Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litra_6_kl_2011_2.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
по русской литературе
предмет
Классы: 6
Учитель: Закирова Галина Алексеевна
Количество часов
Всего: 70 часов; в неделю 2 часа.
Внеклассное чтение: 8 ч.;
Развитие речи: 5ч.;
Контрольные работы: 2ч.:
Планирование составлено на основе: программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы. Авторы: М.Г. Ахметзянов, М.Ведишенкова, Т.В.Воронцова, Д.И Шакирова. Казань. Магариф. 2005г.
Учебник: М.Г. Ахметзянов, учебник для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы. 2006г. Казань. Магариф.
Название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература для учителя:
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс: в помощь школьному учителю. – М.: «ВАКО» 2003г.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ РТ, программы «Русская литература: Программа для 5-11 кл. татар. Основ.. общеобразоват. шк.: Базовый уровень / Под ред.М. Г. Ахметзянова» ,Казань: Магариф, 2009. Используется учебник: Русская литература: Учеб.- хрестоматия для 6 кл. татар. сред. общеобразовательных школ. В 2 частях/ авт.-сост. М.Г.Ахметзянов,Ж. Ф. Хакимова; Под ред. М.Г.Ахметзянова: -Казань: Магариф, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения русской литературы в татарской школе - приобщение учащихся-татар к искусству русского слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель преподавания русской литературы в татарской школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией. Достижение этих целей возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов).Из них 70 часов по базовому плану, 35 часов из школьного компонента. Часы школьного компонента используются для уроков развития речи, для углубленного изучения произведений,сопровождаемых разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произведений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Также для изучения произведений,рекомендованных для самостоятельного чтения,отведены специальные уроки.
Тематическое планирование по русской литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. М.Г.Ахметзянов. Русская литература:Учебник-хрестоматия для 6 класса в 2-х частях, «Магариф», 2006г.
Учебно - методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6класс. - 2-е изд., испр. И доп.- М.: ВАКО, 2007.
- Амбушева Т. М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков ( для работы по всем образовательным программам).- Волгоград: Учитель,2009.
- Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Вопросы и задания по лит.:6 класс.- Просвещение: АО «Учеб. Лит.»,1996
- Дериновская А.Г. Литературные игры/ Методические разработки.- Казань: ИПКРО РТ, 2003.
Всего уроков —70часов.
Из них — на изучение произведений — 54часов;
Внеклассное чтение: 8часов
на развитие речи — 5 часов.
Контрольные работы- 2часа
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
№ | Тема урока | Кол час | Тип урока. | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1. | Введение. Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев | 1 | Изучение нового материала. Беседа. Игра | Составление ответа на вопрос »Какие непрямые средства выражения авторской позиции вам известны?» Аргумент –ть свою точку зрения | 1) Повторить изученное на уроках лит-ры в 5-ом классе. 2) Познакомить с учебником. 3) Дать представление о худ. лит-ре как особой форме познания действительности. | Прочитать статью о мифе. Вспомнить мифы древних славян. | |||
2. | Мифы древних славян. Миф о сотворении мира. Миф о солнце. | 1 | Беседа по вопросам. Словарная работа. | Письменный ответ на вопрос: «Почему наши предки сначала предавали своих мертвых огню, а потом изменили способ захоронения7 | Ответы на вопросы | 1.Показать образность, поэтичность славянских мифов. 2) Развивать навыки аналитического чтения. | Выучить любой фрагмент мифа о Солнце. Слов.раб «Легенда» | ||
