Открытый урок в 10 классе "Искушение – лейтмотив драмы А.Н.Островского «Бесприданница»"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Евсеенко Майкамал Ахметгалиевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_10_klasse.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Искушение – лейтмотив драмы А.Н.Островского «Бесприданница»

Цели:

Образовательные

  1. Исследуя основные мотивы драмы, доказать, что момент искушения является лейтмотивом.
  2. Соотнести финальную сцену «Бесприданницы» с христианским пониманием искушения
  3. Повторить некоторые литературоведческие понятия.

Развивающие

  1. Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения
  2. Развитие необходимости в интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества
  3. Продолжить формирование ОУУН учащихся

Воспитательные

  1. Решение частично-поисковых задач
  2. Развитие творческого мышления
  3. Осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней
  4. Вызвать интерес к духовным проблемам бытия

Метод: частично-поисковый

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  1. Индивидуальная работа
  2. Фронтальная работа
  3. Литературная ролевая игра

Материалы и оборудование:

Романс «Не искушай меня без нужды» (фонограмма),

Ход урока

                                                                                                                                       

                                                      Искушение не есть зло, но – добро.

                                                     Оно хороших  делает лучше.

                                                      Это горнило для очищения золота…

                                                                                         (Св. Иоанн Златоуст)

 

Тема урока, цель урока (кратко), ремарка Островского: «Действие происходит в настоящее время» 

«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних словах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев)

 Хранит молодое чело

 По воле и радость и горе.

 В глазах – как на небе, светло,

 В душе его – тёмно, как в море.

                             (М.Ю.Лермонтов)

I. Организационный момент.

Звучит романс на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды»

Учитель:

Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского, драмой «Бесприданница». На прошлом уроке мы говорили об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы.

II. Проверка домашнего задания:

Домашнее задание: вы должны были подготовить  характеристики героев пьесы. Для начала вспомним кратко сюжет произведения:

Учащийся.  Отмечает, что действие происходит в настоящее время, в большом вымышленном городе Бряхимове, на Волге, как указывает в ремарке Островский. Дальше следует краткий пересказ сюжета…  Пьеса заканчивается трагедией. Лариса убита.

Учитель:  Начинает работу заседание художественного совета театра. Представляю главного режиссера театра – Амина.

Главный режиссер:   Добрый день! Уважаемые актеры перед нашим театром интересная и очень ответственная задача – постановка пьесы «Бесприданница». Автор вам хорошо известен, А.Н.Островский, он считается создателем русского национального театра. Большая честь нашему театру - поставить на сцене его произведение. Несмотря на то, что пьесе уже более чем 130 лет, она остается актуальной и в наши дни. Я даю вам возможность выбрать роли по желанию. Каким вы видите вашего героя, как вы будете играть роль?

Примерные выступления учащихся

Учащаяся:  Мне хотелось бы сыграть роль главной героини пьесы, Ларисы.  Я вижу её такой яркой, талантливой, одаренной. Лариса – в переводе с греческого – чайка.   Она бесприданница, а бесприданницам было крайне сложно выйти замуж.   Я буду стараться показать её внутренний мир.

Учащаяся:   Я выбираю для себя роль Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы.  Думаю, сложно будет сыграть  эту роль, т. к. я не разделяю её отношения к дочери. Харита Игнатьевна – приживалка при знатных господах. Фамилия Огудалова происходит от слова огудать – обмануть, обольстить, надуть.  Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни  и обеспечить свою старость,  Огудалова  готова унижаться.    (Подтверждение словами из текста)

Учащийся:   Я хотел бы попробовать себя в роли Паратова. Он любит во всем парадность, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза, все делает напоказ, именно об этом говорит его фамилия.

«Блестящий барин».  Этим подчеркнута внешняя эффектность его облика и поведения.   Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. (Подтверждение словами из текста)

Учащийся:   Я пожалуй, выберу для себя роль Вожеватова.  Василий друг детства Ларисы. Фамилия Вожеватов ассоциируется с вожжами. Молодой, но уже достаточно богатый, ловко управляет делами и людьми. Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод  и мог жениться на Ларисе. Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен.  (Подтверждение словами из текста).    Именно ему приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.  

Учащийся:   Я прошу у вас роль Кнурова. Это, если выразиться современным языком – алигарх. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки    (Подтверждение словами из текста).  

Учащийся:   Ну а мне, так думаю, досталась роль Карандышева. Я вижу этого героя не очень привлекательным, хотя он и страдающий образ, но симпатий у меня не вызывает.  Карандышев Юлий Капитоныч – «молодой человек, небогатый чиновник». Над ним язвят, издеваются. (Подтверждение словами из текста).

