Ю.П.Казаков «Тихое утро». Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

Открытый урок  по литературе в 5 классе по программе  Б. А. Ланина . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ю.П.Казаков «Тихое утро».

Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.

Измухамбетова  Альбина  Серикхалиевна

Место работы: МБОУ «Лицей №1 им.   А.П.Гужвина г.Камызяк»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5

  Тема и номер урока в теме: Ю.П.Казаков «Тихое утро».

Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера. Урок № 67

Базовый учебник: Литература.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, под ред. Б.А. Ланина. -М.:Вентана-Граф,2012.

        Дата, время и место проведения: 9 апреля 2013г. , 2 урок, каб. № 302

                  Цель  урока: кратко познакомить обучающихся с творчеством Ю.П.Казакова; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

      Задачи:

  - обучающие: раскрыть образы главных героев, способствовать  формированию навыку правильного беглого и выразительного чтения художественного произведения, формулировать ответы на вопросы и их аргументацию, стимулировать познавательную активность обучающихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом;

   -развивающие: развивать творческое воображение и логическое     мышление при работе с текстом и сопоставительной таблицей, речь и мышление учащихся, коммуникативную компетентность через работу в группах, в парах, развивать умение строить собственное высказывание, рассуждать, высказывать свою точку зрения;

   -воспитательные: осуществлять нравственное воспитание на   примере героев рассказа, прививать школьникам любовь к родному краю, природе, предмету, литературе.

       Тип урока:  урок изучения новых знаний.

       Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

       Необходимое техническое оборудование: ПК, ИАД, мультимедийный проектор.

       Структура и ход  урока:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Виды планируемых результатов

1

Орг.     момент

Мотивация к учебной деятельности

( 1 минута)

-Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. (Звучит тихая музыка)

-Ребята, сядьте  поудобнее , закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им. Какое настроение у вас сейчас? (показывают смайлики  .)

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок.

Личностные

Умение быстро организовать рабочее место, поприветствовать учителя и настроиться на урок.

2

Сообщение темы урока

Определение целей урока .

(4 минуты)

Постановка проблемного вопроса.

-Дома вы прочитали рассказ Ю.П.Казакова «Тихое утро». (слайд №1)

-Кто главные герои рассказа?

-Как вы думаете наши герои, Яша и Володя, одинаковые?

-Похожи друг на друга?

-Как будет звучать тема нашего урока?

-Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: : Ю.П.Казаков «Тихое утро».

Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.  (слайд №2)

-Исходя из темы урока, как вы думаете , о чём мы сегодня будем говорить?

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?     (слайд №3)

Ответы обучающихся

Яша и Володя.

Разные .

Нет, не похожи.

Отвечают.   создать

; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

 

Метапредметные

Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать свои задачи и последовательно идти к ним.

3

Актуализация знаний

       7 минут

     8 минут

Физ. минутка.

10 минут.

-Сейчас мы познакомимся с творчеством Ю.П.Казакова, а помогут  мне Арины и Лена.

 (сообщение обучающихся об авторе) (слайд №4)- 4мин.

-Спасибо!

Ю.П.Казаков- писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для  своих героев. Его волнуют нравственные проблемы.

Как нужно жить?

Какими качествами нужно обладать?

Что лежит в основе человеческого поведения?

Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО?

Как правило, в основе  его рассказов лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро».

В  этом рассказе писатель представляет перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд  вопросов.

- Что такое ДОБРО?ЗЛО?

Словарная работа

(Слайд № 5)

ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другими для достижения собственных целей.

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

-Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

-Вот сейчас мы  и проследим за разными поступками и чувствами наших героев.

(Слайд №6) – 3 мин.

Работа в группах

-С этого момента, ребята, мы работаем в группах, но цель у нас одна. Не забудьте, пожалуйста, найти ответ на тот вопрос, который я озвучила ранее. Вы разбились на группы, я раздаю вам задания, даю вам на обсуждение заданий в группе 5 минут, попытайтесь найти детали текста, используя учебники. Посмотрите, какие цитаты стоит зачитать,  а какие можно только озвучить. Раскройте характер наших героев. Какие они?  (Подхожу к каждому столу и разъясняю.)

Пока остальные готовятся, 1 группа выступает с инсценировкой.(заранее подготовленные обучающиеся)

1 группа-  задание -Инсценировка отрывка из рассказа.

