Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе (122 ч/ 3,5 ч в неделю) по рограмме Беленького Г.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_literature_5_klass.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе
для 5 класса
на 2012-2013 учебный год
Составила:
Учитель: Cундукова О.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
Программа составлена на 122 часа, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
- развить способности:
- воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
- формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
- анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.
- Таблицы и раздаточный материал по литературе для 5 класса (электронный вариант)
- ЦОР по всем темам
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
- В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Литература для учащихся:
- Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе
на 2012-2013 учебный год
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 20012.
Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.
Всего: 122 ч.
Р.Р.: 12ч.
Внеклассное чтение: 19 ч.
№ п/п | Дата | Содержание |
Введение (1ч) | ||
1 | Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. | |
Мифы (10+3ч+1ч) | ||
2 | Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. | |
3 | Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью. | |
4 | Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов («Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце»). Художественный пересказ мифа. | |
5 | Миф «Орфей и Эвридика». Художественный пересказ мифа. | |
6 | Миф «Пигмалион». Художественный пересказ мифа. | |
7 | Миф «Подвиги Геракла». Художественный пересказ мифа. | |
8 | Миф «Подвиги Геракла» (продолжение). Художественный пересказ мифа. | |
9 | Вн.чт. А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции» (по выбору уч-ся); В.Смирнова «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце». | |
10 | Вн.чт. Игра «Поле чудес» по мифам Древней Греции. | |
11 | Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея» | |
12 | Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы. | |
13 | Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и и верований народа. | |
14 | Вн.чт. Мифы и сказки славян | |
15 | Р.Р. Письменный пересказ мифа | |
Устное народное творчество (15 часов) | ||
Народные сказки ( 3+1+1) | ||
16 | Сказка как жанр фольклора. Отличие сказок от мифов. Виды народных сказок | |
17 | Сказки «Белая уточка», «Кот и лиса» | |
18 | Сказки народов мира. Египетская сказка «Коршун и кошка». | |
19 | Вн.чт. Игра «Миллион сказок детям» | |
20 | Р.Р. Сочинение сказки | |
Легенды и предания (3ч) | ||
21 | Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Легенда «О граде Китеже» | |
22 | Легенда «Атаман Кудеяр». | |
23 | Легенда «Про Никитушку Ломова». | |
Малые жанры фольклора (3ч.) | ||
24 | Путешествие в Страну пословиц и поговорок. | |
25 | Народный календарь. Малые жанры фольклора. | |
26 | Игра «Поле чудес» по устному народному творчеству | |
Народный кукольный театр (4ч.) | ||
27 | Сатира и оптимистическая природа смеха в кукольной комедии «Петрушка Уксусов» | |
28 | Репетиция кукольной комедии «Петрушка Уксусов». | |
29 | Репетиция кукольной комедии «Петрушка Уксусов» (продолжение). | |
30 | Выступление уч-ся в школьном театре с кукольной комедией «Петрушка Уксусов». | |
Сказочные события и герои литературы (31ч) | ||
31 | Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной ( 1ч) | |
А.С.Пушкин (4+1+1) | ||
32 | А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта. | |
33 | «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. | |
34 | Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. | |
35 | Р.Р.Обучение составлению простого плана. | |
36 | Игра «Поле чудес» по поэме «Руслан и Людмила» | |
37 | Вн.чт. «Своя игра» по сказкам Пушкина | |
Х.К.Андерсен (3+2+1) | ||
38 | Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. | |
39 | «Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | |
40 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | |
41 | Р.Р. Обучение составлению сложного плана. | |
42 | Вн.чт. Любимые сказки Андерсена (по выбору уч-ся). Художественный пересказ. | |
43 | Вн.чт. Игра по сказкам Андерсена. | |
Е.Л.Шварц (3+1) | ||
44 | Е.Л.Шварц. Сведения о жизни писателя. | |
45 | «Золушка» (киносценарий). Сказка о гонимой падчерице. | |
46 | Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц? Т.Л. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | |
47 | Вн.чт. Игра «В мире сказок» | |
П.П.Бажов (4+1+1) | ||
48 | П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. | |
49 | «Каменный цветок». Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. | |
50 | Герой сказа Бажова- труженик и художник. | |
51 | Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка. Особенности сказа как литературного жанра. | |
52 | Вн.чт. Сказы П.П.Бажова «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» (по выбору уч-ся) | |
53 | Р.Р. Описание в повествовании. Нахождение описания в тексте. | |
Басни (6+2) | ||
54 | И.А.Крылов – великий русский баснописец. | |
