Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-literatura-7-klass.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
по русской литературе в 7 классе.
Учитель: Закирова Галина Алексеевна
Количество часов:
Всего - 70 часов; в неделю - 2 часа.
Учебник: учебник-хрестоматия « Русская литература» тат. сред. общеобразовательная школа / Авторы - составители М.Г.Ахметзянов, М.В. Ведишенкова и.др. / Издательство «Магариф». 2006 год.
Плановых контрольных уроков: 2ч
развития речи: 5ч
внеклассного чтения: 8ч
Планирование составлено на основе программы по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики под редакцией М.Г.Ахметзянова.- Казань: Магариф, 2005год. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов, М.В. Ведишенкова и.др.
Учебник: М.Г. Ахметзянов, учебник для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях 2006г. Казань. Магариф.
Название, автор, издательство, год издания
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе проекта федерального компонента государственного стандарта для татарских школ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Программа 5-9 классов включает пять разделов: устное народное творчество (изучается в 5,6,7 классах); русская литература 19 века, русская литература 20 века, зарубежная литература.
В 7 классе в контексте «Диалога культур» изучаются русские народные исторические и лирические песни.
Произведения в 7 классе сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности.
Художественные произведения в 7 классе распределяются по 3 рубрикам: 1) для чтения изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися. Учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 5 |
Из древнерусской литературы. | 4 |
Из русской литературы XIX века. | 34 |
Из русской литературы XX века. | 22 |
Зарубежная литература. | 4 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характера и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.
Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»
Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.
Лирические и исторические песни татарского народа.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.
Теория литературы. Житие.
Для внеклассного чтения. Ю.М.Нагибин «Огненный протопоп».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).
Для внеклассного чтения. Баллады «Рыбак», «Перчатка».
Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист…». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике.
Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.
«Полтава» («Горит восток зарею новой...»). мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.
«Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.
Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений герое, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Желанье»
(«Отворите мне темницу…»), «Парус».
Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда свободы и борьбы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.
Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя.
«Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев.
Теория литературы. Повесть.
Для внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», « в небе тают облака…».
Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. «Боже мой! Вчера – ненастье…», «Поле зыблется цветами…».
Алексей Константинович Толстой. Биография поэта.»звонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…».
Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…».
Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Композиция произведения.
Для внеклассного чтения. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о писателе.
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».
Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.
Для внеклассного чтения. Н.А.Некрасов «Вчерашний день в часу шестом…», «В дороге» и другие.
Николай Семенович Лесков. Биография писателя.
Для обсуждения. «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Для внеклассного чтения. Н.С.Лесков «Левша».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Приемы сказочного повествования в произведении.
Для внеклассного чтения. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь» и другие сказки по выбору учащихся и учителя.
Лев Николаевич Толстой. Толстой на Кавказе..
«Детство». Главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др. Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.
Для внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы)..
Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.
«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон – художественный образ обобщающей силы. Хрюкин и Очумелов. Смешное и грустное в рассказе. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей.
«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.
Для внеклассного чтения. А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. « Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить….», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст…», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!...», «Песенка».
Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.
Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали….».
Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.
Владимир Владимирович Маяковский. Биография писателя.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Андрей Платонович Платонов. Биография писателя.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.
Для внеклассного чтения. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».
Александр Степанович Грин. Биография писателя.
Для обсуждения. «Алые паруса» (в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.
Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя….», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери».
Любовь поэта к Родине. Поэтическая картина родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…», «Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».
Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.
Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя..
Для обсуждения. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.
Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя.
Для обсуждения. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.
Федор Абрамович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Евгений Иванов Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.
Для обсуждения. «Живое пламя».
Для внеклассного чтения. Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».
Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».
Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.
Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» ( в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.
Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Джек Лондон. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.
Джеймс Олдридж. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Последний дюйм» ( в сокращении). Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.
Для внеклассного чтения.
Марк Твен. «приключение Гекельберри Финна».
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дядюшки Тома».
А.Дюма. «Три мушкетера».
Ч.Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
Э.Войнич. «Овод».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Лирические песни. «Вдоль по улице метелица метет…».
