Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Закирова Галина Алексеевна

 

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litra_6_kl_2011_2.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по русской  литературе 

предмет

Классы: 6

Учитель: Закирова  Галина Алексеевна

Количество часов

Всего: 70 часов; в неделю 2 часа.

Внеклассное чтение: 8 ч.;

Развитие речи: 5ч.;

Контрольные работы: 2ч.:

Планирование составлено на основе: программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы.  Авторы: М.Г. Ахметзянов, М.Ведишенкова, Т.В.Воронцова, Д.И Шакирова. Казань. Магариф. 2005г.

Учебник: М.Г. Ахметзянов, учебник для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы. 2006г. Казань. Магариф.

Название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература для учителя:

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс: в помощь школьному учителю. – М.: «ВАКО» 2003г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ РТ, программы «Русская литература: Программа для 5-11 кл. татар. Основ.. общеобразоват. шк.: Базовый уровень / Под ред.М. Г. Ахметзянова» ,Казань: Магариф, 2009. Используется учебник: Русская литература:  Учеб.- хрестоматия  для 6 кл. татар. сред. общеобразовательных школ. В 2 частях/ авт.-сост. М.Г.Ахметзянов,Ж. Ф. Хакимова; Под ред. М.Г.Ахметзянова: -Казань: Магариф, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения русской литературы в татарской школе - приобщение учащихся-татар  к искусству русского слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель преподавания  русской литературы в татарской  школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией. Достижение этих целей возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится  в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов).Из них 70 часов  по базовому плану, 35 часов из школьного компонента. Часы школьного компонента используются для уроков развития речи, для углубленного изучения произведений,сопровождаемых разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому  изучению этих произведений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Также для изучения произведений,рекомендованных для самостоятельного чтения,отведены  специальные уроки.

Тематическое планирование по русской литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

                 1.  М.Г.Ахметзянов. Русская литература:Учебник-хрестоматия для 6 класса в 2-х частях, «Магариф», 2006г.

  Учебно - методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6класс. - 2-е изд., испр. И доп.- М.: ВАКО, 2007.
  2. Амбушева Т. М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков ( для работы по всем образовательным программам).- Волгоград: Учитель,2009.
  3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Вопросы и задания по лит.:6 класс.- Просвещение: АО «Учеб. Лит.»,1996
  4. Дериновская А.Г. Литературные игры/ Методические разработки.- Казань: ИПКРО РТ, 2003.

Всего уроков —70часов.

Из них — на изучение произведений — 54часов;

Внеклассное чтение: 8часов

на развитие речи — 5 часов.

Контрольные работы- 2часа

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Тема урока

Кол

 час

Тип урока.

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

1.

Введение. Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев

1

Изучение

нового материала.

Беседа. Игра

Составление ответа на вопрос »Какие непрямые средства выражения авторской позиции вам известны?» Аргумент –ть свою точку зрения

1) Повторить изученное на уроках лит-ры  в 5-ом классе. 2) Познакомить с учебником.

3) Дать представление о худ. лит-ре как особой форме познания действительности.

Прочитать статью о мифе.

Вспомнить мифы древних славян.

2.

Мифы древних славян. Миф о сотворении мира.

Миф о солнце.

1

Беседа по вопросам. Словарная работа.

Письменный ответ на вопрос: «Почему наши предки сначала предавали своих мертвых огню, а потом изменили способ захоронения7

Ответы на вопросы

1.Показать образность, поэтичность славянских мифов.

2) Развивать навыки аналитического чтения.

Выучить любой фрагмент мифа о Солнце.

Слов.раб «Легенда»

3.

Былина "Вольга и Микула Селянинович" Былины. "Илья Муромец и Соловей разбойник"

1

Беседа по вопросам.

Словарная работа.

Выраз.чтение, беседа по вопросам учебника, беседа по иллюстрациям

Пересказ содержания

1) Показать значение древней мифологии для мировой культуры,

2)Показать на примере произведения прославление мирного труда,

Устное сочинение

«Прославление труда в баснях»

4.

