Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе по теме
Методический материал включает презентации (проекты учащихся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.zip | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
на уроках русского языка и литературы
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Главным результатом реализации стандарта является формирование у ребенка компетентности к постоянному обновлению своих знаний, освоению новых видов и способов деятельности. Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников, включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике.
Сегодня в условиях внедрения ФГОС одна из задач учителя - научить детей искать, обрабатывать информацию из различных источников, в т.ч. и из Интернета. ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы мотивировано тем, что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке,
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,
- активизируют познавательную деятельность учащихся,
- развивают их творческие способности,
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы.
Компьютер может использоваться на всех этапах урока:
- при объяснении нового материала,
- его закреплении,
- обобщении материала,
- контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: рабочего инструмента, учителя, сотрудничающего коллектива. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал),
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы),
- тренажер,
- контроль за умениями, навыками учащихся.
В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point, которая
- позволяет стимулировать познавательную деятельность школьников: участие ученика в создании презентаций по новому материалу или обобщении его, в подготовке докладов, самостоятельное изучение дополнительного материала и составление презентаций – опорных конспектов, при закреплении материала на уроке,
- помогает визуализации учебного материала,
- способствует интеграции с другими учебными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой,
- повышает мотивацию учения школьников, интерес к изучаемому предмету,
- стимулирует воображение школьников,
- способствует развитию творческих способностей при выполнении учебных заданий.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Наглядная основа урока делает его ярким, запоминающимся. Компьютерные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного материала (набор слайдов-иллюстраций с необходимыми комментариями для работы на уроке), обобщить материал по теме. Ученики на уроке могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, но может стать хорошим помощником. Мною собрана медиатека (по классам, по авторам) презентаций по литературе.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера позволяет быстрее выявить знание или незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания. В настоящее время создано много учебных компьютерных программ по русскому языку (мною активно используется обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза», где систематизирован материал по классам и темам школьной программы, где есть специальный блок для подготовки к ЕГЭ). Учебные компьютерные программы по русскому языку
- повышают интерес к предмету,
- позволяют сэкономить время на опрос учащихся,
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и дома.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При наставничестве педагога обучающийся учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, преобразовывать ее, например, в виде презентации, вопросов по теме и т.п. К обобщающим урокам по различным темам я предлагаю ребятам подготовить проекты (индивидуальные или групповые) и защитить их, представив в виде презентации (проекты по теме «Серебряный век поэзии», по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков и др.)
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Но компьютерная поддержка должна применяться только там, где это целесообразно, являться одним из компонентов учебного процесса, а не заменять его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.
Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...