А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок)., «И.И.Пущину»
М.Ю.Лермонтов. «Парус».
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».
А.К.Толстой. «То было раннею весной…»
И.С.Тургенев «Русский язык».
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»( отрывок),
С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые».
А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью..», «Ива» (по выбору).
Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…».
А.Т.Твардовский. «Памяти матери».
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
№ | Тема урока | кол-во час. | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения темы | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт. | ||||||||
1. | Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе | беседа, викторина | ответы на вопросы кроссворда | кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; | Составить конспект, ответы на вопросы. | ||
2. | Устное народное творчество. Народные песни. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста | составление плана | дать определение жанра народные песни
| Прочитать статью учебника стр.5 | ||
3 | Исторические песни. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста | устный ответ по теме урока | познакомить с историей жанра исторических песен | Научиться выразительно читать песни | ||
4 | Лирические песни. Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия. | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя | ответы на вопросы | дать определение жанра лирические песни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста | Завершить анализ песни. | ||
5 | Лирические и исторические песни татарского народа. | 1 | практикум | рассказ учителя, работа с дидактическим материалом | устный ответ по теме урока | Сопоставление песен, развитие навыков устной речи | Выучить по выбору любую песню. | ||
6 | Р.Р. Фольклорный праздник «Лирические песни» | 1 | Урок развития речи | выразительное чтение, комментарии учителя | Прочитать статью стр.9-11 ответить на вопросы | ||||
7 | Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | ответы на вопросы: знакомы ли вам пр-ия русских писателей. | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности | Ответы на вопросы стр.16 | ||
8 | Сила и красочность языка сочинений Аввакума. Житие. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | развернутый ответ на вопрос | дать определение жанра житие | прочитать балладу Жуковского «Светлана» | ||
9 | Вн.чт. Ю.М. Нагибин. «Огненный протопоп» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа произведения | Прочитать баллады В.А. Жуковского «Рыбак», «Перчатка» | ||
10 | Р.Р. Подготовка к письменной работе «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» | 1 | Урок развития речи | Беседа по вопросам, составление плана сочинения | развернутый ответ на вопрос | совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста развивать творческие способности учеников | Написать сочинение | ||
11 | Русская литература 19 века. В.А.Жуковский. Биография. Личность поэта. | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности ,углубить представление о балладе как литературном жанре. | Прочитать балладу Жуковского «Светлана» | ||
12 | Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». | усвоение новых знаний | Выразительное чтение наизусть, обсуждение | развернутый ответ на вопрос | Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении | Зад 6-8, стр.29 | |||
13 | Вн.чт. В.А. Жуковский Баллады «Рыбак», «Перчатка» | Урок внеклассного чтения. | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | ответы на вопросы | Прочитать «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя | ||||
14 | Е.А.Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности , | Прочитать статью стр.30-32 | |||
15 | Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская лирика Е.А. Баратынского. | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста | анализ одного стихотворения | уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художес-твенные средства языка | Подготовиться к выразит. чтению Подготовить сообщение о Кольцове (индив) | ||
16 | А.В. Кольцов. Биография поэта. Лирика. Тема жизни русского крестьянина в стихотворениях поэта. | 1 | усвоение новых знаний | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности | Выразительное чтение одного стихотворения Кольцова по выбору | ||
17 | А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. « Полтава» («Горит восток зарею новой…»). Тема патриотизма в поэме. Образы Петра I и Карла XII. | 1 | усвоение новых знаний | блиц-опрос по биографии Пушкина | развернутый ответ на вопрос | углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | Выучить наизусть отрывок из поэмы. | ||
18 | «И.И. Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Двухсложные размеры стиха | 1 | усвоение новых знаний | Беседа. Обучение устному рассказу.