(Яшка будит  Володю. По дороге на рыбалку.)(слайд № 7)

-Показать сцену разговора между мальчиками, раскрывая их особенности характеров, взаимоотношения.

-Спасибо! Как ребятам удалось предать чувства  и характер героев?

-Ребята, давайте немножко отдохнем.

А поможет мне Ербол.

-Спасибо!

-Продолжаем работать в группах

-2 группа, ваше задание- Опишите Яшку. Какой он? Найти детали, характеризующие мальчика. (стр.                   ) (слайд № 8)

Доп. Вопросы:

-Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?

-Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?

-Жизненный опыт Яши отличается от Володиного?

-Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке?

-Почему он идёт на рыбалку с Володей?

Сделайте вывод: Яшка – деревенский, близок к природе, высокомерный, язвительный, смелый.

3 группа –задание- Опишите Володю. Какой он? Найти детали ,характеризующие мальчика.(стр.                      )

(слайд № 9)

Доп. Вопросы:

-Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу?

- Что чувствовал?

-Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

Сделайте вывод: Володя- городской, сдержанный, целеустремленный, воспитанный, культурный.

(слайд № 10)

4 группа- задание- Сравните Яшку и Володю. Что общего?

-Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?

-Что произошло с мальчиками по дороге к реке?

-Как картина природы помогает нам передать  настроение героев?

-Найти детали текста, подтверждающие это изменение.(стр.                 )

Сцена примирения

Вывод: Оба мальчика добрые, сердечные, готовы помочь друг другу.

-Молодцы, вот мы с вами постарались найти нужные детали, собрали их как бусинки друг на друга и получился ОБРАЗ, точнее Образы мальчиков. Раскрыли характеры героев. Доказали, что они разные, но и есть что-то общее у них.

Ответы обучающихся

Добро и зло существуют не извне а в душе человека.

Нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, «взлеты» и  нравственные «падения».

Работа в группах

Обучающиеся ищут в текстах учебника ответы, обсуждают, анализируют, доказывают,  делают выводы.

Выступление ребят

1 группы

Выступление ребят

2 группы

Вывод:

Яшка – деревенский, близок к природе, высокомерный, язвительный, смелый

 

Выступление ребят

3 группы

Вывод:

Володя- городской, сдержанный, целеустремленный, воспитанный, культурный.

Выступление ребят

4 группы

Вывод: Оба мальчика добрые, сердечные, готовы помочь друг другу. Между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев.

Предметные

Обучающиеся  дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные

Умение проверять и адекватно оценивать способности  и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в коллективе, группе  сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать,  делать выводы.

4

Закрепление изученного материала

5минут.

 Работа в паре

-А сейчас мы проверим как вы это усвоили. Работаем в паре. У вас есть на столах листы с  таблицей «Сопоставительная характеристика  мальчиков».

Задание- Сопоставьте цитаты из текста, характеризующие мальчиков. Отметьте цветными пастами. Листы подпишите. – (Слайд № 11)- ссылка .

Проверим.

Критерии :

«5»- ни одной ошибки

«4»- 1-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

Оценили себя сами! Какие результаты?

У кого  ни одной  ошибки, поднимите руки.

Одна- две?

Три – четыре?

Пять и более?

-Молодцы! С заданием справились.

 

 Доп. Задания.

(слайд № 12)

1.Назовите лишние характеристики, которые не подходят Яшке………

Володе……….

(слайд № 13)

2. Продолжить предложение  определениями (эпитетами), глаголами , существительными.

Яшка был…..                                                                        

    знал…..        

     умел…..  

Володя был  …..

хотел….

Работа в паре

Работа с сопоставительной таблицей + слайд.

Самооценка .

Метапредметные

умение рассуждать, доказывать, анализировать, сравнивать, подводить под понятие. 

Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка.

Предметные

Умение в паре работать с таблицей, находить и сопоставлять цитаты, различать героев, давать им характеристики словами автора и своими словами. Умение работать с текстом .

5

Подведение

итога урока.

1 минута.

(слайд №14)

-Над какой темой работали?

-Какие они два мальчика?

-Какие эти два разных характера?

Обобщим.