3. | Былина "Вольга и Микула Селянинович" Былины. "Илья Муромец и Соловей разбойник" | 1 | Беседа по вопросам. Словарная работа. | Выраз.чтение, беседа по вопросам учебника, беседа по иллюстрациям | Пересказ содержания | 1) Показать значение древней мифологии для мировой культуры, 2)Показать на примере произведения прославление мирного труда, | Устное сочинение «Прославление труда в баснях» | ||
4. | Древнерусская литература. "Повесть временных лет" Сказание о смерти Олега от коня | 1 | Рассказ учителя, аналитическая беседа, устное рисование. | Коллективное составление плана к статье «Повести временных лет» | Фронтальный опрос, ответы на вопросы | 1) Знакомство с историей- осознание себя звеном в цепи поколений, 2) Привить любовь к истории своей страны 3)Формировать культуру речи | Рассказ по плану | ||
5. | И.А.Крылов»Лебедь,Щука И РАК», «Квартет» Обличение человеческих пороков. Понятие об аллегории | 1 | Беседа с элементами чтения, викторины, творческие работы | Знакомство с биографией Крылова по вопросам. Формирование умения выделять главное. Выразит. чтение басен и комментирование | Выборочная проверка тетрадей | Знакомство с биографией Крылова, с жанровыми признаками басни. Своеобразие басен Крылова | Составить список героев басен, Нарисовать картину к любой басне | ||
6. | Басни»Волк и Ягненок», «Осел и Соловей»Аллегории-ческое изображение человеческих взаимоотношений | 1 | Беседа с элементами чтения, творческая и письменная работа | Письменная работа – раскрыть смысл аллегории в этой басне | Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом | Осмыслить конфликтные ситуации, лежащие в основе басен. Проанализировать образы героев, роль диалогов, речевых характеристик в создании образов. | Выучить наизусть одну басню. | ||
7. | Своеобразие басен Крылова. Исторические события в баснях Крылова «Волк на псарне», «Листы и корни», «Кот и повар», «Свинья под дубом» | 1 | Урок внеклассного чтения | Запись опорного конспекта, понравившиеся выдержки из басен, иллюстрации. | Выборочная проверка тетрадей | Познакомить с сюжетом басен, Дать понятие об исторических событиях –война 1812 года- в басне «Волк на псарне», эзопова речь в баснях | Составить инсценировку одного из басен. | ||
8. | А.С.Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика. «Узник», «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Изучение нового материала, Беседа о творчестве А.С.Пушкина, чтение | Иллюстрации к стихотворениям, Беседа по вопросам | Фронтальный опрос класса | 1)Заинтересовать уч-ся творчеством Пушкина, 2)углубить знания о творчестве поэта, 3)Работать над выразит. чтением «Узник», | Выучить стих. «Узник» | ||
9. | Проза Пушкина. »Метель» | 1 | Изучение нового материала | Беседа после чтения | Конспектирование | 1)Углубить знания уч-ся о родах литературы, 2) Знак-во с сюжетом, 3)Понятие об особен-ностях построения р-за | Рассказать о построении повести | ||
10. | «Барышня- крестьянка» | 1 | Изучение нового материала | Беседа, выразит. чтение отрывков, инсценирование: Разговор Лизы и Насти. | Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом | Познакомить уч-ся с сюжетом произведения, Дать знания по теории литературы-антитеза, Воспитание благородных взаимоотношений. | Написать краткое содержание отрывка | ||
11 | А.С.Пушкин «Выстрел» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, выразит. чтение понравившегося эпизода | Выборочная проверка тетрадей | Продолжение знакомства с творчеством Пушкина, Выяснение уровень начитанности уч-ся, Умение анализировать прочитанное | Написать аннотацию | ||
12 | М.Ю.Лермонтов Лирика» На Севере диком», «Тучи», «Горные вершины» | 1 | Урок изучения нового материала | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений, слов. Раб-олицетворение, сравнение | ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ | |||
