Сценарий внеклассного занятия по литературе «День памяти воинов-интернационалистов. 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) на примере документальной повести Виктора Николаева «Живый в помощи».
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Внеклассное занятие для старших классов по литературе на военную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_zanyatiya_niklaev.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия по литературе

10 класс

Тема: «День памяти воинов-интернационалистов.

 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) на примере документальной повести Виктора Николаева «Живый в помощи».

14.03.2024

Внеклассное занятие

для обучающихся 10-11 классов

Тема: «День памяти воинов-интернационалистов.

 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) на примере документальной повести Виктора Николаева «Живый в помощи». 

Цель: пробуждение интереса обучающихся к образу солдата в русской литературе, воспитание уважения к героическому прошлому; формирование представления о роли советской армии в Афганской войне; знаний о качествах, которые необходимы солдату.

Формирующиеся ценности: уважение к героическому прошлому нашей страны.

 Продолжительность занятия – 1 час 00 мин.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

– сценарий;

– видеоролики;

– презентационные материалы.

Содержательные блоки занятия Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово педагога. Часть 2. Основная. Просмотр видеоролика, обсуждение. Беседа. Работа с текстом. Часть 3. Заключительная Рефлексия. Творческое задание.

Часть 1. Мотивационная.

Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем внеклассное занятие по литературе. Предлагаю начать его с прослушивания песни Максима Фадеева «Журавли».

Прослушивание песни.

Педагог. Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

(варианты ответов: война, герои войны, павшие на поле боя, образ матери солдата и т.д.).

Действительно, наше внеклассное занятие посвящено военной тематике. Давайте дадим определение понятию «война». (варианты ответов: вооруженное столкновение двух государств с многочисленными людскими потерями).

Педагог. Согласна с вами. Есть у этого слова и другие определения, которые мы не встретим на страницах словарей и энциклопедий. Война- это, в первую очередь, всегда горе семей, потерявших своих отцов, мужей, сыновей, вставших на защиту страны.
Это боль и слезы от утраты близких людей, это невосполнимые душевные потери. Война- это всегда позор для тех государств, которые не смогли найти мирное решение возникших разногласий.

Какие войны, в которых участвовала Россия, вам известны? (ответы учеников).

Педагог. Война в Афганистане- что вам известно об этой войне? (ответы учеников).

Война в Афганистане- 1979-1989г.г. Затянувшаяся и непонятная война для советского государства. На самом деле, это было деление власти внутри государства, на которое пытался повлиять Советский союз. СССР интересовала связь с Пакистаном, который граничил с Афганистаном- это первое. Второе- это выход СССР к Индийскому океану.

Войны последних десятилетий ХХ века – Афганская и Чеченская кампания- больше нам известны по фильмам с захватывающим сюжетом и яркими образами героев. Предлагаю посмотреть фрагмент фильма «9 рота» об Афганистане (просмотр фильма).

Педагог. Что вы узнали об Афганистане из этого фрагмента? Все ли верно рассказал новобранцам офицер-преподаватель? (ответы учеников)

Педагог. В Афганской войне есть религиозный контекст, потому что в этом государстве ислам не только вероисповедание, но и политический строй. Но, нужно сказать, что ислам здесь был искажен. Например, убийство неверного в исламе не приветствуется, т.к. настоящий мусульманин уважает христианского пророка. Поэтому и понятие «священной войны», которое культивировалось в те годы, было больше из теорий о терроризме.

Послушайте цитату о восточном человеке из книги «Живый в помощи»:

«…искреннее всего восточный человек уважает превосходящую силу, и только потом следует почтение к собственным обычаям, понятие долга, уважение к старшим, культ чести и справедливости. В любой острой ситуации отказ от устрашающей демонстрации силы «противной стороной» рассматривается, как однозначное проявление слабости, которой необходимо воспользоваться. Но неожиданный отпор всегда остужает южанина и моментально возвращает его в «уважительное состояние».

Какие произведения об этой войне вам известны? (ответы учеников).

Педагог.  Действительно, книг о войне в Афганистане не так много. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из них- это документальная повесть Виктора Николаева «Живый в помощи», которую я уже начала цитировать.

Познакомимся с личностью писателя (сообщение о писателе).

Часть 2. Основная

Жанр книги «Живый в помощи»- документальная повесть. Текст книги должен быть публицистического стиля. Но в ней есть описание природы, яркие образы героев, описания внутреннего мира рассказчика- все то, что характерно для художественной литературы. Так почему же это документальная повесть? Рассказчик описанных событий- это сам автор книги, все события были пережиты самим Виктором Николаевичем.

Название книги «Живый в помощи»- что вам известно об этом выражении? (варианты ответов).

Педагог. «Живый в помощи»- это монашеский и воинский оберег из православной книги «Псалтырь» (собрание псалмов царя Давида во славу Божию), псалом №90.