| анализ одного стихотворения | показать богатство жанров лирики Пушкина совершенствовать навыки анализа поэтического текста | Письменный анализ одного стихотворения. | ||
19 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина. | 1 | Урок развития речи | Беседа. Обучение устному и письменному рассказу. | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | Перечитать отдельные главы из романа Пушкина «Дубровский» | |||
20 | История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Гуманизм автора. | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста | письменная работа по плану характеристики героя | познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев | подготовить характеристику Владимира Дубровского | ||
21 | Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. | 1 1 | усвоение новых знаний | составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» | анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» | углубить характеристики героев, , помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа | ответить на вопросы -1гр. пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова | ||
22 | Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский». | 1 | Урок-практикум | беседа по вопросам, пересказ учащихся, | развернутый ответ на вопрос | помочь понять авторское отношение к героям | Прочитать стихот- ворения М.Ю. Лермонтова. | ||
23 | М.Ю.Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. Стихотворения «Парус», «Желание» | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | анализ одного стихотворения | показать богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Парус» в судьбе автора | Выучить наизусть Стихотворение «Парус», | ||
24 | Мятежный характер лирики Лермонтова. Трехсложные размеры стиха | 1 | усвоение новых знаний | элементы анализа текста, беседа. | письменная работа | совершенствовать навыки анализа текста, знать определение понятия «трехсложные размеры стиха, совершенствовать навыки определения размеров стихов | ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр.133) | ||
25 | «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника удалого купца Калашникова». Историческое прошлое поэмы. | 1 | усвоение новых знаний | Рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение по ролям. | выразительное чтение по ролям | Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа | Подготовить выразительное чтение одной из глав поэмы | ||
26 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.и Иваном Грозным. | 1 | усвоение новых знаний | Беседа, анализ текста | развернутый ответ на вопрос | Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством | Ответы на вопросы, стр.150 | ||
27 | Н.В.Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба». Изображение быта и характеров запорожских казаков | 1 | усвоение новых знаний | объяснение учителя, чтение и анализ текста | развернутый ответ на вопрос | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа | стр.170,181. (ответы на вопросы и выполнение заданий) | ||
28 | Сопоставление Остапа и Андрея. Повесть «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников. | 1 | усвоение новых знаний | Беседа, анализ характера двух героев. | развернутый ответ на вопрос | Знать: содержание понятия «повесть». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев | Подготовить устный рассказ о Тарасе, Остапе, Андрии | ||
29 | Вн.чт. Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Беседа, анализы героев | развернутый ответ на вопрос | Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством. | Прочитать рассказы И.С. Тургенева «Свидание», «Лес и степь» | ||
3о | Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Урок развития речи | Беседа, анализ героев, составление плана к сочинению | Развернутые ответы по темам сочинения | Уметь раскрывать тему сочинения, подтверждая свои мысли аргументами | Дописать сочинение | ||
31 | Человек и природа в творчестве поэтов. Ф.И.Тютчев.А.Н.Майков. А.К.Толстой.А.А.Фет. | 1 | Урок-концерт. | рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, | развернутый ответ на вопрос | знакомство с биографией и творчеством | Выучить наизусть стихотворения, выразительно читать | ||
32 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Мастерство писателя в изображении жизни крепостных крестьян. | 1 | усвоение новых знаний | Рассказ учителя , беседа. | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; нравственную проблематику повес. | Ответы на вопросы стр.243 | ||
33 | Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Композиция произведения. | 1 | усвоение новых знаний | беседа по вопросам, чтение и анализ текста | анализ одного стихотворения | показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; | Выучить наизусть стихотворение «Русский язык» | ||
34 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда». Сатирическое изображение представителей господствующего класса | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний | слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа | выразительное чтение стихотворения. | углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Н.А.Некрасова | Выучить наизусть отрывок из стихотворения. | ||