       Карандышев  – от слова карандаш – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями. Он напоминает мне блеклый, обточенный карандаш, который уже не нужен, но и выбросить жалко. К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта. Лариса для К. – не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над  Паратовым. Он мстителен  (Подтверждение словами из текста).  

Главный режиссер:   Поздравляю, роли удачно выбраны, вами, уважаемые актеры прекрасно поняли сущность своих  героев. Ожидайте начала репетиций.

III.  Учитель:  посмотрим заключительный фрагмент кинофильма Э.Рязанова «Жестокий романс».

(Фрагмент из фильма)

Один современный критик так толкует последние слова Ларисы (Написаны на доске). «Сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних словах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев)

-   Согласны ли вы с высказыванием  критика, обоснуйте.

-   Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (да)

Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что “вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным?  На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются (Мотивы)

- назовите их.

Мотивы:

Мотив пространства                                                                                                                                               Мотив человека-вещи                                                                                                                                          Мотив блеска

Мотив искушения

Мотив одиночества

-  Вы подвержены соблазнам? Они мешают  вам жить?

- Какие соблазны захватили героев драмы? В чем вы видите мотив искушений. Опираясь на текст, расскажите об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова.

   Ответы учащихся .  

- Каков характер этих искушений? (Материальный).

- Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким ее качествам, данным? (Красота, талант – внешние атрибуты).

- Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения.   Работа со схемой на доске.

- А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? (С приезда Паратова).

- Какого характера её искушение? (Духовного).

- Составьте связный ответ об искушении Ларисы, опираясь на вопросы карточки. (Учащиеся работают в группе 3-4 минуты).

Карточка:   Соблазняется ли Лариса положением, блеском?

                     Чем же соблазнена Лариса?

                     Почему Паратову удаётся роль искусителя?

                     Почему Лариса так идеализирует Паратова?

                     Лариса поёт романс: “Не искушай меня без нужды…” - случаен ли он?

- Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….” Вот полная лермонтовская строка (четверостишие записано на доске):

Хранит молодое чело

 По воле и радость и горе.

 В глазах – как на небе, светло,

 В душе его – тёмно, как в море.

- Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).

- Заканчиваются ли искушения для Ларисы признанием Паратова? (Нет).

- Искушения какого порядка начинаются? (Материального).

- Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. (Учитель вновь обращает внимание учащихся к схеме).

- Значит, это центральный мотив, лейтмотив. Т.о. тема урока трансформируется в тему: “Искушение – лейтмотив драмы Островского “Бесприданница”. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Так православие определяет искушение. (Учитель читает эпиграф к уроку, записанный на доске).

- Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? (Ответы учащихся).

- Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь? (Ответы учащихся).

 Хочется от имени Ларисы послать романс и тем временам и вам. Звучит романс «А напоследок я скажу».

Итог урока. Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.  

Хочется, чтобы на уроке прозвучали последние строки из молитвы «Отче наш»: Да не введи нас во искушение, да избави нас от лукавого. Вслушайтесь в них.

        

 IV. Итог урока:  Рефлексия:   Передаем друг другу любой предмет (Можно сердце, вырезанное из бумаги как символ тепла) Что вынесли из урока? Как ты чувствовал себя? Что понравилось? Что не понравилось? Оценивание учащихся

Домашнее задание:

Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовьте небольшое сочинение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 10 класса по драме А.Н.Островского "Бесприданница"

Тест предназначен для определения степени прочитанности учащимися текста пьесы...

Вступительный урок по драме А.Н.Островского "Бесприданница"

Тема, идея, проблемы, особенности композиции, "говорящие" фамилии в драме А.Н.Островского  "Бесприданница"....

Опорный конспект. Драма А.Н.Островского "Бесприданница"

Презентация может послужить опорным конспектом для подготовки авторского урока по драме А.Н.Островского "Бесприданница"...

Урок литературы в 10 классе.А.Н.Островский "Бесприданница"

А.Н.Островский "Бесприданница"(викторина)...

Урок по литературе для 10 класса по драме А. Н. Островского "Бесприданница"

Тема урока «Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»...

Урок литературы в 10 классе .А.Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)

В ходе урока  учащиеся определяли  причины  конфликта  в  пьесе, выстраивали композицию пьесы, раскрывали    социальную  и    психологическу...

«Я вещь, а не человек» (по драме А.Н.Островского «Бесприданница»).

Открытый урок по литературе по драме А.Н.Островского "Бесприданница", цель которого - проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личнос...