литература 6
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г.
Нормативные документы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2011г. № 19644.
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год/ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012г. № 1067. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013г. № 26755.
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 02-600 ( Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012г. «Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/424 от 24.01. 2013г. «О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013.»
- Приказ Минобразования РФ от 09.03 2004 № 1312 (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 374 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих рограммы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312.
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Полухина В. П., В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература: 6 класс: Учебная хрестоматия: в 2 частях - М.: Просвещение, 2012 год, с приложением на электронном носителе. Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.
Содержание дисциплины.
Цель изучения литературы в школе – воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для этого необходимо приобщить учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. Такова задача на предстоящий учебный год. За основу литературного образования берётся чтение художественных произведений с их последующим анализом, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством является повышение качества чтения, расширение его круга и уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Необходимо развивать «души прекрасные порывы» - эмоциональное восприятие произведения. Изучение курса литературы в 6 классе определяет дальнейшее отношение учеников к данному предмету.
Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет, умеют пересказывать, выражают своё отношение к героям. В 6 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие, таким образом осуществляется преемственность.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 6-ого класса.
К концу учебного года шестиклассники должны знать и уметь:
знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.
уметь:
- выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Литература
1. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 класс - М.: Просвещение, 2004 год
3. Полухина В. П. Литература: 6 класс: Методические советы - М.: Просвещение, 2003 год
4. Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004 год
5. Фонохрестоматия к учебнику-хрестоматии для 6 класса.
6. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2006.
Тематическое планирование по дисциплине «Литература».
№ | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них на развитие речи, ч. | Из них на внеклассное чтение, ч. | Сочинения |
1. | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2. | Устное народное творчество | 4 | 1 | 1 | - |
3. | Древнерусская литература | 2 | - | 1 | - |
4. | Произведения русских писателей XYIII века. | 3 | 1 | 1 | - |
5. | Произведения русских писателей XIX века | 26 | 9 | 3 | 2 |
6. | Писатели улыбаются | (3) | (1) | (1) | (1) |
7. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | (2) | (1) | - | - |
8. | Произведения русских писателей XX века | 20 | 4 | 2 | 2 |
9. | Произведения о Великой Отечественной войне | (2) | - | - | - |
10. | Писатели улыбаются | (5) | (1) | (1) | (1) |
11. | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | (3) | (1) | - | - |
12. | Из литературы народов России | 1 | - | - | - |
№ | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них на развитие речи, ч. | Из них на внеклассное чтение, ч. | Сочинения |
13. | Из зарубежной литературы | 3 | - | 1 | - |
14. | Произведения зарубежных писателей | 10 | 1 | - | - |
15. | Итого | 70 | 16 | 9 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 6 классе
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове дения по плану | Дата прове дения факти чески |
1. | Художественная литература как учебный предмет. Знакомство с учебником-хрестоматией. Художественное произведение и автор. Писатели – создатели, хранители и любители книг. | Вводный урок, беседа | 1 | Чтение статьи В. Б. Шкловского, развернутый ответ на вопрос: почему автор называет книгу «дорогой»? Беседа о летнем чтении. | Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Подготовить рассказ о своих впечатлениях. | ||
Устное народное творчество | 4 | ||||||
2. | Обряды и обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. | Обобщение изученного, усвоение новых знаний | 1 | Чтение статьи, выразительное чтение обрядовых песен, ответы на вопросы. | К уроку внеклассного чтения подготовить проект: материал об обрядах своего края. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове дения по плану | Дата прове дения факти чески |
3. | Вч Защита проектов. Фольклор нашего края. | Внеклассное чтение | 1 | Развёрнутые ответы | Найти и записать в тетради 5 пословиц о знаниях. | ||
4. | Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Многообразие тем. | Обобщение изученного, усвоение новых знаний | 1 | Защита проектов. Рассказ учителя, чтение учебной статьи, беседа, объяснение пословиц. | Подготовиться к проекту: конкурсу на лучшее знание пословиц и верное их толкование. | ||
5. | Рр Защита проектов. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Работа над сочинением с использованием пословицы. | Развитие речи | 1 | Беседа, объяснение пословиц. | Вспомнить особенности древнерусской литературы, с. 18-22. | ||
Древнерусская литература | 2 | ||||||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
6. | «Повесть временных лет» - первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости). | Обобщение изученного, усвоение новых знаний | 1 | Слушание учителя, работа с учебником, чтение «Сказания о белгородском киселе», беседа по прочитанному. Ответ на вопрос «Какие наставления (уроки) содержит сказание?» | Пересказать «Сказание о белгородском киселе», с. 23-24. | ||
7. | Вч «Повесть временных лет» - выдающийся памятник древнерусской литературы. «Княгиня Ольга». | Урок чтения и обсуждения произведения | 1 | Пересказ сказания, чтение легенды «Княгиня Ольга», ответы на вопросы. | Подготовить сообщение об И. И. Дмитриеве, с. 27-28. | ||
Произведения русских писателей XYIII века. | 3 | ||||||
8. | Русская басня. И. И. Дмитриев «Муха». | Чтение и изучение произведения | 1 | Чтение статьи учебника, комментированное чтение и обсуждение басни. | Выучить наизусть басню «Муха», с. 28. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
9. | Рр Чтение наизусть басни «Муха». Басни И. А. Крылова. | Обобщение изученного, усвоение новых знаний | 1 | Чтение наизусть. Комментированное чтение и обсуждение, работа над выразительным чтением басен | Подготовить проект: конкурсное инсценирование басни. | ||
10. | Вч Басни И. А. Крылова. Защита проектов. | Внеклассное чтение | 1 | Конкурсное инсценирование басен, рассматривание и оценка иллюстраций к басням. | Подготовить сообщение об А. С. Пушкине, с. 45-49. | ||
Произведения русских писателей XIX века. | 26 | ||||||
11. | Лицейские годы жизни. Пушкина. Лицейские друзья Пушкина. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. «И. И. Пущину». Художественные особенности послания. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказ о поэте. Работа с учебником. Чтение стихотворения и проверка первичного восприятия. | Выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину». | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
12. | Рр Чтение наизусть. Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение наизусть. Чтение стихотворения «Узник» и проверка первичного восприятия. | Выучить наизусть стихотворение «Узник». | ||
13. | Рр Чтение наизусть. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение наизусть. Чтение стихотворения «Зимнее утро» и проверка первичного восприятия. Ответ на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? | Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро». | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
14. | Рр Чтение наизусть. Двусложные размеры стиха. | Урок знакомства с теоретическими понятиями | 1 | Чтение наизусть. Определение размера стихов. | Определить размер стихотворения «И. И. Пущину». | ||
15. | О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын. (Главы I и II). | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Работа с текстом произведения, беседа, анализ эпизодов, комментированное чтение. | Прочитать главы III – YIII романа «Дубровский, пересказать указанные главы. | ||
16. | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. (Главы III – YIII). | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Работа с текстом произведения, беседа, анализ эпизодов, комментированное чтение. | Прочитать главы IX – XI романа «Дубровский, пересказать указанные главы. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
17. | Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. Композиция. (Главы IX – XI). | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Работа с текстом произведения, беседа, анализ эпизодов, комментированное чтение. | Прочитать главы XII – XIX романа «Дубровский, пересказать указанные главы. | ||
18. | Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кирилловны и Дубровского. (Главы XII – XIX). | Урок знакомства с теоретическими понятиями Урок чтения и изучения произведения | 1 | Работа с текстом произведения, беседа, анализ эпизодов, комментированное чтение. | Подготовиться к изложению с элементами рассуждения на тему «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
19. | Рр Изложение с элементами рассуждения. «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» | Развитие речи | 1 | Развёрнутый ответ-рассуждение на поставленный вопрос. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать повести А. С. Пушкина «Выстрел», «Барышня-крестьянка», подготовить проекты: развёрнутые читательские отзывы о прочитанных произведениях. | ||
