Евпатий Коловрат: о повести и воине.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Пономарева Екатерина Алексеевна

Урок литературы по отрывку из древнерусской "Повести о разорении Рязани Батыем" о Евпатии Коловрате

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы «Евпатий Коловрат: о повести и воине».

Построить урок в русле современных образовательных технологий оказалось не так-то просто, учитывая, что не только само содержание должно отвечать ФГОС, но и формы и методы работы на уроке. При создании урока применяется системно-деятельностный подход, что определяет использование элементов таких педагогических технологий, как проблемное обучение, РКМЧП, исследовательская деятельность учащихся, педагогическая мастерская  и ИКТ, а также методы и приемы групповой работы, импровизированной речи, графические  приемы (создание кластера), создание устного высказывания по ключевым (опорным) словам. Текст древнерусской повести можно изучать с разных ракурсов: историки увидят в нем источник, более-менее достоверный, словесники – продолжение традиций УНТ и зарождение литературы – художественной и авторской. Так, урок литературы в 6 классе по повести «Евпатий Коловрат» («Евпатий Коловрат: о повести и воине») преследует

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Обобщение и систематизация полученных знаний.
  • Формирование умений выделять главное в тексте.
  • Обучение умению отбирать текстовый материал и анализировать его для получения новых знаний.
  • Определить роль языковых средств в формировании читательского восприятия и создании образов героев;
  • Показать самоотверженность русских воинов;


Развивающие:

  • Способствовать формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, истории нашего народа.
  • Развивать навыки учащихся по работе с текстом: добывать и анализировать полученную информацию;
  • Развивать умение учеников самостоятельного целеполагания, импровизированной речи, групповой работы.


Воспитательные:

  • Способствовать формированию нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «самоотверженность», «патриотизм», «мужество» и др.
  • Выявить базовые национальные ценности русского человека на основе образов героев, летописца;
  • Сформировать представление об отношении современников к описываемым событиям (взгляд на битву глазами летописцев).

Данный урок входит в систему уроков по произведениям древнерусской литературы, поэтому начальный этап урока – «вызов», мотивация ученика на диалог – можно построить как актуализацию знаний по предмету (проверка усвоения терминов и понятий древнерусской литературы, соотнесение отрывков текста с из названиями) или межпредметных знаний:

  • В исторической судьбе России не было века, в котором страна не воевала. Какие войны вы можете вспомнить?
  • Как человек ведет себя на войне? Как должен вести себя воин?
  • Что, по вашему мнению, будет чувствовать человек, когда узнает о приближении войны? За кого/что он будет тревожиться? (Важно, чтобы прозвучала мысль о том, что человеку свойственно переживать не только за свою судьбу, судьбу родной и дом, но и за свою Родину.)
  • На доске – эпиграф нашего урока: «Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами». О ком и кем сказаны эти слова? (Повесть ученики предварительно прочитали).

Вопрос дает ученикам возможность самостоятельно сформулировать цель урока: раз речь пойдет о русских воинах в бою, то нам предстоит выяснить, как ощущал себя человек Древней Руси в сражении, какими качествами он обладал, каким видели его противники и летописец, рассказывающий об этих событиях, а кроме того, понять, какое место занимает историческая воинская повесть в русской литературе. Поскольку круг вопросов достаточно широк, тема урока записывает наиболее обще: «Евпатий Коловрат: о повести и воине». 

Определяется круг известной информации по данной теме (что известно о древнерусской литературе, какие произведения читали, кому посвящены и кто изображается, художественные особенности). При этом ученики замечают разницу между беспристрастным повествованием летописей и эмоциональностью жанра слова. Корректируются первоначально поставленные цели: а что еще нужно знать, чтобы приступить  к изучению и восприятию повести: время написания, историю создания и пр. Беседа с учениками логически переходит в краткую историческую справку и рассказ учителя о создании повести, сопровождающуюся демонстрацией наглядных материалов (исторические карты, иллюстрации, презентация):

"Никогда до того ни одно произведение не было исполнено такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской литературы", - Д.С. Лихачев.

 «Повесть о разорении Рязани Батыем»  дошла до нас в составе летописного свода об иконе Николы Заразского. Она была написана предположительно в 14 веке в церкви Николы. Автор ее неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли. Литературные достоинства произведения заслужили похвалу многих исследователей и поэтов. Д. С. Лихачев назвал это произведение образцовым. 1237 году на Руст напали монголо-татарские войска во главе с ханом Батыем. Евпатий Коловрат (ск. 1237/38), рязанский вельможа, воевода и богатырь. С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих “нарочитых” монгольских богатырей.