13. | «Утес»,»Листок» | 1 | Изучение нового материала, рассказ учителя с элементами беседы | Выразит. чтение, сопоставление стихов – переводов Анализ текста. | Фронтальный опрос класса | Учить выразительному чтению, устному рисованию. Показ переводов Лермонтова. Дать понятие о мотиве в лирике | Найти стих. Лермонтова. в кот. звучат мотивы одиночества. | ||
14. | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 1 | Изучение нового материала. Выраз. чтение, слов. работа | Перечитать главы, озаглавить следующие 6 частей их, сообщение о традициях и обычаях украинского народа, хар-ка на одного из героев: Оксана, Солоха, Чуб | Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом | Расширение знаний уч-ся о Гоголе, об истории создания, Знак-во с повестью | Характеристика героев. | ||
15. | Картины народной жизни в повести Гоголя. | 1 | Практическая работа текст-ом, коммнетир. чтение, состав-ление плана | Пересказ текста по сос-тавленному плану, от-ветить на вопрос: каким образом достигается юмористический эффект? | Выборочная проверка тетрадей | Развитие речи уч-ся, обратить внимание на выразит. детали повести, особенности стиля Гоголя. Дать представление о юморе. | Пересказ эпизодов по составлннному плану, устное рисование портретов. | ||
16. | Приключения кузнеца в поисках черевичек | 1 | Практическая работа, ком-ментированное чтение,пересказ текста, | Чтение в лицах: У Пацюка», анализ эпизодов | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Учить распознавать юмористические приёмы, анализировать поступки героев, развивать навыки работы с текстом, умение пересказа близко к тексту. | Перечитать и озаглавить следующие главы, найти комические ситуации, | ||
17. | «Майская ночь или Утопленница» | 1 | Урок внеклассного чтения | Ответы на вопросы, анализ теста. | Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом | Завершение работы над творчеством Гоголя, определение реалистических и фантастических элементов, проверка начитанности учащихся | Сочинять новую новогоднюю сказку. | ||
18. | И.С. Тургенев» Бежин луг» | 1 | Урок изчения нового мат. Беседа | Беседа, пересказ содержания, совершен-ть технику чтения | Выборочная проверка тетрадей | Познакомить уч-ся с биографией автора, помочь уч-ся войти в худ мир писателя, выявить своеобразие героев | Содержание понравившего эпизода | ||
20 | Мальчики из Бежина луга | 1 | Урок совершенствования знаний | Выборочное чтение, устное описание, совер-ть технику чтения | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Дальнейшее знакомство с текстом, Умение охар-ть мальчиков, Умение выделять своеобразие героев | Устное описание понравившегося мальчика, иллюстрация на любой эпизод | ||
21. | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» | 1 | Урок изучения нового материала | Прослуш-е сообщения уч-ся о детских и юношеских годах Некрасова, выраз чтение по лицам, анализ стих. | Фронтальный опрос класса | Дать учащимся представление о важнейших веках детства и юности поэта, раскрыть его главную тему- тему народа, Изображение крест. детей в стих., воспитывать активную гражданскую позицию | Выучить отрывок, Выявить авторского отношения к мальчикам. | ||
22. | Русские поэтыXIX века о родной природе Ф.Тютчев, И.С.Никитин | 1 | Урок- концерт | Развитие познават=х интересов. беседа, индивидуальное рисование | Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом | Пробудить интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, Понять настроения, чувства поэта, определить способы создания героев | Выучить одно стих по выбору,устно ответить на вопросы | ||
23. | А.Н.Майков, А.А.Фет Лирика | 1 | Урок изучения нового материала | Устный(вопросно- ответная форма, коллективная, индивидуальное | Конкурс чтецов, ответы на вопросы | Показ-ть разнообразие и выраз-ть образов родной природы, понять настроение, чувства поэта,способы созд-я образов | Устный ответ на вопросы, идивидальные задантя | ||
24. | Л.Н.Толстой «Петя Ростов» В отряде Денисова | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа, ответы на вопросы учителя | Пересказ, ответы на вопросы | Познакомить уч-ся с жизнью Л.Н.Толстого, дать представление о событиях, изображенных в отрывке, знакомство с мльчиком, воспитание гуманизма. | Подготовить устный рассказ «Я привык что- нибудь сладкое» | ||
