Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увидешь воочию хороводов на праздник Ивана Купалы, не увидешь лёгкой поступи девушек с распущенными волосами и в белых рубахах, не услышишь песен и - игр, если только в кино. С утратой многих народных традиций русского народа уходит та, особая, самобытность России.

Сегодня хорошо известны обрядовые традиции встречи Рождества, Масленницы, поэтому взяв за основу праздник Масленницы, наиболее знакомую учащимся, урок открывается масленичной песней-закличкой. Учащися знакомятся не только с подробностями обряда, но также в какой-то мере оказываются участниками игр. Самостоятельно по группам пытаются составить план проведения праздника (на выбор: летнего, зимнего, весеннего, осеннего).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русской литературе.

Учитель: Мальцева Нэля Минигайсовна

Класс: 6

Дата: 6.09.17г.

Предмет: литература

Тема урока: Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Тип урокаоткрытие нового знания.

Вид урока: комбинированный.

  1. Цель урока: Сформировать представление об обрядовом фольклоре                       ( о календарно - обрядовых песнях). Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.
  2. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Задачи урока: 1.Формировать представление об обрядовом фольклоре ( о календарно - обрядовых песнях)                                                                                  2. Способствовать развитию познавательного интереса на основе учебного и дополнительного материала к уроку.

3.Способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в группах при работе над календарно - обрядовыми песнями.

4. Воспитывать уважение к устному народному творчеству, прививать интерес к обрядовому фольклору.

5.Воспитание личности, умеющей работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция).

Используемые технологии 1)Здоровьесберегающие технологии,                                     2) личностно- ориентированные технологии  3) ИКТ.

Оборудование: Учебник «Литература. ФГОС Iч. 6класс» В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин, под редакцией В.Я. Коровиной –М.: Просвещение, 2014г, АРМ  проектор, комьютер), , цветные маркеры, аудиозапись календарных обрядовых песен. Дополнительный материал: заклички, песни-игры. Сигнальные карты «смайлики»  для самооценки (зелёные, жёлтые, красные).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент (Мотивация учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне:

- Добрый день! Пусть урок наш будет светлым и добрым, как солнечная погода за окном!

- Послушайте аудиозапись, определите, какому событию посвящена весёлая народная песенка. (включается аудиозапись с песней «Блины»: Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои…)

А мы масленицу дожидаем,                                                                                                                                 дожидаем.

Мы в окошечко поглядаем,

Поглядаем.

Сыр и масло в глаза увидаем,

увидаем.

Как от сыра гора все крутая, все

крутая.

А от масла гора все ясная, все

ясная.

Уж ты масленица годовая,

годовая.

Наша гостица дорогая, дорогая.

Она пешею к нам не ходит, к

нам не ходит.

Все на команях разъезжает,

разъезжает.

Уж ты Масленица, кривошейка,

кривошейка.

Уж мы встретим тебя

хорошенько, хорошенько!

-  Это Масленица, все её традиции направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу.

- Сегодня на уроке вы разработаете в группах сценарий праздника «Весёлый хоровод», используя материал устного народного творчества.

Проявляют интерес, готовность анализировать аудиозапись, делать выводы.

-Предполагаемые ответы учащихся:

- Масленица - самый весёлый и сытный праздник, главным угощением которого были блины.

Целеполагание.

Коммуникативные УУД: проявляют готовность работать в группах.

 Анализируется в группах дополнительный материал.

II. Актуализация знаний

-Посмотрите внимательно (слайд №1) на картину Б.М. Кустодиева «Масленица». Картина Кустодиева Масленица 1916 г.  Назовите основные развлечения русского народа во время празднования Масленицы.

- Кроме традиционных развлечений, праздник обязательно был наполнен песнями. Такие песни, из- за связи с народным календарём получили название календарно - обрядовых. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

- Найдите, на с. 8 учебника, песню, которую напевали, когда сжигали куклу-Масленицу.

Анализируют картину на слайде презентации и в учебнике на с.7:

Называют развлечения: катание в санях на тройках лошадей, катание с гор, выступление уличных музыкантов, взятие снежной крепости, перетягивание каната, кулачные бои, торговля сладостями и т.д.

-Находят в учебнике (с.8) песню, выразительно читают, напевают.

Вывод: песни, связанные с народным календарём сезонных праздников получили название календарно – обрядовых.

III.  Объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового знания учащимися о календарно- обрядовых песнях.

-Фольклор всегда был важной частью народного быта. Для каждого времени года существовали свои календарно- обрядовые песни.

- Прочитайте в группах, подготовьте выразительное чтение календарно- обрядовых песен по темам: Рождественские – новогодние праздники и колядки (с.6- 7, с.11). Масленичные песни (с.7-8, с.12). Весенние песни (веснянки ), (с.8) Летние песни.

- Изучите дополнительный материал на карточках, соотнесите его к сезонным традиционным праздникам русского народа.

Воспринимают информацию, проявляют интерес к новому материалу.

