Конспект урока литературы в 9 классе по теме "В.Г.Белинский о поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме
Урок развития речи по литературе в 9 классе "Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души" создан в технологии КСО (коллективных способов обучения) с использованием поабзацной проработки текста критической статьи В.Г.Белинского "Похождения Чичикова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kso_po_state_belinskogo_9_kl.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К о н с п е к т
урока развития речи по литературе в 9 классе
"Белинский о поэме Гоголя "Мертвые души".
Статья "Похождения Чичикова"
/ 2 час /
Учитель Харина Л.В.
СШ № 12
г. Воркута
Цели: I) дидактические
а) углубление знаний учащихся по вопросу
общественного значения "Мертвых душ";
б) отработка навыков самостоятельного анализа
критической статьи;
в) развитие монологической речи уч-ся в научном
стиле;
г) повторение приемов цитирования.
II) развивающие
а) развитие мыслительных операций анализа и
синтеза;
б) развитие умений выделять главное в тексте,
составлять план критической статьи.
III) воспитательные - воспитание привычки к труду
в микроколлективе; воспитание нравственных
принципов (взаимопомощь, взаимовыручка).
Тип урока: урок взаимообучения учащихся (коллективный
способ обучения - КСО).
Место урока в системе уроков: последний урок по теме "Гоголь. " Мертвые души".
Методы: исследование текста (поабзацная проработка
текста критической статьи), слово учителя,
проблемная беседа.
Оборудование: Портреты Белинского и Гоголя, эпиграфы на доске;
плакат с памяткой "Как работать в группе";
индивидуальные карты-инструкции
(по количеству учащихся в классе);
номера участников группы (1,2,3,4,Р);
тексты статьи Белинского "Похождения Чичикова или
Мёртвые души" (на каждого учащегося в классе).
Опорные_конструкции(на доске):
Белинский считает, что...
Критик приводит пример...
Но мнению автора статьи,..
Белинский называет... и др.
Эпиграфы:
(на доске)
под фото I) Литературная критика -
Белинского "самовластная царица современного мира"
В.Белинский
под фото II) Гоголь – «первый писатель
Гоголя современной России»
В.Белинский
Все учащиеся рассажены за 6 столов в группы по 4 чел.
На столах номера 1,2,3,4 и Р - руководитель группы
Ход урока
I. Сообщение ученика (подготовлено).
«Самовластная царица современного мира" - так называл В.Г. Белинский литературную критику, т.к. она была для "неистового Виссариона", как его называли, активной и чрезвычайно важной формой общественной деятельности.
Ведь в те времена свежий номер журнала "Телескоп", "Отечественные записки" или "Современник" начинали читать именно с раздела критики и библиографии. Там ставились главные вопросы жизни. Там читатель искал и чаще всего находил ответы на них.
Замечу, что до Белинского критика была недостаточно зрелой и напоминала, по выражению Белинского, "надписи учителя на тетрадках школьника: недурно, порядочно, изрядно, хорошо, очень хорошо, отлично, прекрасно, превосходно!..
А В.Г. Белинский создал совершенно новый тип литературной критики - боевой, политически целеустремленной. Он обосновал сопиально-исторический взгляд на художественное творчество. Он отстаивал такую критику, которая, как и искусство, давала бы «ответы на вопросы времени». Белинский боролся за критику, которая воспитывала бы в читателе патриотическою любовь к своей
родине, к ее народу.
Критика Белинского теоретически обобщила художественный опыт отечественной и зарубежной литературы и, прежде всего - Пушкина, Лермонтова.
Огромную роль играл критик в творческой судьбе Гоголя. Он написал около 20 статей и рецензий, специально посвященных его творчеству.
