ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|
|
Предмет | Литература 8 класс |
|
Тема
| ХЛЕСТАКОВ – РЕВИЗОР (Анализ четвёртого действия комедии Н.В. Гоголя) |
|
Планируемые образовательные результаты |
|
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- Умение понимать тему, идею литературного произведения;
- Умение пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка;
- Развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления лексического значения слова стихия
| - Формирование навыка исследовательской работы с текстом;
- Умение работать парно и в группе, находить общее решение;
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
| - Создание у обучающихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей
|
Решаемые учебные проблемы | - Выявить особенности мира чиновников города.
- Проследить стихийность поступков Хлестакова.
- Ответить на вопрос: «Как ничтожество превращается во взяточника?»
- Отметить тождество мнимого ревизора (Хлестакова) и настоящих ревизоров, созданное бессмыслицей уклада жизни общества, заблуждениями людей.
5. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи обучающихся, обогащение их словарного запаса.
|
|
Средства ИКТ и их методическое назначение | Презентация, фрагмент фильма «Ревизор» - Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся.
- Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
- Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ
|
|
Аппаратное и программное обеспечение
| - Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005. – 360 с.
- Х/ф. «Ревизор», 1952г., режиссёр Владимир Петров
- Лапатухина М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.:Просвещение, 1981.-563 с.
|
|
Образователь ные Интернет-ресурсы | - http://www.bing.com/images/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://festival.1september.ru/articles/508236/
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
|
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|
|
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения. Работа с теоретическим понятием и «школьным толковым словарём русского языка» |
|
Формирование универсальных учебных действий | Познавательные УУД: формирование умения видеть, формулировать проблему (задачу); умения ставить вопросы и находить ответы; умения структурировать текст.
|
|
Длительность этапа | 4 минуты |
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата
|
Работа со словарём Лексическая работа: стихия. - Явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая сила.
- Неорганизованная сила, действующая в социальной среде, в обществе.
- Обычная, привычная среда, обстановка.
Участие в эвристической беседе В сцене вранья речь Хлестакова увлекает его своим потоком, а не смыслом. Его слова неожиданны и для зрителя (читателя) и для него самого. Они его точно несут. Здесь уместно употребить слово «стихия» в его первом значении – ничем не сдерживаемая сила. Хлестаков не способен дать отчёта в своих речах по всегдашней удивительной лёгкости в мыслях. Недаром он сам признаётся: «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях». Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихией речи, то в IV действии он одержим стихией поступков. Она во всём управляет им. - Каким предстаёт Хлестаков перед зрителем в явлении 2, действия IV? Отличается ли он от Хлестакова из действия III?
В третьем акте Хлестаков, вдохновлённый завтраком, а ещё более – подобострастными ожиданиями слушателей, сыграл роль сановника, сам не желая того, и в глазах своих уездных слушателей стал вельможей, надулся важностью. Хлестаков проспался – и вся важность с него слетела. Он опять прежний Хлестаков Герой никогда не брал и не берёт взяток и не умеет их брать – потому, разумеется, что никто не давал ему их, ибо от него не зависят ничьи дела. Среди Антонов Антоновичей да Артемиев Филипповичей, отъявленных взяточников и плутов, Хлестаков выглядит вполне безобидно. И вот ему – то и было суждено стать ненадолго взяточником среди взяточников. Механизм такого превращения Гоголь раскрывает в IV действии «Ревизора». Сцены взяток повторяют одну и ту же схему диалога; все эти встречи Хлестакова с чиновниками как будто протекают одинаково. Длительное обдумывание и труд Гоголя были направлены на то, чтобы добиться в этой кажущейся одинаковости – движения. - Как меняется манера поведения Хлестакова при встрече с чиновниками?
|
|
Методы обучения | Эвристический метод; критическое мышление (фаза вызова) |
|
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | На экран проецируются тема урока, а также изображение стихии как природного явления |
|
Форма организации деятельности обучающихся | Парная. Обсуждение в парах, формулирование ответа, приведение аргументов |
|
Основные формы, виды деятельности учителя | «Замотивировать» обучающихся на - пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.
