Технология проектной деятельности
методическая разработка по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Инновационный и исследовательский проекты
Признаки | Инновационный проект | Исследовательский проект |
Отличия по характеристикам деятельности | ||
Объект деятельности | Реальная практика | Область научного знания |
Предмет деятельности | Модель нововведений в практике | Часть, свойства, отношения, характеризующие объект исследования |
Направленность деятельности | Проектная технология направлена на всестороннее и систематическое исследование проблемы практики | Исследовательская технология направлена на поиск способа решения проблемы, воспроизводимого и дающего достоверные результаты |
Соотношение исследовательской и проектной деятельности | Исследуя, решаем реальную проблему практики | Исследуя, решаем исследовательскую проблему, направленную опосредованно на решение проблемы практики |
Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности | Исследование выступает средством для достижения целей проекта | Проектная деятельность выступает средством для решения специальных задач исследования |
Отличия по процессу | ||
На начальном этапе деятельности | Предполагает ценностное самоопределение к работе по теме инновационного проекта | Предполагает ценностное самоопределение к решению проблемы исследования |
Характеристика готовности к процессу исследовательской и проектной деятельности | Предполагает технологическую готовность к пониманию инструкции, алгоритма деятельности; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска; готовность брать на себя ответственность за порученные роли, действия и мероприятия; умение работать в команде | Предполагает технологическую готовность к эффективному разрешению проблемы исследования: выдвижению гипотезы, поиску средств проверки гипотезы исследования, интерпретации и обобщению результатов |
| Чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной | Индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной |
При работе в команде | Формирует умения работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования, умения взаимодействовать с любым партнером, умения взаимопомощи в группе при решении общих задач, умения организации делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе членов команды | Формирует умения организации делового партнерского общения с учителем-руководителем, учителем-консультантом, с респондентами (при необходимости) |
На завершающем этапе деятельности | Предполагает при коллективной деятельности рефлексию совместной работы как одно из условий эффективной работы команды | Рефлексия может специально не проводиться |
Сопровождается анализом полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого | Сопровождается анализом планируемого результата решения проблемы и степени ее решения | |
Предполагает разработку конкретного варианта (модели образовательного продукта) | Предполагает разработку неизвестного варианта (модели нововведения как образовательного продукта, содержащего новое знание) | |
Отличия по результату | ||
Главный итог деятельности | Получение практического результата | Достижение истины, получение новых знаний (субъективного или объективного характера), воспроизводимых и достоверных |
Типология проектов
При овладении учителем методом проектов, необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам (типология предложена Е.С.Полат):
- метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.,
- продолжительность проекта (краткосрочный, долгосрочный),
- число участников (индивидуальный, групповой),
- характер координации :
- характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
По методу, доминирующему в проекте:
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выборочной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник и пр.)
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле конференция).
Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
По характеру координации:
Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.
Со скрытой координацией (возможно, главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств.
Этапы проекта
1.Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи).
2. Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности).
3. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
4. Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.
Исходный этап: разработка проектного задания:
Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).
Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)
Определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы:
Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
Выбор средств и методов выполнения.
Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
Проведение исследования, выполнение расчетов,
Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)
Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта:
Общественная презентация проекта.
Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
Этапы | Критерии оценки | Самооценка | Учитель | Коллеги по команде |
Защита | Представление (15 баллов) |
|
|
|
Ответы на вопросы (15 баллов) |
|
|
| |
Процесс проектирования | Интеллектуальная активность (10 баллов) |
|
|
|
Творчество (10 баллов) |
|
|
| |
Практическая деятельность (10 баллов) |
|
|
| |
Умение работать в команде (10 баллов) |
|
|
| |
Итог | Достигнутый результат (15 баллов) |
|
|
|
Оформление (15 баллов) |
|
|
|
85 – 100 баллов – «отлично»;
70 – 85 баллов – «хорошо»;
50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;
менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов | Критерии оценки | Баллы |
Оценка работы | Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы | 5, 10, 20 |
Объём разработок и количество предлагаемых решений | 5, 10, 20 | |
Практическая ценность | 5, 10 | |
Уровень самостоятельности участников | 10, 20 | |
Качество оформления записки, плакатов и др. | 5, 10, 15 | |
Оценка рецензентом проекта | 5, 10 | |
Оценка защиты | Качество доклада | 5, 10, 20 |
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме | 5, 10, 20 | |
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету | 5, 10, 20 | |
Ответы на вопросы учителя | 5, 10 | |
Ответы на вопросы учащихся | 5, 10 |
180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».
Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)
Этапы | Критерии оценки | Уровень (0, 5, 10, 20) |
Оформление и выполнение проекта | Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность |
|
Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите |
| |
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений |
| |
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов |
| |
Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков |
| |
Защита | Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость |
|
Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей |
| |
Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории |
| |
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы |
| |
Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность |
|
200 – 155 баллов – «отлично»;
154 – 100 баллов – «хорошо»;
менее 100 баллов - «удовлетворительно».
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
обозначение проблемы;
обозначение цели;
продуманность пути решения;
обозначение конечного результата;
реальность проекта;
образовательный эффект;
регламент;
культура речи;
свободное владение материалом;
культура оформления работы;
наглядность;
умение вести дискуссию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»
Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."
Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Технология проектной деятельности - проектные задачи
В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...
Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”
Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...
«Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании»
выступление по теме Проектная деятельность в школе...