Древнерусская литература. "Повесть временных лет" Сказание о смерти Олега от коня

1

Рассказ учителя, аналитическая беседа, устное рисование.

Коллективное составление плана к статье «Повести временных лет»

Фронтальный опрос, ответы на вопросы

1) Знакомство с историей- осознание себя звеном в цепи поколений,

2) Привить любовь к истории своей страны

3)Формировать культуру речи

Рассказ по плану

5.

И.А.Крылов»Лебедь,Щука И РАК», «Квартет»

Обличение человеческих пороков.

Понятие об аллегории

1

Беседа с элементами чтения, викторины, творческие работы

Знакомство с биографией Крылова по вопросам. Формирование умения выделять главное. Выразит. чтение басен и комментирование

Выборочная проверка тетрадей

Знакомство с биографией Крылова, с жанровыми признаками басни.

Своеобразие басен Крылова

Составить список  героев басен,

Нарисовать картину к любой басне

6.

Басни»Волк и Ягненок», «Осел и Соловей»Аллегории-ческое изображение  человеческих взаимоотношений

1

Беседа с элементами чтения, творческая и письменная работа

Письменная работа – раскрыть смысл аллегории в этой басне

Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом

Осмыслить конфликтные ситуации, лежащие в основе басен. Проанализировать образы героев, роль диалогов, речевых характеристик в создании образов.

Выучить наизусть одну басню.

7.

Своеобразие басен Крылова. Исторические события в баснях Крылова «Волк на псарне», «Листы и корни», «Кот и повар», «Свинья под дубом»

1

Урок внеклассного

чтения

Запись опорного конспекта, понравившиеся выдержки из басен, иллюстрации.

Выборочная проверка тетрадей

Познакомить с сюжетом басен, Дать понятие об исторических событиях –война 1812 года- в басне «Волк на псарне», эзопова речь в баснях

Составить инсценировку одного из басен.

8.

А.С.Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика.

«Узник», «Песнь о вещем Олеге»

1

Изучение нового материала, Беседа о творчестве А.С.Пушкина, чтение

Иллюстрации к стихотворениям,

Беседа по вопросам

Фронтальный опрос класса

1)Заинтересовать уч-ся творчеством Пушкина,

2)углубить знания о творчестве поэта,

3)Работать над выразит. чтением «Узник»,

Выучить стих.

«Узник»

9.

Проза Пушкина.

»Метель»

1

Изучение нового материала

Беседа после чтения

Конспектирование

1)Углубить знания уч-ся о родах литературы,

2) Знак-во с сюжетом,

3)Понятие об особен-ностях построения р-за

Рассказать о

построении повести

10.

«Барышня- крестьянка»

1

Изучение нового материала

Беседа, выразит. чтение отрывков, инсценирование:

Разговор Лизы и Насти.

Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом

Познакомить уч-ся с сюжетом произведения,

Дать знания по теории литературы-антитеза,

Воспитание благородных взаимоотношений.

Написать краткое содержание отрывка

11

А.С.Пушкин «Выстрел»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа, выразит. чтение понравившегося эпизода

Выборочная проверка тетрадей

Продолжение знакомства с творчеством Пушкина, Выяснение уровень начитанности уч-ся,

Умение анализировать прочитанное  

Написать аннотацию

12

М.Ю.Лермонтов Лирика» На Севере диком», «Тучи», «Горные вершины»

1

Урок изучения нового материала

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений, слов. Раб-олицетворение, сравнение

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

13.

«Утес»,»Листок»

1

Изучение нового материала, рассказ учителя с элементами беседы

Выразит. чтение, сопоставление стихов – переводов

 Анализ текста.

Фронтальный опрос класса

Учить выразительному чтению, устному рисованию.

Показ переводов Лермонтова. Дать понятие о мотиве в лирике

Найти стих. Лермонтова. в кот. звучат мотивы одиночества.

