Разработка урока "Стихотворение в прозе"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему
Презентация, которая знакомит с историей создания стихотворения в прозе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация урока "Стихотворение в прозе" | 1.14 МБ |
Разработка урока на тему "Стихотворения в прозе" | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История Франция. Дижон. Луи Бертран. 20 лет.
Стихотворения без рифмы и размера И.С.Тургенев Каждое стихотворение в прозе , как камешек определенной расцветки. В.Г.Короленко … состояние душевной высоты и просветленности. Н.Добролюбов
Стихотворение в прозе – это небольшое лирическое произведение, в котором используются типичные для стихотворной речи средства художественной выразительности.
Особенности «Стихотворений в прозе» 1.Исключена рифма . 2. Небольшой объем . 3.Часто членение на мелкие абзацы. 4. Авторская эмоциональность. 5.Использование средств художественной выразительности.
«Стихотворения в прозе были написаны в период с 1877 по 1882 годы , в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название по латыни « Senilia » , что в переводе означает «старческое». н
Старик Настали темные, тяжелые дни... Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости... Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, — никнет и разрушается. Под гору пошла дорога. Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь. На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже — но зелень его та же. Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, — и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской и силой весны! Но будь осторожен... не гляди вперед, бедный старик! Июль, 1878
И.Левитан « Над вечным покоем» - В чем связь стихотворения в прозе Тургенева «Старик» с картиной И.Левитана ?
Мижит Эдуард Баирович (22.04.1961) Драматург, прозаик, переводчик. Председатель Союза писателей Республики Тыва. Самый молодой Народный писатель Республики Тыва. Знает несколько языков. Пишет на русском и на тувинском. Автор сборника стихотворений в прозе «Зов взвихренного колодца» (« Казыргылыг кудуктун кыйгызы »)
Эжиктер Оларга бис хунде он-чээрби – даа катап таварышкылаар бис . Олар янзы-буру болгулаар , ынчалза-даа бистин оларга чанчыканывыс аажок . Бис оларны азы бодувусче тыртар , азы бодувусче идер бис, а олар ажыттынып , бисти азы киирип , азы дашкаар ундуруп турар . А чамдыкта бистин бистин мурнувуска ажыттынар хонну – даа чок улуургактары-даа бар. А чамдыктарынче бисти куш-биле киир иткилептер таварылгалар база бар, азы куш-биле ундур идиптер . Бистин кузеливис бар, чогун-даа айтырбас … А бо чырык ортемчейге бис база-ла ынчаар коступ кээр болгай бис , а оон бо чуртталгадан бисти база шак-ла ынчаар ундур идип кааптар ийик чоп . Чугле эн-не соолгу эжикти бистин соовустан , бистин ыыт чок чопшээреливис-биле дуй кадап турар . Элдептиин аа ! Таанда-ла . чежемейнин-даа чигзинип турзувусса , « Шак бо соолгу эжиктин соонда , ында , оон артында , ыржым думбейде чааскаанзыралдан дезип уне берип болур база бир Э жик бар» - деп бодап , идегеп , бузуреп чоруурувус-ла ылап-ла чоор бе ?
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Жанр, созданный ценою жизни"
Цели:
- Познакомить с историей появления жанра - стихотворения в прозе. Познакомиться со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, Э Мижита.
- развитие логического и ассоциативного мышления. Развитие устной и письменной связной речи.
- Задуматься о ценности жизни.
Тип: урок изучения новой темы
Оборудование: презентация
Вызов.
а) картина горящей свечи на экране. (слайд №1)
- Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту картину?
- Если сравнить с человеческой жизнью, именно эта горящая свеча ассоциируется с каким периодом человеческой жизни?
Осмысление.
- Давайте вспомним о родах и жанрах литературы.
- Чтение и анализ стихотворения в прозе "Старик" (слайд 6)
- О чем говорится в тексте? (о прошлом и настоящем, о жизни)
- Есть ли имя героя текста?
- Описаны ли в нем события? Какие мысли, чувства, переживания в нем выражены?
- К какому роду и жанру можно отнести этот текст?
- Сообщение темы и цели урока.(слайд 2)
- Почему урок назван так? Я сейчас объясню: Франция. Дижон. Луи Бертран.он словами рисует пейзажи. 20 лет. Судьба и имя покрыты тайной. Дал жизнь новому жанру, а сам остался неизвестным. И.С. Тургенев. Старый, больной. Осознанно создал этот жанр.(слайд 5)
- Какое определение можно дать стихотворению в прозе? (слайд 3,4)
В) теперь поговорим о стихотворениях в прозе в тувинской литературе. В данном жанре из тувинских писателей работает Эдуард Мижит. Пишет свои произведения на тувинском и русском языках. Драматург, прозаик, переводчик. Родился 22 апреля 1961 года в Улуг-Хемском районе.в 1993 году закончил Литературный институт имени М. Горького. Народный писатель Республики Тыва. В настоящее время Председатель Союза писателей Тувы, работает заведующим сектором литературы в Тувинском институте гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва. Автор семи сборников стихов: "Кым сен Субедей-Маадыр", "Чиргилчиннер" (Миражи), "Оргул" (Дар), "Култегин", "Ойтулааш" ,"Оттуг-Мыйыстынужуралдары". выпустил сборник стихотворений в прозе "Зов взвихренного колодца" (Казыргылаан кудуктун кыйгызы )
г) чтение и анализ стихотворения в прозе Э. Мижита «Эжиктер»
Рефлексия.
а) работа по контрольным вопросам
б) Составление стихотворения по метафоре «Стихотворения в прозе - это…»
Итог. Оценки. Дома: прочитать другие стихотворения в прозе И.С. Тургенева и Э. Мижита.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
Урок на тему «Жанр, созданный ценою жизни»
Разработка учителя русского языка
и литературы первой квалификационной
категории Ооржак Элины Дандар-ооловны.
Ак-Даш. 2014
Вопросы по уроку: "Жанр, созданный ценою жизни"
- Первым начал писать в жанре стихотворения в прозе –
- Родина стихотворений в прозе –
- Вторую жизнь данному жанру дал русский писатель –
- Как назывались первые стихотворения в прозе И.С. Тургенева?
- В тувинской литературе в жанре стихотворений в прозе пишет –
- Как называется сборник стихотворений в прозе этого писателя?
7. Стихотворение в прозе - это....
Вопросы по уроку: "Жанр, созданный ценою жизни"
- Первым начал писать в жанре стихотворения в прозе –
- Вторую жизнь данному жанру дал русский писатель –
- Как назывались первые стихотворения в прозе И.С. Тургенева?
- В тувинской литературе в жанре стихотворений в прозе пишет –
- Как называется сборник стихотворений в прозе этого писателя?
7. Стихотворение в прозе - это....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"
Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....
Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка
В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга....
Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД
Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или в в группе продлённогодня....
Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"
Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе самостоятельной работы. Задания для каждой груп...
Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...
Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).
Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…» (по произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...
Новейшая русская проза и поэзия. Реалистическая проза. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая поэзия 1980-1990-х годов
Маршрутный лист дистанционного урока...