35 | «Железная дорога». Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание произведения. | 1 | усвоение новых знаний | слово учителя, сообщение ученика, анализ стихот –ворения, беседа | выразительное чтение стихотворения. | познакомить с реальной основой стихотворения выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя | Ответы на вопросы стр.259 | ||
36 | Вн.чт. Н.А. Некрасов Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «В дороге», и др. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Чтение стихотворений, беседа по вопросам | Выразительное чтение стихотворений, их анализ | Выявить идею стихотворений, отношений автора к своим героям | Прочитать повесть Л.Н.Толстого Отрочество» (главы) | ||
37 | Н С. Лесков Биография писателя. «Человек на часах». Тема моральной ответственности человек за все происходящее вокруг. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа | беседа по теме и идее произведения | кратко познакомить с биографией Лескова, совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения | Составить устное сочинение на тему «Смиренная душа Постникова» | ||
38 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм. Осуждение рабской покорности мужика. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа | развернутый ответ на вопрос | кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя. | Ответы на вопросы стр.259 Пересказать содержание сказки близко к тексту | ||
39 | Приемы сказочного повествования в произведении | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста | развернутый ответ на вопрос, выразительное чтение | помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов | Ответы на вопросы, стр.284 | ||
40 | Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой на Кавказе. «Детство». Психологизм произведения. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа. | Ответы на вопросы. | углубить знания учеников о жизни и творчестве Толстого, совершенствовать навыки монологической речи. | Пересказ глав | ||
41 | Вн.чт. Л.Н. Толстой. «Отрочество» «(главы) | Урок внеклассного чтения. | сообщение ученика, выразительное чтение, беседа | Беседа по прочитанным главам | углубить знания учеников о жизни и творчестве Толстого, совершенствовать навыки монологической речи. | Прочитать рассказы К.Г. Паустовского «Сказочник и др.) | |||
42 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Тема высмеивания пороков общества. Смешное и грустное в рассказе. | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний | Слово учителя, выразительное чтение, беседа. | развернутый ответ на вопрос анализ эпизодов | углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова | Написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к Чехову» | ||
43 | «Тоска». Сюжет рассказа. Гуманистический пафос рассказа. Юмор, сатира | 1 | усвоение новых знаний | лекция, сообщения учащихся | Написать рецензию на рассказ | Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев | Повторить творчество Тургенева, С.-Щедрина, Толстого, Чехова | ||
44 | Контрольная работа или тестирование по творчеству И.С. Тургенев, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого. А.П. Чехова. | 1 | Урок контроля | Прочитать стихотворения А.А.Ахматовой. | |||||
45 | Русская литература 20 века. А.А.Ахматова. Биография поэта. Стихотворения. Тема душевных переживаний героя. | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение по ролям. Беседа по вопросам | развернутый ответ на вопрос | начать знакомство учеников с личностью Ахматовой | Выучить наизусть стихотворение «Ива», «Сжала руки...» (по выбору) | ||
46 | С.А. Есенин. На родине поэта. Стихотворения. Тема родной природы в стихотворениях Есенина. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа, обучение выразительному чтению. | выразительное чтение | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта»,понимать чувства и переживания лирического героя | Выучить наизусть стихотворение «Задремали звезды золотые» | ||
47 | В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Тема назначении поэта. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями | Ответы на вопросы | начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта | Подготовит со-общение о Пла –тонове (индив.) Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире» | ||
48 | А.П Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Идеи доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам | --------- | показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; | прочитать, ответить на вопросы учебника. | ||
49 | Сказка «Неизвестный цветок». Тема восхищения силой жизни. | 1 | Практикум | Рассказ и пояснения учителя, беседа | Выступления учащихся | закрепить понятие о жанрах, развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии | Написать краткий отзыв о рассказе | ||
50 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Стекольный мастер». Тема таланта русского человека. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, | развернутый ответ на вопрос | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта. | Подготовить пересказ близко к тексту | ||
51 | Вн.чт. К.Г. Паустовский. «Сказочник», «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Урок внеклассного чтения | Творческая защита прочитанной книги | Прочитать рассказы Е.И.Носова. | ||||