25 | Петя как смелый воин | 1 | Усовершенствование знаний по рассказу | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа, | Фронтальный опрос класса | Прослеживание за взрослением Пети в французском лагере, перед боем и в бою; воспитание патриотических качеств | Сочинение «Каким представ-ляю я Петю Ростова», выучить наизусть отрывок | ||
26 | А.П.Чехов- в Ялте «Смерть чиновника», «Хирургия» | 1 | Урок изучения нового материала | Записи в тетрадях, Уметь переделывать рассказ как инсценировка | Выборочная проверка тетрадей | Дать обзор жизненного и творческого пути писателя, Помочь уч-ся войти в худ мир писателя, воспит-ть чувство юмора | Подготовить выступление «Речь фельдшера» | ||
27 | «Злоумышленник», «Толстый и Тонкий» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, выборочное чтение, высмеение психологии самоунижения | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Продолжить формирование у уч-ся представления о юморе, ознак-ть с сюжетом рассказов | Подготовить сценарий по одному рассказу | ||
28 | Русская лит.XXвека И.А.Бунин «Танька» | 1 | Урок изучения нов. мат. | Рассказ с элементами выр чтения | Фронтальный опрос класса | Знак-во с жизнью Бунина, познак-ть с сюжетом рассказа, Воспит-е доброты, человечноти | Хар-ка работника Нефёда | ||
29 | «Лапти», «Полевые цветы» | 1 | Урок усовер- знаний | Коммен. чтение, выраз.чтение, составление плана | Пересказ, ответы на вопросы | Продол-ть знак-во с твор. писателя, дать представление о семейном бытеXIX века, Вос-ть гуман-ие отношения | Подгот-ть выборочный пересказ одного эпизода | ||
30 | А.И.Куприн «Чудесный доктор» Семья Мерцаловых | 1 | Урок изучения новой темы | Рассказ учителя, комментир. чтение, беседа по прочитанному | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Познак-ть с жизнью писателя, Знак-во с сюжетом произ-я, содейст-ть состраданию героям | Составление плана, ответы на вопросы | ||
31 | Доброта и благородство души врача | 1 | Усовершенствование знаний | Выразит. чтение, беседа. | Фронтальный опрос класса | Продолжение знакомства с сюжетом произведения, содействие к пониманию необходимости человечности по отношению к другим | Составить план к рассказу, подготовить сообщение о чудесном докторе | ||
32 | К.Д.Бальмонт «Осень», »Золотая рыбка» | 1 | Урок изучения нового материала | Выразит. чтение, словарная работа, беседа | Конкурс чтецов, ответы на вопросы | Познакомить уч-ся с личностью поэта, Научить уч-ся анализу стихотворного текста, продолжить работу над особенностями поэтической речи | Сочинение-размышление «Какие мы-дети» | ||
33. | В.Я.Брюсов «Вечером в дороге» А.А.Ахматова «Музыка», «Перед весной бывают такие дни» | 1 | Урок изучения нового материала Урок поэзии | Комментированное чтение, словарная работа, беседа по стихотворению Беседа о образах в стихотворении, о силе искусства, звукообразы в ахматовской поэзии | Пересказ мат-ла по биографии, ответы на вопросы | Продолжение работы над поэзией, отличительные картины пейзажной зарисовки Брюсова Помочь осмыслить прочитанные стихотворения, дать понятие о философских размышлениях поэта | Выразит. чтение, сочинение «Утолок родной природы Выразит.чтение, ответить на вопросы учебник | ||
34 | Б.Л.Пастернак «Июль», «Золотая осень» | 1 | Урок поэзии | Выразит. чтение, беседа, иллюстрации | Фронтальный опрос класса | Познакомить уч-ся со стихами поэта, ощущение того, как воздействует красота природы на человека | Выучить наизусть стих. | ||
35. | Л.Н.Андреев «Петька на даче» Жизнь Петьки у парикмахера | 1 | Изучение нового материала | Рассказ учителя, выборочное чтение, беседа | Оценка ответов уч-ся за дом задание. | Познакомить уч-ся с творчеством Андреева, знакомство с сюжетом рассказа, встреча с миром богатых и бедных, воспитание сочувствия нуждающимся. | Подготовка к пересказу | ||
