Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Сундукова Ольга Владимировна

Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе (122 ч/ 3,5 ч в неделю) по рограмме Беленького Г.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_literature_5_klass.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе

для 5 класса

на 2012-2013 учебный год

                                                                  Составила:

                                                                                      Учитель: Cундукова О.В.

Пояснительная записка.  

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

Программа составлена на 122 часа, рассчитана на 1 год  обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам  школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
  • развить способности:
  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
  • анализировать и оценивать литературные произведения;
  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано  следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы

Курс литературы  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.
  2. Таблицы и раздаточный материал по литературе для 5 класса (электронный вариант)
  3. ЦОР по всем темам
  4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
  5. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  6. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  7. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  8. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Литература для учащихся:

  1. Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе

на 2012-2013 учебный год

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 20012.

Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

Всего: 122 ч.

Р.Р.: 12ч.

Внеклассное чтение: 19 ч.

п/п

Дата

Содержание

Введение (1ч)

1

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

Мифы (10+3ч+1ч)

2

Происхождение, особенности содержания и  художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

3

Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

4

Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов («Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце»). Художественный пересказ мифа.

5

Миф «Орфей и Эвридика». Художественный пересказ мифа.

6

Миф «Пигмалион». Художественный пересказ мифа.

7

Миф «Подвиги Геракла». Художественный пересказ мифа.

8

Миф «Подвиги Геракла» (продолжение). Художественный пересказ мифа.

9

Вн.чт. А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции» (по выбору уч-ся); В.Смирнова «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».  

10

Вн.чт. Игра «Поле чудес» по мифам Древней Греции.

11

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея»

12

Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

13

Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и и верований народа.

14

Вн.чт. Мифы и сказки славян

15

Р.Р. Письменный пересказ мифа

Устное народное творчество (15 часов)

Народные сказки ( 3+1+1)

16

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказок от мифов.  Виды народных сказок

17

Сказки «Белая уточка», «Кот и лиса»

18

Сказки народов мира. Египетская сказка «Коршун и кошка».

19

Вн.чт. Игра «Миллион сказок детям»

20

Р.Р. Сочинение сказки

Легенды и предания (3ч)

21

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Легенда «О граде Китеже»

22

Легенда «Атаман Кудеяр».  

23

Легенда  «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора (3ч.)

24

Путешествие в Страну пословиц и поговорок.

25

 Народный календарь. Малые жанры фольклора.

26

Игра «Поле чудес» по устному народному творчеству  

Народный кукольный театр (4ч.)

27

Сатира и оптимистическая природа смеха в кукольной комедии «Петрушка Уксусов»

28

Репетиция кукольной комедии «Петрушка Уксусов».

29

Репетиция кукольной комедии «Петрушка Уксусов» (продолжение).

30

Выступление уч-ся в школьном театре с кукольной комедией «Петрушка Уксусов».

Сказочные события и герои литературы (31ч)

31

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной ( 1ч)

А.С.Пушкин (4+1+1)

32

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.

33

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении.

34

Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

35

Р.Р.Обучение составлению простого плана.

36

Игра «Поле чудес» по поэме «Руслан и Людмила»

37

Вн.чт. «Своя игра» по сказкам Пушкина

Х.К.Андерсен (3+2+1)

38

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

39

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

40

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

41

Р.Р. Обучение составлению сложного плана.

42

Вн.чт. Любимые сказки Андерсена (по выбору уч-ся). Художественный пересказ.

43

Вн.чт. Игра по сказкам Андерсена.

Е.Л.Шварц (3+1)

44

Е.Л.Шварц. Сведения о жизни писателя.

45

«Золушка» (киносценарий). Сказка о гонимой падчерице.

46

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л.Шварц? Т.Л. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

47

Вн.чт. Игра «В мире сказок»

П.П.Бажов (4+1+1)

48

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу.

49

«Каменный цветок». Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости.

50

Герой сказа Бажова- труженик и художник.

51

Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка. Особенности сказа как литературного жанра.

52

Вн.чт. Сказы П.П.Бажова «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» (по выбору уч-ся)

53

Р.Р. Описание в повествовании. Нахождение описания в тексте.

