Конспект урока литературы в 11 классе на тему "И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 3-4 Л-11
ТЕМА: И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; учить характеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте
ХОД УРОКА:
- Оргмомент.
- Готовность к уроку.
- Сообщение целей урока.
- Вступительное слово учителя
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» написан в 1915 году. Уже шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа - в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
- Беседа по содержанию текста.
- . Образы-символы в рассказе
- Как называется океанский пароход, который везёт безымянного миллионера в Европу? («Атлантида».)
- «Атлантида» - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей
цивилизации, не устоявший перед натиском стихии. Возникает также ассоциация с погибшим в 1912 году «Титаником».
- Океан, ходивший за стенами парохода, - символ стихии, природы, противостоящей
цивилизации.
- Символичен образ главного героя. Господин из Сан-Франциско - олицетворение
буржуазной цивилизации.
- Образ главного героя.
- Почему герой лишён имени? Как описывает его автор?
- Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней
мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением..
- Найдите в тексте примеры этому.
- Какие эпитеты употребляет Бунин. описывая внешность героя?
- В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого
богатства – осуществилась. но он не стал от этого счастливее. Только смерть проявляет в господине человеческие черты.
- Найдите, как описывает автор умершего господина.
- Как автор называет теперь главного героя?
- Как меняется к нему отношение окружающих?
- Общество в рассказе.
- Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. Его
трюмы и палубы – это слои человеческого общества.
- Проследите, как живут пассажиры на разных этажах парохода. Сравните с
человеческим обществом.
- Верхние этажи можно сравнить в раем, а «подводная утроба парохода» подобна
преисподней. Зачитайте, почему её можно сравнить с адом.
- Эпизодические герои рассказа – Лоренцо, абруццкие горцы и др.
- Найдите описание Лоренцо. Что его отличает от Господина?
- Чем отличается жизнь горцев от жизни цивилизованного общества?
- То, чем живут горцы – это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».
- Есть ещё один герой, образ которого является обобщающим образом ничтожности и
тленности земного богатства и славы. Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри.
- Работа со статьёй учебника с. 45-47
- В каких ещё произведениях Бунина поднимается образ греха, в котором протекает жизнь человека?
- Воздействие какого писателя и философа заметно в этих произведениях?
- Как на примере судьбы Господина из Сан-Франциско Бунин показывает, что «полый» человек - создание механической цивилизации?
- Какие примеры говорят об авторской иронии по отношению к герою?
- Заключительное слово учителя.
- В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка,
неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе. Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливают грозное предсказание, острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.
- Домашнее задание:
- Вопросы и задания с. 54.
- Прочитать «Чистый понедельник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-286177-1378293404.jpg)
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-527287-1415964006.jpg)
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590597-1423562086.jpg)
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-888741-1486143552.jpg)
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема: И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Конспект урока-анализа рассказа-новеллы И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".Цели урока:1. Познав...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1128622-1553084283.jpg)
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-1191394-1574405363.jpg)
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...