20. | Вч Защита проектов. А. С. Пушкин «Повести И. П. Белкина»: «Выстрел», «Барышня-крестьянка». | Внеклассное чтение | 1 | Защита проектов, выборочный пересказ, беседа по прочитанным повестям. | Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове, с. 146 – 148. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
21. | Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора. Стихотворения «Утёс», «Листок». Особенности выражения чувства одиночества в лирике Лермонтова. | Обобщение изученного, усвоение новых знаний | 1 | Рассказ о поэте. Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия. Ответ на вопрос «В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек, утёса, листка?» | Подготовить проект: выучить наизусть любое стихотворение М. Ю. Лермонтова, продумать музыкальное сопровождение. | ||
22. | Рр Защита проектов. Чтение наизусть. «Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Защита проектов. Чтение стихотворения «Три пальмы» и проверка первичного восприятия. | Подготовить сообщение об И. С. Тургеневе, с. 161-162. | ||
23. | Детство и юность Тургенева. Сборник «Записки охотника». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказ о писателе. Чтение рассказа, ответы на вопросы. | Дочитать рассказ «Бежин луг», пересказать эпиз. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
24. | Детский крестьянский мир в рассказе «Бежин луг». Образы мальчиков, героев рассказа. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Беседа по содержанию. | Подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве, с. 193-194. | ||
25. | Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». Выражение переживаний и мироощущения человека. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказы о поэте. Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия. | Подготовить выразительное чтение стихов Ф. И. Тютчева. | ||
26. | А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Выражение переживаний и мироощущения поэта. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение наизусть. Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия. | Выучить наизусть любое стихотворение, работать над проектом: подобрать музыку к выученному стихотворению. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
27. | Рр Защита проектов. Чтение наизусть. Страницы жизни Н. А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ – создатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение наизусть. Слушание учителя, ответы на вопросы. | Выучить наизусть отрывок из стихотворения от слов «Мы надрывались под зноем, под холодом…» до конца второй части. | ||
28. | Рр Чтение наизусть. «Дедушка». Декабристам посвящается. Трёхсложные размеры стиха. | Урок чтения и изучения произведения Урок знакомства с теоретическими понятиями | 1 | Чтение наизусть. Ответы на вопросы. Определение размера стихов. | Определить размер указанных стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
29. | Жизненный опыт Н. С. Лескова – основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова. (Главы I – III). | Усвоение новых знаний Чтение и изучение произведения | 1 | Слушание учителя, чтение статьи о Н. С. Лескове, чтение I - III глав сказа, ответы на вопросы учителя. | Прочитать главы IY- XX сказа «Левша», пересказать указанные главы. | ||
30. | Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Образ Левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа. (Главы IY- XX). | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Работа с текстом, выборочный пересказ эпизодов, характеристика героев, рассказ о характере Левши с использованием цитатного плана учебника, сравнение императора Александра с императором Николаем. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах». | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
31. | Вч Н. С. Лесков «Человек на часах». | Внеклассное чтение | 1 | Художественный пересказ, характеристика героев, ответы на вопросы, комментирование художественного текста. | Подготовить сообщение об А. П. Чехове. | ||
Писатели улыбаются. | 3 | ||||||
32. | А. П. Чехов – автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказ о Чехове, слушание учителя, слушание рассказа с диска и его восприятие; осмысление сю-жета, изобра-женных в нем ха-рактеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; устано-вление ассоци-ативных связей с иллюстрацией. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказы А. П. Чехова. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
33. | Вч Рассказы А. П. Чехова. | Внеклассное чтение | 1 | Пересказ, беседа по содержанию. | Нарисовать иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. | ||
34. | Рр А. П. Чехов – художник жизни. Подготовка к домашнему сочинению. | Развитие речи | 1 | Рассказы о жизненных юмористических ситуациях. | Написать короткий юмористический рассказ. | ||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 2 | ||||||
