Ю.П.Казаков «Тихое утро». Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Открытый урок по литературе в 5 классе по программе Б. А. Ланина .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 39.28 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ю.П.Казаков «Тихое утро».
Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.
Измухамбетова Альбина Серикхалиевна | ||
Место работы: МБОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина г.Камызяк» | ||
Должность: учитель русского языка и литературы | ||
Предмет: литература | ||
Класс: 5 | ||
Тема и номер урока в теме: Ю.П.Казаков «Тихое утро». Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера. Урок № 67 | ||
Базовый учебник: Литература.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, под ред. Б.А. Ланина. -М.:Вентана-Граф,2012. |
Дата, время и место проведения: 9 апреля 2013г. , 2 урок, каб. № 302
Цель урока: кратко познакомить обучающихся с творчеством Ю.П.Казакова; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.
Задачи:
- обучающие: раскрыть образы главных героев, способствовать формированию навыку правильного беглого и выразительного чтения художественного произведения, формулировать ответы на вопросы и их аргументацию, стимулировать познавательную активность обучающихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом;
-развивающие: развивать творческое воображение и логическое мышление при работе с текстом и сопоставительной таблицей, речь и мышление учащихся, коммуникативную компетентность через работу в группах, в парах, развивать умение строить собственное высказывание, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
-воспитательные: осуществлять нравственное воспитание на примере героев рассказа, прививать школьникам любовь к родному краю, природе, предмету, литературе.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, ИАД, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Виды планируемых результатов |
1 | Орг. момент Мотивация к учебной деятельности ( 1 минута) | -Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. (Звучит тихая музыка) -Ребята, сядьте поудобнее , закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им. Какое настроение у вас сейчас? (показывают смайлики .) | Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок. | Личностные Умение быстро организовать рабочее место, поприветствовать учителя и настроиться на урок. |
2 | Сообщение темы урока Определение целей урока . (4 минуты) Постановка проблемного вопроса. | -Дома вы прочитали рассказ Ю.П.Казакова «Тихое утро». (слайд №1) -Кто главные герои рассказа? -Как вы думаете наши герои, Яша и Володя, одинаковые? -Похожи друг на друга? -Как будет звучать тема нашего урока? -Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: : Ю.П.Казаков «Тихое утро». Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера. (слайд №2) -Исходя из темы урока, как вы думаете , о чём мы сегодня будем говорить? -Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд №3) | Ответы обучающихся Яша и Володя. Разные . Нет, не похожи. Отвечают. создать ; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой. |
Метапредметные Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать свои задачи и последовательно идти к ним. |
3 | Актуализация знаний 7 минут 8 минут Физ. минутка. 10 минут. | -Сейчас мы познакомимся с творчеством Ю.П.Казакова, а помогут мне Арины и Лена. (сообщение обучающихся об авторе) (слайд №4)- 4мин. -Спасибо! Ю.П.Казаков- писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО? Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро». В этом рассказе писатель представляет перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши. Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов. - Что такое ДОБРО?ЗЛО? Словарная работа (Слайд № 5) ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой. ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другими для достижения собственных целей. - Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека? -Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? -Вот сейчас мы и проследим за разными поступками и чувствами наших героев. (Слайд №6) – 3 мин. Работа в группах -С этого момента, ребята, мы работаем в группах, но цель у нас одна. Не забудьте, пожалуйста, найти ответ на тот вопрос, который я озвучила ранее. Вы разбились на группы, я раздаю вам задания, даю вам на обсуждение заданий в группе 5 минут, попытайтесь найти детали текста, используя учебники. Посмотрите, какие цитаты стоит зачитать, а какие можно только озвучить. Раскройте характер наших героев. Какие они? (Подхожу к каждому столу и разъясняю.) Пока остальные готовятся, 1 группа выступает с инсценировкой.(заранее подготовленные обучающиеся) 1 группа- задание -Инсценировка отрывка из рассказа. (Яшка будит Володю. По дороге на рыбалку.)(слайд № 7) -Показать сцену разговора между мальчиками, раскрывая их особенности характеров, взаимоотношения. -Спасибо! Как ребятам удалось предать чувства и характер героев? -Ребята, давайте немножко отдохнем. А поможет мне Ербол. -Спасибо! -Продолжаем работать в группах -2 группа, ваше задание- Опишите Яшку. Какой он? Найти детали, характеризующие мальчика. (стр. ) (слайд № 8) Доп. Вопросы: -Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? -Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? -Жизненный опыт Яши отличается от Володиного? -Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? -Почему он идёт на рыбалку с Володей? Сделайте вывод: Яшка – деревенский, близок к природе, высокомерный, язвительный, смелый. 3 группа –задание- Опишите Володю. Какой он? Найти детали ,характеризующие мальчика.(стр. ) (слайд № 9) Доп. Вопросы: -Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? - Что чувствовал? -Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? Сделайте вывод: Володя- городской, сдержанный, целеустремленный, воспитанный, культурный. (слайд № 10) 4 группа- задание- Сравните Яшку и Володю. Что общего? -Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе? -Что произошло с мальчиками по дороге к реке? -Как картина природы помогает нам передать настроение героев? -Найти детали текста, подтверждающие это изменение.(стр. ) Сцена примирения Вывод: Оба мальчика добрые, сердечные, готовы помочь друг другу. -Молодцы, вот мы с вами постарались найти нужные детали, собрали их как бусинки друг на друга и получился ОБРАЗ, точнее Образы мальчиков. Раскрыли характеры героев. Доказали, что они разные, но и есть что-то общее у них. | Ответы обучающихся Добро и зло существуют не извне а в душе человека. Нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, «взлеты» и нравственные «падения». Работа в группах Обучающиеся ищут в текстах учебника ответы, обсуждают, анализируют, доказывают, делают выводы. Выступление ребят 1 группы Выступление ребят 2 группы Вывод: Яшка – деревенский, близок к природе, высокомерный, язвительный, смелый
Выступление ребят 3 группы Вывод: Володя- городской, сдержанный, целеустремленный, воспитанный, культурный. Выступление ребят 4 группы Вывод: Оба мальчика добрые, сердечные, готовы помочь друг другу. Между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев. | Предметные Обучающиеся дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные Умение проверять и адекватно оценивать способности и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в коллективе, группе сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. |
4 | Закрепление изученного материала 5минут. | Работа в паре -А сейчас мы проверим как вы это усвоили. Работаем в паре. У вас есть на столах листы с таблицей «Сопоставительная характеристика мальчиков». Задание- Сопоставьте цитаты из текста, характеризующие мальчиков. Отметьте цветными пастами. Листы подпишите. – (Слайд № 11)- ссылка . Проверим. Критерии : «5»- ни одной ошибки «4»- 1-2 ошибки «3»- 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок Оценили себя сами! Какие результаты? У кого ни одной ошибки, поднимите руки. Одна- две? Три – четыре? Пять и более? -Молодцы! С заданием справились.