36. | Жизнь преобразилась! | 1 | Совершенствование знаний уч-ся | Диспут, словесные зарисовки | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Продолжение изучения произведения, перемена в жизни Петьки., воспитание чувства доброты | Написать сочинение Счастливые минуты на даче, как можно их продлить?» | ||
37. | Л.Н.Андреев «Кусака» | 1 | Беседа, диспут, сообщение уч-ся о памятниках как собакам за их героические поступки | Составление цитатного плана, плана-характеристики героев | Выборочная проверка тетрадей | Формирование отношения к событиям и героям рассказа. Проанализировать рассказ «Кусака» Воспитание чувства сострадания к братьям нашим меньшим. | Написать монолог Кусаки | ||
38. | М.М.Зощенко «Галоша», «Встреча | 1 | Урок чтения и обсуждения произведения | Формирование навыков анализа сатирического рассказа, наблюдения над сюжетом, героями, языком. | Фронтальный опрос класса | Познакомить уч-ся с личностью писателя. Попытаться раскрыть соотношение автора и героя – повествователя, особенности жанра и языка рассказов | Устные ответы на вопросы по учебнику | ||
39. | Зощенко » Монтер» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, аргументы | Оценка ответов уч-ся за дом задание. | Проверка начитанности уч-ся, обобщение знаний по творчеству Зощенко | Написать аннотацию | ||
40. | М.М.Пришвин Кладовая солнца» | 1 | Урок чтения и изучения произведения | Умение сжато пересказывать, развитие речи уч-ся | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Знакомство с некоторыми фактами биографии Пришвина. Раскрыть особенности жанра, характера героев. | Подготовить пересказы по группам | ||
41. | «Кладовая солнца» Человек в окружающем мире | 1 | Урок чтения и изучения. Рассказ учителя | Работа с текстом. Умение сжато пересказывать | Оценка ответов уч-ся за дом задание. | Показать метофорический смысл сказки –были, Показать замысел- единство человека и природы, | Написать отзыв к произвед. | ||
42. | Приключения Насти и Митраши | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом, выборочное чтение. беседа | Выборочная проверка тетрадей | Дать навыки характеристики главных героев | Написать характеристику Митраши, | ||
43. | М.М.Пришвин «Таинственный ящик», «Лесная капель» | 1 | Урок внеклассного чтения | Работа с текстом. Умение сжато пересказывать | Фронтальный опрос класса | Проверка начитанности ребят, продолжение изучения произведений по экологическому воспитанию | Написать аннотацию или отзыв. | ||
44. | Ю.П.Казаков «Оленьи рога» Сказочный мир троллей и мир природы. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ учителя, выразит. чтение, беседа, ответы на вопросы. | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Познакомить уч-ся с сюжетом произведения.Выявление внутреннего состояния девочки через её сон. | Составить цитатный план, пересказ по плану. | ||
45. | «Оленьи рога Сон и явь в рассказе | 1 | Урок совершенствования знаний | Чтение выборочно о природе, которая созвучна внутреннему состоянию девочки, словесное описание портрета девочки в момент пробуждения природы | Фронтальный опрос класса | Дальнейшее знакомство с текстом, умение анализировать произведение, развитие речи уч-ся | Написать мини соч. «Бывают такие дни…(природа причина хорошего настроения) | ||
46. | Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «НЕ позволяй душе лениться» | 1 | Слово учителя. Сообщение ученика «Мое первое знакомство со стихами Заболоцкого» | Беседа, выразительное чтение, объяснение понятия метафоры «Труд души» | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Дать представление о Заболоцком как о человеке и поэте. Начать знакомства с лирикой поэта | Выучить Наизусть стихотвор. | ||
47. | А.Т.Твардовский «Две строчки», «В час мира» | 1 | Изучение нового материала | Исполнение песен о войне, выразит чтение стих-й автора, беседа по вопросам | Фронтальный опрос класса- Выраз чтение | Значение поэзии в годы войны, Показать героизм стойкость людей в годы войны | Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть «Две строчки» | ||
