«Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок № 1 Урок литературы в 11 классе.
Тема: «Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века»
Урок является обобщением пройденного материала по теме “Серебряный век русской поэзии”
Используется программа по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана, рабочие, учебно-тематическое планирование под редакцией В.Г. Маранцмана М.: Просвещение 2011
Урок литературы «Составление поэтического сборника поэзии Серебряного века» проводится в форме самостоятельной групповой работы, т.е. относится к нестандартным урокам. Реализуется дифференцированный подход, развивающееся обучение, связь учебного материала с практикой.
Учащиеся заранее делятся на несколько групп в соответствии с выбором поэтического направления начала XX века, что позволяет коллективно сделать правильное решение, распределить роли, спланировать свою речь так, чтобы жюри выбрало стихотворение соответствующей группы.
В процессе работы, учащиеся задают друг другу вопросы, чтобы группа смогла защитить выбранное стихотворение, отстоять свою точку зрения и включить в сборник выбранное стихотворение поэтов того или иного направления. Учащиеся отвечают как коллективно, так и монологически, дополняя ответы товарищей.
Кроме поэтических групп находятся на уроке две дополнительные группы по оформлению сборника: художники-оформители, которые делают заранее эскизы обложки, и составители вступительной статьи к сборнику, где описывается содержание сборника.
Независимое жюри отбирает нужные стихотворения при помощи оценочных листов. В итоге работы должен получиться поэтический сборник по поэзии Серебряного века.
Учитель больше руководит предварительным процессом подготовки к уроку, а на уроке работают только учащиеся, показывая свои знания по данной теме.
Методическая литература. Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, анализ, планирование. Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова.В.:«Учитель»2010 Анализ урока. Типология. Методики. Диагностика Л.В. Голубеева..В.:«Учитель»2010 Технология управления методической работой в образовательном учреждении. И.В. Никишкина. .Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс – М: Вако, 2003.2. Серебряный век русской поэзии: конспекты уроков/ П.И.Угроватов, Л.Г.Максидонова – М: Владос,2000. Поэзия Серебряного века: том 1 и 2/ А.В.Леденёва, Л.Г.Кихней – М: Дрофа, 2002. Русская литература XX век: Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Г. Маранцмана – - М: Просвещение, 2011
Нестандартная форма проведения урока по этой теме позволяет учащимся проявить творческие способности, максимум самостоятельности, защитить свою точку зрения при выборе того или иного стихотворения, блеснуть своими речевыми умениями и навыками.
Урок сопровождается слайдовой презентацией, музыкальным оформлением.
Урок проводится в учебном кабинете (оценка на смотрах высокая), который оснащен техническими средствами (компьютер), наглядными пособиями, учебниками, методическими пособиями, дидактическими материалами , постоянными и сменными учебно-информационными стендами, фотоматериалами, хрестоматийными материалами, в котором соблюдаются правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования; кабинет укомплектован учебно-методическим комплексом средств обучения, учебным оборудованием, имеется комплекс дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, раздаточным материалом в соответствии с программой; способствует формированию культуры личности учащихся, повышению эффективности информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса, соответствует эстетическим, гигиеническим, учебно-исследовательским требованиям и требованиям правил безопасности учебного процесса.
Цели урока:
1. Обобщить полученные знания на уроках литературы по поэзии Серебряного века;
2. Углубить представление учащихся о литературных направлениях – символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии, выбрать и проанализировать наиболее яркие стихотворения поэтов Серебряного века.
3. Воспитывать у учащихся культуру речи, внимательное отношение к окружающим, эстетику, чувство собственного достоинства и коллективизм. Прививать любовь к литературе.