Басни (6+2)

54

И.А.Крылов – великий русский баснописец.

55

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Лаконизм и близость  языка басен к разговорной речи. Афористичность.

56

Иносказательный и обобщающий смысл басни  «Волк на псарне»

57

Отражение  жизненных наблюдений  в басне «Демьянова уха»

58

Отражение  народной мудрости в басне «Квартет»

59

Отражение  жизненных наблюдений в басне «Волк и Ягненок»

60

Вн.чт. Басни Эзопа и Лафонтена.

61

Вн.чт. Конкурс знатоков басен.

Человек перед лицом жизненных испытаний ( 22 часа)

М.Ю.Лермонтов (3ч+1ч)

62

М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

63

«Бородино». Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

64

Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. Образность языка. Звукопись.

65

Вн.чт. Историческая тема в произведениях А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова и М.Ю.Лермонтова

А.В.Кольцов (3ч)

66

А.В.Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной.

67

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа  русского человека.

68

Удаль и красота героя. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И.С.Тургенев (5+2)

69

И.С.Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва Тургенева».

70

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей.

71

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.

72

Уродующее влияние на человека отношений барства и рабства.

73

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

74

Р.Р. Характеристика героя по его описанию.

75

Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Л.Н.Толстой(4+1)

76

Л.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

77

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Сюжет и герои произведения.

78

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность Жилина в противопоставлении пассивности, слабодушия Костылина.

79

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.

80

Р.Р. Сочинение-противопоставление героев.

В.М.Гаршин (3ч)

81

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

82

«Сигнал». Драматизм событий в рассказе.

83

Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки.

Л.Н.Андреев (3+1)

84

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

85

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. Роль пейзажа в рассказе.

86

За что можно одобрить, за что осудить дачников? Призыв к доброте и состраданию.

87

Р.Р. Сочинение «Сон Кусаки».

А.И.Куприн (3+1)

88

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

89

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия.

90

Средства изображения героев: поступки, внешний облик, речь, пейзаж

91

Вн.чт. В мире героев Андреева, Григоровича, Чехова.

Поэзия природы (3ч+1ч)

92

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. А.С.Пушкин «Обвал», А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки».

93

Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»

94

К.Д.Бальмонт «Где б ни странствовал, везде припоминаю…»,  Н.И.Рыленков «Все в тающей дымке…»

95

Вн.чт. Поэзия тульских писателей о родном крае

К.Г.Паустовский (3+2)

96

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

97

Очерк «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.

98

Р.Р. Выразительное чтение прозаического текста.

99

Очерк как вид эпического произведения. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка

100

Р.Р. Лирическая зарисовка «Я видел…»

Е.И.Носов (3+1)

101

Е.И.Носов. Сведения о жизни писателя.

102

«Тридцать зерен». Тема, идея произведения.

103

«Как ворона на крыше заблудилась». Тема, идея произведения.

104

Вн.чт. Родная природа в творчестве русских поэтов и писателей «Березке русской поклонюсь…»

«Идет война народная, священная война!.. (2+2+1)

105

Тема Великой Отечественной войны в лирике К.Симонова, А.Суркова, М.Джалиля, С.Орлова, Р.Гамзатова.

106

Тема Великой Отечественной войны в лирике А.Твардовского, Н.Рыленкова, А.Ахматовой.

107

Вн.чт. Писатели тульского края о войне.

108

Вн.чт. В.П.Катаев «Сын полка»

109

Р.Р. Контрольное сочинение «Дети войны»

Рассказы о твоих сверстниках ( 5 часов)

Ю.П.Казаков (3ч)

110

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

111

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа.

112

Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

В.А.Солоухин (2+1)

113

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

114

«Мститель». Рассказ как жанр литературы.

115

Вн.чт.  Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

Зарубежная литература (1ч)

116

Вн.чт. М.Твен «Приключения Тома Сойера».

117

Урок - игра «Мир литературных героев».

118

Итоговый урок. Что читать летом.

119

Резерв

120

Резерв

121

Резерв

122

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...

Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького

Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе  по программе общеобразовательных учреждений  под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008  (5 ч...