14.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

1

Изучение нового материала. Выраз. чтение, слов. работа

Перечитать главы, озаглавить следующие 6 частей их, сообщение о традициях и обычаях украинского народа, хар-ка на одного из героев: Оксана, Солоха, Чуб

Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом

Расширение знаний уч-ся о Гоголе, об истории создания, Знак-во с повестью

Характеристика героев.

15.

Картины народной жизни в повести Гоголя.

1

Практическая работа текст-ом, коммнетир. чтение, состав-ление плана

Пересказ текста по сос-тавленному плану, от-ветить на вопрос: каким образом достигается юмористический эффект?

Выборочная проверка тетрадей

Развитие речи уч-ся, обратить внимание на выразит. детали повести, особенности стиля Гоголя. Дать представление о юморе.

Пересказ эпизодов по составлннному плану, устное рисование портретов.

16.

Приключения кузнеца в поисках черевичек

1

Практическая работа, ком-ментированное

чтение,пересказ текста,

Чтение в лицах: У Пацюка», анализ эпизодов

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Учить распознавать юмористические приёмы, анализировать поступки героев, развивать навыки работы с текстом, умение пересказа близко к тексту.

Перечитать и озаглавить следующие главы, найти комические ситуации,

17.

«Майская ночь или Утопленница»

1

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы, анализ теста.

Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом

Завершение работы над творчеством Гоголя, определение реалистических и фантастических элементов, проверка начитанности учащихся

Сочинять новую новогоднюю сказку.

18.

И.С. Тургенев» Бежин луг»

1

Урок изчения нового мат. Беседа

 Беседа, пересказ содержания, совершен-ть технику чтения

Выборочная проверка тетрадей

Познакомить уч-ся с биографией автора, помочь уч-ся войти  в худ мир писателя, выявить своеобразие героев

Содержание понравившего эпизода

20  

Мальчики из Бежина луга

1

Урок совершенствования  знаний

Выборочное чтение, устное описание, совер-ть технику чтения

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Дальнейшее знакомство с текстом, Умение охар-ть мальчиков,

Умение выделять своеобразие героев

Устное описание понравившегося мальчика, иллюстрация на любой эпизод

21.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

1

Урок изучения нового материала

Прослуш-е сообщения уч-ся о детских и юношеских годах Некрасова, выраз чтение по лицам, анализ стих.

Фронтальный опрос класса

Дать учащимся представление о важнейших веках детства и юности поэта, раскрыть его главную тему- тему  народа, Изображение крест. детей в стих., воспитывать активную гражданскую позицию

Выучить отрывок, Выявить авторского отношения к мальчикам.

22.

Русские поэтыXIX века о родной природе

Ф.Тютчев, И.С.Никитин

1

Урок- концерт

Развитие познават=х интересов. беседа, индивидуальное рисование

Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом

Пробудить интерес к поэзии,

помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, Понять настроения, чувства поэта, определить способы создания героев

Выучить одно стих по выбору,устно ответить на вопросы

23.

А.Н.Майков, А.А.Фет Лирика

1

Урок изучения нового материала

Устный(вопросно- ответная форма, коллективная, индивидуальное

Конкурс чтецов, ответы на вопросы

Показ-ть разнообразие и выраз-ть образов родной природы, понять настроение, чувства поэта,способы созд-я образов

Устный ответ на вопросы, идивидальные задантя

24.

Л.Н.Толстой «Петя Ростов»

В отряде Денисова

1

Урок изучения нового материала

Рассказ учителя,

комментированное чтение, беседа, ответы на вопросы учителя

Пересказ, ответы на вопросы

Познакомить уч-ся с жизнью Л.Н.Толстого, дать представление о событиях, изображенных в отрывке, знакомство с мльчиком, воспитание гуманизма.