Распределившись в группы, выполняют задание, договариваясь о выступлениях по теме календарно- обрядовых песен.

Анализируют их роль в проведении народного праздн- Установите очерёдность выступлений групп, учитывая времена года.

-Подготовьте вопрос для уточнения понятий по вашим темам для любой из групп.

Учитель включает аудиозаписи календарно - обрядовых песен.

ика.

Представляют подготовленные сообщения перед другими группами.

Проявляют интерес к выступлению групп.

Задают вопросы группам:.

      — Какой фольклор называется обрядовым?

      — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

      — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

      — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

      — Приходилось ли вам слышать подобные песни?

 -Что такое колядки?

- Какими словами встречают Масленицу?  Как провожают?

- Для чего нужны были весенние заклички?

- Символом какого обряда была берёзка?

IV. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

- Определите, к какому празднику относится песня-закличка:

Жавороночки,  жаворонки, прилетите,

К нам на крыльях весну принесите!

- Пользуясь учебным и дополнительным материалом, составьте план проведения народного сезонного праздника с включением календарно-обрядовых песен, игр, закличек, потешек и др.

-Изучите народную игру с обрядовой песней «Золотые ворота», определите цель игры, если она вызывает интерес, поднимите зелёную карточку.

Выберите ведущих.

- Исполните песню - игру «Золотые ворота».

Сделайте вывод, нужна ли песня- игра в традиционном народном празднике.

-Анализируют, договариваясь в группах

Ответ: Весенние обрядово-календарные песни, с почитанием выпеченных из теста  жавороночков. Возвращение из дальних южных краев перелетных птиц – несомненный признак наступления весны. Недаром говорили, что птицы приносят весну на своих крыльях. Наши предки считали: чтобы птицы не задержались со своим прилетом их тоже нужно пригласить, зазвать. Обычно закликали птиц в середине Великого поста. Для этого пекли специальные пирожки – «жаворонки». С этими жаворонками забирались повыше или просто подбрасывали их вверх. При этом напевали песенки - заклички:

Самостоятельно, договариваясь в группе, выбирают из рекомендуемых карточек материал устного народного творчества. Предлагают план проведения традиционного народного праздника.

Анализируют обрядовую песню «Золотые ворота», относят её к масленичным песням- играм. Определяют цель игры: если победит «Солнце»- весна наступит раньше, если «Луна»- зима ещё задержится. Выбирают ведущих « Солнце» и «Луну».

Делают вывод о роли песни-игры в празднике.

V. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Оцените свою работу в группах.

Если вы достигли положительных результатов, материал урока вызывает интерес – поднимите зелёную карточку.  Если что- то вызвало затруднения, но, в целом, работал хорошо - жёлтую карточку. Если календарно - обрядовые песни и дополнительный материал, не вызвали личной активности – красную карточку.

- Что такое календарно – обрядовые песни?   .

Сделайте выводы.

- К следующему уроку найдите из других источников примеры календарно - обрядовых песен. Творческое задание: выполнить рисунки к обрядовым песням.

- Спасибо за урок!

 Самооценка работы.

Дополнительный материал:

  1. Карточки с обрядовыми песнями-играми:

«Золотые ворота». Две девочки  берутся за руки, образуют «ворота». Остальные становятся друг за другом, берутся за пояс, идут в «ворота», напевая:

В золотые ворота

Мы пропустим вас сюда.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас.

(Девочки в «воротах» спрашивают:)

Ты за кого? За Луну или за Солнце?

Образуются две команды «Луна» и «Солнце», перетягиваются, взявшись за руки. Если победит «Солнце» - весна наступит раньше», если «Луна»- зима ещё задержится.

2) Описание песни - игры «Ручеёк весенний».

Ширина «весеннего ручейка» постепенно увеличивается, делается разметка на полу, или на игровой площадке.

Ребята становятся вдоль весеннего ручейка, боком перепрыгивают через него. Тот, кто перепрыгнул - «Царь». Тот, кто «воды коснулся», выбывает из игры. С другой стороны «ручейка» девочки, выбирают царевну.

Поют песню:

Разливался ручеёк ключевой,

Белый, снеговой,

По чистым полям,

По синим морям,

По мхам, по болотам,

По зелёным колодам.

Царь едет жениться,

Царевна велит воротиться:

«Сама к тебе буду.

Летом- в карете,

Зимою – в возочке,

Весной – в челночёчке!»

Выигравшие пары получают короны.

3) Жаворонки

прилетите,

Студёну зиму

унесите,

Теплу весну

принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас        

поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички -

жаворонки,

Солетайтеся,

сокликайтеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра по литературе на тему "Календарно-обрядовые песни"

Данная презентация построена в виде заданий телевизионной игры "Своя игра" и  посвящена календарно-обрядовым  песням.  Её можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях в 5- 6 ...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор»....

Внеклассное мероприятие (литература) Тема «Календарно-обрядовый фольклор. Обряды жатвы» (6 класс)

Данное мероприятие проводиилось как итог работы учащихя по проекту...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"

Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека.  Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....