Удивить связью между изображением стихии как природного явления и Хлестаковым. Организовать работу по - подготовке к сообщению задач урока;
- подготовке к организации различных видов деятельности на основе принципов партнёрства и сотрудничества;
- подготовке к освоению обучающимися нового материала.
|
|
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
|
|
Формирование конкретного образовательного материала | Проследить стихийность поступков Хлестакова. Представление результатов работы в группах по итогам исследования. |
|
Формирование универсальных учебных действий | Комуникативные УУД: формирование умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности; умения слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию. Познавательные УУД: формирование умения делать выводы, обобщения и умозаключения. РегулятивныеУУД: формирование умения контролировать своё эмоциональное состояние и поведение. |
|
Длительность этапа | 17 минут |
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата
| Исследовательская работа с текстом в группах и представление результатов
ГРУППА № 1. Изменение манеры поведения Хлестакова при встрече с чиновниками: Аммосом Фёдоровичем и почтмейстером (на материале явл.3 и 4). Заполнение таблицы на слайде медиапрезентации
Чиновник | Хлестаков |
|
| Цитата | Манера поведения | Аммос Фёдорович | «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю» | Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную | почтмейстер | «Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?» | Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело |
ГРУППА № 2. Изменение манеры поведения Хлестакова при встрече с чиновниками: Хлоповым, Артемием Филипповичем, а также помещиками Бобчинским и Добчинским (на материале фрагмента х/ф «Ревизор»). Заполнение таблицы на слайде медиапрезентации
Чиновник | Хлестаков |
|
| Цитата | Манера поведения | Хлопов | «Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость» | Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости собеседника | Артемий Филиппович | «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножечко ниже ростом, не правда ли?; Эй, вы! как вас? Я всё позабываю, как ваше имя отчество» | Допускает беспардонную наглость по отношению к Землянике | Бобчинский и Добчинский | «Денег нет у вас? Взаймы рублей тысячу» | Нагло вымогает деньги |
ГРУППА № 3. Выписать реплики Хлестакова, содержащие ответы на просьбы посетителей, в ходе прослушивания пересказа явл.8, 9, 10, подготовленного обучающимися.
Обещания купцам | «Да за это его просто в Сибирь». «Непременно, непременно! Я постараюсь» | Обещания слесарше и унтер-офицерше | «Хорошо, хорошо! Ступайте, ступайте. Я распоряжусь» | Ответ многочисленным просителям | «Надоели, чёрт возьми! Не впускать, Осип!» |
|
|
Методы обучения | Исследовательский метод |
|
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | Презентация «Как Хлестаков становится ревизором»: иллюстрации сцен общения Хлестакова и чиновников и посетителей, сравнительные таблицы, созданные в группах. |
|
Форма организации деятельности обучающихся | Групповая. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов исследовательской деятельности. |
|
Основные формы, виды деятельности учителя | Организация работы по - подготовке правил работы в группе;
- сбору информации в результате групповой работы;
- разработке критериев оценивания исследовательской деятельности.
|
|
ЭТАП 3. Практикум |
|
|
Формирование конкретного образовательного материала | Организация чтения фрагментов текста для поиска ответа на вопросы и анализа художественного произведения.
|
|
Формирование универсальных учебных действий | Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, аргументированно отвечать на поставленные вопросы. |
|
Длительность этапа | 9 минут |
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата
|
Аналитическая беседа - Как ведёт себя судья перед Хлестаковым?
Судья трепещет перед Хлестаковым, вытягивается перед ним в струнку. - Как изменяется поведение Хлестакова при встрече с судьёй?
Подобострастие судьи опять заставляет Хлестакова вспомнить о прежней роли вельможи. - Какие чувства испытывает Хлестаков при виде денег?
Хлестаков видит деньги; и его взгляд прикован к деньгам. Он жаждет их заполучить, но не знает как. Деньги упали на пол – и Хлестаков не удержался от соблазна поднять их. Во фразе: «Да, это деньги» - слышатся раздумья, сомнения и тоска. - С какой интонацией Хлестаков произносит фразы: «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»?
Хлестаков смущён смелостью своей. Он подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов на попятную. Он искренне уверен, что очень скоро вернёт этот долг. - Замечает ли судья изменения в поведении Хлестакова?
