Урок литературы в 9 классе "Древнерусская литература"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Каменева Ирина Анатольевна

Файл содержит конспект урока и презентацию первого урока по древнерусской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnerusskaya_literatura.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Древнерусская  литература.

Цель: Обобщить изученное о древнерусской литературе. Познакомить с основными темами древнерусской литературы.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Повторение.

- Когда и как началась русская литература?

- Какие жанры древнерусской литературы помните?

- Какие произведения изучили?

3. Обобщение учителя о возникновении литературы на Руси  (слайды 1-2).

Возникновение древнерусской литературы относится к к.X века, когда с принятием на Руси христианства (988 г) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.

Русь была велика и ей конечно же требовались грамотные люди. Это понимали наиболее дальновидные князья. Первые школы начал вводить Владимир Красное Солнышко. Ярослав Мудрый, по словам летописца, велел в Новгороде собрать триста детей и учить их книгам.

Сами князья нередко были глубоко образованными людьми. Ярослав «книгами прилежа и почитал их часто в нощи и в дне». Ярославов сын Святослав Черниговский имел у себя полные клети книг. Несколько позднее знатоками книг стали Владимир Мономах и Ярослав Осмысл. Иные князья, по словам летописцев, все свое состояние спускали на книги, стоившие тогда очень дорого.

Наиболее образованных людей по средневековой традиции выдвигали монастыри. За крепкими стенами, в тишине келий можно было без помех читать, писать и собирать книги.

Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения). (Слайды 3-7 – повторение жанров древнерусской литературы).

Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.

В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.

Особенности древнерусской литературы (слайд 8):

  1. гражданский и патриотический пафос;
  2.  прикрепленность к конкретному историческому событию или лицу;
  3.  близость к фольклору;
  4.  недопустимость вымысла, следование канону;
  5.  герои произведений  - святые или князья-полководцы.

4. Темы древнерусской литературы (слайды 9-12).

       XI - н.XIIIвв – вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной. Появление летописей. Летописи XI в не сохранились.

Литература XIV – 50-х гг XV в. призывает к борьбе за объединение вокруг Москвы, формированию Русского государства.

Вторая половина XV – н.XVI вв – появление повестей о князьях («Сказание о князьях Владимирских»).  «Хождение за три моря»  Афанасия Никитина.

Середина XVI в. – усиление официального характера литературы (послания Ивана Грозного). Написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

XVII в – зарождается литература нового времени. События Смуты и крестьянской войны. Появление сатирических произведений («Повесть о Шемякином суде»). В житие преобладают реальные жизнеописания «Житие протопопа Аввакума».

5. Работа с учебником.

Чтение статьи учебника.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

С.5-6 пересказ, читать «Слово о полку Игореве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...