Подготовить устный рассказ

«Я привык что- нибудь сладкое»

25

Петя как смелый воин

1

Усовершенствование знаний по рассказу

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа,

Фронтальный опрос класса

Прослеживание за взрослением Пети в французском лагере, перед боем и в бою; воспитание патриотических качеств

Сочинение

«Каким представ-ляю я Петю Ростова», выучить наизусть отрывок

26

А.П.Чехов- в Ялте

«Смерть чиновника», «Хирургия»

1

Урок изучения нового материала

Записи в тетрадях, Уметь переделывать рассказ как инсценировка

Выборочная проверка тетрадей

Дать обзор жизненного и творческого пути писателя, Помочь уч-ся войти в худ мир писателя, воспит-ть чувство юмора

Подготовить выступление «Речь фельдшера»

27

«Злоумышленник», «Толстый и Тонкий»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа, выборочное чтение, высмеение психологии самоунижения

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Продолжить формирование у уч-ся представления о юморе, ознак-ть с сюжетом рассказов

Подготовить сценарий по одному рассказу

28

Русская лит.XXвека

И.А.Бунин «Танька»

1

Урок изучения нов. мат.

Рассказ с элементами выр чтения

Фронтальный опрос класса

Знак-во с жизнью Бунина, познак-ть с сюжетом рассказа, Воспит-е доброты, человечноти

Хар-ка работника

Нефёда

29

«Лапти», «Полевые цветы»

1

Урок  усовер- знаний

Коммен. чтение, выраз.чтение, составление плана

Пересказ, ответы на вопросы

Продол-ть знак-во с твор. писателя, дать представление о семейном бытеXIX

века, Вос-ть гуман-ие отношения

Подгот-ть выборочный пересказ одного эпизода

30

А.И.Куприн «Чудесный доктор» Семья Мерцаловых

1

Урок изучения новой темы

Рассказ учителя, комментир. чтение, беседа по прочитанному

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Познак-ть с жизнью писателя, Знак-во с сюжетом произ-я,

содейст-ть состраданию героям

Составление плана, ответы на вопросы

31

Доброта и благородство души врача

1

Усовершенствование знаний

Выразит. чтение, беседа.

Фронтальный опрос класса

Продолжение знакомства с сюжетом произведения, содействие к пониманию необходимости человечности по отношению к другим

Составить план к рассказу, подготовить сообщение о чудесном докторе

32

К.Д.Бальмонт

«Осень», »Золотая рыбка»

1

Урок изучения нового материала

Выразит. чтение, словарная работа, беседа

Конкурс чтецов, ответы на вопросы

Познакомить уч-ся с личностью поэта, Научить уч-ся анализу стихотворного текста, продолжить работу над особенностями поэтической речи

Сочинение-размышление  «Какие мы-дети»

33.

В.Я.Брюсов «Вечером в дороге»

А.А.Ахматова «Музыка», «Перед весной бывают такие дни»

1

Урок изучения нового материала

Урок поэзии

Комментированное чтение, словарная работа, беседа по стихотворению

Беседа о образах в стихотворении, о силе искусства, звукообразы в ахматовской поэзии

Пересказ мат-ла по биографии, ответы на вопросы

Продолжение  работы над поэзией, отличительные картины пейзажной зарисовки Брюсова

Помочь осмыслить прочитанные стихотворения, дать понятие о философских размышлениях поэта

Выразит. чтение,

сочинение «Утолок родной природы

Выразит.чтение, ответить на вопросы учебник

34

Б.Л.Пастернак «Июль», «Золотая осень»

1

Урок поэзии

Выразит. чтение, беседа, иллюстрации

Фронтальный опрос класса

Познакомить уч-ся со стихами поэта, ощущение того, как воздействует  красота природы на человека

Выучить наизусть стих.

35.

Л.Н.Андреев «Петька на даче» Жизнь Петьки у парикмахера

1

Изучение нового материала

Рассказ учителя,  выборочное чтение, беседа

Оценка ответов уч-ся за дом задание.