48. | Д.С. Самойлов «Сороковые» Е.А.Евтушенко. «Мед» | 1 | Урок выразит. чтения | Выразит. чтение стих, ответы на вопросы | Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению | Сформировать навыки анализа стих, Раскрытие образа подростка в годы войны | Сочинение «Быстро повзрослевшие подростки» | ||
49. | А.П.Платонов «Корова» | 1 | Работа с текстом | Наблюдения над сюжетом, делать выводы | Фронтальный опрос класса- | Знакомство с рассказом, его основными проблемами. Обсудить проблему человека и окружающего мира. Воспитание чувства сострадания | Написать отзыв | ||
50 | «Корова» Труд- самоотверженный шаг в человеческой жизни | 1 | Работа над текстом | Рассказ учителя, выраз.чт., ответы на вопросы | Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению | Продолжение изучения рассказа, Умение охарактеризовать мальчика | Написать характеристику мальчика | ||
51 | А.П. Платонов Биография автора Чт рассказа «Юшка»
| 1 | Изучение нового материала. Работа с книгой. | Совершенствование навыков работы с текстом. Умение грамотно строить монологическое высказывание | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Проанализировать, какими художественными средствами пользуется автор при создании характера Юшки. | Повторить запись по биографии, дочитать рассказ, конспект | ||
52 | Любовь и уважение к человеку | 1 | Работа с текстом | Работа с текстом. Умение сжато пересказывать | Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению | Совершенствование навыков письменной речи. Воспитание уч-ся высоконравственными | Подготовить краткий пересказ «Отношение взрослых к Юшке», | ||
53 | Е.И.Носов Биография«Белый гусь» | 1 | Изучение нового материала. | Совершенствование навыков работы с текстом. | Фронтальный опрос класса- | Знакомство с рассказом, его основными проблемами. Обсудить проблему человека и окружающего мира | Конспектирование по содержанию рассказа | ||
54 | Внекл.чт по произв-ям Е.И.Носова, А.П.Платонова, Ю.П.Казаковва | 1 | Урок внекл чтения | Работа с текстом. Умение сжато пересказывать | Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению | Совершенствование навыков устной речи. | Написать эссе: «Почему люди уважали Юшку?» | ||
55. | Н.М.Рубцов «В горнице», «Ночь на Родине» | 1 | Слово учителя. Беседа, анализ стихов | Примеры цветового изображения природы | Выразитель-ное чт. Ответы на вопросы | Лит- е приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение. Подвести уч-ся к пониманию душевных состояний человека через описание природы | Выразит. чтение, Выучить одно стихотворение наизусть
| ||
56. | В.Г.Распутин «Уроки французского» Знакомство с жизнью села послевоенные годы | 1 | Изучение нового материала | Подготовить сценарий диафильма на основе текста с помощью иллюстраций к рассказу | Ответы на вопросы, оценка за выученное стих-е | Познакомить с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества. Прояснить мотивы поведения героев. | Перечитать рассказ, выбрать эпизод для инсценировки | ||
57. | «Уроки французского» Образ главного героя | 1 | Урок- практикум Беседа по тексту | Умения и навыки сценической деятельности учащихся | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Ответ на вопрос: Как вы относитесь к такому поступку учительницы? Что же это на самом деле? | Составить цитатный план « Лидия Михайловна и герой рассказа» и пересказать | ||
58. | Почему рассказ назван «Уроки французского» | 1 | Урок- практикум | Эссе «Впечатление от рассказа» | Фронтальный опрос класса- | Формирование навыков анализа литературного произведения, умение оценивать ситуации, воспитание человечности, сострадания. | Сочинение о герое рассказа, который особенно понравился. | ||
59. | Внеклассное чтение «Хочу рассказать о книге…» | 1 | Урок развития речи | Индивидуальное выступление | Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению | Проверка знания сюжета текста, формирование навыков анализ текста, умение сопереживать вместе с героем | Написать отзыв о книге | ||