С этим псалмом связана и личная история писателя: после Афганистана Виктор Николаевич продолжил воинскую службу, параллельно получал высшее образование, у него была семья- жена, дочь. Неожиданно возникли серьезные проблемы со здоровьем: в головном мозге была обнаружена опухоль, срочно нужна была операция, но никаких прогнозов врачи не давали. Операция прошла очень успешно, писатель здравствует, занимается любимым делом. И успешный исход операции Виктор Николаев и его родные связывают с тем, что во время ее проведения родные без остановки читали 90 псалом.

Обратимся к самой книге.

Работа с текстом. Беседа.

Виктор Николаев определяет следующие цели книги:

  1. «Только по фактам можно судить о правильности выполненного дела. Доколе мы будем восхищаться теми, кто нас ненавидит и веками в нас стреляет?! Бои ведет армия, бои ведутся и в семьях. А молчание при виде греха- это тоже стрельба по своим, только из оружия с глушителем».
  2. «Мы знали- насколько честно мы погибнем, настолько праведно сложится дальнейшая жизнь наших детей. А сегодня от повального разрушения морали «армия детей ночи» становится опаснее внешнего врага».

Ребята, как вы думаете, кого писатель называет «армией детей ночи»?

(варианты ответов).

Посмотрим фрагмент фильма «Марш-бросок» (обсуждение фрагмента фильма).

Педагог. Вопрос о золотой молодежи- это один из основных, проблемных вопросов в творчестве В. Николаева. 

  1. Цель книги- это обращение к солдатам: «Мой молодой друг! Особенно- будущий офицер. Сомнительна победа в бою, если его планируют командиры, не имеющие боевого опыта. А сегодня возможность понюхать порох есть у каждого из них. Не завершится удачно разведвыход и любая боевая операция, если во главе группы стоит командир, не имеющий в сердце страха за жизни своих подчиненных.<…> В армию надо в первую очередь идти человеком. Потому что от предательств гибнет больше, чем от пуль. И человек, уклоняющийся от армии, это уже предатель, совершающий тягчайший грех перед Родиной.<…> Воин, давший присягу, осознанно отказывается от жизни для себя- его жизнь принадлежит России навсегда!»

Педагог. О чем эта книга? В ней Виктор Николаев описывает нравы и обычаи «духов», дает определения понятиям (например, бачата- это молодой солдат, план- 200 грамм анаши, груз-200- тело солдата в гробу), описывает мастерство советских воинов, у которых есть прототипы (например, образ Коли Майданова- «грозы» духов).

Анализ эпизодов.

  1. Что нужно знать солдатам, прибывшим в Афганистан? (глава «Здравствуй, «Скоба»)
  2. Ужасы войны (уроки выживания, в плену из главы «Тризна»)
  3. Русский (советский) воин- какой он? (глава «Боевое крещение»)

Педагог. Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели некоторые эпизоды из книги Виктора Николаева «Живый в помощи». Эпизоды жуткие. Как вы думаете, что спасало советских солдат на этой жуткой войне? (варианты ответов).

Солдат спасали водка, баня, письма из дома и молитвы родных. Виктор Николаев верит в  особую силу молитвы. И в его книге рассуждений об этом достаточное количество.

Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из программы «Простые чудеса» телеканала «СПАС»  

Часть 3. Заключительная.

В завершении нашего занятия хочу привести слова благодарности за написанную книгу Игоря Чмурова и Сергея Филипченкова, Героев Советского Союза, ветеранов Афганской войны:

Погибшим-вечная память,

Живым-честь.

Русскому оружию- Слава!

Виктору- солдатское Спасибо.

Игорь Чмуров

Благодарю за достойную память

О нашей боевой истории и воздание

Заслуженного почета воинству

Российскому.

Сергей Филипченков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока мужества, посвящённого 25-летию вывода советских войск из Афганистана "Афганистан болит в моей душе"

Данная разработка посвящена очередной годовщина вывода войск СА из Афганистана и предназначена для использования учителями  и учащимися 6-11 классов на уроках мужества, классных часах, встечах ...

Сценарий вечера-памяти, посвящённого 31-летию вывода Советских войск из Афганистана «Афганистан - живая память»

Литературно - музыкальная гостинная знакомит подростков с историей памятной даты; происходит осмысление событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитывает патриотизм и интернационали...

Методическая разработка Урока Мужества, посвященного выводу советских войск из республики Афганистан

Сценарий Урока Мужества рассказывает о воинах- интернационалистах ....

Митинг Памяти, посвященный выводу российских войск из республики Афганистан

Митинг Памяти, посвященный выводу российских войск из республики Афганистан...

Сценарий музейного часа, посвященного 35 годовщине вывода советских войск из Афганистана “Афганистан. Живая память”.

Цель: Рассказать о войне и причинах ввода советских войск в Афганистан.Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащ...