рабочая программа по литературе 12 класс
рабочая программа по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
протокол №1 приказ № 62-о
от 20. 08 2012 от «03» сентября 2012
________________
В.А. Шкарупелова
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 12 класса
Автор - составитель: Панибратова С.Н.
учитель русского языка и литературы
Михайловка
2012
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………с.3
Планируемые результаты. Система контроля…………………………с.5
Тематическое планирование…………………………………………...…с.6
Содержание планирования………………………………………………. с.10
Список литературы для обучающихся и учителя……………………...с.11
Материально – техническое оснащение…………………………………с.11
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
На изучение курса литературы в 10- 11 классах по учебной программе отводится 204 часа. В связи с особенностями работы в вечерней школе содержание программы разделено на 3 части ( соответственно !0, 11, 12 классы) и увеличено количество часов для изучение данного материала.
На изучение программы по литературе отводися 72 часа, из расчёта 2 часа в неделю
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, , диалоги.
В нашей программе деление часов представлено следующим образом:
Количество учебных часов:
В год -__72___ часа (__2_ часа в неделю)
Зачётов: 3
Новизна данной учебной программы и отличие программы от Примерной программы для общеобразовательных учреждений состоит в следующем: учебный материал, распределён на 72 часа обучения, изменено количество часов на реализацию отдельных разделов курса.
- Формы занятий:
- Групповое занятие
- индивидуальная консультация
- зачёт
Формы организации образовательного процесса
· уроки-лекции
· уроки-собеседования
· урок-практическая работа
· уроки с групповыми формами работы
· уроки-зачеты
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Планируемые результаты. Система контроля
Требования к уровню подготовки учащихся 12 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- Основные факты жизненного и творческого пути писателей ;
- Историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- Основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- Работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- Выявлять авторскую позицию;
- Выражать свое отношение к прочитанному;
- Сопоставлять литературные произведения;
- Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- Владеть различными видами пересказа;
- Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;
формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Тематическое планирование
№ урока | тема | Тип урока | Домашнее задание |
Введение-1 час | |||
Русская литература в контексте мировой культуры. | Лекция с эл.беседы | Вопросы | |
Литература 30-х годов -17 часов | |||
А.А.Ахматова: личность и судьба. | Лекция с эл.беседы | Доработать конспект лекции | |
Лирика Ахматовой. | Практикум | Анализ стихотворения | |
Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. | Практикум | «Реквием»-читать | |
Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» | Лекция с элементами беседы | ||
Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» | Практикум | Стр.157-160 | |
| Лекция с элементами беседы. | Анализ стихотворения | |
| Практикум | Выразительное чтение стихотворения | |
Зачёт №1 «Творчество А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой» | |||
| Лекция с элементами беседы | Конспект лекции | |
М.А.Шолохов: судьба и творчество | Лекция с элементами беседы | «Донские рассказы»-читать | |
«Донские рассказы» | Практикум | ||
«Донские рассказы» | Практикум | Стр.179-183 | |
Картина гражданской войны в романе «Тихий Дон». | Лекция с элементами беседы | ||
Картина гражданской войны в романе «Тихий Дон». | Лекция с элементами беседы | Индивидуальные задания | |
Трагедия народа и судьба Григория Мелихова в романе «Тихий Дон». | Лекция с элементами беседы. | Подготовиться к семинару. | |
Трагедия народа и судьба Григория Мелихова в романе «Тихий Дон». | Лекция с элементами беседы | Стр.195-197 | |
Женские образы в романе «Тихий Дон». | Семинар | Стр.192-195 | |
Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий дон». | Изучение нового материала | Подготовиться к зачёту | |
Зачёт №2 «Творчество М.А.Шолохова» | |||
Литература периода Великой Отечественной войны-2 часа | |||
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор) | Лекция с элементами беседы | Доработать конспект лекции | |
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор) | Лекция с элементами беседы. | Стр.202-204 | |
Литература 50 -90-х годов -35 часов | |||
Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов. | Лекция с элементами беседы | Доработать конспект лекции. | |
Новое осмысление военной темы в литературе 50-х -90-х годов. | Лекция с элементами беседы. | Конспект лекции | |
Новое осмысление военной темы в литературе 50-х 90-х годов. | Лекция с элементами беседы | «Обмен»-читать | |
А.Т.Твардовский: судьба, творчество. | Лекция с элементами беседы | Читать поэмы Твардовского | |
Лирика А.Т.Твардовского о войне, о Родине. | Практикум | Анализ стихотворения | |
Поэмы А.Т.Твардовского | Лекция с элементами беседы. | ||
Поэмы А.Т.Твардовского | Лекция с элементами беседы | Вопросы в учебнике стр.263 | |
Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. | Семинар | Стр.129-132 | |
Философский характер лирики Б.Пастернака. | Практикум | Анализ стихотворения | |
Основные темы и мотивы поэзии Б.Пастернака | Лекция с элементами беседы | Стр.135-137 | |
Анализ лирических произведений Б.Пастернака | Практикум | «Доктор Живаго» стр.137-142 | |
Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго» | Лекция с элементами беседы. | ||
Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго» | Изучение нового материала | Подготовить сообщение | |
А.И.Солженицын. Страницы творчества. | Лекция с элементами беседы | «Один день Ивана Денисовича»-читать | |
«Лагерная» тема в творчестве писателя. | Лекция с элементами беседы | Стр.269-275, 278 | |
Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Лекция с элементами беседы | ||
Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Практикум | Ответить на вопросы | |
В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы». | Лекция с элементами беседы. | Лирика Рубцова | |
Н.М.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики. | Лекция с элементами беседы. | Анализ стихотворения | |
40-42 | Взаимоотношение человека и природы в рассказах Астафьева «Царь-рыба» | Лекция с элементами беседы | Прочитать повесть «Царь-рыба» |
43 | Нравственные проблемы произведений В.Г.Распутина. | Лекция с элементами беседы | Стр.338-340 |
44 | Нравственные проблемы произведений В.Г.Распутина. | Лекция с элементами беседы | Подготовиться к зачёту |
Зачёт №3 «Творчество В.Г.Распутина» | |||
45 | Темы и проблемы современной драматургии. | Лекция с эл.беседы | |
46 | Темы и проблемы современной драматургии. | Лекция с эл.беседы | Подготовить сообщение |
47 | И.А.Бродский. Слово о поэте. | Лекция с эл.беседы | Индивидуальные задания |
48 | Авторская песня. | Лекция с эл.беседы | Выразительное чтение |
49 | Б.Окуджава. Слово о поэте. | Лекция с эл.беседы | |
50 | «Городская» проза в современной литературе. | Лекция с элементами беседы | Конспект лекции |
51 | Трифонов «Обмен» | Практикум | |
52 | «Деревенская» проза в современной литературе | Лекция с элементами беседы | Стр.333 |
53 | «Деревенская» проза в современной литературе | Практикум | Анализ рассказов Шукшина. |
54-55 | Драматургия А.Вампилова. | ||
Из литературы народов России -1 час | |||
56 | М.Карим. Жизнь и творчество. | Лекция с эл.беседы | Конспект лекции |
Литература конца 20- начала 21 века -2 часа | |||
57 | Основные направления и тенденции развития современной литературы. | Лекция с эл.беседы | Индивид. задания |
58 | Основные направления и тенденции развития современной литературы. | Лекция с эл.беседы | Читать пьесы |
Из зарубежной литературы -7 часов | |||
59 | Д.Б.Шоу. Духовно-нравственные проблемы пьес | Лекция с эл.беседы | Пересказ |
60 | Д.Б.Шоу. Духовно-нравственные проблемы пьес | Семинар | Индивидуальное задание |
61 | Т.С.Элиот. Слово о поэте. | Изучение нового материала | Конспект лекции |
62-63 | Э.М.Ремарк «Три товарища». | Аналитическое чтение | Индивидуальное задание |
64-65 | Э.М.Хемингуэй. Слово о писателях и его романах. | Изучение нового материала | Ответить на вопросы |
Повторение курса литературы за 10-12 классы -7 часов | |||
66 | Повторение и обобщение изученного по литературе 18 века. | Семинар | Составить тестовые задания |
67 | Повторение и обобщение изученного по литературе 18 века | Семинар | |
68 | Повторение и обобщение изученного по литературе 19 века. | Семинар | Повторить авторов и произведения 19 века |
69 | Повторение и обобщение изученного по литературе 19 века. | Семинар | Ответить на вопросы |
70 | Повторение и обобщение изученного по литературе 20 века. | Семинар |
|
71 | Повторение и обобщение изученного по литературе 20 века. | Семинар | Подготовиться к итоговому тесту |
72 | Итоговый тест по литературе | Контроль знаний |
|
Содержание планирования
Содержание | Кол-во часов |
Введение-1 час | 1 |
Литература 30-х годов | 17 |
Литература периода Великой Отечественной войны | 2 |
Литература 50 -90-х годов | 35 |
Из литературы народов России | 1 |
Литература конца 20- начала 21 века | 2 |
Из зарубежной литературы | 7 |
Повторение курса литературы за 10-12 классы | 7 |
Итого | 72 |
А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.
Литература периода Великой Отечественной войны
А. Т. Твардовский Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов
Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.
В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.
А.И.Солженицин Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов
Список литературы для обучающихся и учителя
Перечень учебно-методического обеспечения учителя.
- Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл.: в 2 ч. Под ред. В. П. Журавлёва, М: Просвещение, 2007г.
- Русская литература ХХ века. 11 кл. Практикум. Под. Ред. В.П. Журавлёва, М: Просвещение, 2006г.
- 3. Литература. 11 класс. Поурочные планы по учебнику В.П. Журавлёва. Учитель: Волгоград, 2009г.
- 4. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 11 класс в 2-х частях. Автор-составитель, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
- 5. Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—11 классы. И.О. Родин, Т.М. Пименова, М: АСТ, Астрель, 2009г.
Учебно-методический комплекс обучающегося:
1. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл.: в 2 ч. Под ред. В. П. Журавлёва, М: Просвещение, 2007г.
- Русская литература ХХ века. 11 кл. Практикум. Под. Ред. В.П. Журавлёва, М: Просвещение, 2006г.
- Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 11 класс в 2-х частях. Автор-составитель, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
- Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—11 классы. И.О. Родин, Т.М. Пименова, М: АСТ, Астрель, 2009г.
Материально – техническое оснащение
- Литература в таблицах 5—11 классы,. Справочные материалы. Н.П. Миронова. М: АСТ Астрель. Хранитель, 2006г.
2. Портреты писателей 18 - 20 века
3. Мультимедиа комплекс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....