60 | Из зарубежной литературы Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» Сила человеческого духа | 1 | Урок изучения нового материала | Чтение, беседа, аргументы | Фронтальный опрос класса | Познакомить уч-ся с произведением, проследить за героем, его постепенное совершенствование в освоении необитаемого острова | Написать небольшой рассказ о понравившемся эпизоде | ||
61 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | Урок совершенствования знаний | Чтение, выдержки из произведения, сформирование характерных черт Робинзона | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Формирование навыков анализа текста, реальное и фантастическое в повести, содействие воспитанию силы духа | Написать тезисы на тему: «Как выжить в экстремальных ситуациях» | ||
62. | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Рассказ учителя, пересказ эпизодов | Сопоставительная хар-ка героев. исполнение в лицах выбранного эпизода | Фронтальный опрос класса | Показать значение приключенческой литературы, заинтересовать чтением лучших образцов приключ-ой лит., знак-во с биогр.М.Твена | Перечитать главы из романа и подготовить пересказ из любимых глав. | ||
63. | Том Сойер и Гекльберри Финн- герои романа. «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | Рассказ учителя. Сообщение ученика. | Чтение по ролям Сообщение заранее подготовленного ученика. Работа над эпизодами. | Фронтальный опрос класса | Попытаться ответить, в чем обаяние образов героев Марка Твена? Довести смысл расизма в США во время МТвена. | Составить план пересказа выбранного для пересказа отрывка | ||
64. | Эрнест Сетон-Томпсон Слово о писателе «Чинк» | 1 | Изучение нового материала | Рассказ учителя, выразит. чтение, беседа, ответы на вопросы, викторина по произведениям о животных. | Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла | Познакомить уч-ся с биографией писателя, знакомство с рассказом о верности и преданности собаки своему хозяину, прослеживание за развитием характера Чинка | Составить рассказ; « Чинк преданно охранял дом хозяина» | ||
65. | «Снап» | 1 | Комбинированный урок (изучение нового материала и практикум) | Выразит. чтение эпизодов, харак-щих Снапа. Развитие устной монологической речи. | Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению | Пробудить интерес к творчеству писателя, Выявить интерес к произведениям о животных | Написать свой рассказ о животных или птицах. Иллюстрации к рассказу «Снап» | ||
66. | «Арно» | 1 | Комбинирован-ный урок | Рассказ учителя, беседа о том, что они знают о почтовых голубях, Выявле-ние характерных черт Арно. | Оценка ответов уч-ся за дом задание. | Познакомить с грустным рассказом о самоотверженном почтовом голубе. Умение сопереживать вместе с героем | Подготовить рассказы о том, как помогали почтовые голуби человеку во время войны | ||
67-68 | Повторение изученного материала по зарубежной литературе | 2 | Комбинирован-ный урок | Выразит. чтение некот-х эпизодов, | Оценка ответов уч-ся за дом задание. | Закрепить навыки анализа текста | Повторить запись по биографиям зарубежных писателей | ||
69-70 | Повторение изученного материала по русской литературе | 2 | Урок практику | Выступления учащихся | Индивидуальное выступление | Закрепить навыки анализа текста, умения пересказа | Приготовит вопросы по всему курсу | ||
69 | Повторение изученного материала по русской литературе | 1 | Комбинирован-ный урок | Написать эссе на тему: «Мой любимый писатель» «Мой любимый герой» | Фронтальный опрос класса | Совершенствование навыков письменной речи. | Контрольные вопросы и задания | ||
70 | Закрепить навыки анализа текста | 1 | Урок обобщения | умение обобщать прочитанное, делать выводы | Ответы на вопросы | Подвести итог работы за год Дать список литературы для внекл. чтения | Читать произведения по списку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....