В «Литературных мечтаниях" (1834 г.) Белинский утверждал, что Гоголь «принадлежит к числу необыкновенных талантов». В статье «Что такое Н. Гоголь в нашей литературе?» (1835) критик увидел в авторе «Миргорода» «главу литературы, главу поэтов». В том же году в статье «О русской повести и повестях Н. Гоголя». Белинский назвал Гоголя так: «поэт, поэт жизни действительной». А за несколько месяцев 1842 года критик написал и опубликовал одну за другой 5 статей о «Мёртвых душах», т. к. поэма Гоголя представлялась ему событием исторического значения.
II. Слово учителя.
1.Статья Белинского "Похождения Чичикова, или «Мертвые души", впервые опубликованная в седьмом номере ж. «Отечественные записки» за 1842 г., и будет объектом нашей работы сегодня. Вам предстоит изучить критическую статью. В этом вам поможет поабзацная проработка материала. Для этого вся статья Белинского разделена на 4 абзаца (деление статьи в книге: В.Г.Белинский, Избранные статьи, М., Детская литература, 1975, с.101-109).
I абзац. Со слов «Есть два способа...», кончая
словами: «... хочет знать «прямая
критика...».
II абзац. Со слов: "...Не углубляясь далеко...»
до «...Гоголь начал свое поприще...».
III абзац. Начиная словами «Гоголь начал...» и
заканчивая словами «... не любит
умирать своею смертью...»
IV абзац. Со слов: «Столь же важный шаг
вперед...» до конца статьи, кончая
словами: "...в свое время и в своем
месте».
2. ВЫ будете работать в группе в составе 4 человек. Каждому члену группы необходимо прочитать и проработать свой абзац, пользуясь индивидуальной картой-инструкцией. На это уйдет 15 мин. Когда работа будет закончена, начинаете трудиться в паре «по принципу – «ты - мне, я – тебе».1 2 Затем состав пары меняется 3 4
еще дважды 1 4 1 3
2 3 2 4
Напоминаю: работа считается законченной только тогда, когда каждый из «четверки» рассказал изученный материал по своему абзацу каждому из оставшихся трех членов группы. Если кто-то из «четверки» закончил раньше других, можно помочь товарищу. При рассказе в паре уважайте товарища: говорите внятно, не торопясь, выделяя с помощью логического ударения главное; при необходимости повторите наиболее важное, где нужно, приводите цитаты.
О завершении работы группы докладывает ее руководитель, составив предварительно план статьи из заглавий абзацев.
3. Повторение учащимися инструкции по памятке «Как работать в группе».
III. Самостоятельная исследовательская
работа в группах в форме
поабзацной проработки материала.
(индивидуальные инструкции прилагаются).
IV. Обобщающая часть.
- Обсуждение планов статьи, выбор и запись лучшего плана в тетрадях учащихся и на доске.
Примерный план статьи
- Белинский о видах критики.
- Оценка критиком Гоголя-писателя.
- Характеристика "Мертвых душ".
- Гоголь - русский национальный поэт.
- Отчет - связный рассказ одной группы по плану, остальные дополняют.
- Повторение основных приемов цитирования.
- Запись цитат (цитаты предлагаются уч-ся) для характеристики Белинским поэмы "Мертвые дули" с использованием опорных конструкций. (См. доску).
- Для детей с развитыми учебными возможностями. Монологический ответ 1-го человека по всей статье с использованием плана, опорных конструкций и цитат.
V. Подведение итогов уроков
(обобщающая проблемная беседа).
VI. Домашнее задание:
пересказ статьи по плану с зачитыванием цитат.
ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ
I абзац
- Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
- Проанализируйте текст, используя вопросы:
- Какие 2 способа «выговаривать истину» называет
Белинский? В чём состоит каждый из них?
- По мнению Белинского, «критика бывает двух родов». Назовите их.
- Как реагирует «уклончивая» критика на появление новых талантов?
- Каково отношение Белинского к «уклончивой» критике? Ответьте цитатой из текста.
- Что в понимании Белинского представляет собой критика «прямая»?
- Как относятся в обществе к «прямой» критике?
- Ещё раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
- Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
- Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».
ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ
II абзац
- Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
- Проанализируйте текст, используя вопросы:
- На долю какого журнала выпала роль «прямой» критики? В чем состоит заслуга этого журнала перед Гоголем?
- Белинский задает вопрос: «Что такое Н.Гоголь в русской литературе?». Ответьте словами текста на этот вопрос критика.
- Как реагировала «уклончивая» критика на мнение Белинского о Гоголе? (цитата).
- В чем видит Белинский причину того, что Гоголь еще долго не будет понят?
- Ещё раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
- Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
- Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».
ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ
III абзац
- Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
- Проанализируйте текст, используя вопросы:
- Найдите в тексте, как Белинский характеризует состояние литературы после появления «Героя нашего времени».
- Как отзывается критик о поэме «Мертвые души»? Процитируйте.
- Что считает Белинский в «Мертвых душах» «величайшим шагом вперед»?
- В чём, по мнению критика, проявляется пафос субъективности поэмы?
- Ещё раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
- Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
- Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».
ИНДИВИДУЛЬНАЯ КАРТА-ИНСТРУКЦИЯ
IV абзац
- Прочитайте внимательно текст абзаца, определите его тему. Озаглавьте.
- Проанализируйте текст, используя вопросы:
- В чём видит Белинский «важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя»?
- Где ощущается «русский дух» Гоголя? Ответьте словами текста.
- Назовите причины того, что «Мертвые души» понравятся не всем?
- Почему, по мнению критика, «Мертвые души» требуют изучения?
- Каково мнение Белинского о жанре поэмы «Мертвые души»?
- В чём упрекает критик автора «Мертвых душ»? (цитата).
- Ещё раз просмотрите текст. Убедитесь, что вы ответили на все вопросы.
- Проговорите «про себя» все ответы, используя опорные конструкции, записанные на доске.
- Дальше работайте по памятке «Как работать в группе».
П А М Я Т К А
Как работать в группе при поабзацной проработке
материала одной статьи
- Прочитайте текст абзаца. Определите его тему. Озаглавьте.
- Выполните задание по своей карте-инструкции.
- Убедитесь, что выполнили все задания инструкции.
- Проговорите (мысленно!) еще раз ответы на все заданные в инструкции вопросы.
- Найдите партнера для работы в паре и, строго следуя своей инструкции, расскажите ему материал абзаца.
- используйте в рассказе опорные конструкции, записанные на доске. Говорите внятно, не торопясь, выделяя главное, приводя цитаты.
- Прослушайте ответ товарища. Будьте внимательны, старайтесь запомнить ход его рассуждений.
- Смените состав пары и работайте вновь по памятке, начиная с п. 5.
Примечание: Смена состава пары производится по принципу:
а) 1 2
б) 3 4
в) 1 3
г) 2 4
д) 2 3
е) 1 4
ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПО СТАТЬЕ БЕЛИНСКОГО
- Мы уже знаем, как относился Белинский в уклончивой критике. А каково Ваше отношение к ней?
- По мнению Белинского, Гоголь еще долго не будет понят. Согласны ли Вы с этим утверждением? Докажите.
- Белинский считал, что «Мертвые души» понравятся не всем. Что, на ваш взгляд, важнее для произведения, понравиться всем или только быть актуальным?
- Справедливы ли упреки Белинского в адрес Гоголя? Что бы Вы могли возразить критику?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....
Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...
Презентация к уроку литературы по изучению поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Образ Манилова"
Презентация предназначена для урока , на котором мы начали анализировать образы помещиков ....
Конспект урока по литературе "Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Целью данного урока является закрепление знаний учащихся посредством презентации среднесрочных проектов о помещике Манилове, о Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче. Литературоведческая пауза предпола...
Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...
Презентация к уроку литературы "Образы Манилова и Коробочки в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Презентация предназнанчена для урока литературы в 9 классе....