«Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок № 1 Урок литературы в 11 классе.
Тема: «Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века»
Урок является обобщением пройденного материала по теме “Серебряный век русской поэзии”
Используется программа по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана, рабочие, учебно-тематическое планирование под редакцией В.Г. Маранцмана М.: Просвещение 2011
Урок литературы «Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века» проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Реализуется дифференцированный подход, развивающееся обучение, связь учебного материала с практикой.
Учащиеся заранее делятся на несколько групп в соответствии с выбором поэтического направления начала XX века, что позволяет коллективно сделать правильное решение, распределить роли, спланировать свою речь так, чтобы жюри выбрало стихотворение соответствующей группы.
В процессе работы, учащиеся задают друг другу вопросы, чтобы группа смогла защитить выбранное стихотворение, отстоять свою точку зрения и включить в сборник выбранное стихотворение поэтов того или иного направления. Учащиеся отвечают как коллективно, так и монологически, дополняя ответы товарищей.
Кроме поэтических групп находятся на уроке две дополнительные группы по оформлению сборника: художники-оформители, которые делают заранее эскизы обложки, и составители вступительной статьи к сборнику, где описывается содержание сборника.
Независимое жюри отбирает нужные стихотворения при помощи оценочных листов. В итоге работы должен получиться поэтический сборник по поэзии Серебряного века.
Учитель больше руководит предварительным процессом подготовки к уроку, а на уроке работают только учащиеся, показывая свои знания по данной теме.
Методическая литература. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, анализ, планирование. Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова.В.:«Учитель»2010 Анализ урока. Типология. Методики. Диагностика Л.В. Голубеева..В.:«Учитель»2010 Технология управления методической работой в образовательном учреждении. И.В. Никишкина. .Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс – М: Вако, 2003.2. Серебряный век русской поэзии: конспекты уроков/ П.И.Угроватов, Л.Г.Максидонова – М: Владос,2000. Поэзия Серебряного века: том 1 и 2/ А.В.Леденёва, Л.Г.Кихней – М: Дрофа, 2002. Русская литература XX век: Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Г. Маранцмана – - М: Просвещение, 2011
Нестандартная форма проведения урока по этой теме позволяет учащимся проявить творческие способности, максимум самостоятельности, защитить свою точку зрения при выборе того или иного стихотворения, блеснуть своими речевыми умениями и навыками.
Урок сопровождается слайдовой презентацией, музыкальным оформлением.
Урок проводится в учебном кабинете (оценка на смотрах высокая), который оснащен техническими средствами (компьютер), наглядными пособиями, учебниками, методическими пособиями, дидактическими материалами , постоянными и сменными учебно-информационными стендами, фотоматериалами, хрестоматийными материалами, в котором соблюдаются правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования; кабинет укомплектован учебно-методическим комплексом средств обучения, учебным оборудованием, имеется комплекс дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, раздаточным материалом в соответствии с программой; способствует формированию культуры личности учащихся, повышению эффективности информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса, соответствует эстетическим, гигиеническим, учебно-исследовательским требованиям и требованиям правил безопасности учебного процесса.
Цели урока:
1. Обобщить полученные знания на уроках литературы по поэзии Серебряного века;
2. Углубить представление учащихся о литературных направлениях – символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии, выбрать и проанализировать наиболее яркие стихотворения поэтов Серебряного века.
3. Воспитывать у учащихся культуру речи, внимательное отношение к окружающим, эстетику, чувство собственного достоинства и коллективизм. Прививать любовь к литературе.
