 – « В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) 1827 – « Арион » 1828 – «Анчар»
Ода «Вольность» (1817) Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. четыре части 1 часть: автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему: Увы! Куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы. 2 часть: автор размышляет о том, что для блага народов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью святой »: Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье .
3 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла I): Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу… 4 часть: обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона», заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным : Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой
1 Вывод: Поэт убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена. Основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является "с вольностью святой законов мощных сочетанье".
ПЕРИФРАЗА - троп , описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких – «самовластительный злодей» (Наполеон) Найдите примеры еще: Свободы гордая певица (муза); Стражи трона (армия); тираны мира (цари);
«К Чаадаеву» (1818) По жанру это стихотворение - послание , обращенное к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает "отчизне посвятить души прекрасные порывы".
2 Вывод: понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна .
«Деревня» (1819) стихотворение композиционно делится на две части и построено по принципу антитезы : в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, рисуется незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку . Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым . во второй части - резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».
В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»? «Вольность» – общее понимание свободы, а «Деревня» - конкретное – жизнь крепостных крестьян. Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения? 3 Вывод: поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.
Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило », написанном в 1820 году: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей. Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822) , а также в элегии «К морю» ( 1824) Прощай , свободная стихия, В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.
«К морю» (1824 ) Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как бы стоит "на стыке" двух периодов, так как в ней присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью . Проанализировать это стихотворение вам предстоит дома.
Декабристские организации . “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек. “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек. “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин , Украина. Руководитель – П.И. Пестель. “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители – С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин , К. Рылеев.
Николай : “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?” Пущин : “ Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.
Послание «В Сибирь» (“ Во глубине сибирских руд”) (1827) Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании. .. Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.
« Арион » (1827 ) Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали На руль склонясь , наш кормщик умный В молчании правил грузный челн; А я - беспечной веры полн - Пловцам я пел... Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе: Я гимны прежние пою...
Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. 4 Вывод: Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека .
"Анчар"(1828) Философская притча. Как понимаете термин? Композиционный прием – контраст. Докажите. Сколько частей в стихотворении? Владыка – раб (какими показаны) Авторское отношение к ним. Как легенда о дереве связана с темой свободы?
Общие выводы: Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию: - провозглашение отвлеченной вольности; - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью; - мотив гуманистической идеи «дарования свободы»; - широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.
Домашнее задание Анализ одного из стихотворений по плану «К морю» «Анчар» План существует в двух вариантах : короткий - только пункты, порядок записи (см. ниже) ; подробный (интерпретация) - в приложенном файле. Его надо ИЗУЧИТЬ, распечатать и вклеить в тетрадь. В нём много информации, которой нужно пользоваться при анализе стихотворений. ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ (КРАТКИЙ): АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД НАПИСАНИЯ. ТЕМА ЖАНР КОМПОЗИЦИЯ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛЕКСИКА СИНТАКСИС СМЫСЛОВОЙ ИТОГ СТИХОТВОРЕНИЯ
Источники http://ps.1september.ru/ http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezentatsii-k-urokam/ http://nsportal.ru/
Предварительный просмотр:
Королева О.О.
Вольнолюбивая лирика Пушкина
(дополнительный материал к уроку)
А.С. Пушкин говорил: “Самостоянье человека – залог величия его”.
Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода.
А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Тринадцатилетний лицеист стал свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу своей Отчизны. А после всеобщего ликования вчерашние герои-патриоты были возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных, просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа. Так родились революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии.
«К Лицинию» (1815)
Уже в лицее Пушкин создаёт своё первое вольнолюбивое стихотворение «К Лицинию» (1815). В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним римским авторам выступает против русского самодержавия, против царя Александра и его сподвижника Аракчеева и прославляет свободу. Пушкин рисует древний Рим, «гордый край разврата, злодеяний», который «свободою возрос, а рабством погублен». В этом раннем стихотворении гражданская тема выражена ещё в иносказательной форме.
Лирика А.С. Пушкина отличается вольнолюбивым характером.
Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольности святой». Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века - это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения действительности и, следовательно, образа лирического героя.
Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
Ода «Вольность» (1817)
Не случайно героиней юношеской оды Пушкина стала не царствующая особа, а Вольность. Именно ей вслед за первым русским революционером Радищевым поклоняется молодой поэт, ей поет славу. Он позаимствовал у писателя XVIII века и жанр, и название своего произведения, выразив этим мысль о преемственности их взглядов. В своей оде молодой поэт воспел политическую свободу, бичуя в то же время царскую тиранию:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
По содержанию оду можно разделить на четыре части: в первой части автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему. Вслушайтесь, как сильно звучит в пушкинской оде голос протеста против тирании и беззакония, каким гневным предостережением проникнуто его обращение к владыкам, забывшим о своем долге перед народом!
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Пушкин хочет воспеть свободу потому, что в современной Европе и России видит лишь одно насилие:
Увы! Куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Во второй части автор размышляет о том, что для блага народов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью святой»:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
В третьей части Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла I).
Особенно сильно выражена ненависть поэта к тирании в следующих строках:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
В четвёртой части Пушкин обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона».
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой
К чему же призывает поэт? К свержению царской власти? Нет, он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.
Итак, основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является "с вольностью святой законов мощных сочетанье". Поэт глубоко убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа. В этом убеждают суровые примеры истории, о которых вспоминает Пушкин в оде. Это казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов. Это смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает о другом убийстве — русского царя Павла I.
Заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным.
.
Но обращение Пушкина осталось без ответа, ибо царское правительство не собиралось приступать к коренному переустройству России и, главное, даровать народу свободу.
«К Чаадаеву» (1818)
- Русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[1]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
В стихотворении "Чаадаеву", написанном спустя год после оды, уже нет обращений к монарху.
По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает "отчизне посвятить души прекрасные порывы". В проникновенных строчках пушкинского послания чувствуется убежденность в том, что именно сейчас отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Поэтому такая глубокая вера в лучшее будущее России звучит в финале послания:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
«Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», ждут все прогрессивные люди того времени минуты «вольности святой». В послании возникают два образа: образ «власти роковой» и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова «звезда», символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.
«Деревня» (1819)
Прошел год. В 1819 году во время поездки в Михайловское поэт пишет стихотворение «Деревня». Но нельзя не заметить, насколько изменилась тональность строк в финале стихотворения.
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Здесь уже нет абсолютной уверенности в том, что над Россией скоро засияет "звезда пленительного счастья". Поэтом владеют горькие раздумья и сомнения, так как к нему пришло понимание, что его мечта еще столь далека от осуществления. Что же помогло поэту увидеть истинное положение страны и ее народа, трезво оценить реальные возможности молодых "горячих голов"?
Лирический герой наблюдает «везде Невежества убийственный Позор». Ответ мы найдем в самом стихотворении, которое композиционно делится на две части и построено по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, рисуется незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Читая спокойные, задушевные строки, невольно проникаешься чувствами и настроениями лирического героя, понимаешь, что именно единение с полным гармонии миром природы приносит ему покой и вдохновенье, то, чего не может дать шумная и суетная жизнь столицы, где люди связаны незримыми оковами ненужных знакомств и обязательств, зависимы от власти молвы. Таким образом, лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
И именно такой человек способен ужаснуться тому, что здесь "барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца", что "рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца". Даже здесь, в прелестном "пустынном уголке", процветает рабство, всюду оставляет зловещие следы.
Во второй части - резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».
Здесь Барство дикое без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца....
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
«Погасло дневное светило» (1820)
Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанном в 1820 году:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей.
Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека - как внутреннюю, так и поэтическую:
Прощай, свободная стихия,
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге в неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным стихиям. Стихотворение 1824 года "К Морю" завершает романтический период пушкинского творчества. Оно как бы стоит "на стыке" двух периодов, так как в нем присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью.
Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве А.С. Пушкина. Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов.
Декабристские организации.
“Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек.
“Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек.
“Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель.
“Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители –
С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.
План восстания.
Выступление намечалось на лето 1826 года. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного – Константину, т.к. у Александра не было наследников.
Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели.
Но еще в 1823 году Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшенству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии.
В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.
Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрть их на Сенатской площади и заставить Сенат "добром" или под угрозой оружия издать "Манифест к русскому народу", в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Верховного правительства, политические свободы и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Кроме того, П.Г. Каховский взял на себя задачу перед началом выступления убить царя, но так и не решился ее выполнить.