Оформление урока:
1. Оформление доски (использование слайдовой презентации, содержащей следующие материалы):
- число;
- тема урока;
- портреты писателей Серебряного века, о которых пойдёт речь;
- выставка книг о поэзии Серебряного века;
2. Оформление кабинета:
- парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в нескольких группах, каждая группа имеет название поэтического направления, отдельно находятся жюри, художники-оформители и составители вступительной статьи к сборнику;
3. Оформление рабочего места групп:
- каждый учащийся группы по договорённости имеет листы с оформленными стихотворениями (формат А-4), которые будет представлять для сборника;
- руководитель группы готовит сведения о поэтическом направлении, о котором будет говорить группа и соответственно оформляет речь на листе;
- у жюри на столе разложены оценочные листы и подписаны участники приёмки сборника;
- художники-оформители имеют все для рисования, подготовленные эскизы и пояснения своей обложки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель учащихся:
Образовательная: организовать деятельность по планированию совместно с учителем обобщение новой темы;
Развивающая: обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность;
Воспитательная: актуализировать личностный смысл к изучению темы;
Цель учителя:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы
Развивающая: обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
Воспитательная: создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
Методы:
●Частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.
2. Опрос учащихся.
Цель учащихся:
Образовательная: повторить полученные знания на уроках литературы по поэзии Серебряного века.
Развивающая: привлечение учащихся к исправлению ошибок
Воспитательная: активизация учащихся в процессе проверки.
Цель учителя:
Образовательная: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению приемами учения и самообразования.
Развивающая: привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы
Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру речи.
Методы: исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Критерии достижения целей и задач: создание оптимальных условий для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
Возможные действия педагога: обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа
Методы организации совместной деятельности: : словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические.
Методы мотивирования: методы стимулирования интереса к учению (работа в группах)
Методы оценивания: устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
- Подготовленные учащиеся начинают урок (это руководители групп) под музыкальное оформление
1-й ученик:
Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: полнота художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
2-й ученик:
Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия…и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф, вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери…А что ждало человека впереди?
Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
3-й ученик:
-С чем ассоциируется Серебряный век? Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утончённость, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, свечение, сияние, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста, глаза…
повторение понятием «символизм»;
повторение основных положений трудов основоположников русского символизма;
повторение этапов и представителей символизма;
повторение философских истоков русского символизма;
повторение понятия символа;
связь символизма с музыкой;
связь символизма с живописью.
- Вопросы для групп (дополнительные баллы). Что такое символизм? Назовите труды основоположников русского символизма?
Назовите этапы и представителей символизма. Что такое символ? И др.
Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
- Изучение нового учебного материала.
Цель учащихся:
Образовательная: обобщить полученные знания на уроках литературы по поэзии Серебряного века;
Развивающая: развитие умения общаться.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к окружающим, эстетику, чувство собственного достоинства и коллективизм
Цель учителя:
Образовательная: углубить представление учащихся о литературных направлениях – символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии, выбрать и проанализировать наиболее яркие стихотворения поэтов Серебряного века
Развивающая: обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Воспитательная: прививать любовь к литературе.
Изложение основных положений нового учебного материала:
-Сообщение учащимся темы и целей урока. Учитель:
Сегодня на уроке пойдёт. Тема урока «Составление поэтического сборника «Этот мир очарований, этот мир из серебра…”, строки из стихотворения Валерия Брюсова. Мы долгое время изучали поэзию Серебряного века, и сегодня вам предоставляется возможность составить свой сборник из стихотворений, которые наиболее понравились, рассказать об авторах эти стихотворений, почему они достойны войти в этот сборник, и о своём поэтическом направлении, которое защищает группа.
Например:
Акмеизм как литературное направление “вырос” из символизма. Эстетической реформой акмеизма принято считать труд М.Кузьмина “О прекрасной ясности” и статью Н.Гумилёва “Наследие акмеизма и символизма”.
Представители акмеизма: А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, М.Зенкевич и др.
Главное в творчестве – здоровый реализм, чёткая определённость и предметность словесных значений. Мир поэта – живой, вещный, зримый.
Наиболее яркие стихотворения: Н.Гумилёв “Жираф”, “Капитаны”, “Шестое чувство”.А.Ахматова стихотворения из сборника “Вечер”.
О.Мандельштам “Selenium”, “ Дано мне тело – что мне делать с ним”, “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” и др.
Учитель представляет группы: “старшие” и “младшие” символисты, акмеисты, футуристы, новокрестьянская поэзия, независимые поэты, художники-оформители сборника, составители вступительной статьи. Знакомит с членами жюри и условиями выбора стихотворения.