Вывод:

- Уникальное произведение, возвращаться к нему можно в любом возрасте и всегда, действительно, автор нам  хочет сказать о том, что в человеке главное- оставаться в любой ситуации человеком. Нам предстоит немало преодолеть ситуаций по жизненной дороге, важно не потерять свое лицо.

Ответы  обучающихся.

Личностная          

Делает вывод для себя -каким должен быть человек в этом мире, чтобы  быть умным ,воспитанным, образованным, добрым –есть большой труд, через который должен пройти каждый. Умение формировать жизненную позицию, основанную на приоритете добра, любви к труду и познаниям, уважении.

6

 Домашнее задание.

2 минута

Слайд №15

1. Составить в таблице сравнительную характеристику героев .

2. Художественный пересказ от лица Яши (сцена рыбалки и спасения Володи)

3. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа.

Обучающие записывают в тетрадь домашнее задание.

Творческий характер выполнения задания (зарисовать понравившийся эпизод.)Умение самостоятельно составлять и заполнять   таблицу.

Оценивание обучающихся.Рефлексия.

 2 минута.

Слайд №16

- Какое у вас настроение? 

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Я узнал…!

 Я запомнил…!

Я понял…!

Я научился…!

 Я почувствовал…!

Если вам понравился урок, оцените его смайликом.

-Сегодня получают оценку «5» в виде  больших рыбок:…..

-Оценку  «4» в виде маленьких рыбок:……..

-Встали ребята! Урок закончен!

-Вам большое спасибо за урок, мне очень было приятно работать сегодня с вами.

-До свидания!

Обучающиеся дают оценку самим себе и друг другу, а так же

всему уроку.

Метапредметные

Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка.

Адекватность самооценки учащихся и оценки  деятельности учителя, всего урока. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Действия- регулятивное, коммуникативное.

Рефлексия. Учитель выясняет  чему научились и что нового узнали  обучающиеся через сигнальные карточки и т.д.

Действия- регулятивное, коммуникативное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ю.П.Казаков «Тихое утро»

Слайд 3

Тема урока: «Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера». Цель урока: кратко познакомить обучающихся с творчеством Ю.П.Казакова; создать сравнительные характеристики героев: проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи, раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

Слайд 4

Ю.П.Казаков ( 1927-1982) Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. С 15 лет начал учиться музыке. Окончил музыкальное училище им . Гнесиных . В 1953 поступает в Литературный институт им. А.М.Горького. В конце 1940-х годов Казаков начал писать. Рассказ стал его излюбленным жанром. Творчество Казакова отмечено рядом международных премий. Скончался писатель на родине 29 ноября 1982 г.

Слайд 6

Словарная работа: ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой . ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другими для достижения собственных целей .

Слайд 7

Работа в группах

Слайд 8

1 группа Задание. Инсценировка эпизодов рассказа: Яшка будит Володю. По дороге на рыбалку.

Слайд 9

2 группа Задание. Опишите Яшку. Какой он? Найдите детали, характеризующие мальчика .

Слайд 10

3 группа Задание. Опишите Володю. Какой он? Найдите детали , характеризующие мальчика .

Слайд 11

4 группа Задание. Сравните Яшку и Володю. Что общего? Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?

Слайд 12

Работа в паре Работа с таблицей «Сопоставительная характеристика». Задание. Фрагменты из текста, в которых изображаются переживания персонажей, соотнесите с их именами.

Слайд 13

Проверим. Критерии : «5»- ни одной ошибки «4»- 1-2 ошибки «3»- 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок

Слайд 14

Подведём итоги

Слайд 15

Домашнее задание 1. Составить в таблице сравнительную характеристику героев . 2. Художественный пересказ от лица Яши (сцена рыбалки и спасения Володи) 3. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа.

Слайд 16

Рефлексия

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро

Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро...

Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"

Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...

Ю.П. Казаков "Тихое утро"

Конспект урока и презентация по рассказу Ю.П. Казакова "Тихое утро"....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Ю.Казаков "Тихое утро"

Для проведения урока необходимо знание текста произведения учениками...

Ю.Казаков "Тихое утро"

материалы к уроку внеклассного чтения...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Ю. П. Казаков. "Тихое утро"

Материал для самоподготовки семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые и сложные предложения" для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков "Тихое утро")

Карточки предназначены для обучающихся 9 класса. Из произведения Ю.П. Казакова "Тихое утро" взяты простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения, сложносочинённые ...