Оформление урока:
1. Оформление доски (использование слайдовой презентации, содержащей следующие материалы):
- число;
- тема урока;
- портреты писателей Серебряного века, о которых пойдёт речь;
- выставка книг о поэзии Серебряного века;
2. Оформление кабинета:
- парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в нескольких группах, каждая группа имеет название поэтического направления, отдельно находятся жюри, художники-оформители и составители вступительной статьи к сборнику;
3. Оформление рабочего места групп:
- каждый учащийся группы по договорённости имеет листы с оформленными стихотворениями (формат А-4), которые будет представлять для сборника;
- руководитель группы готовит сведения о поэтическом направлении, о котором будет говорить группа и соответственно оформляет речь на листе;
- у жюри на столе разложены оценочные листы и подписаны участники приёмки сборника;
- художники-оформители имеют все для рисования, подготовленные эскизы и пояснения своей обложки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель учащихся:
Образовательная: организовать деятельность по планированию совместно с учителем обобщение новой темы;
Развивающая: обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность;
Воспитательная: актуализировать личностный смысл к изучению темы;
Цель учителя:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы
Развивающая: обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
Воспитательная: создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
Методы:
●Частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.
2. Опрос учащихся.
Цель учащихся:
Образовательная: повторить полученные знания на уроках литературы по поэзии Серебряного века.
Развивающая: привлечение учащихся к исправлению ошибок
Воспитательная: активизация учащихся в процессе проверки.
Цель учителя:
Образовательная: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению приемами учения и самообразования.
Развивающая: привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы
Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру речи.
Методы: исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Критерии достижения целей и задач: создание оптимальных условий для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
Возможные действия педагога: обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа
Методы организации совместной деятельности: : словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические.
Методы мотивирования: методы стимулирования интереса к учению (работа в группах)
Методы оценивания: устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
- Подготовленные учащиеся начинают урок (это руководители групп) под музыкальное оформление
1-й ученик:
Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: полнота художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
2-й ученик:
Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия…и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф, вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери…А что ждало человека впереди?
Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
3-й ученик:
-С чем ассоциируется Серебряный век? Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утончённость, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, свечение, сияние, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста, глаза…
повторение понятием «символизм»;
повторение основных положений трудов основоположников русского символизма;
повторение этапов и представителей символизма;
повторение философских истоков русского символизма;
повторение понятия символа;
связь символизма с музыкой;
связь символизма с живописью.
- Вопросы для групп (дополнительные баллы). Что такое символизм? Назовите труды основоположников русского символизма?
Назовите этапы и представителей символизма. Что такое символ? И др.
Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
- Изучение нового учебного материала.
Цель учащихся:
Образовательная: обобщить полученные знания на уроках литературы по поэзии Серебряного века;
Развивающая: развитие умения общаться.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к окружающим, эстетику, чувство собственного достоинства и коллективизм
Цель учителя:
Образовательная: углубить представление учащихся о литературных направлениях – символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии, выбрать и проанализировать наиболее яркие стихотворения поэтов Серебряного века
Развивающая: обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Воспитательная: прививать любовь к литературе.
Изложение основных положений нового учебного материала:
-Сообщение учащимся темы и целей урока. Учитель:
Сегодня на уроке пойдёт. Тема урока «Составление поэтического сборника «Этот мир очарований, этот мир из серебра…”, строки из стихотворения Валерия Брюсова. Мы долгое время изучали поэзию Серебряного века, и сегодня вам предоставляется возможность составить свой сборник из стихотворений, которые наиболее понравились, рассказать об авторах эти стихотворений, почему они достойны войти в этот сборник, и о своём поэтическом направлении, которое защищает группа.
Например:
Акмеизм как литературное направление “вырос” из символизма. Эстетической реформой акмеизма принято считать труд М.Кузьмина “О прекрасной ясности” и статью Н.Гумилёва “Наследие акмеизма и символизма”.
Представители акмеизма: А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, М.Зенкевич и др.
Главное в творчестве – здоровый реализм, чёткая определённость и предметность словесных значений. Мир поэта – живой, вещный, зримый.
Наиболее яркие стихотворения: Н.Гумилёв “Жираф”, “Капитаны”, “Шестое чувство”.А.Ахматова стихотворения из сборника “Вечер”.
О.Мандельштам “Selenium”, “ Дано мне тело – что мне делать с ним”, “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” и др.