Доп. Задания. (слайд № 12) 1.Назовите лишние характеристики, которые не подходят Яшке……… Володе………. (слайд № 13) 2. Продолжить предложение определениями (эпитетами), глаголами , существительными. Яшка был….. знал….. умел….. Володя был ….. хотел…. | Работа в паре Работа с сопоставительной таблицей + слайд. Самооценка . | Метапредметные умение рассуждать, доказывать, анализировать, сравнивать, подводить под понятие. Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка. Предметные Умение в паре работать с таблицей, находить и сопоставлять цитаты, различать героев, давать им характеристики словами автора и своими словами. Умение работать с текстом . |
5 | Подведение итога урока. 1 минута. | (слайд №14) -Над какой темой работали? -Какие они два мальчика? -Какие эти два разных характера? Обобщим. Вывод: - Уникальное произведение, возвращаться к нему можно в любом возрасте и всегда, действительно, автор нам хочет сказать о том, что в человеке главное- оставаться в любой ситуации человеком. Нам предстоит немало преодолеть ситуаций по жизненной дороге, важно не потерять свое лицо. | Ответы обучающихся. | Личностная Делает вывод для себя -каким должен быть человек в этом мире, чтобы быть умным ,воспитанным, образованным, добрым –есть большой труд, через который должен пройти каждый. Умение формировать жизненную позицию, основанную на приоритете добра, любви к труду и познаниям, уважении. |
6 | Домашнее задание. 2 минута | Слайд №15 1. Составить в таблице сравнительную характеристику героев . 2. Художественный пересказ от лица Яши (сцена рыбалки и спасения Володи) 3. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа. | Обучающие записывают в тетрадь домашнее задание. | Творческий характер выполнения задания (зарисовать понравившийся эпизод.)Умение самостоятельно составлять и заполнять таблицу. |
Оценивание обучающихся.Рефлексия. 2 минута. | Слайд №16 - Какое у вас настроение? - Какими вы были на сегодняшнем уроке? - Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Я узнал…! Я запомнил…! Я понял…! Я научился…! Я почувствовал…! Если вам понравился урок, оцените его смайликом. -Сегодня получают оценку «5» в виде больших рыбок:….. -Оценку «4» в виде маленьких рыбок:…….. -Встали ребята! Урок закончен! -Вам большое спасибо за урок, мне очень было приятно работать сегодня с вами. -До свидания! | Обучающиеся дают оценку самим себе и друг другу, а так же всему уроку. | Метапредметные Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка. Адекватность самооценки учащихся и оценки деятельности учителя, всего урока. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Действия- регулятивное, коммуникативное. Рефлексия. Учитель выясняет чему научились и что нового узнали обучающиеся через сигнальные карточки и т.д. Действия- регулятивное, коммуникативное. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ю.П.Казаков «Тихое утро»
Тема урока: «Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера». Цель урока: кратко познакомить обучающихся с творчеством Ю.П.Казакова; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.
Ю.П.Казаков ( 1927-1982) Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. С 15 лет начал учиться музыке. Окончил музыкальное училище им . Гнесиных . В 1953 поступает в Литературный институт им. А.М.Горького. В конце 1940-х годов Казаков начал писать. Рассказ стал его излюбленным жанром. Творчество Казакова отмечено рядом международных премий. Скончался писатель на родине 29 ноября 1982 г.
Словарная работа: ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой . ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другими для достижения собственных целей .
Работа в группах
1 группа Задание. Инсценировка эпизодов рассказа: Яшка будит Володю. По дороге на рыбалку.
2 группа Задание. Опишите Яшку. Какой он? Найдите детали, характеризующие мальчика .
3 группа Задание. Опишите Володю. Какой он? Найдите детали , характеризующие мальчика .
4 группа Задание. Сравните Яшку и Володю. Что общего? Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
Работа в паре Работа с таблицей «Сопоставительная характеристика». Задание. Фрагменты из текста, в которых изображаются переживания персонажей, соотнесите с их именами.
Проверим. Критерии : «5»- ни одной ошибки «4»- 1-2 ошибки «3»- 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок
Подведём итоги
Домашнее задание 1. Составить в таблице сравнительную характеристику героев . 2. Художественный пересказ от лица Яши (сцена рыбалки и спасения Володи) 3. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа.
Рефлексия
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро
Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро...
Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"
Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...
Ю.П. Казаков "Тихое утро"
Конспект урока и презентация по рассказу Ю.П. Казакова "Тихое утро"....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Ю.Казаков "Тихое утро"
Для проведения урока необходимо знание текста произведения учениками...
Ю.Казаков "Тихое утро"
материалы к уроку внеклассного чтения...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Ю. П. Казаков. "Тихое утро"
Материал для самоподготовки семиклассников в условиях дистанционного обучения....
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые и сложные предложения" для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков "Тихое утро")
Карточки предназначены для обучающихся 9 класса. Из произведения Ю.П. Казакова "Тихое утро" взяты простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения, сложносочинённые ...