Руководителем восстания ("диктатором") был избран князь С.П. Трубецкой.
Ход восстания. С раннего утра 14 декабря офицеры – члены "Северного общества" вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и "его жену "Конституцию"".
Им удалось вывести часть Московского, Гренадерского полков и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским. После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.
Итоги восстания.
А.С. Пушкина с декабристами связывали очень теплые, дружеские отношения. Среди декабристов были И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, друзья А.С. Пушкина по Лицею, не забывавшие поэта и в период его ссылки.
По свидетельству очевидцев, во время восстания декабристов И.И. Пущин воодушевлял солдат. На допросах он не выдал ни одного из своих товарищей, а когда нельзя было уклониться от ответа, называл либо вымышленные имена, либо имена умерших:
“Заходила речь и о Пушкине:
Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?”
Пущин: “Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.
Здесь все характерно: и категорическое утверждение, что Пушкин был противником тайных обществ, и характеристика его как “великого национального поэта”, который, как гордость России, требует к себе бережного и уважительного отношения, и упоминание о наиболее безобидном в политическом смысле произведении – поэме “Руслан и Людмила”.
Верховный суд отнес Пущина к первому разряду государственных преступников и приговорил к смертной казни отсечением головы. Затем “по царской милости” казнь была заменена двадцатью годами каторги.
Вот как И.И. Пущин вспоминает об этом (Из воспоминаний И.И. Пущина “Записки о Пушкине”):
“… Сцена переменилась.
Я осужден: 1828 года, 5-го генваря, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читы призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукою написано было: “Мой первый друг, мой друг бесценный…”
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга; но она поняла мое чувство без всякого внешнего проявления, нужного, может быть, другим людям и при других обстоятельствах; а Пушкину, верно, тогда не раз икнулось”.
– Послушайте несколько отрывков из писем Пушкина и воспоминаний декабристов и расскажите об отношении Пушкина к декабристам.
- “Ты ни в чем не замешан – это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством” (В.А. Жуковский – А.С. Пушкину, 12 апреля 1826 г.)
- “В то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал бы наизусть революционных стихов Пушкина” (И.Д. Якушкин. Из воспоминаний.)
- “Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем…” (А.С. Пушкин – В.А. Вяземскому, 10 июля 1826 г.)
- “Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна” (А.С. Пушкин – П.А. Вяземскому, 14 августа 1826 г.)
Вместе с посланием И.И. Пущину с А.Г. Муравьевой, уехавшей в Сибирь к сосланному мужу Н.М. Муравьеву, А.С. Пушкин передал декабристам стихотворение “Во глубине сибирских руд”.
Послание «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) (1827)
В своих документах правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен “горсткой извергов”. Писатель-революционер А.И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. “Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно”.
– Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина декабристам? (Нужно было обладать верность, преданностью друзьям и редкой смелостью, чтобы в этих условия написать такое стихотворение).
– Каков центральный поэтический образ стихотворения “Во глубине сибирских руд”? (Образ надежды.)
– Как стихотворение дополняет ваши знания о личности поэта? (Верный товарищ и друг, свободолюбивый человек.)
– Что такое эпитет? Что, по-вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым, “стремленье дум” – высоким, а свой голос – свободным?
– Почему поэт так уверен: “Не пропадет ваш скорбный труд…”?
– Почему, по-вашему, Пушкин вместо слова “шпага” употребляет слово “меч” (ср. выражение “карающий меч”)?
- Послание декабристам на каторгу.
- Гражданская тема верности идеалам юности.
- Жанр – дружеское послание.
- Средства выразительности: метафоры, олицетворение, эпитеты, сравнение, аллитерация («Р»), глаголы в будущем времени (почему)!
- Возвращение «рыцарской чести» осужденным со стороны дворянства в целом – «и братья меч вам отдадут».
Ссыльный поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ на послание А.С. Пушкина.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святой знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
– Как поняли послание А.С. Пушкина те, кому оно было адресовано? Что общего в стихотворении А.С. Пушкина и А.И. Одоевского? (Вера в будущее, в правоту своего дела, надежда на справедливое возмездие.)
Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе.
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на "до" и "после", трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1.
Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании "Во глубине сибирских руд". Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение
"Арион"(1827)
В стихотворении 1827 года "Арион" Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого. В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчании правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн -
Пловцам я пел...
Каждый герой этого стихотворения занят своим, важным делом, и задача певца - петь пловцам, нести Слово о них. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:
Я гимны прежние пою...
Но сколько требовалось мужества и стойкости, чтобы "петь прежние гимны", открыто заявлять о своих взглядах, не боясь преследований и опалы! Поэтому Пушкин восхищает нас не только изумительным поэтическим талантом, но и высокими нравственными качествами. Недаром он являлся для своего младшего современника Лермонтова идеалом поэта-пророка, который несет в мир гуманность, красоту, свободу и помогает людям стать счастливее и добрее.
Однако с 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов и хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
"Анчар"(1828)
- Философская притча. Как понимаете термин?
- Композиционный прием – контраст. Докажите.
- Сколько частей в стихотворении?
- Владыка – раб (какими показаны)
- Авторское отношение к ним.
- Как легенда о дереве связана с темой свободы?
Глубокое философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года "Анчар". В первой же строфе "Анчара" возникает образ "часового". Часовой стоит на границе, охраняет один мир от другого, особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от его переизбытка: "Яд каплет сквозь его кору".
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет...
Тигр - воплощение жестокости; но это жестокость оправданная, понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого, что голоден. Зло Анчара - именно абстрактное зло, страшное своею беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом "древе яда" отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается с подчеркнутого противопоставления:
Но человека человек…
В этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом "антимира" и господин, и слуга прежде всего - люди, которые должны бы вместе противостоять злу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы. Одного лишь "властного взгляда" достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью.
Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, "бедный раб", покорный взгляду царя и умирающий " ног непобедимого владыки" вызывает скорее презрение. Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее "владыкой". Духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием. Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
«Бедный раб» не протестует против воли владыки, который преумножил зло, «напитав ядом свои послушливые стрелы» и разослав их в соседние пределы.
Свобода в понимании Пушкина обретает абсолютное значение. Она превышает по значимости все сущее в мире: "На свете счастья нет, но есть покой и воля" (из ст-я «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..»).
Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звезда - символы свободы), анафоры («пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), сравнения.
Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.
Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.
– Как вы понимаете слова А.И. Герцена:
“После 1825 г. только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылал свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.
С темой свободы в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных.... » (1829), «Элегия» (1830) и «Вновь я посетил» (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина. О них мы поговорим позже.
В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных.... » поэт мыслит о «дубе уединенном», который «переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов». Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), отмечая одну из своих главных заслуг перед народом и потомками— прославление идеалов свободы:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
- Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:
- - провозглашение отвлеченной вольности;
- - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;
- - мотив гуманистической идеи «дарования свободы»;
- - широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.
- Анализ одного из стихотворений по плану
- «К морю» «Анчар»
- План существует в двух вариантах : короткий - только пункты, порядок записи (см. ниже) ; подробный - в приложенном файле. Его надо ИЗУЧИТЬ, распечатать и вклеить в тетрадь. В нём много информации, которой нужно пользоваться при анализе стихотворений.
- ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ (КОРОТКИЙ):
- АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД НАПИСАНИЯ.
- ТЕМА
- ЖАНР
- КОМПОЗИЦИЯ
- ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ
- СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- ЛЕКСИКА
- СИНТАКСИС
- СМЫСЛОВОЙ ИТОГ СТИХОТВОРЕНИЯ
Белинский писал: «Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.
Урок литературы в 9 классе. изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...
презентация "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"
презентация к уроку литературы...
Презентация "Тамбовские адресаты лирики А.С.Пушкина"
Презентация содержит материал об адресатах лирики А.С.Пушкина, имеющих отношение к Тамбовской области. Материал может использоваться на уроках литературы, литературного краеведения и во внеклассных ме...
МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)
Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно много очевидного и простого. Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...
Презентация "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина".
Данная презентация используется на уроке литературы в 9 классе по теме : "Любовная лирика А. С. Пушкина"....
Презентация " Дружба в лирике А.С.Пушкина"
Презентация "Дружба в лирике А.С.Пушкина"...
Презентация "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина"
В презентации представлены женщины - музы Александра Сергеевича Пушкина....