Познакомить уч-ся с творчеством Андреева, знакомство с сюжетом рассказа, встреча с миром богатых и бедных, воспитание сочувствия нуждающимся.

Подготовка к пересказу

36.

Жизнь преобразилась!

1

Совершенствование знаний уч-ся

Диспут, словесные зарисовки

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Продолжение изучения произведения, перемена в  жизни Петьки., воспитание чувства  доброты

Написать сочинение Счастливые минуты на даче, как можно их продлить?»

37.

Л.Н.Андреев «Кусака»

1

Беседа, диспут, сообщение уч-ся о памятниках как собакам за их героические поступки

Составление цитатного плана, плана-характеристики героев

Выборочная проверка тетрадей

Формирование отношения  к событиям и героям рассказа.

Проанализировать рассказ «Кусака»

Воспитание чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

Написать монолог Кусаки

38.

М.М.Зощенко «Галоша», «Встреча

1

Урок чтения и обсуждения  произведения

Формирование навыков  анализа сатирического рассказа, наблюдения над сюжетом, героями, языком.

Фронтальный опрос класса

Познакомить уч-ся  с личностью писателя.

Попытаться раскрыть соотношение автора и героя – повествователя, особенности жанра и языка рассказов

Устные ответы на вопросы по учебнику

39.

Зощенко » Монтер»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа, аргументы

Оценка ответов уч-ся за дом задание.

Проверка начитанности уч-ся, обобщение знаний по творчеству Зощенко

Написать аннотацию

40.

М.М.Пришвин Кладовая солнца»

1

Урок чтения  и изучения произведения

Умение сжато пересказывать, развитие речи уч-ся

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Знакомство с некоторыми фактами биографии Пришвина.

Раскрыть особенности жанра, характера героев.

Подготовить пересказы по группам

41.

«Кладовая солнца» Человек в окружающем  мире

1

Урок чтения и изучения. Рассказ учителя

Работа с текстом.

Умение сжато пересказывать

Оценка ответов уч-ся за дом задание.

Показать метофорический смысл сказки –были, Показать замысел- единство человека и природы,

Написать отзыв к произвед.

42.

Приключения Насти и Митраши

1

Урок изучения нового материала

Работа с текстом, выборочное чтение. беседа

Выборочная проверка тетрадей

Дать навыки характеристики главных героев

Написать характеристику Митраши,

43.

М.М.Пришвин «Таинственный ящик», «Лесная капель»

1

Урок внеклассного чтения

Работа с текстом.

Умение сжато пересказывать

Фронтальный опрос класса

Проверка начитанности ребят, продолжение изучения произведений по экологическому воспитанию

Написать аннотацию или отзыв.

44.

Ю.П.Казаков «Оленьи рога»

Сказочный мир троллей и мир природы.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ учителя, выразит. чтение, беседа, ответы на вопросы.

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Познакомить уч-ся с сюжетом произведения.Выявление внутреннего состояния девочки через её сон.

Составить цитатный план, пересказ по плану.

45.

«Оленьи рога

Сон и явь в рассказе

1

Урок совершенствования

знаний

Чтение выборочно о природе, которая созвучна внутреннему состоянию девочки, словесное описание портрета девочки в момент пробуждения природы

Фронтальный опрос класса

Дальнейшее знакомство с текстом, умение анализировать произведение, развитие речи уч-ся

Написать мини соч. «Бывают такие дни…(природа причина хорошего настроения)

46.

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «НЕ позволяй душе лениться»

1

Слово учителя. Сообщение ученика

«Мое первое знакомство со стихами Заболоцкого»

Беседа, выразительное чтение, объяснение понятия метафоры «Труд души»

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Дать представление о Заболоцком как о человеке и поэте. Начать знакомства с лирикой поэта

Выучить

Наизусть

 стихотвор.

47.