52 | А.С.Грин. Биография писателя. «Алые паруса» - повесть о счастье. Тема душевной чистоты человека. | 1 | усвоение новых знаний, практикум. | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам | Развернутые ответы на вопросы | Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи | Инд. задание: подготовить сообщение о писателе, используя статью учебника. Прочитать стихотворения Твардовского. | ||
53 | А.Т.Твардовский. Автобиография поэта. Стихотворения. Тема любви к Родине. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, | ответы на вопросы учителя | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством А.Т.Твардовского развивать навыки анализа текста | Выучить наизусть стихотворение «Памяти матери» | ||
54 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения. Образ родной природы в стихотворениях Твардовского. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя | анализ одного стихотворения Твардовского | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа. | Выучить наизусть стихотворение «Уступи мне место, скворец, уголок » | ||
55 | Ю.П.Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро». Тема взаимоотношения детей. Тема взросления. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение | ответы на вопросы учителя | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа | стр. , ответить на вопросы | ||
56 | Ю. М.Нагибин. Биография поэта. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Значение Вов в становлении характера молодого человека. | 1 | усвоение новых знаний | слово учителя, сообщение ученика, беседа по вопросам,. | развернутый ответ: Ответить на вопросы: как характеризует героев рассказа возникший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобновилась | познакомить со страницами жизни и творчества, понимать, что истинная дружба - одно из самых ценных явлений жизни человека; уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей | Написать подробную характеристику Павлика | ||
57 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе. | 1 | Усвоение новых знаний | беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение | размышление «Зачем нам нужны животные?» | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; | написать сочинение-размышление «Зачем нам нужны животные?» | ||
58 | Е.И. Носов. Биография писателя. «Кукла». Тема осуждения равнодушия. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам | ответы на вопросы учителя | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа | Прочитать рассказ «Живое пламя». Подготовить пересказ. | ||
59 | «Живое пламя». Идея рассказа. Смысл названия. | 1 | усвоение новых знаний практикум | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста | ответы на вопросы учителя | развивать навыки анализа текста | Прочитать стихотворения Рубцова. Подготовить сообщение (инд.) | ||
60 | Вн.чт. Е.И. Носов. «Шопен, Соната номер два», «Красное вино победы». | 1 | Урок внеклассного чтения | выступления учащихся, беседа, чтение | Творческая защита прочитанной книги. | Развивать навыки выступления | прочитать «Три мушкетера» А.Дюма. | ||
61 | Н.М. Рубцов. Автобиография поэта. Тема любви в лирике поэта. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста | анализ одного стихотворения | Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества | Выучить наизусть стихотворение «Тихая моя родина» | ||
62 | В.П.Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам | Ответить на вопросы: почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья»,«орда», «народ»? | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод | Написать сочинение на тему Мой любимый герой» | ||
63 | В.И.Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети в рассказе. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам | Развернутые ответы на вопросы. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа | Прочитать стихотворения, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого, Б.Ш.Окуджава. | ||
64 | Р.Р. Песни на слова русских поэтов 20 века | 1 | Урок развития речи. | рассказ учителя, беседа по вопросам, прослушивание песен | Развернутые ответы на вопросы. | Знать авторов, тему и идею песенных произведений поэтов 20 века | Прочитать рассказ « Любовь к жизни» Джека Лондона. | ||
65 | Зарубежная литература. Джек Лондон. « Любовь к жизни». Тема товарищества, силы духа, любви к жизни. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам | Развернутые ответы на вопросы. | познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему | Прочитать рассказ «Последний дюйм» Джеймса Олдриджа. | ||
66 | Джеймс Олдридж. «Последний дюйм». Тема любви к жизни, проблема отцов и детей. | 1 | усвоение новых знаний | рассказ учителя, беседа по вопросам | Развернутые ответы на вопросы. | познакомить со страницами жизни и творчества писателя; | Подготовиться к контрольной работе, повторить изученную программу | ||
67 | Контрольная работа. Итоги года и задание на лето. | 1 | Урок контроля | тестирование, беседа, запись книг для летнего чтения | систематизировать знания, полученные в течение года , выявление уровня литературного развития учащихся. | Задание на лето. | |||
68 | Вн.чт. А.Дюма. «Три мушкетера» | 1 | Урок внеклассного чтения. | запись книг для летнего чтения | Список литературы для внеклассного чтения | ||||
69 | Резервный урок | 1 | |||||||
70 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....