Сценарий внеклассного занятия по литературе «День памяти воинов-интернационалистов. 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) на примере документальной повести Виктора Николаева «Живый в помощи».
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Внеклассное занятие для старших классов по литературе на военную тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного занятия по литературе
10 класс
Тема: «День памяти воинов-интернационалистов.
35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) на примере документальной повести Виктора Николаева «Живый в помощи».
14.03.2024
Внеклассное занятие
для обучающихся 10-11 классов
Тема: «День памяти воинов-интернационалистов.
35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) на примере документальной повести Виктора Николаева «Живый в помощи».
Цель: пробуждение интереса обучающихся к образу солдата в русской литературе, воспитание уважения к героическому прошлому; формирование представления о роли советской армии в Афганской войне; знаний о качествах, которые необходимы солдату.
Формирующиеся ценности: уважение к героическому прошлому нашей страны.
Продолжительность занятия – 1 час 00 мин.
Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.
Комплект материалов:
– сценарий;
– видеоролики;
– презентационные материалы.
Содержательные блоки занятия Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово педагога. Часть 2. Основная. Просмотр видеоролика, обсуждение. Беседа. Работа с текстом. Часть 3. Заключительная Рефлексия. Творческое задание.
Часть 1. Мотивационная.
Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем внеклассное занятие по литературе. Предлагаю начать его с прослушивания песни Максима Фадеева «Журавли».
Прослушивание песни.
Педагог. Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
(варианты ответов: война, герои войны, павшие на поле боя, образ матери солдата и т.д.).
Действительно, наше внеклассное занятие посвящено военной тематике. Давайте дадим определение понятию «война». (варианты ответов: вооруженное столкновение двух государств с многочисленными людскими потерями).
Педагог. Согласна с вами. Есть у этого слова и другие определения, которые мы не встретим на страницах словарей и энциклопедий. Война- это, в первую очередь, всегда горе семей, потерявших своих отцов, мужей, сыновей, вставших на защиту страны.
Это боль и слезы от утраты близких людей, это невосполнимые душевные потери. Война- это всегда позор для тех государств, которые не смогли найти мирное решение возникших разногласий.
Какие войны, в которых участвовала Россия, вам известны? (ответы учеников).
Педагог. Война в Афганистане- что вам известно об этой войне? (ответы учеников).
Война в Афганистане- 1979-1989г.г. Затянувшаяся и непонятная война для советского государства. На самом деле, это было деление власти внутри государства, на которое пытался повлиять Советский союз. СССР интересовала связь с Пакистаном, который граничил с Афганистаном- это первое. Второе- это выход СССР к Индийскому океану.
Войны последних десятилетий ХХ века – Афганская и Чеченская кампания- больше нам известны по фильмам с захватывающим сюжетом и яркими образами героев. Предлагаю посмотреть фрагмент фильма «9 рота» об Афганистане (просмотр фильма).
Педагог. Что вы узнали об Афганистане из этого фрагмента? Все ли верно рассказал новобранцам офицер-преподаватель? (ответы учеников)
Педагог. В Афганской войне есть религиозный контекст, потому что в этом государстве ислам не только вероисповедание, но и политический строй. Но, нужно сказать, что ислам здесь был искажен. Например, убийство неверного в исламе не приветствуется, т.к. настоящий мусульманин уважает христианского пророка. Поэтому и понятие «священной войны», которое культивировалось в те годы, было больше из теорий о терроризме.
Послушайте цитату о восточном человеке из книги «Живый в помощи»:
«…искреннее всего восточный человек уважает превосходящую силу, и только потом следует почтение к собственным обычаям, понятие долга, уважение к старшим, культ чести и справедливости. В любой острой ситуации отказ от устрашающей демонстрации силы «противной стороной» рассматривается, как однозначное проявление слабости, которой необходимо воспользоваться. Но неожиданный отпор всегда остужает южанина и моментально возвращает его в «уважительное состояние».
Какие произведения об этой войне вам известны? (ответы учеников).
Педагог. Действительно, книг о войне в Афганистане не так много. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из них- это документальная повесть Виктора Николаева «Живый в помощи», которую я уже начала цитировать.
Познакомимся с личностью писателя (сообщение о писателе).
Часть 2. Основная
Жанр книги «Живый в помощи»- документальная повесть. Текст книги должен быть публицистического стиля. Но в ней есть описание природы, яркие образы героев, описания внутреннего мира рассказчика- все то, что характерно для художественной литературы. Так почему же это документальная повесть? Рассказчик описанных событий- это сам автор книги, все события были пережиты самим Виктором Николаевичем.
Название книги «Живый в помощи»- что вам известно об этом выражении? (варианты ответов).
Педагог. «Живый в помощи»- это монашеский и воинский оберег из православной книги «Псалтырь» (собрание псалмов царя Давида во славу Божию), псалом №90.
С этим псалмом связана и личная история писателя: после Афганистана Виктор Николаевич продолжил воинскую службу, параллельно получал высшее образование, у него была семья- жена, дочь. Неожиданно возникли серьезные проблемы со здоровьем: в головном мозге была обнаружена опухоль, срочно нужна была операция, но никаких прогнозов врачи не давали. Операция прошла очень успешно, писатель здравствует, занимается любимым делом. И успешный исход операции Виктор Николаев и его родные связывают с тем, что во время ее проведения родные без остановки читали 90 псалом.