А.Т.Твардовский «Две строчки», «В час мира»

1

Изучение нового материала

 Исполнение песен о войне, выразит чтение стих-й автора, беседа по вопросам

Фронтальный опрос класса-

Выраз чтение

Значение поэзии в годы войны, Показать героизм стойкость людей в годы войны

Подготовить сообщение о поэте.

Выучить наизусть «Две строчки»

48.

Д.С. Самойлов «Сороковые»

Е.А.Евтушенко.

«Мед»

1

Урок выразит. чтения

Выразит. чтение стих, ответы на вопросы

Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению

Сформировать навыки  анализа стих, Раскрытие образа подростка в годы войны

Сочинение «Быстро повзрослевшие подростки»

49.

А.П.Платонов «Корова»

1

Работа с текстом

Наблюдения над сюжетом, делать выводы

Фронтальный опрос класса-

Знакомство с рассказом, его основными проблемами.

Обсудить проблему человека и окружающего мира. Воспитание чувства сострадания

Написать отзыв

50

«Корова»  Труд- самоотверженный шаг в человеческой жизни

1

Работа над текстом

Рассказ учителя, выраз.чт., ответы на вопросы

Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению

Продолжение изучения рассказа, Умение охарактеризовать мальчика

Написать характеристику мальчика

51

А.П. Платонов Биография автора

Чт рассказа «Юшка»

 

1

Изучение нового материала. Работа с книгой.

Совершенствование навыков работы с текстом. Умение грамотно строить монологическое высказывание

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Проанализировать, какими художественными средствами пользуется автор при создании характера Юшки.

Повторить запись по биографии, дочитать рассказ, конспект

52

Любовь и уважение к человеку

1

Работа с текстом

Работа с текстом.

Умение сжато пересказывать

Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению

Совершенствование навыков письменной речи.

Воспитание уч-ся высоконравственными

Подготовить краткий пересказ «Отношение взрослых к Юшке»,

53

Е.И.Носов Биография«Белый гусь»

1

Изучение нового материала.

Совершенствование навыков работы с текстом.

Фронтальный опрос класса-

Знакомство с рассказом, его основными проблемами.

Обсудить проблему человека и окружающего мира

Конспектирование по содержанию рассказа

54

Внекл.чт по произв-ям Е.И.Носова, А.П.Платонова, Ю.П.Казаковва

1

Урок внекл чтения

Работа с текстом.

Умение сжато пересказывать

Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению

Совершенствование навыков устной речи.

Написать эссе: «Почему люди уважали Юшку?»

55.

Н.М.Рубцов «В горнице»,

«Ночь на Родине»

1

Слово учителя.

Беседа, анализ стихов

 Примеры цветового изображения природы

Выразитель-ное чт.

Ответы на вопросы

Лит- е приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение. Подвести уч-ся к пониманию душевных состояний человека через описание природы

Выразит. чтение,

Выучить одно стихотворение наизусть

 

56.

В.Г.Распутин «Уроки французского»

Знакомство с жизнью села послевоенные годы

1

Изучение нового материала

Подготовить сценарий диафильма на основе текста с помощью иллюстраций к рассказу

Ответы на вопросы, оценка за выученное стих-е

     Познакомить с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. Прояснить мотивы поведения героев.

Перечитать рассказ, выбрать эпизод для инсценировки

57.

«Уроки французского»

Образ главного героя

1

Урок- практикум Беседа по тексту

Умения и  навыки сценической  деятельности учащихся

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Ответ на вопрос: Как вы относитесь к такому поступку учительницы?

Что же это на самом деле?

Составить цитатный план « Лидия Михайловна и герой рассказа» и пересказать

58.

Почему рассказ назван «Уроки французского»

1

Урок- практикум

Эссе «Впечатление  от рассказа»

Фронтальный опрос класса-

Формирование навыков анализа литературного  произведения, умение оценивать ситуации, воспитание человечности, сострадания.

Сочинение о герое рассказа, который особенно понравился.

59.

