Обрядовый фольклор
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме
Презентация по теме к урокам литературы в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryadovyy_folklor.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обрядовый фольклор - это песни, танцы, действа, которые исполнялись во время обряда.
Обряд. Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи. Народные обряды делятся на два цикла: на календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянства, и на семейно-бытовые, обусловленные рождением человека, вступлением в брак, проводами в армию, смертью и т.д.
Календарно-обрядовый фольклор - это фольклор обрядов календарного цикла: - весенние песни(веснянки, заклички ); - летние песни( троицкие , хороводные); осенние песни(жальные). Жанры: - колядки; - щедровки ; - масленичные песни.
Колядки Н аиболее яркие отличительные особенности приобрели народные Святочные обряды (Святки — святые, торжественные вечера в честь Рождества Христова). Празднование Святок среди крестьян начиналось под день Рождества Христова, это празднование открывалось общественным обрядом " колядования " (Коляда у славянских народов, по мнению историка Н. Карамзина, — бог пиршества и угощения). Так как обычай отмечать Новый год пришел с времен язычества, а Новый год считался праздником Солнца, то в обряд входили действа, связанные с чествованием новорожденного солнца: благословение домов зерном, разжигание костров, приготовление пирогов и каш.
Щедровки Н а Святки парни "водили козу" (в древности коза являлась символом плодородия и природы). Ведущий — " михоноша " ( мехоноша ) вел парня в вывернутой шерстью наружу шубе, с бородой из пеньки, который изображал козу. Другой — " Журав " — палкой с крюком бил присутствующих, а те откупались дарами. Обряд сбора даров назывался " щедровать ". " Щедровками " считались дары и песни, исполняемые в честь хозяев дома. В Дмитровском уезде "козой" была девушка, которую водили по домам, и она отвечала на все вопросы, получая за это угощенье: "Эй, станьте в ряду, я козу веду".
" Овсень " или " Таусень " Один из четырёх важнейших Святодней Кологода , приуроченный к Осеннему Равноденствию (обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия). В древние времена он же был праздником Нового Года ( новолетье ), в результате чего, позже, при переносе празднования нового года произошла путаница с пониманием времени его проведения.
В о время обрядовой трапезы жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя , детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: " Овсень ! Овсень ! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким". Обряд " Овсень " был связан с мифологическим персонажем древних славян Овсень ( Аусень , Баусень , Таусень , Овсень , Усень ). Название произошло от слова " юсинь " — первый месяц года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского праздника. Аусень шел первым и готовил тропу, наводил мосты для Рождества и Крещенья, идущих следом.
"Похороны кукушки" Кукушечка-рябушечка , Пташка плакучая: К нам весна пришла, Весна-красна! — пели крестьянские девушки на Орловщине в дни Вознесения (40-й день после Пасхи, отмечаемый в честь "вознесения" Христа на небо. К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, связанные с кукушкой. Как правило, в этот период начинало колоситься жито и замолкала кукушка. В народе говорилось: "Кукушка подавилась житным колоском" и "Рада бы век на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется". "Кукушкой" называлось соломенное чучело (а иногда это была или просто обряженная ветка, или кукла), которое сначала торжественно "крестили", а затем столь же торжественно "хоронили".
У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу — противницу Мары, олицетворения смерти, болезни и нечисти. С кукушкой на Орловщине связан и другой ритуал. Девушки собирали траву "кукушкины слезы", делали куклу-кукушку и посвящали ей свадебный обряд, а затем хоронили и кумились. Обряд "Похороны кукушки" был сугубо женским, вернее, девичьим обрядом, совершавшийся тайно, чтобы никто из посторонних не смог узнать места "крещения" и захоронения кукушки.
"Кострома" Г лавным действующим лицом было чучело из рогож и соломы — "Кострома". Название обряда произошло от слова "костра" — жесткая кора льна, конопли, сорной травы. В конце праздника "Кострому" сжигали. Сказывалась древняя вера наших предков в очистительную силу огня. В Брянском уезде весенний праздник "Кострома" был посвящен ткачеству. Считалось, что была некогда могучая богиня — покровительница прях. В ее честь собирались тайно женщины, чтобы выткать священную ткань. И сделать все нужно было за один день — и лен обработать, и нити спрясть, и полотно соткать.
Иван Купала Древние язычники-славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Купало. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов. Символ праздника — цветок иван-да-марья . Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке . Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.
Из собранных цветов также плели венки. Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья : надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи: Той земля ecи сырая, Земля матерая. Матерь нам сей родная, Всех сей нас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий ecu народила И злак всякой напоила Пользой беса отгоняти И в болезнях отгоняти . Повели с себя урвати Разных надобьев , угодьев Ради пользы на живот! Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.
Хлебный спас. России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними. Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню. У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь. С 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обрядовый фольклор. Традиции русской свадьбы"
Данный материал представляет собой конспект урока-театрализации по литературе в 6 классе. Конспект был создан в рамках проектной работе по теме "Обрядовый фольклор"....
Русский обрядовый фольклор
Презентация к уроку литературы в 6 классе...
Русский музыкальный обрядовый фольклор
Данный материал представляет собой конспект урока по музыкальной литературе в 6 классе Санкт-Петербургского музыкального лицея Комитета по культуре . Урок проходит в рамках курса "Русская музыка...
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....
Обрядовый фольклор.
Урок литературы в 6 классе....
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...
Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.
Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая культура постепенно уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...