Ю.П. Казаков "Тихое утро"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока и презентация по рассказу Ю.П. Казакова "Тихое утро".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury.docx | 26.98 КБ |
prilozheniya.docx | 15.77 КБ |
yuriy_pavlovich_kazakov.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Тема: Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Учитель: А.В. Степанова, МКОУСОШ №38 г. Тулы
Класс: 7
Цели урока:
А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.
Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.
В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, презентация Power Point; таблицы «Характеристика героя. Яшка», «Характеристика героя. Володя», «Пейзаж как средство характеристики героев».
Ход урока.
Слайд 1
- Организационный момент.
- Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ю.П. Казакова. Этот писатель довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Окончил музыкальное училище в Москве. Три года играл в симфонических и джазовых оркестрах. И лишь в 26 лет Юрий Казаков поступает в Литературный институт.
Слайд 2
Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утро». Об этом произведении нам и предстоит сегодня вести разговор. Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.
- Работа над темой урока.
- Постановка задачи урока.
Учитель: Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?
Слайд 3
Дети: Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.
Учитель: Как вы считаете, добро и зло существует исключительно во внешнем мире, или оно живет в душе человека, исходит от человека?
Дети: Добро и зло существуют в душе человека.
Учитель: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?
Дети: ответы детей.
Учитель: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?
Дети: нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения».
Учитель: Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы: первый ряд характеризует Яшку, второй – Володю, третий – рассматривает пейзаж как средство характеристики героев.
- Анализ произведения.
Слайд 4
Учитель: коротко охарактеризуйте главных героев рассказа, ответив на вопросы:
- Где живет мальчик?
- Как он чувствует себя в деревне?
- Каково отношение героя к рыбалке?
Ответы детей.
Фактически в рассказе происходит столкновение двух культур: городской и деревенской. Мир Яшки ограничен его деревней, а мир Володи городом. На страницах рассказа разворачивается описание первого контакта, соприкосновения противоположных на первый взгляд миров.
Слайд 5
Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?
Учитель: Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)
Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.
1 группа – заполнение таблицы.
Как автор описывает утро в деревне? (Выразительное чтение – с.182, 3 абзац) С какой целью дано это описание?
Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.
Учитель: Мирный радостный рассвет вдохновлял художников и музыкантов. Прослушайте отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке», чтобы лучше понять настроение Яшки.
Слайд 6
Прослушивание музыкального произведения.
Какое утро у композитора? Какие чувства у вас возникли?
Ответы детей.
Учитель: Прочитайте утренний разговор Яшки и Володи.
Дети: чтение по ролям
Учитель: Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение?
Дети: Яшка не получил ожидаемого признания.
Учитель: Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки (1 группа – заполнение таблицы – с.183)
Дети: Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил.
Учитель: А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (2 группа – заполнение таблицы, с.184)
Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.
Учитель: И вот наши герои отправляются на рыбалку. Как ведут они себя в дороге? Прочитайте.
Слайд 7.
Дети: Сначала мальчики идут молча.
Учитель: Как ведет себя Яшка?
Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.
Учитель: Когда Володе становится весело?
Слайд 8
Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра. 2 группа – заполнение таблицы.
Рассмотрим эпизоды рыбалки.
Учитель: где мальчики ловили рыбу? Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?
Слайд 9
Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду. 3 группа – заполнение таблицы.
Учитель: Ребята выбрали место. Началась рыбная ловля. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)
Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю. 1 группа – заполнение таблицы.
Учитель: Случалось ли вам в своей жизни чувствовать подобное?
Ответы детей.
Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.
Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).
Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.
Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось. 1 группа – заполнение таблицы.
Учитель: Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?
Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. 1 группа – заполнение таблицы.
Учитель: Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?
Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.
Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.
Учитель: Как автор описывает природу в этот момент? (с.193) Какой художественный прием используется здесь?
Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. 3 группа – заполнение таблицы.
Учитель: Яшка снова предпринимает попытку спасти Володю. Когда Яшка видит товарища под водой недвижимого, он все еще боится, что Володя опять схватит его. Но Володя уже не может сделать этого. Чем же заканчивается рассказ?
Ответы детей.
Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?
Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 1,2 группы – заполнение таблицы.
Учитель: В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?
Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3 группа – заполнение таблицы.
Слайд 10
- Ответ на проблемный вопрос.
Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?
Ответы детей.
- Домашнее задание.
1 ряд – характеристика Яшки.
2 ряд – характеристика Володи.
3 ряд – пейзаж как средство характеристики героев.
Задание готовится по таблицам, которые группы заполняли на уроке.
Слайд 11
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Упражнение «Плюс – минус – интересно»
- Выставление отметок.
Предварительный просмотр:
Характеристика героя.
Яшка
Эпизод | Ключевые слова |
1. Утро. Яшка просыпается | |
2. Конфликт с Володей |
|
3. По дороге на рыбалку | |
4. Во время рыбалки | |
5. Володя тонет | |
6. Яшка спас Володю |
Характеристика героя.
Володя
Эпизод | Ключевые слова |
1. Конфликт с Яшкой | |
2. По дороге на рыбалку | |
3. Во время рыбалки | |
4. Володя тонет | |
5. Яшка спас Володю |
Пейзаж как средство характеристики героев.
Эпизод | Ключевые слова | Роль в произведении |
1. Утро в деревне | ||
2. Омут | ||
3. Володя тонет | ||
4. Счастливая развязка |
ПЛЮС (запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции) | МИНУС (запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным) | ИНТЕРЕСНО (запиши интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю) |
ПЛЮС (запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции) | МИНУС (запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным) | ИНТЕРЕСНО (запиши интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОБРО И ЗЛО
Краткая характеристика героев Где родился герой? 2. Как мальчик чувствует себя в деревне? 3. Как герой относится к рыбалке?
Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?
По дороге на рыбалку «…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице». Володя «…с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху».
«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»
Исаак Левитан «У омута» Исаак Левитан «Озеро» «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».
Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?
«Плюс – минус – интересно» Что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции? Что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным? Интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"
Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...
Урок открытых мыслей (внеклассное чтение по стихотворению Д. Кугультинова "Смерть сайгака, или расстрелянное утро"
Урок открытых мыслей посвящен очень важной для нашего региона теме - сохранению древнейшего уникального животного, проживающего в степях Калмыкии. Он построен на стихотворении известного п...
Урок по русскому языку «Подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».
урок поможет качественно подготовиться к написанию сочинения по известной картине Т.Н.Яблонской "Утро"...
Открытый урок по литературе по теме:Стихотворение А.С. Пушкина " Зимние утро"
Урок развития речи по картине Пластова......
Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок подготовки к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...
Проект "Сказки рассказанные утром"
Аннотация Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость, - в...