55 | Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Афористичность. | |
56 | Иносказательный и обобщающий смысл басни «Волк на псарне» | |
57 | Отражение жизненных наблюдений в басне «Демьянова уха» | |
58 | Отражение народной мудрости в басне «Квартет» | |
59 | Отражение жизненных наблюдений в басне «Волк и Ягненок» | |
60 | Вн.чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | |
61 | Вн.чт. Конкурс знатоков басен. | |
Человек перед лицом жизненных испытаний ( 22 часа) | ||
М.Ю.Лермонтов (3ч+1ч) | ||
62 | М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | |
63 | «Бородино». Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | |
64 | Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. Образность языка. Звукопись. | |
65 | Вн.чт. Историческая тема в произведениях А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова и М.Ю.Лермонтова | |
А.В.Кольцов (3ч) | ||
66 | А.В.Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. | |
67 | «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. | |
68 | Удаль и красота героя. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении. | |
И.С.Тургенев (5+2) | ||
69 | И.С.Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва Тургенева». | |
70 | «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. | |
71 | Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. | |
72 | Уродующее влияние на человека отношений барства и рабства. | |
73 | Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | |
74 | Р.Р. Характеристика героя по его описанию. | |
75 | Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | |
Л.Н.Толстой(4+1) | ||
76 | Л.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. | |
77 | «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Сюжет и герои произведения. | |
78 | Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность Жилина в противопоставлении пассивности, слабодушия Костылина. | |
79 | Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | |
80 | Р.Р. Сочинение-противопоставление героев. | |
В.М.Гаршин (3ч) | ||
81 | В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя. | |
82 | «Сигнал». Драматизм событий в рассказе. | |
83 | Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки. | |
Л.Н.Андреев (3+1) | ||
84 | Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя. | |
85 | «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. Роль пейзажа в рассказе. | |
86 | За что можно одобрить, за что осудить дачников? Призыв к доброте и состраданию. | |
87 | Р.Р. Сочинение «Сон Кусаки». | |
А.И.Куприн (3+1) | ||
88 | А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. | |
89 | «Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия. | |
90 | Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж | |
91 | Вн.чт. В мире героев Андреева, Григоровича, Чехова. | |
Поэзия природы (3ч+1ч) | ||
92 | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. А.С.Пушкин «Обвал», А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки». | |
93 | Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…» | |
94 | К.Д.Бальмонт «Где б ни странствовал, везде припоминаю…», Н.И.Рыленков «Все в тающей дымке…» | |
95 | Вн.чт. Поэзия тульских писателей о родном крае | |
К.Г.Паустовский (3+2) | ||
96 | К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя. | |
97 | Очерк «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. | |
98 | Р.Р. Выразительное чтение прозаического текста. | |
99 | Очерк как вид эпического произведения. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка | |
100 | Р.Р. Лирическая зарисовка «Я видел…» | |
Е.И.Носов (3+1) | ||
101 | Е.И.Носов. Сведения о жизни писателя. | |
102 | «Тридцать зерен». Тема, идея произведения. | |
103 | «Как ворона на крыше заблудилась». Тема, идея произведения. | |
104 | Вн.чт. Родная природа в творчестве русских поэтов и писателей «Березке русской поклонюсь…» | |
«Идет война народная, священная война!.. (2+2+1) | ||
105 | Тема Великой Отечественной войны в лирике К.Симонова, А.Суркова, М.Джалиля, С.Орлова, Р.Гамзатова. | |
106 | Тема Великой Отечественной войны в лирике А.Твардовского, Н.Рыленкова, А.Ахматовой. | |
107 | Вн.чт. Писатели тульского края о войне. | |
108 | Вн.чт. В.П.Катаев «Сын полка» | |
109 | Р.Р. Контрольное сочинение «Дети войны» | |
Рассказы о твоих сверстниках ( 5 часов) | ||
Ю.П.Казаков (3ч) | ||
110 | Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. | |
111 | «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. | |
112 | Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | |
В.А.Солоухин (2+1) | ||
113 | В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя. | |
114 | «Мститель». Рассказ как жанр литературы. | |
115 | Вн.чт. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес» | |
Зарубежная литература (1ч) | ||
116 | Вн.чт. М.Твен «Приключения Тома Сойера». | |
117 | Урок - игра «Мир литературных героев». | |
118 | Итоговый урок. Что читать летом. | |
119 | Резерв | |
120 | Резерв | |
121 | Резерв | |
122 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной
Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...
Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008 (5 ч...