Обратимся к самой книге.
Работа с текстом. Беседа.
Виктор Николаев определяет следующие цели книги:
- «Только по фактам можно судить о правильности выполненного дела. Доколе мы будем восхищаться теми, кто нас ненавидит и веками в нас стреляет?! Бои ведет армия, бои ведутся и в семьях. А молчание при виде греха- это тоже стрельба по своим, только из оружия с глушителем».
- «Мы знали- насколько честно мы погибнем, настолько праведно сложится дальнейшая жизнь наших детей. А сегодня от повального разрушения морали «армия детей ночи» становится опаснее внешнего врага».
Ребята, как вы думаете, кого писатель называет «армией детей ночи»?
(варианты ответов).
Посмотрим фрагмент фильма «Марш-бросок» (обсуждение фрагмента фильма).
Педагог. Вопрос о золотой молодежи- это один из основных, проблемных вопросов в творчестве В. Николаева.
- Цель книги- это обращение к солдатам: «Мой молодой друг! Особенно- будущий офицер. Сомнительна победа в бою, если его планируют командиры, не имеющие боевого опыта. А сегодня возможность понюхать порох есть у каждого из них. Не завершится удачно разведвыход и любая боевая операция, если во главе группы стоит командир, не имеющий в сердце страха за жизни своих подчиненных.<…> В армию надо в первую очередь идти человеком. Потому что от предательств гибнет больше, чем от пуль. И человек, уклоняющийся от армии, это уже предатель, совершающий тягчайший грех перед Родиной.<…> Воин, давший присягу, осознанно отказывается от жизни для себя- его жизнь принадлежит России навсегда!»
Педагог. О чем эта книга? В ней Виктор Николаев описывает нравы и обычаи «духов», дает определения понятиям (например, бачата- это молодой солдат, план- 200 грамм анаши, груз-200- тело солдата в гробу), описывает мастерство советских воинов, у которых есть прототипы (например, образ Коли Майданова- «грозы» духов).
Анализ эпизодов.
- Что нужно знать солдатам, прибывшим в Афганистан? (глава «Здравствуй, «Скоба»)
- Ужасы войны (уроки выживания, в плену из главы «Тризна»)
- Русский (советский) воин- какой он? (глава «Боевое крещение»)
Педагог. Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели некоторые эпизоды из книги Виктора Николаева «Живый в помощи». Эпизоды жуткие. Как вы думаете, что спасало советских солдат на этой жуткой войне? (варианты ответов).
Солдат спасали водка, баня, письма из дома и молитвы родных. Виктор Николаев верит в особую силу молитвы. И в его книге рассуждений об этом достаточное количество.
Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из программы «Простые чудеса» телеканала «СПАС»
Часть 3. Заключительная.
В завершении нашего занятия хочу привести слова благодарности за написанную книгу Игоря Чмурова и Сергея Филипченкова, Героев Советского Союза, ветеранов Афганской войны:
Погибшим-вечная память,
Живым-честь.
Русскому оружию- Слава!
Виктору- солдатское Спасибо.
Игорь Чмуров
Благодарю за достойную память
О нашей боевой истории и воздание
Заслуженного почета воинству
Российскому.
Сергей Филипченков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/08/picture-81222-1533727900.jpg)
Сценарий урока мужества, посвящённого 25-летию вывода советских войск из Афганистана "Афганистан болит в моей душе"
Данная разработка посвящена очередной годовщина вывода войск СА из Афганистана и предназначена для использования учителями и учащимися 6-11 классов на уроках мужества, классных часах, встечах ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-1286432-1604588818.jpg)
Сценарий вечера-памяти, посвящённого 31-летию вывода Советских войск из Афганистана «Афганистан - живая память»
Литературно - музыкальная гостинная знакомит подростков с историей памятной даты; происходит осмысление событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитывает патриотизм и интернационали...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1323120-1616167464.jpg)
Методическая разработка Урока Мужества, посвященного выводу советских войск из республики Афганистан
Сценарий Урока Мужества рассказывает о воинах- интернационалистах ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/21/picture-1474893-1684668655.jpg)
Митинг Памяти, посвященный выводу российских войск из республики Афганистан
Митинг Памяти, посвященный выводу российских войск из республики Афганистан...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1074103-1540468272.jpg)
Сценарий музейного часа, посвященного 35 годовщине вывода советских войск из Афганистана “Афганистан. Живая память”.
Цель: Рассказать о войне и причинах ввода советских войск в Афганистан.Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащ...
Презентация к внеклассному занятию по литературе «День памяти воинов-интернационалистов. 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) на примере документальной повести Виктора Николаева «Живый в помощи».
Презентация к конспекту внеклассного занятия по литературе на военную тему...
Сценарий мероприятия, посвященного выводу советских войск из Афганистана «Афганистан – живая память»
Война в Афганистане - одна из самых трагических страниц летописи советской эпохи. Она навсегда останется в памяти не только ветеранов войны, но и всех последующих поколений. 650 тысяч советских солдат...