Процесс осмысления содержания, т.е. основной части урока, можно графически оформить в виде таблицы-схемы, кластера, фишбоуна, который оформляется в начале урока и заполняется по мере того, как ученики добывают и усваивают новую информацию.

Следующий вид работы – групповая. Задания группам раздаются и выполняются в ходе выразительного чтения подготовленными учениками текста. Поскольку тексты древнерусской литературы представляют сложность, предыдущие уроки тексты читались учителем/запись. Задания дифференцированные, выполняются в ходе чтения учениками отрывков. Отрывок прочли – осмыслили, двинулись дальше, не углубляясь в анализ текста, это – работа групп.

Задания:

  1. Найдите устаревшие слова, объясните их значение. Устаревшие слова – примета времени и реалий, так мы узнаем, к какому периоду русской литературы относится текст, и формируем представление об историческом периоде. Находят не только слова, но и выражения, значения которых объясняют самостоятельно с опорой на контекст.
  2. Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о татарах.
  3. Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о русских воинах, русской земле. В зависимости от уровня класса можно сконцентрироваться на морфологической природе слов: подчеркните прилагательные, глаголы и т.д. Анализируя наработанный материал, следует обратиться к внутренней форме слова: окаянный – каин, зловерный – злая вера, безбожный – нет бога, поганые – иноверцы, с другой стороны: труды – великие, красота – прославленная, вера –христианская. О чем это говорит? Кто говорит эти слова? Кто такой летописец? Можно ли с уверенностью сказать, кто описывает события: ордынец или русский человек? Вывод: церковь и родная земля дорога любому русскому человеку. Приоритетные ценности для общества: семья, вера, Родина.

4.  Проследите, с каких слов начинаются предложения. Есть ли зависимость? Вводится понятие анафора (единоначалие), т.к. многие предложения начинаются с союза и, а. В этом приеме можно проследить связь с организацией былинного текста.

5.  Проследите, в каком порядке относительно друг друга расположены главные члены предложения? Вводится понятие инверсии: для предложений характерен обратный порядок слов (сказуемое – подлежащее, существительное – согласованное определение). Делается вывод об особенности организации древнерусского текста.

Затем группы проводят обобщение и систематизацию, а затем представляют свою работу в виде связного выступления. По мере выступления групп заполняется таблица хода урока.

Однако группы выполняют задания после чтения с остановками текста повести. Первый отрывок посвящен описанию урона, какой нанесли татары Рязанской земле. Внимание учеников акцентируется на наиболее значимых для русского человека вещах: семья, церковь. Второй отрывок рассказывает о появлении Евпатия Коловрата и его живом отклике на картину разорения родной земли. В этом и последующем отрывке внимание учеников должно привлечь описание сцены боя и поведение Евпатия и его дружины: обратить внимание на художественные средства (метафора, сравнения) и их роль, вспомнить понятие гиперболы (соотнести с былиной и проследить связь и влияние УНТ на повесть), подробнее остановиться на образе Батыя и его похвале русским воинам. Почему он так отзывается о Евпатии? Почему отпускает оставшихся воинов?  Почему похвалу погибшим героям, которой традиционно для русской повести заканчивается рассказ о подвигах, автор вкладывает в уста заклятого врага Русской земли - царя Батыя и его приближенных?

На заключительном этапе урока ученикам предлагается устно подготовить связное высказывание по опорным словам. Высказывания по желанию звучат в классе, обсуждаются. Дома ученикам предлагается подумать над вопросом, который так или иначе звучал в ходе урока: раз русские войска проиграли в этой битве, то чем же восхищается автор-летописец? Чему может научить поражение? Оценивается свое впечатление от урока: на таблице хода урока условными значками отмечаются понравившиеся/не понравившиеся элементы хода урока, работы групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евпатий Коловрат

Урок-презентация по воинской повести...

Судьба женщины - воина (презентация повести Н.А.Дуровой "Записки кавалерист-девицы")

Материал поможет в проведении урока внеклассного чтения по повести Н.Дуровой "Записки кавалерист-девицы"...

"Легенда о Евпатии Коловрате" Презентация к сценке.

Презентация к внеклассному мероприятию "Коловрат"...

Урок по антикоррупционной тематике "Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле" (Евпатий Коловрат)

Республиканский конкурс на лучшую разработку урокапо антикоррупционной тематике Технологическая карта урока обществознания Тема урока: «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем с...

Индивидуальный проект "Евпатий Коловрат"

Индивидуальный проект "Евпатий Коловрат"...