Учитель представляет группы: “старшие” и “младшие” символисты, акмеисты, футуристы, новокрестьянская поэзия, независимые поэты, художники-оформители сборника, составители вступительной статьи. Знакомит с членами жюри и условиями выбора стихотворения.
Описание форм и методов изложения:
Работа в группах проходит по следующей схеме:
Выступление руководителя группы, который рассказывает о направлении своей поэтической группы, используя слайдовую презентацию.
Учащиеся по очереди рассказывают о представителях данного направления, читают наизусть стихотворения, дают анализ стихотворению.
После выступления учащиеся других групп могут задать интересующие их вопросы, чтобы получить более убедительные ответы и вызвать участников на дискуссию.
Жюри оценивает выступление каждой группы, но подводят итоги в конце урока.
-Комментарий жюри по выбору стихотворений в сборник, выявление лучших групп.
4. Закрепление учебного материала
Цель учащихся:
Образовательная: составить и оформить поэтический сборник.
Развивающая: работать над умением устно формулировать положения и анализировать примеры, иллюстрирующие его.
Воспитательная: воспитывать эстетику, чувство собственного достоинства.
Цель учителя:
Образовательная: организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы.
Развивающая: обеспечить у школьников развития умений систематизировать материал;
Воспитательная: воспитание коллективизма.
Описание форм и методов достижения поставленных целей: группа смогла защитить выбранное стихотворение, отстоять свою точку зрения и включить в сборник выбранное стихотворение поэтов того или иного направления. Учащиеся отвечают как коллективно, так и монологически, дополняя ответы товарищей.
Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы ; умение детей работать с поэтическими текстами ;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации:
Перед тем, как выступить заключительным группам, жюри оценивает выступления групп поэтических течений в начале XX века, комментируя оценочные листы и выносит заключительный вердикт о приёмке сборника. Собранные и оформленные листы являются основой сборника, который формируется вместе с учащимися и помещается в кабинет русского языка и литературы для чтения другими учащимися.
Критерии определения уровня внимания и интереса: выделение главного, систематизация и закрепление материала, использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.
Перед тем, как выступить заключительным группам, жюри оценивает выступления групп поэтических течений в начале XX века, комментируя оценочные листы и выносит заключительный вердикт о приёмке сборника.
●Методы: наблюдение, проведение опытов, эксперимент, творческая работа.
- Выступление художественно-оформительской группы:
Учащиеся демонстрируют выполненную работу и комментируют художественное оформление. Например:
Предварительно учащиеся выбрали иллюстрацию женщины, играющей на арфе, которую перенесли на обложку, сверху написали название сборника, а в виде рамки изобразили железные цепи.
Дали следующие пояснения: женщина, играющая на арфе олицетворяет музу, нежность поэзии, а её игра - это божественная поэзия Серебряного века.
Цепь – это железное сплочение поэтов, цепь ассоциируется с тюрьмами, трагической судьбой поэтов, их стойкостью и силой.
- Выступление составителей вступительной статьи:
- Ученица прочитала составленную статью в конце урока, где был дан комментарий Серебряному веку, названы направления в поэзии, основные представители этих направлений. Также названы самые яркие стихотворения поэтов Серебряного века, представленные в сборнике.
-Оценки выставляются после комментария жюри, итог работы – это сам сборник поэзии Серебряного века
Описание методов мотивирования (стимулирования): постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов;
Оценки выставляются после комментария жюри, итог работы – это сам сборник поэзии Серебряного века, составленный учениками. : постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала
●Методы: словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые; методы стимулирования интереса к учению.
8. Задание на дом:
Цель учащихся:
Образовательная: написать мини-сочинение «Значение поэзии Серебряного века в наши дни».
Развивающая: развитие умения переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык развернутого монологического высказывания.
Воспитательная: воспитание умение видеть и создавать возвышенное и прекрасное.
Цель учителя:
Образовательная: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
Развивающая: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру речи
Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: наличие плана, тезиса, аргументов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»
Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...
Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.
Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...
поэтическая программа «ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
СЦЕНАРИЙпоэтическая программа«ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»...
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...