Описание форм и методов изложения:
Работа в группах проходит по следующей схеме:
Выступление руководителя группы, который рассказывает о направлении своей поэтической группы, используя слайдовую презентацию.
Учащиеся по очереди рассказывают о представителях данного направления, читают наизусть стихотворения, дают анализ стихотворению.
После выступления учащиеся других групп могут задать интересующие их вопросы, чтобы получить более убедительные ответы и вызвать участников на дискуссию.
Жюри оценивает выступление каждой группы, но подводят итоги в конце урока.
-Комментарий жюри по выбору стихотворений в сборник, выявление лучших групп.
4. Закрепление учебного материала
Цель учащихся:
Образовательная: составить и оформить поэтический сборник.
Развивающая: работать над умением устно формулировать положения и анализировать примеры, иллюстрирующие его.
Воспитательная: воспитывать эстетику, чувство собственного достоинства.
Цель учителя:
Образовательная: организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы.
Развивающая: обеспечить у школьников развития умений систематизировать материал;
Воспитательная: воспитание коллективизма.
Описание форм и методов достижения поставленных целей: группа смогла защитить выбранное стихотворение, отстоять свою точку зрения и включить в сборник выбранное стихотворение поэтов того или иного направления. Учащиеся отвечают как коллективно, так и монологически, дополняя ответы товарищей.
Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы ; умение детей работать с поэтическими текстами ;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации:
Перед тем, как выступить заключительным группам, жюри оценивает выступления групп поэтических течений в начале XX века, комментируя оценочные листы и выносит заключительный вердикт о приёмке сборника. Собранные и оформленные листы являются основой сборника, который формируется вместе с учащимися и помещается в кабинет русского языка и литературы для чтения другими учащимися.
Критерии определения уровня внимания и интереса: выделение главного, систематизация и закрепление материала, использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.
Перед тем, как выступить заключительным группам, жюри оценивает выступления групп поэтических течений в начале XX века, комментируя оценочные листы и выносит заключительный вердикт о приёмке сборника.
●Методы: наблюдение, проведение опытов, эксперимент, творческая работа.
- Выступление художественно-оформительской группы:
Учащиеся демонстрируют выполненную работу и комментируют художественное оформление. Например:
Предварительно учащиеся выбрали иллюстрацию женщины, играющей на арфе, которую перенесли на обложку, сверху написали название сборника, а в виде рамки изобразили железные цепи.
Дали следующие пояснения: женщина, играющая на арфе олицетворяет музу, нежность поэзии, а её игра - это божественная поэзия Серебряного века.
Цепь – это железное сплочение поэтов, цепь ассоциируется с тюрьмами, трагической судьбой поэтов, их стойкостью и силой.
- Выступление составителей вступительной статьи:
- Ученица прочитала составленную статью в конце урока, где был дан комментарий Серебряному веку, названы направления в поэзии, основные представители этих направлений. Также названы самые яркие стихотворения поэтов Серебряного века, представленные в сборнике.
-Оценки выставляются после комментария жюри, итог работы – это сам сборник поэзии Серебряного века
Описание методов мотивирования (стимулирования): постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов;
Оценки выставляются после комментария жюри, итог работы – это сам сборник поэзии Серебряного века, составленный учениками. : постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала
●Методы: словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые; методы стимулирования интереса к учению.
8. Задание на дом:
Цель учащихся:
Образовательная: написать мини-сочинение «Значение поэзии Серебряного века в наши дни».
Развивающая: развитие умения переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык развернутого монологического высказывания.
Воспитательная: воспитание умение видеть и создавать возвышенное и прекрасное.
Цель учителя:
Образовательная: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
Развивающая: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру речи
Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: наличие плана, тезиса, аргументов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-40023-1477070969.jpg)
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-40023-1477070969.jpg)
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»
Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...
Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.
Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-526887-1415918784.jpg)
поэтическая программа «ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
СЦЕНАРИЙпоэтическая программа«ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»...
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...