Внеклассное чтение

«Хочу рассказать о книге…»

1

Урок развития речи

Индивидуальное выступление

Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению

 Проверка знания сюжета текста, формирование навыков анализ текста, умение сопереживать вместе с героем

Написать отзыв о книге

60

Из зарубежной литературы

Д.Дефо. Слово о писателе.

«Робинзон Крузо»

Сила человеческого духа

1

Урок изучения нового материала

Чтение, беседа, аргументы

Фронтальный опрос класса

Познакомить уч-ся с произведением, проследить за героем, его постепенное совершенствование в освоении необитаемого острова

Написать небольшой рассказ о понравившемся

эпизоде

61

Гимн неисчерпаемым  возможностям человека

1

Урок совершенствования знаний

Чтение, выдержки из произведения, сформирование характерных черт Робинзона

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Формирование навыков анализа текста, реальное и фантастическое в повести, содействие воспитанию силы духа

Написать тезисы на тему: «Как выжить в экстремальных ситуациях»

62.

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

1

Рассказ учителя, пересказ эпизодов

Сопоставительная хар-ка героев. исполнение в лицах выбранного эпизода

Фронтальный опрос класса

Показать значение приключенческой литературы, заинтересовать чтением лучших образцов приключ-ой лит., знак-во с биогр.М.Твена

Перечитать главы из романа и подготовить пересказ из любимых глав.

63.

Том Сойер и Гекльберри Финн- герои романа.

«Приключения Гекльберри  Финна»

1

Рассказ учителя. Сообщение ученика.

Чтение по ролям Сообщение заранее подготовленного ученика. Работа над эпизодами.

Фронтальный опрос класса

Попытаться ответить,  в чем обаяние образов героев Марка Твена? Довести смысл расизма в США во время МТвена.

Составить план пересказа выбранного для пересказа отрывка

64.

Эрнест Сетон-Томпсон Слово о писателе

«Чинк»

1

Изучение нового материала

Рассказ учителя, выразит. чтение, беседа, ответы на вопросы, викторина по произведениям о животных.

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Познакомить уч-ся с биографией писателя, знакомство с рассказом о верности и преданности собаки своему хозяину, прослеживание  за развитием характера Чинка

Составить рассказ;

« Чинк преданно охранял дом хозяина»

65.

«Снап»

1

Комбинированный урок (изучение нового материала и практикум)

Выразит. чтение эпизодов, харак-щих Снапа. Развитие устной монологической речи.

Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению

Пробудить интерес к творчеству писателя, Выявить интерес к произведениям о животных

Написать свой рассказ о животных или птицах. Иллюстрации к рассказу «Снап»

66.

«Арно»

1

Комбинирован-ный урок

Рассказ учителя, беседа о том, что они знают о почтовых голубях, Выявле-ние характерных черт Арно.

Оценка ответов уч-ся за дом задание.

Познакомить с грустным рассказом  о самоотверженном почтовом голубе. Умение сопереживать вместе с героем

 Подготовить рассказы о том, как помогали почтовые голуби человеку во время войны

67-68

Повторение изученного материала по зарубежной литературе

2

Комбинирован-ный урок

Выразит. чтение некот-х эпизодов,

Оценка ответов уч-ся за дом задание.

Закрепить навыки анализа текста

Повторить запись по биографиям зарубежных писателей

69-70

Повторение изученного материала по русской литературе

2

Урок практику

Выступления учащихся

Индивидуальное выступление

Закрепить навыки анализа текста, умения пересказа

Приготовит вопросы по всему курсу

69

Повторение изученного материала по русской литературе

1

Комбинирован-ный урок

Написать эссе на тему:

«Мой любимый  писатель»

«Мой любимый  герой»

Фронтальный опрос класса

Совершенствование навыков письменной речи.

Контрольные вопросы и задания

70

Закрепить навыки анализа текста

1

Урок обобщения

умение обобщать прочитанное, делать выводы

Ответы на вопросы

Подвести итог работы за год

Дать список  литературы для внекл. чтения

Читать произведения по списку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....