Судья не слышит их, наоборот, сам ещё более подобострастен, он говорит «вытянувшись и руки по швам»: «Не смею более беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?» - Понимает ли Хлестаков смысл происходящего?
Хлестаков ничего не понимает, никак не реагирует на предложения отдать приказания уездному суду. Герой думает, что судья дал ему деньги в долг по добродушию, по снисхождению к молодому человеку. - Как меняется интонация просьбы Хлестакова о деньгах, обращённой к почтмейстеру, Луке Лукичу, Землянике, Бобчинскому и Добчинскому?
Хлестаков становится более развязен, в нём проглядывает начальник, он уже сам назначает сумму взятки, чувствуя, что от начальника стерпят любую наглость. - Как Хлестаков углубляется в роль ревизора в сценах с купцами, унтер-офицершей и слесаршей?
Он выслушивает просьбы, принимает их, даёт разрешения и обещания, говорит всё то, что должен говорить крупный чиновник из столицы, обладающий полномочиями «деятель», притом ублаготворённый взятками. На просьбы он отвечает, копируя настоящего вельможу, сначала «постараюсь», потом «распоряжусь» и наконец «надоели». - Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства?
Герой раскрывается полностью; ему уже нечего рассказывать о себе зрителю.
|
|
Методы обучения | Аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования; критическое мышление (фаза осмысления) |
|
Форма организации деятельности обучающихся | Рефлексивное мышление (оценка деятельности товарища: верно-неверно, почему - что ты добавишь…) |
|
Основные формы, виды деятельности учителя |
Организация работы по - проведению аналитической беседы
|
|
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
|
|
Формирование конкретного образовательного материала | Обобщение информации. Выводы. Наблюдения. |
|
Формирование универсальных учебных действий | Регулятивные УУД: формировать умение сравнивать результат своей работы с образцом, анализировать свою работу, обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения; умения использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр. Личностные УУД: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; реализация пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.
|
|
Длительность этапа | 10 минут |
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
Самостоятельное создание вывода Деятельность Хлестакова, его власть основаны на страхе, нелепой ошибке людей, признавших его ревизором и властью. «Настоящих» ревизоров также создаёт уклад жизни общества, заблуждения людей. Хлестакова сделали сановником в один день и на один день, а «настоящего» формирует общество в течение многих лет. Ошибка, сделавшая Хлестакова ревизором, властью, становится ошибкой не только «сборного города всей тёмной стороны», но и ошибкой всей страны. Таким образов, Хлестаков – не менее настоящая власть, чем настоящий ревизор. Эта мысль-образ, говорящая о том, что Хлестаков мало отличим от «настоящего» ревизора, конечно, воспринималась (пусть не до конца осознанно, но сильно) как крамола. Именно поэтому по воле Николая I Д. Цинциановым написано продолжение комедии – «Настоящий ревизор». (Поставлен в Петербурге в июле 1836 г.) Эта пьеска должна была официально подчеркнуть, что Хлестаков – не настоящий ревизор, провести между тем и другим грань, отсутствующую у Гоголя, и, конечно, показать, что чиновники, выведенные у Гоголя, вовсе не так плохи и что всё обстоит благополучно в Российской империи.
|
|
Методы обучения | Критическое мышление (фаза рефлексии) |
|
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, затем парная для помощи слабому обучающемуся |
|
Методы контроля | Сравнение с образцом |
|
Способы контроля | Самоконтроль |
|
Способы коррекции | Консультация сильного обучающегося для слабого обучающегося |
|
Основные формы, виды деятельности учителя | Консультация по - систематизации, обобщению материала.
|
|
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|
|
Длительность этапа | 5 минут |
|
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам
|
Рефлексия
Возвращение к теме уроков. Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы; качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.). Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)
Домашнее задание: прочитать действие V. Индивидуальное задание: пересказ явления 2, действия V; выразительное чтение по ролям явлений 7, 8, действия V |
|
Используемые технологии | РКМЧП, личностно – ориентированная, ИКТ |
|
Способ оценивания на уроке | Рейтинговое оценивание по результатам изучения раздела в курсе литературы 9 класса. |
|