35. | Е. А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!», Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи», А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы». Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе. | Комбинированный: выработка навыков и умений, усвоение новых знаний | 1 | Чтение стихо-творений и пол-ноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование. | Выучить наизусть любое стихотворение, работать над проектом: подобрать музыку к выученному стихотворению. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
36. | Рр Выразительное чтение наизусть стихов русских поэтов XIX века. | Развитие речи | 1 | Проекты, подготовленные учащимися: выразительное чтение наизусть выученных стихов под подобранные учащимися аудиозаписи музыкальных произведений. | Подготовить сообщение об А. И. Куприне, с. 3-5. | ||
Произведения русских писателей XX века. | 20 | ||||||
37. | А. И Куприн «Чудесный доктор». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказы об А. И. Куприне, чтение рассказа и его восприятие; осмысление сю-жета, изобра-женных в нем событий, ха-рактеров, ответы на вопросы. | Подготовить сообщение об А. С. Грине, с. 17-19. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
38. | А. С. Грин «Алые паруса» | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказы об А. С. Грине, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сю-жета, изобра-женных в нем событий, ха-рактеров, ответы на вопросы, знакомство с определением феерии. | Подготовить сообщение об А. П. Платонове, с. 42-44. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
39. | Детские годы А. П. Платонова. Своеобразие языка прозы Платонова. Сказка-быль «Неизвестный цветок». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Слушание сказки с диска, ответы на вопросы: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина. | Выполнить творческое задание на с. 50. | ||
Произведения о Великой Отечественной войне. | 2 | ||||||
40. | К. М. Симонов – военный корреспондент. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение стихо-творения, ответы на вопросы; выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
41. | Д. С. Самойлов «Сороковые». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение стихо-творения, ответы на вопросы; выразительное чтение. | Выучить наизусть стих «Сороковые». | ||
42. | Рр Чтение наизусть. Детство и юность В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение наизусть стихотворения, слушание учителя, чтение рассказа, восприятие прочитанного; ответы на вопросы; комментирование текста художест-венного произ-ведения. | Дочитать рассказ «Конь с розовой гривой». | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
43. | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности использования народной речи. Истинная и ложная любовь. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна). Работа над проектом. | Урок-беседа: обсуждение произведения Урок знакомства с теоретическими понятиями эпизода и фабулы | 1 | Ответы на вопросы, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопо-ставление главного героя с другими персонажами, работа над проектом: составление словаря «сибирских» диалектизмов, использованных в рассказе. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказ В. П. Астафьева «Монах в новых штанах». | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
44. | Вч В. П. Астафьев «Монах в новых штанах». | Внеклассное чтение | 1 | Пересказ, беседа по содержанию. | Подготовить сообщение о рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского», с. 86-87. | ||
45. | В. Г. Распутин: страницы биографии. «Уроки французского». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сю-жета, изобра-женных в нем событий, ха-рактеров, ответы на вопросы. | Дочитать рассказ, пересказать указанные главы. | ||
46. | Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные главному герою. | Урок-беседа: обсуждение произведения | 1 | Работа с текстом, в пересказ эпизодов, характеристика героев, поиск ответов на проблемные вопросы. | Пересказать указанные главы. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
47. | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. | Урок-беседа: обсуждение произведения | 1 | Работа с текстом, выборочный пересказ эпизодов. | Подготовиться к сочинению на тему «Главный герой рассказа Распутина» по плану на с. 122-123. | ||
48. | Рр «Уроки доброты». Сочинение «Главный герой рассказа Распутина». | Развитие речи | 1 | Написание сочинения. | Подготовить сообщение о В. М. Шукшине, с.124-125. | ||
Писатели улыбаются. | 5 | ||||||
49. | В. М. Шукшин. «Странные люди» - герои В. М. Шукшина. «Критики». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказы о В. М. Шукшине, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сю-жета, изобра-женных в нем событий, ха-рактеров, ответы на вопросы. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказ В. М. Шукшина «Срезал». | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
50. | Вч В. М. Шукшин «Срезал». | Внеклассное чтение | 1 | Пересказ, беседа по содержанию. | Подготовить сообщение о Ф. А. Искандере, с. 139-140. | ||
51. | Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Рассказы о Ф. А. Искандере, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сю-жета, изобра-женных в нем событий, ха-рактеров, ответы на вопросы. | Дочитать рассказ. | ||
52. | «Тринадцатый подвиг Геракла». Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. | Урок чтения и обсуждения произведения | 1 | Работа с текстом, выборочный пересказ эпизодов. | Подготовиться к сочинению, стр. 157, вопр. 1. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
53. | Рр Сочинение о главном герое рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | Развитие речи | 1 | Написание сочинения. | Подготовить сообщение об А. А. Блоке, с. 158-159. | ||
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | 3 | ||||||
54. | А. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном», С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша», А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие». | Урок чтения и изучения произведений | 1 | Рассказы об А. А. блоке, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение прочитанных стихов. | ||
55. | Н. М. Рубцов «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов XX века. | Урок чтения и изучения произведений | 1 | Выразительное чтение стихов, чтение стихотворения Н. М. Рубцова, восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. | Подготовить проект: выучить наизусть любое стихотворение и подготовить материал о его авторе. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
56. | Рр Защита проектов: выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов XX века. | Развитие речи | 1 | Защита проектов | Нарисовать пейзаж, запечатлённый в одном из стихотворений. | ||
Из литературы народов России. | 1 | ||||||
57. | Г. Тукай «Родная деревня», «Книга», К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». | Урок чтения и изучения произведений | 1 | Чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. | Подготовить развёрнутый ответ на вопрос на с. 175 (творческое задание). | ||
Из зарубежной литературы. | 3 | ||||||
58. | Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла» (в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | Урок чтения и изучения произведений | 1 | Слушание учителя, чтение мифов, ответы на вопросы. | Пересказать мифы по вариантам, с. 178-183. Принести на урок мифы, указанные в вопросе 1 на с. 184. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
59. | Вч Мифы Древней Греции. Мифы о богах. | Внеклассное чтение | 1 | Чтение мифов, ответы на вопросы. | Стр. 184, вопр. 1-3. | ||
60. | Легенда. Отличие мифа от легенды. Геродот «Легенда об Арионе». | Урок чтения и изучения произведения Урок знакомства с теоретическим понятием | 1 | Чтение легенды, ответы на вопросы. | Выполнить творческое задание на с. 187. | ||
Произведения зарубежных писателей. | 10 | ||||||
61. | «Илиада» и «Одиссея» - великие древнегреческие поэмы. Рассказ о Гомере. «Илиада» Песнь восемнадцатая. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение сведений о Гомере и его поэмах, чтение песни восемнадцатой из «Илиады», ответы на вопросы. | Стр. 201, вопр. 3. | ||
62. | «Одиссей на острове циклопов. Полифем» Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий. Храбрость, хитроумие Одиссея. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение произведения, его осмысление, ответы на вопросы. | Стр. 217, вопр. 1. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
63. | Мигель де Сервантес Сааведра – писатель-гуманист эпохи Возрождения. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Чтение статьи учебника с. 218-220. | Подготовить сообщение о романе «Дон Кихот». | ||
64. | И. В. Шиллер «Перчатка». Перевод М. Ю. Лермонтова, перевод В. А. Жуковского. | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение статьи учебника о Шиллере, чтение баллады «Перчатка» в переводе М. Ю. Лермонтова и в переводе В. А. Жуковского, сравнение их. | Стр. 227, вопр. 3. | ||
65. | Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Жанр новеллы. | Урок чтения и изучения произведения Урок знакомства с теоретическим понятием новеллы | 1 | Чтение статьи учебника о Мериме, чтение новеллы, её восприятие, ответы на вопросы. | Выполнить творческое задание на с. 244. | ||
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти чески |
66. | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | Урок чтения и изучения произведения | 1 | Чтение статьи учебника об Антуане де Сент-Экзюпери, чтение отрывка из сказки, его восприятие, ответы на вопросы. | Стр. 265, вопр.3, вспомнить прочитанные литературные сказки. | ||
67. | Рр Работа над проектом: составление сборника литературных сказок. | Развитие речи | 1 | Работа над проектом. | Продолжить работу над проектом. | ||
68. | Итоговый урок | Развитие речи | 1 | Беседа по прочитанным произведениям. | |||
69. | Список литературы на лето. | 1 | |||||
70. | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...